Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 14.03.2013 N 2.9-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных в 2011 - 2012 годах бюджетному учреждению Воронежской области "Центр лабораторных исследований"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 14 марта 2013 года № 4(98)

ОТЧЕТ № 2.9-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2011 - 2012 ГОДАХ
БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.9 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 28.01.2013 № 7.

Цель контрольного мероприятия: оценка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения Воронежской области "Центр лабораторных исследований" за 2011 и 2012 годы.

Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение Воронежской области "Центр лабораторных исследований" - акт № 2.9-2013 от 04.03.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 01 февраля 2013 года по 07 марта 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение учредительных и иных документов, характеризующих организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Анализ деятельности учреждения на соответствие уставу. Оценка результатов деятельности.
3. Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных учреждению в 2011 году в соответствии со сметой расходов, в 2012 году - в соответствии с государственным заданием субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг и содержание имущества.
4. Проверка бухгалтерского учета и отчетности за 2011 - 2012 годы:
- расчетов по оплате труда, штатной и фактической численности сотрудников;
- расчетов с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами;
- банковских и кассовых операций;
- учета основных средств, материальных запасов, движения и их списания.
5. Проверка ведения договорной работы и соответствия порядка приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение Воронежской области "Центр лабораторных исследований" (далее - БУ ВО "Центр лабораторных исследований", учреждение, Центр) образовано путем изменения типа государственного учреждения "Центр лабораторных исследований", созданного, в свою очередь, в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 353 "О создании областного государственного учреждения".
Учредителем и собственником имущества учреждения является Воронежская область. Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Учредитель). Полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО).
Действующий на момент проведения проверки устав БУ ВО "Центр лабораторных исследований" (новая редакция) утвержден Учредителем (приказ от 12.07.2012 № 10) и согласован с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (приказ от 12.07.2012 № 1246).
Целью создания учреждения является улучшение экологической обстановки на территории Воронежской области, обеспечение экологической безопасности, снижение факторов экологического риска для населения, осуществление экологического контроля за качеством окружающей среды (атмосферный воздух, водные ресурсы, почва и т.д.) и обеспечение деятельности Учредителя по исполнению им функций и предоставлению услуг, в том числе государственных функций и государственных услуг.
Учреждение имеет аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) № РОСС RU.0001.21НТ368, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сроком действия с 27.09.2010 по 27.09.2015.
Анализ результатов деятельности учреждения и выполнения государственного задания показал, что в 2011 году за счет средств областного бюджета сотрудниками учреждения проводились работы по созданию комплектов документов по особо охраняемым природным территориям, контролю объектов компенсационных посадок, мониторингу водных объектов Воронежской области и др. Согласно полученному объяснению план работы учреждения на 2011 год не утверждался и Учредителем не согласовывался. Соответственно, отчеты о проделанной работе учреждения также не представлены. По представленной учреждением информации и первичным документам (письма-заявки управления по экологии и природопользованию ВО на транспортное сопровождение, приказы учреждения о направлении в командировку водителя и сотрудников, акты проверок компенсационного озеленения, карты-схемы, журналы регистрации данных проведенных аналитических исследований) установлено, что в 2011 году в рамках бюджетного финансирования проведено 15 аналитических исследований для федеральных и областных органов государственной власти. Кроме того, осуществлялось транспортное сопровождение сотрудников управления экологии и природопользования Воронежской области для исполнения государственных функций.
Проведенными в 2011 году анализами нефтепродуктов по бюджетной деятельности установлено несоответствие ГОСТам в 6 случаях из 15 (40%). Кроме того, в 2011 году оформлен паспорт особо охраняемой территории - Кольцовский сквер. Проведен контроль 25 объектов компенсационных посадок, о чем составлены акты проверок компенсационного озеленения (оригиналы актов переданы в управление экологии, в учреждении хранятся в электронном виде), составлены картосхемы агробиостанции ВГПУ, дендрария Хреновского лесного колледжа им. Морозова, областной станции юннатов. Однако в связи с тем, что план работы на 2011 год и отчеты о деятельности учреждения за 2011 год не представлены, оценить в полном объеме эффективность деятельности центра и расходования бюджетных средств не представляется возможным.
На 2012 год государственное задание БУ ВО "Центр лабораторных исследований" утверждено приказом управления по экологии от 30.12.2011 № 256.
Согласно данным отчета, мероприятия государственного задания исполнены на 100%, а некоторые - с перевыполнением плана.
В учреждении ведутся две базы данных:
- по объектам Красной книги Воронежской области: ведется сбор, обработка, систематизация информации о редких растениях и животных на территории Воронежской области. Собранная информация размещается в Красной книге Воронежской области. Книга издана в 2012 году тиражом 1000 экземпляров;
- по зеленым насаждениям на территории муниципальных образований Воронежской области: ведется сбор, обработка и систематизация информации в программе Ozi Explorer 3.80 о зеленых насаждениях (парки, скверы, аллеи) в муниципальных образованиях Воронежской области. В базу вносится информация, для общего пользования база пока недоступна.
В 2012 году сотрудниками учреждения проводился мониторинг текущего состояния особо охраняемых природных территорий областного значения (составлены отчеты с приложением фотоматериалов), по результатам проведения которого оформлены проекты охранных обязательств и проекты паспортов памятников природы Воронежской области. Указанная документация передана в департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области для проверки и дальнейшего оформления.
Кроме того, сотрудниками учреждения проводились проверки соблюдения условий, указанных в разрешении на рубку или проведение иных работ, связанных с повреждением или уничтожением зеленых насаждений, выданных департаментом природных ресурсов и экологии ВО. Результаты отражены в актах проверок: на озеленение территории - акты приемки качества выполненных работ, на вырубку и компенсационное озеленение - акты проверок компенсационного озеленения. Проверки проводились в соответствии с представленной департаментом информации о выданных разрешениях на вырубку зеленых насаждений.
По представленной учреждением информации в 2012 году, по доведенному госзаданию, без оплаты проведено 239 аналитических исследования для: управления экономической безопасности Воронежской области и г. Воронежа, ОВД г. Семилуки, прокуратуры Нижнедевицкого района ВО, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, управление экологии ВО, ФГБУ "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Воронежской области", международного авиационного комитета. Проведенными исследованиями установлено, что в 159 случаях (67% от общего количества проведенных анализов) представленные нефтепродукты не соответствуют ГОСТам.
Согласно объяснению, предоставленному директором учреждения, а также информации департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, аналитические исследования и выдача результатов анализа нефтепродуктов проводились на основании соглашения о взаимодействии от 29.07.2010 между управлением по экологии и природопользованию Воронежской области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области. Также соглашение о взаимодействии заключено с Главным управлением МЧС России по Воронежской области от 25.02.2010. Для ГУВД по Воронежской области аналитические исследования и выдача результатов анализа нефтепродуктов проводилась в соответствии с п. 4 ст. 10, п. 18 ст. 12 и п. 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", а также в соответствии с доведенным государственным заданием на 2012 год.
Информация о проведенных аналитических испытаниях нефтепродуктов для органов государственной власти отражена в следующей таблице:

