Приказ Департамента аграрной политики Воронежской обл. от 27.02.2013 N 24 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Воронежской области на 2013 - 2015 годы"



ДЕПАРТАМЕНТ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 27 февраля 2013 г. № 24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
И КФХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития молочного скотоводства региона, увеличения объемов производства молока, привлечения дополнительных средств федерального бюджета (на условиях софинансирования) приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Воронежской области на 2013 - 2015 годы".
2. Финансирование мероприятий программы производить в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субсидий на возмещение части затрат по мероприятиям программы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента
аграрной политики
А.А.СПИВАКОВ





Утверждена
приказом
департамента аграрной политики
Воронежской области
от 27.02.2013 № 24

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
И КФХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области
Департамент аграрной политики Воронежской области
Наименование программы
Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Воронежской области на 2013 - 2015 годы"

Основание для разработки программы
Постановление правительства Воронежской области от 02.10.2012 № 84 "Об утверждении региональной программы "Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013 - 2020 годы"
Дата, номер приказа департамента аграрной политики Воронежской области об утверждении программы
Приказ департамента аграрной политики Воронежской области об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Воронежской области на 2013 - 2015 годы" от 27.02.2013 № 24
Цели и задачи программы
Целью программы является увеличение объемов производства молока в СХП и КФХ с 401,8 тыс. тонн в 2012 году до 490 тыс. тонн в 2015 году.
Задачами программы являются: модернизация и техническое перевооружение молочного животноводства и молокоперерабатывающей промышленности области; повышение молочной продуктивности дойного стада; развитие племенного животноводства; увеличение численности высокопродуктивного поголовья дойного стада; повышение коэффициента использования производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий области; сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве; формирование системы государственной (областной) поддержки производителей молока
Целевые индикаторы и показатели
1. Повышение молочной продуктивности дойного стада по сельскохозяйственным предприятиям и КФХ к 2015 году до уровня 5283 кг/гол.
2. Обеспечение производства молока:
2012 год - 401,8 тыс. тонн;
2013 год - 434,0 тыс. тонн;
2014 год - 464,5 тыс. тонн;
2015 год - 490,0 тыс. тонн.
3. Выход телят на 100 маток к 2015 году довести до 81,5 голов
Наименование программных мероприятий
1. Компенсация части затрат на содержание одной коровы в секторе СХП и КФХ
Сроки реализации программы
2013 - 2015 годы.
Объемы и источники финансирования
Общий объем финансирования программы в 2013 - 2015 годы составит 7095 млн. рублей:
- за счет внебюджетных источников - 6950 млн. рублей;
- за счет средств областного бюджета - 145 млн. рублей, в том числе по годам:
Годы
Средства областного бюджета, млн. рублей
Внебюджетные средства, млн. рублей
20013
100
2 500
2014
30
2 200
2015
15
2 250
Итого
145
6 950
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности
В результате реализации программы ожидается:
увеличение производства молока в секторе СХП и КФХ с 401,8 тыс. тонн в 2012 году до 490,0 тыс. тонн в 2015 году;
поступление дополнительных платежей в бюджеты всех уровней за период реализации программы составит 74,6 млн.;
создание более 500 новых рабочих мест

1. Анализ состояния молочного животноводства
Воронежской области. Характеристика проблем развития
молочного животноводства Воронежской области

Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Воронежской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) направлена ускоренное развитие молочного скотоводства в Воронежской области.
Разработка Программы необходима для эффективного развития молочного животноводства области, успешного развития молочной промышленности, насыщение рынка качественной высокотехнологичной молочной продукцией воронежских предприятий, удовлетворения потребностей населения в молочных продуктах за счет собственного производства как основы продовольственной безопасности региона, повышение уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест со стабильной оплатой труда.
Программа разработана как составная часть областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2013 - 2020 годы", которая утверждена постановлением правительства Воронежской области от 02 октября 2012 года № 874.

