Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 14.03.2013 N 2.8-2013 "По результатам проверки эффективности предоставления мер государственной поддержки ОАО "Завод ЖБК" и ООО "Воронежсельмаш" в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 14 марта 2013 года № 4(98)

ОТЧЕТ № 2.8-2013
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОАО "ЗАВОД ЖБК"
И ООО "ВОРОНЕЖСЕЛЬМАШ" В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСОБО ЗНАЧИМЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Основание для проведения проверки: п. 2.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 07.02.2013 № 11.

Цель проверки: оценка эффективности предоставления мер государственной поддержки ОАО "Завод ЖБК" и ООО "Воронежсельмаш" в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. ООО "Воронежсельмаш" - акт от 01.03.2013 № 2.8/1-2013.
2. ОАО "Завод ЖБК" - акт от 01.03.2013 № 2.8/2-2013.

Сроки проведения контрольного мероприятия: с 11.02.2013 по 07.03.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение бизнес-планов особо значимых инвестиционных проектов, договоров об осуществлении инвестиционной деятельности.
2. Изучение состава государственной поддержки, предоставленной для реализации инвестиционных проектов.
3. Анализ реализации инвестиционного проекта (объем вложенных инвестиций по годам и источникам финансирования, объем вложенных инвестиций по объектам в соответствии с бизнес-планом).
4. Анализ выполнения показателей инвестиционных проектов, заложенных в бизнес-планах (план-факт) (объемы производства, прибыль, количество рабочих мест, фонд оплаты труда, среднемесячная заработная плата, платежи в бюджет и т.д.).
5. Анализ финансового состояния предприятий на отчетные даты (баланс, отчет о прибылях и убытках).
6. Анализ кредиторской задолженности предприятий (по видам задолженности: заработная плата, налоговые платежи, обязательства по кредитным договорам и др.).
7. Оценка эффективности предоставления мер государственной поддержки.

Результаты контрольного мероприятия:

1. Проверка эффективности предоставления мер государственной поддержки ООО "Воронежсельмаш"

1.1. Характеристика инвестиционного проекта и его фактическая реализация

Наименование проекта - "Размещение нового производства элеваторного оборудования и зерноочистительной техники на территории индустриального парка "Масловский".
Период реализации - 2010 - 2020 годы.
Цель - строительство производственного комплекса с высокопроизводительным универсальным оборудованием, что будет способствовать выходу ООО "Воронежсельмаш" в мировые лидеры с передовыми инновационными технологиями послеуборочной логистики зерновых. По прогнозам маркетинговой службы предприятия, при достижении запланированных в 2010 - 2020 годах объемов продаж, доля рынка предприятия в реализации зерноочистительного оборудования в РФ увеличится с 35% (2009 год) до 70% (2020 год) за счет выведения на рынок импортозамещающих зерноочистительных машин.
Планируемый объем инвестиций соответствует фактическому и составляет 1039,4 млн. рублей, в том числе: финансирование строительно-монтажных работ - 716,3 млн. рублей, приобретение оборудования и технологий - 323,1 млн. рублей. Производственный комплекс построен, разрешение на его ввод в эксплуатацию получено в ноябре 2012 года. В соответствии с бизнес-планом до начала работы нового производственного комплекса выпуск продукции ООО "Воронежсельмаш" производился на старой промышленной площадке ОАО "Воронежсельмаш" (материнской компании ООО "Воронежсельмаш"), располагающейся в черте города Воронежа.
Выполнение показателей инвестиционного проекта, заложенных в бизнес-плане, отражено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Показатель
2011 год
2012 год
бизнес-план
факт
%
бизнес-план
факт
%
1. Объем вложенных инвестиций (млн. рублей)
315,4
315,4
100,0
724,0
724,0
100,0
2. Объем произведенной продукции (шт.)
507
763
150,5
627
847
135,1
3. Выручка от реализации продукции (млн. рублей)
277,7
413,3
148,8
400,4
443,6
110,8
4. Прибыль от основной деятельности (млн. рублей)
18,6
8,9
47,8
89,0
57,0
64,0
5. Количество рабочих мест
241
290
120,3
259
353
136,3
6. Фонд оплаты труда (млн. рублей)
87,9
42,5
48,4
103,8
111,0
106,9
7. Среднемесячная зарплата (тыс. рублей)
17,4
24,5
140,8
19,1
26,2
137,2

Показатели реализации инвестиционного проекта, заложенные в бизнес-плане, в 2011 - 2012 годах в основном выполнены. Инвестиции в создание предприятия направлены в полном объеме (1039,4 млн. рублей). Фактический объем произведенной продукции в 2011 году превысил запланированный на 50% (на 256 единиц продукции), в 2012 году - на 35% (на 220 единиц). По итогам 2012 года создано 353 рабочих места (136,3% к показателям бизнес-плана), среднемесячная заработная плата составила 26,2 тыс. рублей (137,2%).