Заказчик
2011 год
2012 год
кол-во исследований
сумма, тыс. рублей
кол-во исследований
сумма, тыс. рублей
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области
5
36,7
14
53,3
Казенное предприятие Воронежской области "Автобаза Управления делами Воронежской области"
9
77,6


ПЧ № 3 по охране Советского района г. Воронежа
1
5,5


Управление экономической безопасности Воронежской области и г. Воронежа


190
1812,9
ОВД г. Семилуки


6
26,2
Прокуратура Нижнедевицкого района Воронежской области


4
48,6
Управление по экологии и природопользованию Воронежской области


4
45,6
ФГБУ "Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Воронежской области"


13
196,0
Международный авиационный комитет


8
17,5
ИТОГО
15
119,8
239
2200,1

В 2012 году силами сотрудников БУ ВО "Центр лабораторных исследований" проведены два общественных мероприятия, которые проводились 5 июня: "День эколога" и "Красная книга глазами детей". На проведение мероприятий составлена смета расходов. За счет указанных средств приобретались канцелярские товары, наглядные материалы, призы и т.п. на сумму 11,9 тыс. рублей и 10,3 тыс. рублей соответственно.
Из 42 основных видов деятельности, предусмотренных уставом, учреждением фактически осуществляется только 20. Причиной в некоторых случаях является отсутствие необходимого лабораторного оборудования. Так, например, из-за отсутствия лабораторного оборудования по исследованию состояния сточных, промышленных и питьевых вод, атмосферного воздуха и почв учреждением не проводятся следующие мероприятия:
- по созданию и ведению баз данных, необходимых для осуществления регионального государственного экологического надзора;
- по организационно-техническому обеспечению ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;
- по сбору, обработке и анализу информации об объектах, хозяйственная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду на территории Воронежской области, информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
По этой же причине не производится отбор проб, выполнение аналитических исследований проб воды, воздуха, почв, грунтов, отходов в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, государственного мониторинга окружающей среды, расследования причин аварий и определения последствий экстремально высокого уровня загрязнения окружающей среды; осуществление наблюдения на территории Воронежской области за загрязнением атмосферного воздуха, комплексная оценка и прогноз его состояния в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях.
Выполнение пяти видов деятельности по контролю радиационной обстановки, предусмотренных уставом, запланировано в 2013 году. В настоящее время департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области за счет средств федерального бюджета получено оборудование для ведения контроля радиационной обстановки (система датчиков, размещаемая на территории Воронежской области). В соответствии с условиями государственного контракта ввод в эксплуатацию запланирован на I полугодие 2013 года. По состоянию на 15 февраля 2013 года указанное оборудование в эксплуатацию не введено, хранится на складе учреждения в соответствии с договором ответственного хранения.

