Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 15.05.2013 N 2.15-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и других источников в 2011 - 2012 годах на строительство объектов, финансируемых в рамках ДОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 15 мая 2013 года № 7(101)

ОТЧЕТ № 2.15-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ В 2011 - 2012 ГОДАХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
ОБЪЕКТОВ, ФИНАНСИРУЕМЫХ В РАМКАХ ДОЦП "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 13.02.2013 № 13.

Цель контрольного мероприятия: анализ законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и других источников в 2011 - 2012 годах на строительство объектов, финансируемых в рамках ДОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент архитектуры и строительной политики - акт № 2.15/1-2013 от 17.04.2011.
2. Администрация Терновского муниципального района - акт № 2.15/2-2013 от 15.03.2013.
3. Муниципальное образовательное учреждение "Хохольская СОШ" - акт № 2.15/3-2013 от 12.04.2013.
4. Администрация Каширского муниципального района - акт № 2.15/4-2013 от 04.04.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 14 февраля 2013 года по 23 апреля 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Законность и результативность использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2011 - 2012 годах на строительство объектов, финансируемых в рамках ДОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы".
2. Соблюдение участниками инвестиционной деятельности федерального и регионального законодательства при строительстве объектов.
3. Исполнение требований нормативных и распорядительных актов правительства Воронежской области и органов местного самоуправления в ходе строительства объектов.
4. Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при заключении муниципальных контрактов.
5. Исполнение обязательств по заключенным контрактам.
6. Ведение бухгалтерского учета капитальных вложений при строительстве объектов.

Результаты контрольного мероприятия:
В рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 № 736, в 2011 - 2012 годах проводились мероприятия по строительству и реконструкции объектов образования Воронежской области.

Исполнение финансовых показателей программы

В проверяемый период на строительство и реконструкцию образовательных учреждений программой предусматривалось направить 761192,7 тыс. рублей (областной бюджет - 741611,1 тыс. рублей, местные бюджеты - 19581,6 тыс. рублей), в том числе: в 2011 году - 392621,5 тыс. рублей, в 2012 году - 368571,2 тыс. рублей.
Фактические расходы на указанные цели за период 2011 - 2012 годов составили 743268,1 тыс. рублей (из федерального бюджета - 1630,0 тыс. рублей, из областного бюджета - 711378,8 тыс. рублей, из местных бюджетов - 30259,3 тыс. рублей), что составляет 97,7% к утвержденным программой финансовым показателям. Из федерального бюджета средства привлечены по соглашению с Минрегионразвития РФ в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий.