1.1. Анализ состояния молочного животноводства Воронежской области

Таблица 1

Анализ
состояния молочного скотоводства в Воронежской области
(хозяйства всех категорий)

№ п/п
Показатели
Ед. изм.
Годы
2012 год в % к
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2007
2011
1
Поголовье КРС
тыс. гол.
361,0
350,9
358,2
367,6
386,2
421,5
117
109
2
В т.ч. поголовье коров
тыс. гол.
152,1
144,6
145,6
150,2
155,0
163,4
107
105
3
Производство молока
тыс. тонн
641,5
647,3
665,4
683,3
708,1
742,6
116
105
4
Продуктивность дойного стада в СХП
кг/гол
3672
3925
4242
4264
4330
4712
128
109
5
Производство на душу населения
кг
281
283
248
254
263
318
113
121

7
Выход телят на 100 коров
гол.
78
80
81
81
75
80
103
107
8
Падеж к обороту стада, всего
%
2,2
2,0
2,1
2,2
2,3
2,3
100
105
10
Рентабельность молока
%
15,5
16,9
-2,9
5,3
1,5
7,9
45
в 5 р.
Сельскохозяйственные предприятия и КФХ
1
Поголовье КРС
тыс. гол.
210,9
207,4
211,2
219,1
238,2
272,4
129
114
2
В т.ч. поголовье коров
тыс. гол.
80,8
78,9
79,3
82,3
84,3
85,8
102
112
3
Производство молока
тыс. тонн
301,6
310,7
334,2
341,6
358,2
401,8
133
112
4
Продуктивность дойного стада в СХП
кг/гол
3672
3925
4242
4264
4330
4712
128
109

Как видно из таблицы, меры в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" в 2006 - 2007 годах по ускоренному развитию животноводства и в рамках реализации программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Воронежской области на 2009 - 2012 годы" позволили увеличить качественные и количественные показатели молочного скотоводства. Вместе с тем экономические показатели, рентабельность молока являются сдерживающим фактором.
Повышение финансовой устойчивости молочной отрасли должно осуществляться исключением ряда факторов, к которым необходимо отнести:
- нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции, сезонные колебания цен, вызванные в основном сезонностью производства. В период с апреля по сентябрь, в период получения наибольшего валового объема производства складывается наиболее низкая закупочная цена на молоко-сырье в июле - августе, в период получения наибольшего количества молока устанавливаются наиболее низкие закупочные цены. Сезонность естественна, однако ее размах не должен достигать 50-процентной величины. Наиболее приемлемой разницей следует считать 10 - 15%.

Диаграмма 1

Сезонность производства молока, %



При производстве молока происходит постоянный рост его себестоимости, что связано прежде всего со стоимостью фуражного зерна, наибольшие скачки по себестоимости были в 2007 и 2010 годах (засушливые годы) (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Себестоимость производства 1 тонны молока, рублей



Значительные изменения за последние 20 лет произошли и в структуре производителей молока. Если в 1990 году основными производителями были сельскохозяйственные предприятия (80%), то в настоящее время около половины молока (45%) производится в хозяйствах населения и КФХ, а доля сельскохозяйственных предприятий сократилась до 50,2%. Тем не менее необходимо констатировать, что в последние годы происходит обратный процесс, удельный вес СХП и КФХ начал увеличиваться, что играет значительную положительную роль в плане сохранения сельских территорий и уклада жизни на селе (таблица 2).

Таблица 2

Удельный вес
производства молока по категориям хозяйств
Воронежской области, %

Годы
Категории хозяйств
СХП и КФХ
ЛПХ
1990
79,3
20,7
2000
58,3
41,7
2010
50,0
50
2011
50,6
49,4
2012
54,2
45,8
2013, прогноз
57,0
43,0

Стабильным остается удельный вес производства продукции фермерскими хозяйствами.
Диспаритет цен, в свою очередь, является сдерживающим фактором проведения технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала. Трудоемкость производства молока все еще остается высокой. Главной причиной являются значительные затраты труда на единицу произведенной продукции из-за низкого уровня механизации, который оказывает существенное влияние на экономическую эффективность отрасли.
Одним из основных факторов, влияющих на эффективность производства молока (продуктивность коров, издержки и структура затрат), является уровень и состояние средств механизации на животноводческих фермах области.

Тем не менее в области имеются значительные потенциальные возможности обеспечения поступательного развития отрасли и повышения ее эффективности. Продуктивность дойного стада в области имеет тенденцию постоянного роста. Так, за последние 7 лет надой на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях области повысился на 1489 кг и составил в 2012 году 4712 кг (в среднем 213 кг/гол в год) (диаграмма 2).

