Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 15.05.2013 N 2.20-2013 "Проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2011 - 2012 годах ГБУК ВО "Воронежский государственный театр кукол им. В.А. Вольховского"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 15 мая 2013 года № 7(101)

ОТЧЕТ № 2.20-2013
ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В 2011 - 2012 ГОДАХ ГБУК ВО "ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМ. В.А. ВОЛЬХОВСКОГО"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.20. плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 19.03.2013 № 20.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Проверенный объект и оформленный акт: ГБУК ВО "Воронежский государственный театр кукол им. В.А. Вольховского" - акт от 22.04.2013 № 2.20-2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 25.03.2013 по 22.04.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- финансового обеспечения;
- организации и состояния бухгалтерского учета;
- штатной численности и оплаты труда;
- договорных обязательств, в том числе исполнение требований действующего законодательства по закупкам товаров, работ и услуг для государственных нужд;
- учета банковских и кассовых операций.

5. Проверка учета и эффективности использования областного имущества.
6. Анализ выполнения государственного задания.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Воронежский государственный театр кукол им. В.А. Вольховского" (далее - театр, учреждение) действует на основании устава, утвержденного приказом департамента культуры Воронежской области от 25.01.2012 № 032-ОД (далее - учредитель, департамент) и согласованного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 20.01.2012 № 93 (далее - ДИЗО). Театр имеет статус юридического лица, находится по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, д. 50.
Основными целями создания театра являются формирование и удовлетворение духовных потребностей зрителей в театральном искусстве, сохранение и развитие традиций русской театральной школы, сценического воплощения произведений классической и современной драматургии.

Использование имущества

Для обеспечения уставной деятельности учреждение использует имущество Воронежской области. Имущество учреждения находится в оперативном управлении (приказ ДИЗО ВО от 12.03.2009 № 584 "О закреплении государственного имущества Воронежской области в оперативное управление"). По состоянию на 01.01.2013 стоимость основных средств (ОС) составила 95888,2 тыс. рублей - здание театра, 2 квартиры (для обеспечения жильем иногородних работников), противопожарная емкость, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, иное движимое имущество учреждения.
В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ и п. 4.2 устава учреждения право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 6933,4 кв. м не оформлено. В 2008 году участок оформлен в собственность Воронежской области - свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 17.06.2008.
Проверкой установлено, что в нарушение ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на земельном участке театра без согласия собственника и без заключения договора с театром художниками клуба "Весна" осуществляется выставка картин (занимаемая площадь примерно 70 кв. м).
Кроме того, часть земельного участка занимает торговый павильон "Робин Сдобин". Сумма земельного налога на участок размером 10 кв. м (приблизительная площадь, которую занимает "Робин Сдобин"), оплаченная из бюджетных средств, в проверяемом периоде составила 0,5 тыс. рублей, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
Также в нарушение ст. 298 ГК РФ и приказа ДИЗО от 09.06.2012 № 984 "Об утверждении Порядка принятия решений и Положения о проведении конкурса на право заключения договоров..." <1> на территории театра установлен рекламный баннер подземного паркинга. При этом согласие собственника в учреждении отсутствует, договор с театром не заключался и, соответственно, денежные средства учреждению не поступали. Базовая ставка оплаты за 1 кв. м рекламно-информационного поля в месяц определяется на основании отчета независимого оценщика (согласно приказу ДИЗО от 09.06.2012 <1>), а упущенные доходы учреждения по предварительным расчетам составили порядка 60,0 тыс. рублей в год (размер баннера 5,0 м x 1,5 м).
--------------------------------
<1> Приказ ДИЗО от 09.06.2012 № 984 "Об утверждении Порядка принятия решений и Положения о проведении конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Методики определения начальной цены за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Воронежской области, и земельных участках, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных в границах городского округа город Воронеж".

