Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 20.05.2013 "Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2012 году"



Утверждено
коллегией Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
(протокол № 7(101)
от 20 мая 2013 года)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

1. Общие положения

Настоящее заключение подготовлено по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2012 году в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", законодательством в сфере обязательного медицинского страхования и иными законодательными актами Российской Федерации и Воронежской области.
Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2012 году представлен правительством Воронежской области в Контрольно-счетную палату в срок, установленный ст. 38 Закона Воронежской области от 10.10.2008 № 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области".
При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области проведена внешняя проверка отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области об исполнении бюджета за 2012 год. Проверкой полноты предоставления бюджетной отчетности отклонений от норм действующего законодательства не отмечено, комплектность годового отчета содержит полный перечень необходимых форм, установленных Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н. Оценка достоверности отчета проводилась в ходе контрольного мероприятия (акт от 03.04.2013 № 14-2013). По результатам проверки расхождений данных отчета с первичными бухгалтерскими документами не выявлено.
В тексте заключения применяются следующие сокращения:
ТФОМС или Фонд - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области;
ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
ОМС - обязательное медицинское страхование;
ПНП "Здоровье" - приоритетный национальный проект "Здоровье";
НСЗ - нормируемый страховой запас;
Закон - Закон Воронежской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

2. Основные характеристики бюджета Фонда

Бюджет Фонда на 2012 год первоначально утвержден по доходам и расходам Законом Воронежской области от 09.12.2011 № 189-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в сумме 10838,8 млн. рублей.
С учетом изменений, внесенных Законом Воронежской области от 04.12.2012 № 156-ОЗ, прогнозируемый объем доходов бюджета ТФОМС увеличен на 798,0 тыс. рублей (в 1,1 раза) и составил 11636,8 млн. рублей. Скорректированный план по расходам установлен в сумме 11729,8 млн. рублей с предельным объемом дефицита - 93,0 млн. рублей.
По сравнению с 2011 годом уточненные доходы утверждены с ростом на 13% (доход 2011 года - 10293,3 млн. рублей):



Увеличение к предыдущему году обусловлено ростом страховых взносов на ОМС неработающего населения (в 1,4 раза) и субсидий на реализацию региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы" (в 1,2 раза), а также началом финансирования с 2012 года расходов на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, из расчета по 1,0 млн. рублей на каждого (138,0 млн. рублей).
Фактически бюджет исполнен с профицитом в сумме 92,7 млн. рублей. Доходная часть исполнена на 107,7% плана и составила 12537,9 млн. рублей, расходная - на 98,5% назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью в сумме 12445,2 млн. рублей.

3. Анализ исполнения доходной части бюджета ТФОМС
Воронежской области

Плановые доходы на 2012 год определены Законом в объеме 11636,8 млн. рублей. Фактические поступления составили 12537,9 млн. рублей (107,7%) - с ростом к уровню прошлого отчетного периода на 21,8%. Структура доходов Фонда представлена на диаграмме (млн. рублей):