Диаграмма 3

Средний надой молока на одну корову
в сельскохозяйственных предприятиях области, кг



В области реализовано и продолжает реализовываться 27 инвестиционных проектов по развитию молочной отрасли. Данные комплексы оснащены инновационным технологическим оборудованием с максимальной автоматизацией процесса, компьютерными программами управления стадом, укомплектованы высокопродуктивным поголовьем скота молочных пород. Продолжается строительство еще ряда молочных комплексов, в том числе мегаферм на 2000 голов дойного стада. Именно такой путь индустриального развития отрасли способен продолжить динамику поступательного развития.
Для обеспечения сельскохозяйственных предприятий рабочими массовых профессий отрасли животноводства в области созданы 2 центра в Лискинском и Бутурлиновском районах по подготовке квалифицированных кадров (оператор машинного доения, слесарь по наладке доильных установок, оператор по уходу за КРС). Многие крупные сельскохозяйственные предприятия осуществляют строительство жилищной инфраструктуры, которая непосредственно предоставляется работникам и специалистам предприятий.
В перспективе планируется создание эмбрионального центра по вымыванию и трансплантации эмбрионов для молочного скотоводства, что, в свою очередь, позволит получать на территории области качественный с генетической точки зрения материал и сократить завоз племенного поголовья из-за границы.
В 2012 году в области произведено 742,6 тысячи тонн сырого молока. Необходимо отметить, что данный объем производимого молока соответствует лишь 318 кг на душу населения (население - 2335 тыс. чел.).
В сельскохозяйственных предприятиях и КФХ произведено 401,8 тысячи тонн сырого молока, а в личных подсобных хозяйствах граждан - 340,8 тысячи тонн, или 45,8% от общего объема производства молока. Однако личные подсобные хозяйства практически исчерпали ресурсы своего роста, в основном из-за напряженной демографической ситуации в сельских территориях. Тем не менее в сельской местности сегодня проживает 36 процентов населения области. Однако ежегодно численность сельского населения уменьшается: только за последние 10 лет с 2002 года население деревень области сократилось почти на 60 тыс. человек. Поэтому дальнейший рост в средне- и дальнесрочной перспективе, безусловно, будет определяться развитием сектора крупнотоварного производства с возможностью внедрения передовых энергосберегающих, инновационных технологий и использования высокопроизводительного труда. Параллельно с этим существует проблема сбыта молока сектором ЛПХ, обеспечения его качественным племенным молодняком и создания сервисных центров, предоставлением качественных зооветеринарных услуг (прежде всего ветеринарная помощь, искусственное осеменение, снабжение комбикормами и оказание консультационных услуг).

Анализ состояния молокоперерабатывающих предприятий области

В настоящее время молокоперерабатывающая промышленность Воронежской области представлена 16 предприятиями.
Выработку цельномолочной продукции осуществляют 7 молокоперерабатывающих предприятий. Лидирующее положение в данном сегменте занимает ОАО "Молочный комбинат Воронежский", удельный вес которого в общем объеме производства 2012 года составляет 57% процентов, или 201 тыс. тонн. Вторым по объему производства цельномолочной продукции является ООО "Аннинское молоко" - филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн", доля которого в общем объеме составляет 25%, или 80 тыс. тонн.
В последние годы проведена значительная технологическая модернизация, так ОАО "Молочный комбинат Воронежский" (масштабная реконструкция в 2001, 2004, 2006 и 2009 годах с установкой современных технологических линий), ООО "Аннинское молоко" - филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн" (реконструкция приемно-аппаратного цеха с установкой высокоэффективного оборудования шведского производства), ООО Городской молочный завод "Лискинский" (в 2009 году проведена реконструкция цеха по производству сыра и освоен выпуск сыра "Чеддер"), ОАО фирма "Молоко" (в 2009 году осуществлена реконструкция цельномолочного цеха). Реконструкция позволила расширить ассортимент выпускаемой продукции, обеспечить повышение качества, что способствовало увеличению покупательского спроса населения. В 2013 году будет завершена реконструкция и модернизация на базе сыродельного завода "Калачеевский", после которой мощность по производству сыров составит 8400 т/год.
Молочная отрасль области имеет на сегодняшний день существенно лучшие стартовые позиции, чем другие секторы хозяйства. Молочные продукты - это товар, без которого население не может обойтись ни при каких условиях. Поэтому потенциально молочная отрасль - один из наиболее устойчивых секторов экономики.

Рисунок 1

Блок-схема
функционирования отрасли молочного
скотоводства и переработки



Цель Программы:
Основной целью Программы является эффективное развитие молочного животноводства Воронежской области, молочной промышленности, обеспечение перерабатывающих предприятий качественным сырьем, насыщение рынка качественной высокотехнологичной молочной продукцией воронежских предприятий, удовлетворение потребностей населения в продуктах животноводства за счет собственного производства как основы продовольственной безопасности региона, увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней.
В результате создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства области планируется увеличение объемов производства молока в секторе сельскохозяйственных предприятий и КФХ с 401,8 тыс. тонн в 2012 году до 490,0 тыс. тонн в 2015 году, или на 22%, что обеспечит прибавку выручки от молока на 1,2 млрд. рублей в ценах 2012 года.