1.2. Меры государственной поддержки

В соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности от 19.05.2011 № 02/11 (с изменениями и дополнениями) предприятию оказаны следующие виды государственной поддержки:
1. Предоставление залога имущества Воронежской области для привлечения заемных средств кредитных учреждений.
Для финансирования инвестиционного проекта ООО "Воронежсельмаш" в ОАО "Сбербанк России" привлечены кредитные ресурсы в сумме 795,4 млн. рублей. Срок возврата кредитов - 28.12.2020.
Для обеспечения исполнения обязательств предприятия по кредитному договору от 15.08.2012 № 957112116 банку предоставлено в залог областное имущество (объекты газового хозяйства) на сумму 229,9 млн. рублей. Все объекты, предоставленные в залог, включены в перечень объектов областного имущества, которые могут быть предметом залога в 2012 году, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 09.02.2012 № 76.
Решением экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области (выписка из протокола от 07.02.2013 № 1) установлен срок замены заложенных объектов областного имущества на вновь созданные в рамках инвестиционного проекта ООО "Воронежсельмаш" и передаче их в залог ОАО "Сбербанк России" - до 15 июля 2013 года.
2. Предоставление субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлеченными для реализации инвестиционного проекта, из расчета 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты процентов по кредиту.
Общая сумма предоставленных субсидий в 2011 году составила 1,3 млн. рублей, в 2012 году - 25,9 млн. рублей. Проверкой правильности расчетов размера субсидий нарушений не выявлено.
3. Установление ставки налога на прибыль в размере 13,5% в части, зачисляемой в областной бюджет, и освобождение от уплаты налога на имущество на срок 5 лет. В связи с тем что налоговые льготы предоставляются начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором в установленном порядке осуществлен ввод в эксплуатацию производственных мощностей, включенных в инвестиционный проект в целом, а производственный комплекс был введен в эксплуатацию в 2012 году, льготы по налогам на прибыль и имущество предприятием в проверяемом периоде не применялись.
Кроме вышеперечисленных форм государственной поддержки в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности за счет средств областного бюджета предусмотрено также создание сетей инфраструктуры (наружных сетей газопровода, водопровода, хозяйственно-бытовой канализации, линий электропередачи) на территории индустриального парка "Масловский" до точек подключения ООО "Воронежсельмаш" к инженерным сетям. Государственным заказчиком, уполномоченным на создание данной инфраструктуры, является департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области. Объекты инфраструктуры созданы, на их строительство направлено 22,1 млн. рублей, разрешение на ввод в эксплуатацию получено 02.10.2012.
На момент проверки на предприятии отсутствует централизованное водоснабжение и не используются локальные очистные сооружения.
ООО "Воронежсельмаш" поставляет воду автоцистерной и вывозит стоки воды. Привозная вода и вывоз стоков обходятся предприятию в 150,0 тыс. рублей в месяц, что в 20 раз выше расходов на водоснабжение и очистку воды на старой площадке предприятия в черте города.
По пояснению департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, централизованное водоснабжение предприятия возможно после заключения договора на поставку воды с управляющей компанией индустриального парка ОАО "Воронежская индустриальная корпорация". Заключение договора, в свою очередь, возможно только после регистрации собственности Воронежской области на объекты водоснабжения и их передачи в установленном порядке управляющей компании. В настоящее время ведутся работы по оформлению созданных объектов водоснабжения в собственность Воронежской области.
Запуск локальных очистных сооружений невозможен по техническим причинам - отсутствие минимально необходимого объема стоков в количестве 150 куб. м в сутки. Ежедневные стоки ООО "Воронежсельмаш" составляют около 12 куб. м в сутки. Запуск локальных очистных сооружений в рабочем режиме будет произведен по окончании строительства заводов ООО "Связьстрой-1" и ОАО "Ангстрем".