Отличительной особенностью формирования доходной части бюджета Фонда явилось то, что с 2012 года в соответствии с нормами Федерального закона от 30.11.2011 № 370-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год..." для финансового обеспечения организации обязательного медицинского страхования в составе межбюджетных трансфертов из Федерального фонда направляются субвенции. В составе федеральных субвенций - страховые взносы на работающее население, зачисляемые ранее (в 2011 году) как налоговые и неналоговые поступления, а также страховые взносы на неработающее население, которые до 2012 года поступали в бюджет Фонда из областного бюджета.
В результате объем налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2011 годом значительно уменьшился и составил 119,1 млн. рублей (в 2011 году - 2578,0 млн. рублей, в т.ч. страховые взносы на работающее население - 2575,5 млн. рублей).
В составе указанных доходов наибольший удельный вес занимают прочие неналоговые доходы (возмещение по межтерриториальным расчетам, штрафы, возврат страховыми медицинскими организациями остатков резервов после завершения расчетов за 2011 год) - 107,4 млн. рублей, или 133,6% плана. По сравнению с 2011 годом поступления по межтерриториальным расчетам снизились на 22,7%. Одной из причин явилось уменьшение количества случаев оказания медицинской помощи гражданам, имеющим медицинские полисы других субъектов РФ, - с 144,1 тысяч до 132,8 тысячи случаев. Кроме того, как показали результаты контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой в начале текущего года, Фондом несвоевременно предпринимались меры по выяснению причин неоплаты счетов за пролеченных граждан, застрахованных в других субъектах РФ. Выявлено неоплаченных счетов на сумму 570,7 тыс. рублей. Своевременное принятие мер по фактам неоплаты счетов другими территориальными фондами привело бы к дополнительному включению этих средств в состав НСЗ и соответственно сокращению его пополнения за счет средств финансирования территориальной программы ОМС.
Постатейный анализ поступлений показал, что основным доходным источником (97% поступлений) являются межбюджетные трансферты ФФОМС, которые составили 12156,8 млн. рублей, что на четверть выше уровня 2011 года и на 8% - утвержденных плановых показателей.
Значительную долю (68%) в составе межбюджетных трансфертов занимают субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС - 8274,3 млн. рублей, или 104,7% утвержденных назначений. Превышение плана обусловлено ростом поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в связи с увеличением численности застрахованных с 703 тыс. до 760 тыс. человек. Объем субвенций исчислен как сумма страховых взносов на ОМС работающего (2665,4 млн. рублей) и неработающего населения (3946,8 млн. рублей), дотаций, предусмотренных в бюджете Федерального фонда на выполнение территориальной программы ОМС (1444,6 млн. рублей), и средств нормированного страхового запаса на увеличение субвенций (217,5 млн. рублей).
Проверкой расчета страховых взносов на неработающее население отклонений от требований Федеральных законов № 326-ФЗ и № 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса..." не установлено.
Отмечается рост в 2012 году к уровню 2011 года размера страховых взносов на ОМС как работающего, так и неработающего населения (103,5% и 140,6% соответственно). Страховой платеж в расчете на одного неработающего жителя Воронежской области в 2012 году сложился выше на 766 рублей, чем в 2011 году и составил 2523 рубля (в 2011 году - 1757 рублей). Динамика роста страховых взносов представлена на диаграмме (млн. рублей):

Страховые взносы на ОМС работающего населения



Страховые взносы на ОМС неработающего населения



В структуре межбюджетных трансфертов на долю субсидии Федерального фонда, выделенной на реализацию региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы", приходится 29,0%, или 3634,3 млн. рублей, что составляет 115,7% утвержденных назначений и в 1,4 раза выше аналогичных поступлений 2011 года. Фактические показатели сложились выше плановых по причине дополнительного финансирования Фонда в соответствии с распоряжениями правительства РФ в сумме 493,8 млн. рублей в целях стимулирования субъектов РФ.
Федеральные средства выделены в целях финансового обеспечения реализации следующих мероприятий программы:
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений - 2067,7 млн. рублей;
- внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 1432,3 млн. рублей;
- внедрение современных информационных систем - 134,3 млн. рублей Сравнительная характеристика поступлений по годам представлена на диаграмме (млн. рублей):



Межбюджетные трансферты на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам составили 138,0 млн. рублей.
Помимо перечисленного, в доходах Фонда учтены безвозмездные поступления на реализацию ПНП "Здоровье" в части проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан (99,3 млн. рублей), а также детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (10,9 млн. рублей). Следует отметить, что указанные доходные статьи исполнены в полном объеме к утвержденному плану, но с уменьшением к уровню 2011 года на 13,4 и 8,8 процентного пункта соответственно. Данная ситуация обусловлена сокращением численности работающих граждан, подлежащих диспансеризации в 2012 году, по сравнению с фактической численностью 2011 года с 81 тыс. чел. до 70 тыс. чел., а также уменьшением численности детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях области, на 10% (в 2011 году - 4175 чел., в 2012 году - 3808 чел.).
Менее 3% доходов бюджета Фонда сформировано за счет межбюджетных трансфертов областного бюджета в рамках реализации ПНП "Здоровье" в сумме 321,9 млн. рублей (100% к утвержденному объему ассигнований) на дополнительные выплаты медперсоналу первичного медико-санитарного звена. На эти цели из областного бюджета поступили средства в размере 329,5 млн. рублей, что меньше уровня 2011 года на 7,6 млн. рублей.
По результатам проверки Фонда Контрольно-счетной палатой отмечено, что Фондом в нарушение требований Федерального закона № 326-ФЗ (ст. 29) не принимались меры по пополнению доходов бюджета за счет размещения временно свободных средств (остатков на счете средств ОМС и нормированного страхового запаса) на банковских депозитах. При наличии в 2012 году ежемесячного объема временно свободных средств от 38,5 млн. рублей до 549,8 млн. рублей упущенные доходы по приблизительным расчетам составили минимум 9,0 млн. рублей в год, которые, в свою очередь, могли быть направлены на выполнение территориальной программы ОМС.