Исполнение программных мероприятий

В 2011 году на финансирование трех образовательных учреждений израсходовано 415665 тыс. рублей, что выше показателей, утвержденных программой, на 5,9%. Бюджетные средства использованы на строительство школы в пгт Анна и на реконструкцию школ в с. Козловка Терновского района и в с. Хохол Хохольского района. Проверка использования средств, выделенных на строительство школы в пгт Анна, осуществлялась Контрольно-счетной палатой Воронежской области при проведении комплексной проверки Аннинского муниципального района в 2012 году.
По двум другим объектам выявлено следующее:
1. Реконструкция здания средней общеобразовательной школы в с. Козловка Терновского района завершена в июле 2011 года. Общая стоимость работ по данной школе составила 140007,1 тыс. рублей. За период с 2009 по 2011 год на выполнение строительно-монтажных работ направлено 126092,9 тыс. рублей; на технологическое, медицинское, учебное оборудование - 13914,2 тыс. рублей. Кроме того, на содержание службы заказчика-застройщика КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации" направлены средства в сумме 4993,4 тыс. рублей, проектировщику ООО ПИ "Воронежагропромпроект" за осуществление авторского надзора - 158,3 тыс. рублей.
Следует отметить, что расходы на оплату авторского надзора являются неэффективными, так как муниципальным заказчиком при заключении и исполнении договоров с проектировщиком не соблюдались рекомендации Минрегионразвития РФ в отношении оплаты этих услуг. По нормам действующего законодательства школа не относится к объектам, при строительстве которых необходимо осуществлять авторский надзор. В подобных случаях, когда заказчиком принимается решение о привлечении проектировщика для авторского надзора, оплата этих услуг должна производиться из средств, выделенных на строительный контроль и содержание службы заказчика на основании сметы затрат, составленной по фактическим трудозатратам непосредственных исполнителей. Соблюдение заказчиком данных рекомендаций при строительстве объектов муниципальной собственности позволит сократить бюджетные расходы.
В ходе непосредственного осмотра и контрольного обмера реконструированного объекта было установлено:
- фактически выполненные объемы работ по отделке помещений (установка плинтуса) на 37,3 тыс. рублей меньше объемов, предусмотренных проектом и оплаченных по актам КС-2;
- отдельные работы подрядчиком выполнены некачественно, не обеспечено надлежащее качество используемых строительных материалов и комплектующих изделий. В ходе проверки в соответствии с п. 7.2 контракта подрядчиком ООО ПК "ГРАНД ЛАЙН" представлено гарантийное письмо об устранении выявленных дефектов в период с 1 по 30 июня текущего года.
2. Реконструкция МОУ "Хохольская средняя общеобразовательная школа" в с. Хохол Хохольского района.
Работы по реконструкции школы начаты в 2007 году по проекту, разработанному в 2005 году ООО "Проектный институт "Воронежагропромпроект" и прошедшему государственную экспертизу. Проект утвержден приказом Главного управления аграрной политики Воронежской области № 13 от 13.02.2007. Проектом предусмотрено строительство 2-этажной пристройки на 8 классных комнат, 2 резервуаров противопожарного запаса воды, КНС, блочной модульной газовой котельной, спортивных и игровых площадок, уличного туалета.
Согласно информации, представленной дирекцией, с подрядной организацией ООО "Павловскгранит-Жилстрой" контракт был расторгнут по соглашению сторон 21.12.2010. Сумма незавершенного строительством объекта составила 38664,9 тыс. рублей.
В 2010 году 28 декабря заключается муниципальный контракт № 1-а на выполнение проектных работ по корректировке проектно-сметной документации объекта - "Реконструкции МОУ "Хохольская средняя общеобразовательная школа в с. Хохол Хохольского района Воронежской области" с ООО "Икодомос Инвест Проект", стоимость объема работ составляет 1100,0 тыс. рублей. В 2011 году 28 марта и 4 мая подписываются договоры N№ 8 и 9 по корректировке проектно-сметной документации стоимостью 99,909 тыс. рублей и 55,140 тыс. рублей соответственно. Целями выполнения корректировки являются:
- объединение 3 зданий школы (существующих и строящегося) в одном архитектурном стиле;
- не предусмотренные ранее проектом работы и изменения проектных решений в процессе строительства, направленные на соответствие современным требованиям, в т.ч. улучшение теплоэффективности зданий;
- не предусмотренные ранее проектом работы и изменения проектных решений в процессе строительства, направленные на соответствие современным требованиям.
Корректировка проектно-сметной документации получила положительное заключение государственной экспертизы ГАУ ВО "Центр Госэкспертизы по Воронежской области" № 36-1-5-0166-11 от 25 мая 2011 года.
На реконструкцию школы в 2011 году муниципальным заказчиком заключены два муниципальных контракта с ЗАО "Коттедж-Индустрия" на общую сумму 163023,3 тыс. рублей.
Муниципальным заказчиком по корректировкам проектно-сметной документации и реконструкции школы являлось МОУ "Хохольская средняя общеобразовательная школа". Функции заказчика-застройщика исполняло КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
Общая стоимость реконструкции школы с учетом стоимости незавершенного строительства составила 208795,1 тыс. рублей, в том числе в 2011 году в пределах утвержденных лимитов на завершение работ профинансировано 170130,2 тыс. рублей (из областного бюджета - 167578,2 тыс. рублей, из местного бюджета - 2552,0 тыс. рублей). Программные показатели, утвержденные по данному объекту на 2011 год в объеме 168521,8 тыс. рублей (средства областного бюджета - 168216,8 тыс. рублей, средства местного бюджета - 305,0 тыс. рублей), не соответствуют фактическим объемам финансирования.