На земельном участке учреждения предположительно находится часть офисного центра (примерно 10 - 15 кв. м). По имеющимся документам не представляется возможным определить, занимает ли офисный центр в действительности часть земельного участка или нет, а также произвести точный расчет для исчисления суммы бюджетных средств, уплаченных в качестве земельного налога за офисное здание.
Кроме того, внутри здания театра на 2-м этаже расположен буфет (выездной стол). Ежемесячно руководство театра кукол пишет письмо ИП Логуновой И.О., которое оказывает услуги буфета в ТЮЗе, с просьбой организовать буфет в театре кукол для обслуживания зрителей на время проведения спектаклей. При этом договор на оказание подобных услуг в учреждении отсутствует и согласие собственника тоже, что также является нарушением ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
По состоянию на 01.01.2013 стоимость основных средств составляла 5241,2 тыс. рублей (мебель, оборудование, оргтехника, автомобиль).
В ходе проведенной выборочной инвентаризации основных средств установлено, что оборудование, приобретенное в 2006 году за счет бюджетных средств, общей балансовой стоимостью 109,5 тыс. рублей (акустическая система, усилитель мощности и цифровой подавитель обратной связи) не используется и хранится в упакованном виде. Также не используется четыре световых прибора, приобретенных в 2010 году за счет бюджетных средств, общей стоимостью 381,5 тыс. рублей. Согласно объяснению руководства оборудование предназначено для малого зала и его использование планируется в 2013 - 2014 годах в связи с открытием новой малой сценической площадки. Проверкой также установлено, что часть оборудования на общую сумму 346,7 тыс. рублей не используется по причине неисправности и невостребованности, что является неэффективным использованием областного имущества.

Транспортные средства

По состоянию на 01.01.2013 на балансе учреждения состояло на учете 3 автомобиля общей балансовой стоимостью 974,9 тыс. рублей: автобус ПАЗ 3205 1997 г.в. (424,1 тыс. рублей), автомобиль ВАЗ LADA-SAMARA 2006 г.в. (234,6 тыс. рублей) и ВАЗ 2123 Шевроле Нива 2004 г.в. (316,2 тыс. рублей), последний был приобретен за безвозмездно полученные денежные средства (договор пожертвования от 21.08.2005) по договору купли-продажи № 1 от 09.02.2006.
В ходе проверки расходов на ГСМ было установлено, что отдельные путевые листы заполняются в нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
Кроме того, в ходе проверки путевых листов установлено, что обязательный предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя в нарушение ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не проводился.

Финансирование учреждения

Финансовое обеспечение деятельности учреждения в 2011 году осуществлялось за счет средств областного бюджета. План ассигнований на 2011 год утвержден учредителем в размере 14683,9 тыс. рублей (с учетом изменений), кассовые расходы составили 14580 тыс. рублей (99% плана). Финансирование учреждения в 2012 году осуществлялось из областного бюджета путем предоставления субсидий на выполнение государственного задания в размере 13684 тыс. рублей (исполнено 13621,8 тыс. рублей, или 99%) и на иные цели - 2287,1 тыс. рублей (исполнено 2286,9 тыс. рублей, или 99%).
В 2011 и 2012 годах основная часть расходов приходилась на оплату труда с начислениями штатному персоналу учреждения - 67,2% и 76,4%, на оплату коммунальных услуг - 13,1% и 11,4% соответственно.
В 2011 году состоялись премьеры двух новых спектаклей ("Кот в сапогах" и "Новогоднее представление"), на которые израсходовано 391,4 тыс. рублей из областного бюджета, в 2012 году - трех новых спектаклей ("Белоснежка и семь гномов", "Король Лир" и "Новогоднее представление"), на их организацию театром произведены затраты на общую сумму 858,8 тыс. рублей.
Кроме того, в 2012 году учреждению предоставлена субсидия на иные цели в размере 2286,9 тыс. рублей. Данная субсидия использовалась в соответствии с соглашением № 34 между департаментом культуры и театром на оплату труда с начислениями и на новые постановки.