4. Анализ исполнения расходной части бюджета ТФОМС
Воронежской области

В отчетном году исполнение расходной части бюджета Фонда составило 12445,2 млн. рублей, или 98,5% значения, утвержденного сводной бюджетной росписью, и 123,3% к уровню 2011 года (10091,1 млн. рублей).
Исполнение расходов по годам приведено на диаграмме:



Анализ структуры расходной части бюджета Фонда показывает, что основную долю в расходах (65%) по-прежнему занимает финансирование территориальной программы ОМС в сумме 8101,3 млн. рублей. Эти расходы составили 98,6% утвержденной суммы и на 17% превысили показатель 2011 года. Положительная динамика расходов на финансирование территориальной программы ОМС свидетельствует о наметившейся тенденции снижения дефицита программы, что представлено на диаграмме:



В составе территориальной программы ОМС утверждены нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на оказание застрахованным гражданам области бесплатной медицинской помощи.
Общая численность застрахованных по ОМС лиц в 2012 году составила 2316 тыс. человек. В сравнении с 2011 годом численность застрахованных увеличилась незначительно - на 15 тыс. человек, или на 0,7%. В структуре застрахованного населения преобладают неработающие граждане, доля которых в 2012 году составила 67,2%.
Подушевой норматив (на одного жителя) финансового обеспечения территориальной программы в 2012 году увеличился по отношению к предыдущему году на 14,6% и составил 3505,3 рубля. Однако финансирование на одно застрахованное лицо нельзя назвать достаточным, поскольку от федерального значения (4102,9 рубля) оно составляет только 85,4%.
Утвержденные территориальной программой ОМС нормативы объемов медицинской помощи не выдержаны, прослеживается как превышение, так и невыполнение плановых показателей: по стационарной помощи превышение составило 3,1%, по медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, - 4,1%. В то же время, показатель выполнения плана по амбулаторно-поликлинической помощи в целом по области составил 96,8%.
Анализ структуры медицинской помощи в системе ОМС показал, что тенденция снижения стационарной и увеличения амбулаторно-поликлинической помощи продолжается. Так, по сравнению с 2011 годом объем медицинской помощи (в расчете на одного застрахованного), оказанной в стационаре, снизился на 5,2%, а в амбулаториях и поликлиниках вырос на 4%. Вместе с тем отмечено, что не достигнуты федеральные нормативы по объемам амбулаторно-поликлинической помощи:



При этом нельзя не отметить положительную динамику, сложившуюся в тарифной политике, - финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи выросли в сравнении с 2011 годом.
За 2012 год тарифы на оплату стационарной помощи выросли в 1,5 раза и на конец года составили 1176,39 рубля, что на 0,8% выше федерального норматива (1167 рублей).
Тарифы на оплату амбулаторно-поликлинической помощи возросли на 11,3% и составили 178,7 рубля, что также превышает федеральный норматив (169,5 рубля) на 5,1%.
Тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров с 1 октября 2012 года установлены на уровне федерального норматива - 471 рубль.
Расходы медицинских учреждений на оказание медицинской помощи (согласно годовой форме № 62) в отчетном периоде также увеличились, однако не достигли федерального показателя, что и отражено далее на диаграмме (рублей):