В ходе проверки произведен контрольный осмотр объекта и выборочно осуществлен контрольный обмер объемов выполненных работ, в результате чего установлено, что по отдельным позициям фактически выполненные объемы работ не соответствуют объемам, принятым заказчиком-застройщиком и оплаченным по актам КС-2 (работы по установке плинтуса, облицовке плиткой, устройству гидроизоляции и бесшовных покрытий).
Кроме того, дирекцией представлен акт о том, что представителями муниципального заказчика, заказчика-застройщика и подрядчика выявлены работы, которые не предусмотрены проектной документацией, но необходимые при реконструкции школы и дальнейшей ее эксплуатации (перенос водопровода, ШРП и газопровода, сетей электроснабжения, замена утеплителя, дополнительные работы по отделке и благоустройству, пусконаладочные работы вентиляционного оборудования). К данному акту приложена локальная смета, утвержденная директором школы, об исключении стоимости невыполненных работ, и включении в нее на ту же сумму работ, которые не предусмотрены проектно-сметной документацией, но фактически выполнены.
В ходе контрольного осмотра было подтверждено и обосновано выполнение только части работ. В результате перерасчета стоимость оплаченных работ на 234,5 тыс. рублей превышает фактически выполненные работы. Кроме того, при замене металлического ограждения выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 26,6 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что все представленные дополнительные работы произведены подрядчиком в нарушение п. 6 и п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ без внесения изменений в проектную документацию.
В 2012 году в рамках программных мероприятий на проектно-изыскательские работы, строительство и реконструкцию 9 муниципальных образовательных учреждений израсходовано 327603,1 тыс. рублей (из федерального бюджета - 1630,0 тыс. рублей, из областного бюджета - 321010,3 тыс. рублей, из местных бюджетов - 4962,8 тыс. рублей), что меньше программных показателей на 14,7%.
Строительство школы - детского сада с котельной и артскважиной в с. Губарево Семилукского района проверено при проведении комплексной проверки Семилукского муниципального района.
По трем объектам в рамках программы проведены проектно-изыскательские работы.
Для строительства школы в Бутурлиновке проект выполнен в установленный срок и в полном объеме.
Проектные работы по школе в пгт Грибановский планируется завершить согласно контракту в мае текущего года.
Для проектирования школы в с. Радченское Богучарского муниципального района муниципальным заказчиком (МКОУ "Радченская СОШ") своевременно не были переданы проектировщику исходные данные, без которых в соответствии со ст. 759 Гражданского кодекса РФ и ст. 48 Градостроительного кодекса РФ невозможно подготовить проектную документацию (технические условия для присоединения к электрическим сетям, акт обследования и выбора земельного участка, технические условия на присоединение к газораспределительным сетям, градостроительный план земельного участка), что повлекло нарушение сроков исполнения контракта. В связи с тем что просрочка исполнения обязательства произошла по вине заказчика, подрядчик освобождается от уплаты неустойки в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и п. 7.2 муниципального контракта.
В отношении данных объектов следует отметить, что объемы финансирования, утвержденные программой, значительно превышают фактические затраты на них. Между тем соответствующие изменения в ОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" в нарушение п. 6 р. V постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 № 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" государственным заказчиком - координатором программы - департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области - внесены не были.
Помимо указанных объектов необходима корректировка программы по срокам строительства спортивного зала МКОУ "Орловская СОШ им. И.Ф. Жужукина" в с. Орловка Таловского района, начатого и завершенного в 2012 году, но программой запланированного на 2015 год (приложение № 2 к программе). Также подлежат корректировке финансовые показатели по мероприятию "Строительство общеобразовательной школы на 33 класса в квартале ВГУ на Московском проспекте в г. Воронеже".
По объектам строительства, профинансированным в 2012 году, следует отметить следующее:
Школа в п. Колодезный, Каширский район.
В сентябре 2012 года администрацией Каширского района заключен муниципальный контракт от 17.09.2012 № 28 с ЗАО "Коттедж-Индустрия" на строительство школы в пос. Колодезный. Общая стоимость работ по контракту (без технологического оборудования) составила 366007,9 тыс. рублей. Срок выполнения работ - 01.09.2013. В 2012 году из выделенных на строительство средств освоено 92752,6 тыс. рублей (99,3%).
Проверкой установлено, что стоимость обеспечения обязательств по контракту не соответствует его проекту, размещенному в конкурсной документации. Данный факт свидетельствует, что контракт составлен в нарушение п. 10 ст. 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ.
В ходе выездной проверки с участием представителя заказчика-застройщика (КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации") и подрядчика произведен контрольный обмер объемов отдельных видов работ. В результате установлено, что фактически выполненные объемы работ по изоляции не соответствуют объемам, принятым по актам КС-2 заказчиком-застройщиком и оплаченным муниципальным заказчиком (администрацией Каширского муниципального района). В результате перерасчета стоимость оплаченных работ на 4107,3 тыс. рублей превышает фактически выполненные работы. Согласно пояснению руководителя дирекции работы по устройству утеплителя из пенопласта были включены в акт КС-2 № 5 ошибочно. В период проверки данные объемы были сняты при оформлении очередного акта выполненных работ.