Средства от приносящей доход деятельности

Собственные средства учреждения расходовались в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности. В 2011 году израсходовано 5950 тыс. рублей, в 2012 году - 9151,7 тыс. рублей. Основная часть расходов в 2011 и 2012 годах приходилась на оплату труда с начислениями 54,1% и 54,3%, оплату прочих работ и услуг - 32,5% и 31,6% соответственно.
Собственные доходы учреждения формировались в основном за счет продажи билетов на спектакли. В нарушение п. 2.4.1 устава цены на билеты учреждение устанавливает без согласования с учредителем.
Театр по обращению различных фондов и общественных организаций предоставляет бесплатные билеты незащищенным слоям населения. В актах оказания услуг указывалось количество зрителей, принимаемых театром на безвозмездной основе, без указания стоимости билетов на данное мероприятие (стоимость билетов зависит от возрастной категории зрителя, от дня проведения спектакля и от самого спектакля). Поскольку оборотно-сальдовая ведомость учреждением не велась и все билеты учитывались как проданные, определить, на какую сумму было оказано услуг на безвозмездной основе, не представляется возможным. При списании таких билетов в накладных указывалась цена, и сумма выручки от реализации формировалась с учетом бесплатных билетов. Таким образом, количество "проданных" билетов превышает сумму, полученную от их реализации.
В нарушение Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета..." <2> списание нереализованных билетов в бухгалтерских документах не отражалось, уничтожение нереализованных бланков строгой отчетности (билетов) осуществлялось не в установленные сроки в нарушение п. 4.2 Письма Министерства культуры от 15.07.2009 № 29-01-39/04 "Методические указания о порядке применения, учета, хранения..." <3>.
--------------------------------
<2> Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, Инструкции по его применению".
<3> Письмо Министерства культуры от 15.07.2009 № 29-01-39/04 "Методические указания о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации".

В целях популяризации искусства театра кукол России и сохранения лучших образцов работ театральных художников с 2001 года на территории театра создан музей театральной куклы. Работа музея зависит от графика проведения спектаклей. Следует отметить, что входные билеты в музей не соответствовали формам бланков строгой отчетности, утвержденных Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности".

Штатное расписание и оплата труда

Штатное расписание учреждения, действующее на момент проверки (введено с 28 сентября 2012 года), утверждено директором и согласовано с руководителем департамента культуры и архивного дела в количестве 104 штатных единиц. По состоянию на 01.01.2013 фактическая численность персонала составила 86 чел. (замещено 100 штатных единиц), 14 должностей замещены внутренними совместителями, количество внешних совместителей составило 4 человека и 4 штатные единицы являются вакантными.
В проверяемом периоде оплата труда осуществлялась на основании Положения об оплате труда работников ГУК Воронежский государственный театр кукол им. В.А. Вольховского. В связи с переименованием учреждения в государственное бюджетное учреждение необходимые изменения в положение об оплате труда не внесены.
Должностной оклад директора определяется трудовым договором от 02.06.2009 с дополнениями.
Среднемесячная заработная плата в целом по учреждению в 2011 году составила 10158 рублей, в 2012 году - 11604 рубля, в том числе: административно-управленческий персонал - 18293 и 18737 рублей, основной персонал - 11911 рублей и 13003 рубля, художественно-технический персонал - 7962 рубля и 10072 рубля, обслуживающий персонал - 6877 рублей и 7635 рублей соответственно. Табель учета рабочего времени составлялся с многочисленными исправлениями без указания даты внесения исправлений и необходимых подписей, что является нарушением п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Также 4 человека в 2011 году и 5 человек в 2012 году работали на условиях внутреннего совместительства (согласно договорам), при этом в табеле учета рабочего времени отмечалось по 16 часов работы в день, что является нарушением ст. 284 ТК РФ. При этом свои обязанности работники выполняли добросовестно и в полном объеме в течение установленной продолжительности рабочего дня, т.е. фактически осуществлялось совмещение профессий.
Заведующая отделом музея работала в театре на основании договора по совместительству, в табеле учета рабочего времени учитывалось 4 часа работы, однако заработная плата выплачивалась как за полный рабочий день, т.е. сумма переплаты за проверяемый период составила в 2011 году 52201 рубль, в 2012 году - 62126 рублей, что является неэффективным использованием средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ).
В штате организации с 05 декабря 2010 года числился юрист. Проверкой установлено, что в учреждении рабочее место указанного сотрудника отсутствует, документов, подтверждающих исполнение юристом своих должностных обязанностей не представлено. Также гражданско-правовые и трудовые договоры с работниками театра составлены в нарушение действующего законодательства, т.е. без правовой оценки. Заработная плата юристу начислялась и выплачивалась за полный рабочий день, а необходимость содержать данного сотрудника в учреждении отсутствует. Общая сумма выплат юристу составила в 2011 году 91781 рубль, в 2012 году - 95059 рублей, что является неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). На момент проверки юрист уволен по собственному желанию (приказ об увольнении от 10.04.2013).
В театре на полную ставку работает режиссер-постановщик. С режиссером заключен срочный трудовой договор от 26.01.2009, который пролонгируется по мере необходимости дополнительными соглашениями. Проверкой установлено, что при отсутствии приказов на командировки и командировочных удостоверений учреждением оплачивались транспортные расходы. Таким образом, за проверяемый период сумма необоснованных расходов составила 31,8 тыс. рублей, из них 1,2 тыс. рублей - средства областного бюджета, которые были использованы без указания целевого назначения (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).
Для выполнения определенных видов услуг театром заключались договоры гражданско-правового характера. Услуга по данным договорам указывалась как работа по основному месту, т.е. как для штатного работника, что является нарушением Гражданского кодекса РФ. Также в нарушение ГК РФ в 2011 году заключались срочные трудовые договоры с внештатными работниками с указанием конкретного вида работы и размера вознаграждения.
В нарушение ст. 11 Трудового кодекса в 2011 году пяти сотрудникам, принятым на должности администраторов по работе со зрителями, по гражданско-правовым договорам выплачивались отпускные. Общая сумма выплат в 2011 году составила 67,9 тыс. рублей, что привело к нецелевому использованию денежных средств (ст. 38 БК РФ).