Задачи Программы:
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: модернизация и техническое перевооружение молочного животноводства, повышение молочной продуктивности, дальнейшее увеличение численности высокопродуктивного поголовья дойного стада; сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, формирование системы государственной (областной) поддержки производителей молока.
Необходимостью развития отрасли молочного скотоводства является прежде всего то, что с увеличением производства молока создается дополнительная прибавочная стоимость. Иными словами, один рубль растениеводческой продукции, "пропущенный" через животноводство, а впоследствии через перерабатывающую промышленность, создает дополнительно 4 - 5 рублей валовой стоимости. В конечном итоге это - занятость, налоговые отчисления, жизнь и развитие села.


3. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы

В результате реализации Программы будет задействован механизм устойчивого поступательного развития отрасли, увеличение валовых объемов молока, повышение уровня обеспечения натуральной молочной продукцией населения региона и увеличение уровня загрузки имеющихся молокоперерабатывающих мощностей.
Основные целевые показатели и индикаторы Программы:
- повышение молочной продуктивности дойного стада в СХП и КФХ к 2015 году как минимум до уровня 5283 кг/гол (в дальнейшие 3 - 4 года - до уровня 6000 кг на голову);
- обеспечение производства молока:
2013 год - 434,0 тыс. тонн;
2014 год - 464,5 тыс. тонн;
2015 год - 490 тыс. тонн.
5. Выход телят на 100 маток к 2015 году довести до 81,5 голов.

Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 4.

Таблица 3

Основные целевые индикаторы Программы

Целевой индикатор
Ед. изм.
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2015 год к 2012 году, %
Все категории хозяйств
1. Валовое производство молока
тыс. тонн
742,6
757,5
772,7
788,2
106
2. Надой на корову в год в сельхозпредприятиях
кг

4712
4969
5178
5349
114
3. Производство на душу населения
кг
318
320
326
333
105
Сельхозпредприятия и КФХ
1. Валовое производство молока
тыс. тонн
401,8
434,0
464,5
490,0
122
2. Надой на корову в год в сельхозпредприятиях и КФХ
кг

4682
4923
5121
5283
112

4. Выход телят на 100 маток
гол.
80
80,5
81
81,5
102

4. Характеристика программных мероприятий

Механизм реализации

Производство молока в Воронежской области будет осуществлено за счет реализации новых крупных инвестиционных проектов, работы действующих сельхозпредприятий.
Без создания условий экономической мотивации реализаторам проектов планируемый рост производства молока невозможен.
Поэтому решение основных задач Программы будет обеспечено комплексом программных мероприятий.
Программа разработана в соответствии со схемой территориального планирования Воронежской области, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2009 № 158 "Об утверждении схемы территориального планирования Воронежской области".

Инвестиционные проекты

Реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты станут основой создания высокотехнологичного производства, использующего передовые подходы и методы в выращивании, содержании, кормлении и доении поголовья. Приоритет отдается созданию крупных мегаферм на 1200 - 2000 тыс. голов дойного стада с оптимальной структурой управления производством, стадом и обслуживающим персоналом.
В течение 2013 - 2015 годов планируется реализовать 7 подобных крупных проектов в молочном животноводстве.


Таблица 5


Инвестиционные проекты
Поголовье дойного стада, голов
Производство молока в год, тыс. тонн
1
ООО "ЭкоНиваАгро", Лискинский, Бобровский районы
2000*2
24,0
2
ООО АФ "Калитва", Россошанский район
2000
12,0
3
ООО "Банк Авангард", Хохольский район
1200
7,2
4
ЗАО "Агросвет", Каширский район
1500
9,0
5
ООО "ЗРМ", Эртильский район"
1200
7,2
6
ООО "Молвест", Кантемировский район
2000
12,0

Таблица 6

Инвестиции в развитие молочного скотоводства, млн. рублей


Инвестиционные проекты
2013
2014
2015
Итого
1
ООО "ЭкоНиваАгро", Лискинский, Бобровский районы (строительство 2 комплексов по 2,0 тыс. голов каждый)
1000
1000
1000
3000
2
ООО АФ "Калитва", Россошанский район (строительство комплекса на 2,0 тыс. голов)
1000


1000
3
ООО "Банк Авангард", Хохольский район (строительство комплекса на 1200 голов)
400
200

600
4
ЗАО "Агросвет", Каширский район
100
200
450
750
5
ООО "ЗРМ", Эртильский район

300
300
600
6
ООО "Молвест", Кантемировский район (строительство комплекса на 2000 голов)

500
500
1000
Итого
2500
2200
2250
6950

Выход данных предприятий на проектную мощность в 2013 - 2015 годах позволит дополнительно увеличить объемы производства молока в области на 71,4 тыс. тонн. Будет создано дополнительно более 400 рабочих мест. Работу по подбору новых инвесторов и площадок для реализации проектов предполагается продолжать постоянно.