Учитывая, что в 2012 году финансирование территориальной программы ОМС осуществлялось с дефицитом, лечебные учреждения нарушали условия тарифного соглашения по соблюдению установленных пропорций финансирования статей расходов (оплата труда, приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря).
Так, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, включая дневной стационар, на зарплату направлено 87,6% израсходованных средств, при нормативе - не более 86,3%, на медикаменты - 11,6% (норматив не менее 10%). Из рекомендованных 0,8% на мягкий инвентарь израсходовано 0,3%.
В стационарах пропорции распределения средств также не выдержаны. На питание направлено 7,4% при нормативе не менее 8%, на мягкий инвентарь - 0,5% (норматив - не менее 0,8%). В среднем по области удельный вес выплат заработной платы сложился 72,7% при нормативе не более 72,2%. Однако в 34 стационарах Воронежской области имело место значительное превышение процента израсходованных средств ОМС на зарплату с начислениями, так, например, в МБУЗ го г. Воронеж "ГБ № 16" на 16,6%, в МБУЗ "Репьёвская ЦРБ" - на 17,2%, МБУЗ "Верхнехавская ЦРБ" - на 17,5%.
Кроме того, за 2012 год в 22 медицинских организациях Воронежской области осуществлялось расходование средств ОМС на статьи, не входящие в Тарифное соглашение. Общая сумма таких расходов составила 0,7 млн. рублей, что соответствует 0,01% от общей суммы расходов.
В ходе контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой, установлено, что в расчете среднедушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС за март 2011-го года не учтены 15,1 млн. рублей, которые находились на основном счете Фонда в составе остатков как по итогам 2011, так и по итогам 2012 годов и, соответственно, не были распределены на выполнение территориальной программы, что, однако, не отразилось на финансировании медицинских организаций. Задолженность страховых медицинских организаций перед медицинскими организациями отсутствует. Только в ходе проверки указанные средства включены в нормированный страховой запас 2013 года.
Нормированный страховой запас по состоянию на 1 января 2013 года сформирован в размере, предусмотренном Законом Воронежской области от 09.12.2011 № 189-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования..." - 500,0 млн. рублей. Данные средства в полном объеме направлены на финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций на оплату медицинской помощи застрахованным лицам по территориальной программе ОМС в сумме 212,5 млн. рублей, а также на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС (287,5 млн. рублей).
В 2012 году продолжилась реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". Финансовое обеспечение осуществлялось по трем мероприятиям нацпроекта в сумме 397,4 млн. рублей (92,0% плана). Неполное освоение средств обусловлено тем, что фактическая численность получателей выплат сложилась ниже расчетной, а также завершение расчетов с медицинскими организациями по счетам за декабрь 2012 года произведено в январе 2013 года (после окончательного приема и обработки счетов за оказанную помощь в декабре 2012 года). Неиспользованный остаток средств перечислен в департамент здравоохранения Воронежской области и ФФОМС.
Структура расходов Фонда в разрезе мероприятий нацпроекта представлена на диаграмме (млн. рублей):



Следует отметить, что федеральные средства, направленные в рамках нацпроекта, позволили провести диспансеризацию в условиях стационара около 4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошли дополнительный осмотр порядка 70 тыс. работающих граждан. Кроме того, за счет средств областного бюджета осуществлены денежные выплаты, установленные законодательством на оказание дополнительной медицинской помощи, 2733 врачам (по 10 тыс. рублей) и медицинским сестрам (по 5 тыс. рублей).
Расходы на реализацию региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы" сложились в объеме 3664,3 млн. рублей, что обеспечило выполнение утвержденных назначений на 99,7%.
Для решения задач модернизации здравоохранения региона средства направлены на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, а также на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе (млн. рублей):