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета..." <4> и Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
В нарушение Приказа Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н все костюмные декорации и атрибутика к спектаклям, в т.ч. стоимостью свыше 100 тыс. рублей, учитывались на забалансовом счете 02 (материальные ценности, принятые на хранение), при этом учет велся не по каждому отдельному объекту, а по спектаклю в целом. Также в нарушение п. 9 указанного документа и п. 332 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н <4> к бухгалтерскому учету объектов основных средств на балансовый счет принимались объекты стоимостью до 3 тыс. рублей включительно. Таким образом, в составе основных средств на балансовом учете на момент проверки отражено 69 объектов на сумму 42,9 тыс. рублей, стоимость каждого из которых составляет менее 3,0 тыс. рублей. Кроме того, в нарушение указанных выше приказов Минфина РФ с 2009 года не оприходовано 1 оборудование - компрессор ALTO KLE 8.0 балансовой стоимостью 15,1 тыс. рублей.
--------------------------------
<4> Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, Инструкции по его применению".

Выборочной проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено, что в проверяемом периоде авансовые отчеты заполнялись в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", а именно:
- при направлении работника в командировку аванс на оплату расходов не выдавался и заявление об отказе в получении аванса отсутствует;
- отсутствуют записи по перерасходу подотчетного лица;
- при возвращении из командировок авансовые отчеты об израсходованных суммах представлялись более чем через 3 рабочих дня (авансовые отчеты от 22.03.2012 № 5, от 15.10.2012 N№ 2, 3, 4, 5 и др.);
- допускались исправления суммы в авансовых отчетах.
Проверкой ведения кассовых операций в учреждении нарушений не установлено. Кредиторская и дебиторская задолженность в проверяемом периоде носила текущий характер.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ департаментом ежегодно доводится государственное задание на оказание государственной услуги.
В 2011 году обеспечение из областного бюджета выполнения услуги планировалось в сумме 14683,8 тыс. рублей, фактически составило 14579,9 тыс. рублей. В 2012 году учреждению предоставлена субсидия из областного бюджета на выполнение государственного задания в сумме 13684 тыс. рублей, при этом учреждением израсходовано 13621 тыс. рублей.
Качественные и количественные показатели в 2011 и 2012 годах выполнены.

Выводы:
Деятельность государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области "Воронежский государственный театр кукол им. В.А. Вольховского" соответствует целям его создания. Учреждение выполняет возложенные на него задачи по оказанию услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере культуры. Однако в ходе проверки выявлены отдельные нарушения Гражданского, Бюджетного и Трудового кодексов Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета.

Начальник инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
А.В.КОНОНОВА


------------------------------------------------------------------