Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.04.2013 по делу N А14-439/2013 <Заявление о признании недействительными решений Фонда социального страхования о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний удовлетворено, так как спорные выплаты не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу № А14-439/2013

(извлечение)

Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решений ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 15.01.2013 № 1516 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определением от 28.01.2013 заявление принято к производству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В ходе судебного разбирательства заинтересованное лицо заявленные требования не признало, в представленном отзыве просило суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Как следует из материалов дела, Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж (сокращенное наименование - КСП г. Воронежа) зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем 12.01.2006 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц № 1063667002618.
В период с 12.12.2012 по 14.12.2012 Филиалом № 1 ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов) проведена выездная документальная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС КСП г. Воронежа, по результатам которой составлен акт от 14.12.2012 № 1516.
В тот же период органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, проведена выездная документальная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств КСП г. Воронежа, по результатам которой составлен акт от 14.12.2012 № 1516н/с.
Рассмотрев акт от 14.12.2013 № 1516 и материалы проверки, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, принято решение от 15.01.2013 № 1516, которым КСП г. Воронежа привлечено к ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 388,42 руб.; КСП г. Воронежа предложено перечислить в добровольном порядке 1942,08 руб. недоимку по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС, 5,45 руб. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС, а также указанную выше сумму штрафа.
Рассмотрев акт от 14.12.2012 № 1516н/с и материалы проверки, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, принято решение от 15.01.2013 № 1516, которым КСП г. Воронежа привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 5 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) и предложено в добровольном порядке перечислить 133,94 руб. недоимки по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 3,71 руб. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и указанную сумму штрафа.
КСП г. Воронежа, не согласившись с данным решением органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является, по существу, гарантированной государством компенсацией, в связи с чем, заинтересованным лицом необоснованно увеличена база для начисления страховых взносов на суммы этих выплат.
Заинтересованное лицо считает оспариваемые решения законными и правомерными, указанные суммы выплат подлежащими включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку те произведены в рамках трудовых отношений.
Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 6 Закона № 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Закона № 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом № 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 № 339-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В силу ст. 3 Закона № 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ;
В соответствии со ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу п. 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 указанного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как усматривается из оспариваемых решений, основанием для доначисления спорных сумм недоимки, пени и штрафа послужило включение органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, в облагаемую базу суммы выплат, осуществляемых в 2011 году, в порядке ст. 262 ТК РФ, за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Из положений ст. 129 ТК РФ следует, что оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Рассмотрев аналогичный спор, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 отметил, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом, данная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При таких обстоятельствах возражения заинтересованного лица относительно обоснованности включения в облагаемую базу спорных выплат, поскольку те произведены в рамках трудовых отношений, не приняты судом, с учетом приведенной позиции ВАС РФ относительно их (выплат) правовой природы.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом № 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС и страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следовательно, доначисление оспариваемыми решениями указанных сумм страховых взносов, пеней и штрафов произведено неправомерно.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
На основании изложенного требования заявителя являются обоснованным и подлежат удовлетворению, оспариваемые решения признанию недействительными.
Расходы по уплате госпошлины следует отнести на заинтересованное лицо.
Заинтересованное лицо на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительными решения ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 15.01.2013 № 1516: о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязать Государственное учреждение Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------