Схема
размещения сельскохозяйственных предприятий, занимающихся
производством молока, с поголовьем от 300 коров



В настоящее время в Воронежской области имеется 47 сельскохозяйственных предприятий с поголовьем коров от 300 до 500 голов, 35 хозяйств от 500 до 1000 коров, 13 крупных сельскохозяйственных предприятий с поголовьем коров более 1000 голов; кроме этого, в 2013 - 2015 годах будет построено еще 7 - 8 мегакомплексов.
Как видно из схемы, все сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся производством молока, находятся недалеко от перерабатывающих предприятий, что позволяет с точки зрения логистики организовать процесс рационального перемещения молока от поставщиков на перерабатывающие заводы.

Мероприятия областной поддержки

При реализации Программы осуществляются мероприятия по государственной поддержке молочного животноводства по направлениям и объемам, предусмотренным Программой и областным бюджетом на каждый год.
Учитывая, что в Воронежской области ускоренными темпами развивается отрасль животноводства, за последние годы ее поддержка за счет областного бюджета является приоритетной. Значительные субсидии выделяются на технологическое перевооружение производства, приобретение ценного в генетическом плане племенного молодняка КРС, строительство объектов инженерной инфраструктуры для экономически значимых проектов и социальное развитие села. В области принят подход комплексного развития сельских территорий.
Реализация Программы предусматривает выполнение мероприятий по государственной (областной) сельскохозяйственных предприятий, КФХ, решение задач, направленных на увеличение объемов производства сырого молока, улучшение его качества, увеличение объемов, содействие расширению рынков сбыта готовой продукции, а также повышение качества и увеличение объемов производства молока путем стимулирования дальнейшей интеграции производителей и переработчиков молока.

1. Компенсация части затрат на содержание одной коровы:
Целью мероприятия является сохранение и увеличение численности коров, что будет способствовать увеличению производства молока на территории Воронежской области.
Мероприятием предусмотрена компенсация части затрат из средств областного бюджета на 1 корову сельскохозяйственным предприятиям и КФХ в размере базовой ставки 1,0 тыс. рублей, что составляет 2% от затрат на содержание 1 коровы (в 2011 году затраты на содержание одной коровы составили 64,5 тыс. рублей)

Таблица 7

Годы
Базовая ставка, рублей
Субсидии, млн. рублей
2013
1000
100
2014
1000
30
2015
1000
15
2013 - 2015 годы
Х
145

Общий объем финансирования на это мероприятие на 2013 - 2015 годы - 145 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 100 млн. рублей, в 2014 году - 30 млн. рублей, в 2015 году - 15 млн. рублей. Предполагается, что данные средства будут направлены СХП и КФХ на проведение дальнейшей модернизации производства, внедрение новых и современных технологий.

2. Меры по развитию инфраструктуры предусмотрены в рамках поддержки федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года":
- улучшение условий граждан, проживающих в сельской местности;
- обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
- развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- развитие сети учреждений культуры и культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
- развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности;
- развитие газификации в сельской местности;
- развитие электрических сетей в сельской местности;
- развитие водоснабжения в сельской местности;
- развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности;
- развитие сети автомобильных дорог в сельской местности;
- развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности;
- поддержка комплексной застройки и благоустройства сельских поселений.

5. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в сроки 2013 - 2015 годов.
Базовым годом принимается 2012 год.