1.3. Выполнение условий предоставления государственной поддержки

Анализ соблюдения предприятием условий предоставления государственной поддержки, определенных договором об осуществлении инвестиционной деятельности показал, что в основном условия соблюдены: средства на реализацию инвестиционного проекта направлены в полном объеме и в сроки, предусмотренные бизнес-планом; предприятие зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Воронежской области; отчеты о реализации инвестиционного проекта представляются в департамент экономического развития Воронежской области; просроченная задолженность по выплате заработной платы, погашению кредитов и уплате налоговых платежей отсутствует; созданы заявленные в бизнес-плане рабочие места, обеспечена выплата среднемесячной заработной платы выше уровня среднеотраслевой заработной платы для данного вида экономической деятельности. Среднемесячная заработная плата за 2012 год на ООО "Воронежсельмаш" составила 26,2 тыс. рублей, тогда как среднеотраслевая сложилась на уровне 19,4 тыс. рублей.
Расчет бюджетной и социальной эффективности реализации инвестиционного проекта приведен в таблице 1.2.

Таблица 1.2

(млн. рублей)
Годы
Государственная (областная) поддержка
Платежи в бюджет Воронежской области
Бюджетная эффективность <*>
Социальный эффект <**>
бизнес-план
факт
бизнес-план
факт
бизнес-план
факт
бизнес-план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2011 год
1,3
1,3
12,2
8,7
10,9
7,4
87,9
57,0
2012 год
31,5
25,9
16,9
23,1
-14,6
-2,8
103,8
126,2
ИТОГО
32,8
27,2
29,1
31,8
-3,7
4,6
191,7
183,2

--------------------------------
<*> Бюджетная эффективность рассчитана как разница между дополнительными платежами в консолидированный бюджет области и расходами бюджета на государственную поддержку инвестиционного проекта.
<**> Сумма годового ФОТ и начисленных страховых взносов.

За 2011 - 2012 годы бюджетная эффективность от реализации проекта (разница между суммой выплаченных налоговых платежей в консолидированный бюджет области и объемом оказанной государственной поддержки) имеет положительное значение - 4,6 млн. рублей, социальный эффект (сумма годового фонда заработной платы и страховых взносов по сохраненным и вновь созданным рабочим местам) - 183,2 млн. рублей. В соответствии с бизнес-планом предполагается, что за все годы реализации проекта (2011 - 2020 годы) бюджетная эффективность по консолидированному бюджету Воронежской области составит 325,8 млн. рублей.
В результате реализации проекта также достигнут экологический эффект от переноса производственных мощностей группы "Воронежсельмаш" в промышленную зону, а также от использования высокотехнологичного современного оборудования и технологий.

2. Проверка эффективности предоставления мер государственной поддержки ОАО "Завод ЖБК"

2.1. Характеристика инвестиционного проекта и его фактическая реализация

Наименование проекта - "Расширение и техническое перевооружение ОАО "Завод ЖБК".
Период реализации - 2009 - 2015 годы.
Цель - приобретение оборудования и цехов для производства железобетонных изделий и товарного бетона. Проект предполагает расширение, техническое перевооружение завода и его филиалов (Лискинский и Коминтерновский), а также совместную разработку с ОАО "Воронежпроект" технологии панельного домостроения с заполнением внешних стен мелкоштучным заполнителем.
Планируемый объем инвестиций - 372,5 млн. рублей, на 01.01.2013 фактические инвестиции составили 543,1 млн. рублей, в т.ч. 375,0 млн. рублей - кредитные ресурсы. Увеличение инвестиций повлияло на повышение конкурентоспособности продукции, расширение парка кассет по производству изделий панельного домостроения в связи с повышенным спросом на данную продукцию.
В рамках реализации проекта в 2010 году введены в эксплуатацию две технологические линии по производству пустотных плит методом безопалубочного формования. В 2011 году созданы технологические линии по выпуску полного комплекта изделий новой, экономичной, быстровозводимой серии по технологии панельного домостроения. Выпускаемые железобетонные изделия используются при строительстве жилых домов, коттеджей, объектов соцкультбыта и сельскохозяйственных производственных зданий на территориях Воронежской, Липецкой и Курской областей.
Динамика основных показателей деятельности предприятия в рамках инвестиционного проекта за 2010 - 2012 годы приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатель
2010 год
2011 год
2012 год
бизнес-план
факт
%
бизнес-план
факт
%
бизнес-план
факт
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Годовая производственная мощность (тыс. тонн):