Строительство спортивного зала МКОУ "Орловская СОШ им. И.Ф. Жужукина" в с. Орловка Таловского района.
Фактически на данный объект в 2012 году было направлено 8630,3 тыс. рублей, в том числе: средств областного бюджета - 8186,6 тыс. рублей, бюджета муниципального района с учетом дополнительно выделенных средств - 443,7 тыс. рублей.
Строительство спортивного зала проводилось по двум контрактам на общую сумму 8786 тыс. рублей. Необходимо отметить: муниципальный контракт от 18.09.2012 № 049 стоимостью 1874,6 тыс. рублей был заключен в нарушение ст. 72 и ст. 219 БК РФ (выше утвержденных лимитов муниципального бюджета), что привело к образованию кредиторской задолженности перед подрядчиком, которая на период проверки составила 155,7 тыс. рублей.
Строительство было начато в июне 2012 года, закончено в сентябре 2012 года. Однако на момент проверки в учете объект числится как незавершенное строительство. Согласно пояснениям директора школы объект не введен в эксплуатацию из-за того, что на здание спортзала не оформлен технический паспорт по причине имеющейся задолженности перед БТИ других образовательных учреждений Таловского муниципального района. В настоящее время оформление документов по вводу в эксплуатацию здания спортзала завершается.
Строительство общеобразовательной школы на 33 класса в квартале ВГУ на Московском проспекте в г. Воронеже.
По результатам проведения торгов в сентябре и октябре 2012 года в связи с отсутствием заявок контракт заключен не был. По согласованию с контрольным управлением правительства Воронежской области на основании ч. 1 ст. 40, п. 11 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ (размещение заказа у единственного поставщика) муниципальным заказчиком в лице управления строительной политики администрации городского округа г. Воронеж заключен муниципальный контракт на строительство школы от 14.12.2012 № 9 с ЗАО СМП "Электронжилсоцстрой". Срок завершения строительства по контракту - 30.07.2014. Цена контракта - 347744,1 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от 14.12.2012 № 1 к контракту финансирование строительства в 2012 году, изначально предусмотренное в сумме 200000 тыс. рублей, снижено до 3395,5 тыс. рублей, что соответствует фактическим затратам. Неосвоение выделенных на объект средств вызвано поздними сроками заключения контракта.
Проектно-изыскательские работы для строительства общеобразовательной школы в с. Поляна Терновского района.
Строительство общеобразовательной школы в с. Поляна на 108 учащихся началось в 2004 году. Начальная стоимость строительства составляла 42000 тыс. рублей со сроком завершения работ - 15.08.2007. За период с 2004 по 2007 год на строительство объекта из областного бюджета было выделено лишь 13195,9 тыс. рублей, или 31,4% от общей стоимости работ по контракту. В последующий период по 2009 год включительно с учетом индексации профинансированы работы еще на 43545,9 тыс. рублей. В 2010 году данный контракт был расторгнут по взаимному согласию сторон в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в с. Поляна: вместо 108 учащихся по проекту в настоящий момент в селе насчитывается 24 ребенка школьного возраста. Таким образом, использовать данный объект по назначению в полном объеме не представляется возможным.
Вместе с тем КУ ВО "Терновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" с 25 воспитанниками в настоящий момент размещается в помещениях, не соответствующих требованиям СанПиН по занимаемой площади. По обращению районной администрации вопрос о завершении строительства школы в с. Поляна и возможности размещения реабилитационного центра в ее здании в настоящий момент решается в правительстве Воронежской области.
До принятия решения по данному вопросу проведено обследование данного объекта по договору стоимостью 99,5 тыс. рублей. По результатам проведенной работы проектировщиком сделан вывод о необходимости корректировки проектно-сметной документации для приведения в соответствие действующим требованиям, а также в связи с изменением потребности в функциональном использовании помещений и оборудования школы.

Выводы:
Реализация программных мероприятий по строительству и реконструкции общеобразовательных учреждений способствует созданию условий для качественного оказания государственных и муниципальных услуг учреждениями системы образования. Вместе с тем в ходе проверки выявлены нарушения и недостатки, отраженные в акте (нарушение Федерального закона № 94-ФЗ, постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 № 993, допущение некачественных работ подрядчиками, неэффективное использование бюджетных средств).
Следует отметить и ненадлежащее осуществление функций заказчика-застройщика казенным предприятием Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации", о чем свидетельствуют факты, отмеченные в актах проверок (принятие фактически не выполненных работ, замена одних видов работ на другие без внесения изменений в проектную документацию).

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в адрес администрации Терновского района, в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и МОУ "Хохольская СОШ", а также информационное письмо руководителю КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство -
руководитель проверки
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА

Руководитель проверки
О.А.КОНОВАЛОВ


------------------------------------------------------------------