Таблица 8

Прогноз
развития животноводства Воронежской области
на 2013 - 2015 годы

№ п/п
Показатели
Ед. изм.
Годы
2012
2013
% к 2012 году
2014
% к 2013 году
2015
% к 2014 году
1.
Производство молока, всего
тыс. тонн
742,6
757,5
102
772,7
102
788,2
102
2.
в т.ч. СХП и КФХ
тыс. тонн
401,8
434,0
108
464,5
107
490
105
3.
Прирост производства молока в СХП и КФХ
тыс. тонн
+43,6
+32,2
Х
+30,5
Х
+25,5
Х
4.
Прирост производства молока в СХП и КФХ
%
12
8
Х
7
Х
5
Х
5.
Поголовье коров, всего
тыс. голов
151,8
152,1
100,2
152,5
100,3
153,2
100,5
6.
Средний надой на корову (во всех категориях)
кг/гол
4892
4980
102,8
5067
101,7
5145
101,5
7.
Поголовье коров в СХП и КФХ
тыс. голов
85,8
88,15
103
90,7
103
92,75
102,0
8.
Средний надой на корову (СХП + КФХ)
кг/гол
4682
4923
105
5121
104
5283
103

В Программе предусматривается опережающий рост продуктивности (качества) над ростом поголовья (количества), что подразумевает под собой интенсивный путь развития отрасли (строительство крупных комплексов, приобретение высокоудойных коров); в то же время будет наблюдаться тенденция перепрофилирования экстенсивных сельскохозяйственных предприятий с низкопродуктивным поголовьем на развитие мясного скотоводства.

6. Социальные и экономические результаты Программы

Оценка эффективности Программы

Реализация ведомственной целевой программы развития молочного скотоводства будет способствовать созданию условий для:
1. Увеличения объема производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ с 401,8 тыс. тонн в 2012 году до 490,0 тыс. тонн в 2015 году, в том числе по сельскохозяйственным организациям соответственно - с 373,1 тыс. тонн до 483,1 тыс. тонн.
2. Роста продуктивности дойного стада в СХП и КФХ с 4682 кг до 5283 кг.
Значения этих показателей приведены в таблице 9.

Таблица 9

Расчет
социально-экономической эффективности реализации Программы

Показатели
Годы
2012
2013
2014
2015
2015 год к 2012 году в %
Основные индикаторы
1. Поголовье молочных коров в СХП и КФХ, тыс. голов
85,80
88,15
90,70
92,75
108,1
в т.ч. по СХП
79,20
81,50
84,00
86,00
108,6
3. Удой на корову в год по СХП и КФХ
4682
4923
5121
5283
112,8
в т.ч. по СХП
4712
4969
5178
5349
4. Валовое производство молока по СХП и КФХ, тыс. тонн
401,8
434
464,5
490
122,0
в т.ч. по СХП
373,1
405
435
460


Показатели
Годы
2012
2013
2014
2015
Всего, 2013 - 2015 годы
Вспомогательные индикаторы
по СХП и КФХ





1. Валовой продукт отрасли, млн. рублей
5122,3
6005,1
6965,9
7955,5
20926,4
2. Валовой доход отрасли, млн. рублей
1326,5
1555,1
1804,0
2060,2
5419,3
3. Чистая прибыль отрасли, млн. рублей (1-затраты)
377,6
442,6
513,5
586,4
1542,5
5. Создание новых рабочих мест
Х
160
160
80
400
6. Дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней (от прибавки молока), млн. рублей
Х
25,3
25,9
23,4
74,6

Реализация Программы позволит создать благоприятные экономические условия для устойчивого развития молочного скотоводства, повысить эффективность работы сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством молока, обеспечить население молоком и молочными продуктами отечественного производства, повысить конкурентоспособность продукции. Социальные последствия реализации Программы связаны с улучшением условий труда в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ, трудовой занятости населения в сельской местности.
Успешная реализация Программы будет способствовать:
реализации планов по наращиванию объемов производства молока в сельхозпредприятиях и КФХ;
повышению доли сельхозпроизводства в общем балансе валового продукта Воронежской области;
увеличению количества занятых в сельском хозяйстве граждан;
реализация Программы не несет негативных экологических последствий.
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализации инвестиционных проектов молочного направления в области (строительство и реконструкция 7 - 8 молочных комплексов) за 3 года будет создано 400 новых рабочих мест со стабильной и индексируемой заработной платой.
Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней от прибавки валового производства молока в сельскохозяйственных предприятиях за период реализации Программы составят 74,6 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 16,8 млн. рублей; областной - 20,3 млн. рублей; бюджет муниципальных районов - 12,4 млн. рублей; бюджет поселений - 4,5 млн. рублей; внебюджетные фонды - 20,5 млн. рублей
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.