- ЖБИ, куб. м
43 200
27 318
63
49 800
50 708
102
52 800
68 565
130
- ТБ, куб. м
82 400
45 227
55
103 200
37 451
36
120 000
62 925
52
Выручка от реализации с учетом НДС (млн. рублей)
442
227
51
527
398
76
584
662
113
Налогооблагаемая прибыль (млн. рублей)
-
-
-
-
-
-
3,4
-
-
Среднегодовая численность работающих (чел.)
195
233
119
235
318
135
235
374
159
Расходы на оплату труда и страховых взносов в год (млн. рублей)
47
48
102
54
86
159
59
125
212
Среднемесячная заработная плата (тыс. рублей)
16,0
18,1
113
16,6
19,7
119
16,4
22,5
137

По итогам 2012 года основные показатели, установленные в бизнес-плане, перевыполнены. Фактический объем производства железобетонных изделий превысил запланированный в 1,3 раза, или на 15765 куб. м. Рост объемов производства способствовал увеличению общей выручки от реализации продукции, которая за 2012 год превысила показатели, установленные бизнес-планом на 13%, или 78,0 млн. рублей.
За период реализации проекта наблюдается рост среднесписочной численности работающих. По итогам 2012 года количество работающих составило 374 человека при заявленных в бизнес-плане 235. Среднемесячная заработная плата составила 22,5 тыс. рублей, что выше среднеотраслевой на 4,4 тыс. рублей (18,1 тыс. рублей).
Следует отметить, что по итогам 2012 года предприятием не выполнен только один показатель бизнес-плана - производство товарного бетона. Годовая производственная мощность по товарному бетону составила 52% планового показателя. Это объясняется тем, что конъюнктура рынка сложилась в пользу производства железобетонных изделий по технологии панельного домостроения для удешевления строительства. Товарный бетон используется для производства собственных железобетонных изделий. Технические ограничения по производительности растворобетонного узла не позволили обеспечить отгрузку товарного бетона "как самостоятельного вида продукции" в необходимом объеме для реализации.

2.2. Меры государственной поддержки

В соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности от 13.04.2010 № 02/10 предприятию оказаны следующие виды государственной поддержки:
1. Установление ставки налога на прибыль в размере 13,5% в части, зачисляемой в областной бюджет. На момент проверки данной льготой предприятие не воспользовалось. Согласно бизнес-плану уплата налога предусмотрена с 2012 года. Фактически деятельность предприятия с начала реализации инвестиционного проекта является убыточной. Убыток за 9 месяцев 2012 года составил 11,9 млн. рублей.
2. Установление ставки налога на имущество в размере 1,6% сроком на три года. За годы реализации инвестиционного проекта общая сумма налоговой поддержки за счет снижения ставки по налогу на имущество составила 2,8 млн. рублей, в т.ч. в 2011 году - 1,2 млн. рублей, в 2012 году - 1,6 млн. рублей.
Среднегодовая стоимость введенных в эксплуатацию основных средств по проекту на 01.01.2011 составила 76,3 млн. рублей, или 46% общей стоимости имущества; на 01.01.2012 - 205,0 млн. рублей (71%); на 01.01.2013 - 271,4 млн. рублей (74%).
3. Субсидии из областного бюджета на компенсацию части процентной ставки по кредиту, привлеченному на реализацию инвестиционного проекта.
Для приобретения недвижимости, производственного оборудования, финансирования реконструкции и модернизации производства предприятием привлечен кредит в сумме 375,0 млн. рублей. Следует отметить, что бизнес-планом на реализацию инвестиционного проекта и договором на осуществление инвестиционной деятельности предусмотрено привлечение заемных средств в сумме 270,5 млн. рублей. Следовательно, субсидирование части процентной ставки по кредиту производится в пределах суммы кредита, определенного бизнес-планом.
За годы реализации инвестпроекта из областного бюджета получено субсидий на оплату части процентных ставок на общую сумму 37,0 млн. рублей, в т.ч.: за 2010 год - 8,9 млн. рублей; за 2011 год - 14,2 млн. рублей; за 2012 год - 13,9 млн. рублей.