Как видно на диаграмме немногим менее плана (99,3%) сложились расходы в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Завершение расчетов с медицинскими организациями по счетам за декабрь 2012 года произведено после окончательного приема и обработки выставленных счетов - в феврале 2013 года. Неиспользованный остаток средств в сумме 276,0 тыс. рублей перечислен в бюджет Федерального фонда ОМС. Также возвращены в бюджет ФФОМС 5,7 млн. рублей, использованные медицинскими организациями не по целевому назначению.
Реализация программных мероприятий в отчетном периоде позволила отремонтировать 179 объектов в 44 медицинских организациях, приобрести порядка 3000 единиц современного медицинского оборудования для 64 лечебных учреждений. Кроме того, внедрено 44 федеральных стандарта медицинской помощи в 49 учреждениях. Средний уровень заработной платы врачей, оказывающих стационарную медицинскую помощь в медицинских организациях, в которых внедрены стандарты, в 2012 году составил 26381 рубль против 19961 рубля прошлого отчетного периода.
С 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" и постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2012 № 47 производятся единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. В отчетном периоде по одному миллиону рублей получили 138 человек при плане 141, соответственно, общая сумма выплат составила 138,0 млн. рублей (100% поступлений из ФФОМС).
Расходы на выполнение управленческих функций ТФОМС произведены в соответствии со сметой расходов и включают расходы на оплату труда, аренду занимаемых площадей, а также закупку товаров, работ и услуг. Доля расходов на содержание аппарата управления в общей сумме доходов составляет 1,2%, или 144,2 млн. рублей, что ниже плановых назначений на 17% и не превышает величины, доведенной письмом ФФОМС.
Столь низкое исполнение в 2012 году утвержденных назначений обусловлено экономией средств в результате проведения конкурсных процедур, а также неосвоением выделенных в конце года дополнительных средств на строительство офисного здания (проектно-сметную документацию и подготовительные работы) в сумме 24,2 млн. рублей. Данные средства в составе остатка, образовавшегося на основном текущем счете, направлены на финансирование территориальной программы ОМС.
Выводы:
Анализ отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2012 год свидетельствует о том, что запланированный объем доходов достигнут с ростом к 2011 году в 1,2 раза. Столь значительное увеличение доходов обусловлено ростом субвенции Федерального фонда ОМС на финансирование территориальной программы ОМС, субсидии на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения, а также началом финансирования компенсационных выплат медицинским работникам.
Основным направлением расходов бюджета Фонда по-прежнему остается финансирование территориальной программы ОМС, финансовое обеспечение которой составило 8101,3 млн. рублей, или 65% всех доходов, с ростом на 17% к уровню 2011 года. Отмечено снижение величины дефицита программы: с 25,4% в 2011 году до 15,2% в 2012 году.
Анализ структуры медицинской помощи в системе ОМС показал, что тенденция снижения стационарной и увеличения амбулаторно-поликлинической помощи продолжается - по сравнению с 2011 годом объем медицинской помощи (в расчете на одного застрахованного), оказанной в стационаре, снизился на 5,2%, а в амбулаториях и поликлиниках вырос на 4%. Вместе с тем отмечено, что федеральные нормативы еще не достигнуты. Так, подушевой норматив (финансирование обязательного медицинского страхования одного жителя области) увеличился по отношению к предыдущему году на 14,6% и составил 3505,3 рубля, что ниже федерального значения на 15%.
Плановые объемы в разрезе видов медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя в отчетном периоде достигнуты по стационарной и стационарозамещающей помощи, а в амбулаторно-поликлинических условиях составили 96,8% плана и 86,0% федерального норматива.
Как положительный момент необходимо отметить рост тарифов на оплату медицинской помощи в условиях стационара на 51,4%, по амбулаторно-поликлинической помощи на 11,3%, а также установление тарифов по медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара на уровне федерального норматива. Однако финансовые затраты медицинских учреждений на единицу объема медицинской помощи не достигли федерального значения.
Несмотря на рост расходов, нередко медицинскими учреждениями области не соблюдаются условия тарифного соглашения, регламентирующего структуру расходов средств ОМС. Кроме того, согласно отчету об исполнении программы государственных гарантий имело место расходование средств ОМС на статьи, не входящие в тарифное соглашение.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2012 год соответствует действующему законодательству. Представленный законопроект может быть рекомендован к принятию.

Председатель Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ


------------------------------------------------------------------