Финансово-хозяйственная деятельность

В 2011 году центр являлся областным государственным учреждением, финансирование деятельности которого осуществлялось за счет средств областного бюджета и средств, полученных от предпринимательской деятельности в соответствии с утвержденными сметами расходов. План бюджетных ассигнований утвержден в сумме 4410 тыс. рублей, лимиты бюджетных обязательств доведены в полном объеме. Фактическое исполнение составило 4319,2 тыс. рублей, или 97,9% плана. Расходы произведены в соответствии с утвержденной сметой.
В 2012 году бюджетному учреждению Воронежской области "Центр лабораторных исследований" бюджетные средства выделялись на основании соглашения от 30.12.2011 № 1 (с изменениями от 20 апреля и 12 июля 2012 года) о порядке предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключенного с управлением по экологии и природопользованию Воронежской области.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" документом финансового планирования деятельности бюджетного учреждения является план финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД), который утверждается учредителем и является обязательным документом.
План ФХД БУ ВО "Центр лабораторных исследований" на 2012 год утвержден приказом управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 30.12.2011 № 261.
Проверкой установлено, что планом ФХД предусмотрена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 4427,5 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 100% плана по всем статьям расходов плана ФХД.
В проверяемом периоде наибольший удельный вес в расходах занимает оплата труда с начислениями: 69,4% - в 2011 году и 68,6% - в 2012 году.