Таблица 10

Расчет
эффективности расходования бюджетных средств по Программе


Показатели

Ед.
изм.
Годы
Всего за 3 года
2013
2014
2015
Ежегодный прирост валового производства молока в СХП и КФХ
тыс.
тонн
32,2
30,5
25,5
88,2
то же в стоимостном выражении (ВП)
млн. рублей
477,4
488,41
441,0
1406,9
Ежегодный прирост валового производства молока по СХП
тыс.
тонн
31,9
30
25
86,9
то же в стоимостном выражении (ВП)
млн. рублей
473,0
480,41
432,4
1385,8
Финансирование производства молока из областного бюджета по СХП и КФХ
млн. рублей
100
30
15
145
Коэффициент эффективности использования бюджетных средств - Эб
%
536,6
529,7
466,2
494,9

Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по Программе по годам рассчитана по формуле:

Эб = ВП / О x 100, где:

Эб - планируемая эффективность расходования бюджетных средств по Программе;
ВП - дополнительная валовая прибыль, полученная по Программе;
О - расходы областного бюджета по Программе.
Среднее значение коэффициента Эб за период реализации Программы составляет 494,9%. Это означает высокую степень возмещения затрат областного бюджета по Программе через прирост валового продукта отрасли. Для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 3 - 4 лет, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.

Оценка рисков реализации Программы

К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования;
- последствия вступления России в ВТО;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, который может привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание подготовки кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и невыхода на плановое поголовье молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли 20% от ежегодной прибавки продуктивности - кг на одну корову и минус 4% к плану по численности коров.

Таблица 11

Оценка
рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
реализации Программы в части объемов производства молока,
млн. рублей (в ценах соответствующего года)

Виды рисков
2013 год
2014 год
2015 год
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
48,2
39,6
32,4
От невыхода на плановое поголовье коров, голов
3526
3628
3710
Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовый надой молока в год, тонн
170
143,7
120,2
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовый надой молока в год, млн. рублей (в ценах 2012 года - 13729 рублей/тонна)
1,8
1,5
1,3

Общая оценка рисков в стоимостном выражении проводилась по формуле:

Им = (Имо x Ип) x Рг, где:

Им - риски от невыхода на плановый годовой валовой надой молока, млн. рублей;
Имо - от невыхода на плановую продуктивность, кг молока на корову;
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров, голов;
Рг - цена реализации молока.
Расчеты показали (табл. 11), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.

7. Методика оценки эффективности ВЦП

Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
форма 8-АПК "Затраты по элементам на основное производство";
форма 13-АПК "Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства";
форма 15-АПК "Отчет о наличии животных";
форма 16-АПК "Баланс продукции" по годам;
форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная);
федеральная программа статистических работ Росстата России "Поголовье, продуктивность молочного скота в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Программе используются показатели (за каждый год и в целом за четыре года).
Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается по формуле, показывающей соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе, и расходов областного бюджета.

8. Обоснование потребности в ресурсах для достижения
целей и результатов Программы

Выполнение программных мероприятий планируется за счет средств участников Программы - ими могут быть сельскохозяйственные, промышленные предприятия - инвесторы и КФХ.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на указанные цели.

Таблица 12

Предлагаемые меры государственной поддержки
(сводная таблица механизма реализации Программы),
млн. рублей

Показатели
Средства областного бюджета, млн. рублей
2013 год

2014 год
2015 год
Итого
Компенсация части затрат из средств областного бюджета на 1 корову сельскохозяйственным предприятиям и КФХ
100
30
15
145
ИТОГО
100
30
15
145

9. Система управления реализации Программы

Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является департамент аграрной политики Воронежской области;
- координацию деятельности сельхозтоваропроизводителей, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляют Главное управление экономического развития Воронежской области и департамент аграрной политики Воронежской области;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы осуществляет департамент аграрной политики области и заинтересованные исполнительные органы государственной власти Воронежской области;
- финансирование программных мероприятий осуществляют Главное финансовое управление и Главное управление экономического развития Воронежской области;
- мониторинг реализации Программы осуществляют департамент аграрной политики, Главное управление экономического развития области;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы являются департамент аграрной политики, Главное управление экономического развития.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета, предусмотренных областным Законом "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с учетом корректировки финансовых ресурсов ввиду значительного увеличения объемов валового производства молока, запланированных данной Программой.
Составной частью механизма финансирования является выделение из федерального бюджета субсидий на запланированные мероприятия по развитию племенного животноводства на условиях софинансирования из областного бюджета.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашения между Минсельхозом России и Воронежской областью.