2.3. Выполнение условий предоставления государственной поддержки

Анализ соблюдения предприятием условий предоставления государственной поддержки, определенных договором об осуществлении инвестиционной деятельности показал, что в основном условия соблюдены: средства на реализацию инвестиционного проекта направлены в полном объеме и в сроки, предусмотренные бизнес-планом; предприятие зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Воронежской области; отсутствует задолженность по выплате заработной платы, погашению кредитов и уплате налоговых платежей; созданы заявленные в бизнес-плане рабочие места, обеспечена выплата среднемесячной заработной платы выше уровня среднеотраслевой заработной платы для данного вида экономической деятельности.
Расчет бюджетной эффективности и социального эффекта реализации инвестиционного проекта приведен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

(млн. рублей)
Годы
Господдержка
Платежи в бюджет области
Бюджетная эффективность <*>
Социальный
эффект <**>
бизнес-план
факт
бизнес-план
факт
бизнес-план
факт
бизнес-план
факт
2010 год
19,0
8,9
13,5
11,4
-5,5
2,5
47,2
48,4
2011 год
15,8
15,5
13,7
15,9
-2,1
0,4
54,2
86,1
2012 год
14,0
15,4
17,0
23,4
3,0
8,0
58,6
125,1
ИТОГО
48,8
39,8
44,2
50,7
-4,6
10,9
160,0
259,6

--------------------------------
<*> Бюджетная эффективность рассчитана как разница между дополнительными платежами в консолидированный бюджет области и расходами бюджета на государственную поддержку инвестиционного проекта.
<**> Социальный эффект - сумма годового ФОТ и страховых взносов.

Бюджетная эффективность государственной поддержки реализации инвестпроекта имеет положительное значение: сумма налоговых платежей, перечисленная предприятием в бюджет, превышает объем господдержки на 10,9 млн. рублей.
Социальный эффект за 2010 - 2012 годы, определенный как сумма фонда оплаты труда работников предприятия и страховых взносов, составил 259,6 млн. рублей, что выше в 1,6 раза показателя, предусмотренного бизнес-планом.

Выводы:
В рамках реализации инвестиционного проекта ООО "Воронежсельмаш" на территории индустриального парка "Масловский" создан новый комплекс по производству элеваторного оборудования и зерноочистительной техники, инвестиции составили 1039,4 млн. рублей. По прогнозам маркетинговой службы предприятия, создание данного комплекса позволит ООО "Воронежсельмаш" увеличить долю рынка в реализации зерноочистительного оборудования в РФ к 2020 году до 70%.
В ходе реализации проекта сохранено 297 и создано 56 новых рабочих мест. В 2012 году среднемесячная заработная плата на предприятии превысила среднеотраслевую для данного вида экономической деятельности на 35,1% и составила 26,4 тыс. рублей.
Предприятию оказана государственная поддержка в виде субсидирования части процентных ставок по привлеченным кредитам в сумме 25,9 млн. рублей и предоставления залога областного имущества для привлечения заемных средств - 229,9 млн. рублей.
Оказание господдержки за 2011 - 2012 годы имело положительную бюджетную эффективность (разницу между выплаченными предприятием налоговыми платежами в бюджет области и суммой оказанной государственной поддержки) в объеме 4,6 млн. рублей, социальный эффект (сумма ФОТ и взносов в страховые фонды) составил 183,2 млн. рублей. Кроме того, в результате переноса производственных мощностей группы "Воронежсельмаш" из городской черты в промышленную зону реализация проекта имеет и экологический эффект.
ОАО "Завод ЖБК" в ходе реализации инвестиционного проекта произведено расширение и техническое перевооружение предприятия и его филиалов. Созданы новые технологические линии по производству панелей для строительства жилых домов, коттеджей, объектов соцкультбыта и объектов сельского хозяйства.
В ходе реализации проекта создано 374 новых рабочих места, среднемесячная заработная плата в 2012 году составила 22,5 тыс. рублей, что превысило среднеотраслевую для данного вида экономической деятельности на 24,3%.
Предприятию оказана господдержка в виде льгот по налогу на имущество в сумме 2,8 млн. рублей и субсидирования части процентных ставок по привлеченным кредитам - 37,0 млн. рублей.
Оказание господдержки в 2010 - 2012 годах также имело положительную бюджетную эффективность в сумме 10,9 млн. рублей и социальный эффект - 259,6 млн. рублей.
Условия предоставления государственной поддержки обоими предприятиями выполнены, в том числе: реализация инвестиционных проектов идет в соответствии с разработанными бизнес-планами, предприятия зарегистрированы на территории Воронежской области, у инвесторов отсутствует задолженность по выплате заработной платы и налоговых платежей, создано заявленное в бизнес-планах количество новых рабочих мест, обеспечена выплата среднемесячной заработной платы выше среднеотраслевой для соответствующего вида экономической деятельности.

Предложения:
Направить информацию губернатору Воронежской области - председателю правительства Воронежской области.

Руководитель проверки - заместитель начальника
инспекции по контролю доходов областного бюджета
и расходов на межбюджетные трансферты
Н.С.ЗАХАРОВА


------------------------------------------------------------------