Предпринимательская деятельность

В соответствии с п. 2.3 устава, учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность.
Проводимые учреждением работы по договорам на лабораторное исследование качества нефтепродуктов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 231, а также в соответствии с РД 112-РСФСР-040-91.
Стоимость проведения анализа по каждому виду нефтепродуктов (бензины, дизельное и печное топливо, мазут, масла) рассчитана исходя из вида анализа, материальных затрат на его проведение, заработной платы, расходов на содержание оборудования, общепроизводственных расходов и налоги. Плата за проведение анализов поступает на лицевой счет учреждения.
По состоянию на 01.01.2011 остаток средств от предпринимательской деятельности ОГУ "Центр лабораторных исследований" составлял 115 тыс. рублей. За 2011 год доходы учреждения от предпринимательской деятельности составили 1630,2 тыс. рублей. Расходование средств в 2011 году произведено в сумме 1731,7 тыс. рублей (в том числе налоги - 431 тыс. рублей). В структуре расходов наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда с начислениями - 704,2 тыс. рублей, или 54,1% расходов.
Неизрасходованные средства на 31.12.2011 в общей сумме 13,5 тыс. рублей возвращены в бюджет.
В 2012 году доходы учреждения от предпринимательской деятельности составили 2187,3 тыс. рублей. Сумма уплаченных налогов составила 363,2 тыс. рублей.
Утвержденные плановые назначения по расходам составили 1676,5 тыс. рублей. Фактические расходы - 100% утвержденных плановых назначений. В структуре расходов наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда с начислениями 1246,5 тыс. рублей, или 74,4% расходов, направленных на содержание учреждения. По данной статье отражены расходы на выплату заработной платы одного штатного сотрудника, а также выплаты стимулирующего характера всем сотрудникам учреждения, которые участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности, и начисления на оплату труда.
Действующее на момент проведения проверки штатное расписание утверждено приказом БУ ВО "Центр лабораторных исследований" в количестве 11 штатных единиц с месячным фондом оплаты труда 214 тыс. рублей (одна штатная единица - техник-лаборант I категории - содержится за счет средств от предпринимательской деятельности). Фактическая численность работников учреждения составляет 11 человек.
Штатная численность утверждена приказом учреждения в количестве 11 штатных единиц. Фактическая численность сотрудников учреждения составляет 11 чел.
Проверкой установлено, что должностные обязанности заместителя директора учреждения дублируют должностные обязанности директора учреждения. Кроме того, начиная с п. 2.16 и до пункта 2.59 должностных обязанностей заместителя директора прописано только его участие в осуществлении видов деятельности в соответствии с уставом. Однако данные виды деятельности определены для учреждения в целом, и их исполнение является обязательным для всех сотрудников учреждения.
Начисление заработной платы сотрудникам производилось на основании действующего законодательства. Проверкой правильности и полноты начисления заработной платы нарушений не установлено.
По состоянию на 01.01.2011 числилась дебиторская задолженность в сумме 21,3 тыс. рублей (ООО "М-Сервис", ООО "Пальмира", ООО "ТД Воронеж"). Кредиторская задолженность на 01.01.2013 составляла 5,4 тыс. рублей (ООО "АвтоКарт-Воронеж"). Вся дебиторская и кредиторская задолженность является текущей.
Ведение кассовых операций учреждения осуществлялось в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года № 40, и с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 12 октября 2011 года № 373-П.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, денежный аванс на оплату командировочных расходов сотрудникам выплачивался не всегда. Соответствующие расходы возмещались по возвращении работников из командировок.
Учет имущества в учреждении осуществляется в соответствии с действующим законодательством, инвентаризация основных средств, материальных запасов, денежных средств проводится ежегодно.
Проведенными инвентаризациями фактов недостачи, а также несоответствия присвоенным инвентарным номерам не установлено. Проведенной в ходе контрольного мероприятия выборочной проверкой наличия ОС, закрепленных за материально ответственными лицами, с которыми заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, расхождения с результатами инвентаризации не выявлено. Фактическое наличие основных средств соответствует данным бухгалтерского учета.
Материально ответственные лица определены приказами директора учреждения.
По состоянию на 01.01.2011 на балансе учреждения числилось основных средств на сумму 10090,5 тыс. рублей.
В 2011 году поступило ОС на сумму 125,9 тыс. рублей (компьютерная техника, мебель), выбыло - 2,5 тыс. рублей. Таким образом, по состоянию на 01.01.2012 на балансе учреждения числилось ОС на сумму 10213,9 тыс. рублей. По данным, предоставленным учреждением, по состоянию на 01.01.2013 балансовая стоимость имущества центра составляет 10203,9 тыс. рублей.
Проверкой соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушений не установлено.
Проверкой путевых листов установлено, что в нарушение пп. 2 п. 7 и п. 16 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", в путевых листах отсутствует отметка о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя.
В нарушение ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательный предрейсовый и послерейсовый осмотр водителя учреждения не проводился. Приложением 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения" (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств), утвержденным Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", определен порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. В проверяемом периоде штатным расписанием учреждения не предусмотрена должность медицинского работника, а договоры на проведение медицинского осмотра с учреждениями здравоохранения не заключались.
Нормы расхода топлива служебного автомобиля утверждены приказами директора центра от 01.03.2012 № 7.1, от 21.11.2012 № 13. Выборочной проверкой соблюдения норм расхода топлива нарушений не выявлено.
Кроме того, с сотрудниками учреждения заключены договоры об использовании личного автомобиля в служебных целях:
- с Г.А.В. - на использование автомобиля Toyota Camry по договору от 01.10.2011;
- с Л.А.В. - на использование автомобиля "Исудзу родео спорт" по договору от 26.09.2011.
В соответствии с договорами работникам возмещались расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", согласно которому за использование личного автотранспорта должна выплачивается компенсация в размере 1500 рублей в месяц. При этом компенсация за время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, не выплачивается (п. 6 Письма Министерства финансов РФ от 21.07.1992 № 57).
Проверкой путевых листов установлено, что личные автомобили использовались с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, в результате чего указанным сотрудникам неправомерно выплачено 2,5 тыс. рублей.

Выводы:
Деятельность БУ ВО "Центр лабораторных исследований" соответствует уставу и целям его создания. В то же время в деятельности учреждения имеют место отдельные недостатки. Так, например, по причине отсутствия необходимого оборудования для проведения лабораторных исследований и мониторинга состояния окружающей среды, учреждением осуществляются лишь 20 из 42 основных видов деятельности, что является следствием ненадлежащего исполнения своих управленческих и контрольных функций Учредителем - департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области.
Кроме того, учитывая, что должностные обязанности заместителя директора дублируют должностные обязанности директора учреждения, необходимо внести соответствующие изменения в должностные обязанности либо рассмотреть вопрос о целесообразности утверждения в штатном расписании учреждения должности заместителя директора.
В 2011 - 2012 годах учреждением в рамках основной деятельности и на основании доведенного государственного задания осуществлялись лабораторные исследования нефтепродуктов для правоохранительных органов и других федеральных органов государственной власти на безвозмездной основе, что является незаконным и ведет к неэффективному использованию средств областного бюджета (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения показала, что имеются отдельные нарушения и недостатки, которые отражены в акте проверки.

Предложения:
С целью устранения выявленных нарушений направить представления в департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области и БУ ВО "Центр лабораторных исследований".

Начальник инспекции
по контролю расходов на общегосударственные
вопросы, сельское и лесное хозяйство
И.Н.ДАНИЛОВ

Руководитель проверки
Ю.А.ГОЛИУСОВ


------------------------------------------------------------------