Приложение

Список
сельхозтоваропроизводителей, получателей субсидий
по ведомственной целевой программе
"Развитие молочного скотоводства и увеличение
производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и
КФХ Воронежской области на 2013 - 2015 годы"

№ п/п
СХТП - получатель субсидии
Объем производства молока на 01.01.2012 (тонн)
Объем производства молока на 01.01.2013 (тонн)
1
Аннинский район (10 хозяйств)
27903
28184
2
Бобровский район (8 хозяйств)
10270
12221
3
Богучарский район (9 хозяйств)
4593
5070
4
Борисоглебский район



ООО ВИП "Искра"
365
453
5
Бутурлиновский район



ООО "Бутурлиновка-Агро"
718
816

ООО "Бутурлиновский Агрокомплекс"
969
3836

ООО "Инвестагропромкомплекс"
1145
1608

ООО "Агрофирма Шипова Дубрава"
2272
2502

ООО "Нижнекисляйские свеклосемена"
2815
3513
6
Верхнемамонский район (12 хозяйств)
11060
11325
7
Верхнехавский район



ООО "Хавамолоко"
1535
1547
8
Воробьёвский район



ИП глава К(Ф)Х Алиев С.А.
585
585

ИП глава К(Ф)Х Саид-Ахмедов Нохи
459
460

ИП глава К(Ф)Х Скляр Г.П.
13
20

ИП глава К(Ф)Х Сулейманов Р.Г.
608
608

Колхоз "Новый путь"
676
687

ФГУП "Воробьевское" Россельхозакадемии
2078
1915
9
Воронеж



ООО "Центрально-Черноземная агропромышленная компания"
18421
26254

ООО "Содружество"
1439
1824
10
Грибановский район



ООО "Россия-Агро"
488
674
11
Калачеевский район (12 хозяйств)
14356
14604
12
Каменский район



ЗАО им. Тимирязева
941
1031

ЗАО "Авангард"
1646
1696

ООО "Ольховлогское"
2642
2810

ООО "Феникс"
665
636
13
Кантемировский район (7 хозяйств)
16114
16167
14
Каширский район



ЗАО "Нива"
1622
381

ЗАО "АгроСвет"
5337
6996

ПК (артель) "Золотой колос"
1324
1490

СХА "Дружба"
198
208
15
Лискинский район (10 хозяйств)
70189
86755
16
Нижнедевицкий район (7 хозяйств)
6590
6897
17
Новоусманский район



ИП глава К(Ф)Х Броян Сережа Вазирович
2953
2500

ИП глава К(Ф)Х Зубкова А.С.
863
946

ИП Глава КФХ Баранников Евгений Николаевич
885
1825

ООО "Агро-Ритм"
1145
1151

ООО "Воронежпищепродукт"
3721
3077

ТНВ "Машков и Компания Красинское"
486
679
18
Новохоперский район



К(Ф)Х "Новокутковское"
358
454

ОАО СХП "Терновское"
298
304
19
Ольховатский район (7 хозяйств)
7929
7939
20
Острогожский район (9 хозяйств)
3520
3768
21
Павловский район (9 хозяйств)
25640
28482
22
Петропавловский район



ООО "Ритм"
455
435

СХА "Луч"
282
289
23
Поворинский район



ИП Глава К(Ф)Х Ершов Михаил Сергеевич
111
76

КХ "Пчёлка"
135
120
24
Рамонский район



ЗАО "Сельские зори"
1863
1909

ИП глава К(Ф)Х Абасов К.А.
304
347

ИП глава К(Ф)Х Богданова Анна Владимировна
20
57

ООО НПКФ "Агротех-Гарант Березовский"
2088
2092

ФГУП им. Мазлумова Россельхозакадемии
1414
1675
25
Репьевский район



ООО "Бутырки"
530
688
26
Россошанский район (13 хозяйств)
35994
37018
27
Семилукский район (10 хозяйств)
5461
5402
28
Таловский район (18 хозяйств)
21903
22623
29
Терновский район



ООО "Бородино"
869
712

ООО "Победа"
368
391

ПСК (СХА) "Правда"
662
650

ПСК им. Калинина
1098
1371

СХА имени Мичурина
3657
3492

СХА "Терновская"
1934
1941
30
Хохольский район



ЗАО "Дон"
4070
5569

ИП глава К(Ф)Х Князев А.В.
1304
1430

Колхоз "Большевик"
3592
3343

ООО "Зубриновка"
255
303

СПК (колхоз) "Староникольский"
1710
1730
31
Эртильский район (9 хозяйств)
10290
13201
Всего по Программе
358203
401762


------------------------------------------------------------------