Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 20.05.2013 N 2.53-2013 "О результатах комплексной проверки исполнения бюджета Семилукского муниципального района Воронежской области за 2011 - 2012 годы"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 20 мая 2013 года № 7(101)

ОТЧЕТ № 2.53-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2011 - 2012 ГОДЫ

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.53 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 04.03.2013 № 15.

Цель(и) контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе и поселениях района; анализ эффективности организации бюджетного процесса в районе на основе детального изучения исполнения бюджета муниципального района, бюджетов городского поселения город Семилуки и Семилукского сельского поселения; анализ эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов администрацией района и администрациями поселений; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств на здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы; анализ мероприятий, проводимых органами местного самоуправления по собираемости местных налогов, укреплению и увеличению доходной части бюджета с целью приобретения бюджетом большей самостоятельности, оптимизации расходной части бюджета, по обеспечению расходных полномочий и качества предоставляемых услуг населению.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Отдел по финансам администрации Семилукского муниципального района - акт № 2.53/1-2013 от 22.04.2013.
2. Отдел экономического развития Семилукского муниципального района - справка № 2.53/1-2013 от 22.04.2013.
3. Открытое акционерное общество "ТЭЦ-СОЗ" - акт № 2.53/1/1-2013 от 18.04.2013.
4. Администрация Семилукского муниципального района - акт № 2.53/2 от 22.04.2013.
5. Администрация Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района - акт № 2.53/2/1-2013 от 16.04.2013.
6. Совет народных депутатов Семилукского муниципального района - акт № 2.53/3-2013 от 02.04.2013.
7. Отдел по образованию и опеке администрации Семилукского муниципального района - акт № 2.53/4-2013 от 08.04.2013.
8. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Семилукская СОШ № 1" - акт № 2.53/4/1-2013 от 27.03.2013.
9. Отдел культуры администрации Семилукского муниципального района - акт № 2.53/5-2013 от 10.04.2013.
10. Бюджетное учреждение здравоохранения "Семилукская центральная районная больница им. А.В. Гончарова" - акт № 53/6-2013 от 18.04.2013.
11. Администрация городского поселения г. Семилуки Семилукского муниципального района - акт № 2.53/7-2013 от 19.04.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 марта 2013 года по 30 апреля 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения, инвестиционной деятельности, перспектив развития территории муниципального района, проверяемых поселений.
2. Организация бюджетного процесса в муниципальном районе и проверяемых поселениях, его соответствие действующему законодательству.
3. Анализ исполнения доходной части районного бюджета и бюджетов поселений.
4. Анализ мероприятий по снижению дотационности бюджетов района и поселений, оценка эффективности их применения.
5. Оценка размера дефицита бюджетов района и поселений, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджетов.
6. Оценка долговой политики, проводимой в районе, поселениях. Объем, структура и динамика муниципального долга.
7. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
8. Анализ динамики остатков средств на счетах бюджета, в том числе имеющих целевое назначение. Оценка своевременности освоения целевых бюджетных средств.
9. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городского и сельских поселений).
10. Анализ формирования и исполнения бюджетов поселений. Оценка обеспеченности бюджетов собственными доходами для исполнения расходных полномочий.
11. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью.
12. Анализ эффективности управления земельными ресурсами.
13. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета учреждениям образования. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью достижения максимальной эффективности расходования бюджетных средств. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования, субвенций и субсидий на модернизацию системы образования.
15. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на культуру.
16. Проверка финансово-хозяйственной деятельности МБУЗ "Семилукская ЦРБ". Оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств ОМС, выделенных на здравоохранение. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью достижения максимальной эффективности расходования бюджетных средств с сохранением качества предоставляемых услуг. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе на модернизацию здравоохранения, субсидий на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
17. Анализ и оценка деятельности органов местного самоуправления по собираемости местных налогов, укреплению и увеличению доходной части бюджета с целью приобретения бюджетом большей самостоятельности, а также повышению эффективности бюджетных расходов для улучшения качества предоставляемых услуг и динамичного социально-экономического развития муниципального района.
18. Оценка эффективности развития муниципального района на основании соглашения между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района о достижении значений региональных показателей эффективности.

Результаты контрольного мероприятия:

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Семилукский муниципальный район расположен в северо-западной части Воронежской области. Площадь территории района составляет 1582 кв. км (3% территории области). На юго-востоке район граничит с городским округом г. Воронеж, востоке - с Рамонским муниципальным районом, на западе - с Курской областью, на севере - с Липецкой областью, на юге - с Нижнедевицким и Хохольским муниципальными районами. Район имеет выгодное географическое положение, обусловленное близостью к областному центру (11 км), развитой транспортной инфраструктурой, наличием плодородных почв, полезных ископаемых.
Численность населения Семилукского района на 01.01.2013 составила 67,0 тыс. чел., или 2,9% населения Воронежской области. Численность городского населения района составляет 37,5 тыс. чел. (56%), сельского - 29,5 тыс. чел. (44%). Административный центр района - город Семилуки с численностью постоянного населения на начало 2013 года 26,0 тыс. человек.
В состав района входят 3 городских и 12 сельских поселений. На территории Семилукского муниципального района расположено 79 населенных пунктов, в числе которых г. Семилуки, 2 рабочих поселка - Латная и Стрелица и 76 сельских населенных пунктов.
Социально-экономическое развитие Семилукского муниципального района в проверяемом периоде осуществлялось на основе долгосрочной областной целевой программы "Комплексный инвестиционный план модернизации города Семилуки", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 880; Стратегии социально-экономического развития Семилукского муниципального района до 2020 года; программы комплексного социально-экономического развития Семилукского муниципального района на 2010 - 2012 годы. В 2012 году реализовывалась 21 программа с общим объемом финансирования 3121,2 млн. рублей (104% плана), мероприятия 11 программ софинансировались за счет средств федерального и областного бюджетов.
Решением Совета народных депутатов от 25.12.2012 № 370 утверждена программа комплексного социально-экономического развития Семилукского муниципального района на 2013 - 2017 годы. В 2013 году в районе реализуются 27 областных целевых и ведомственных программ.
В промышленности района в 2012 году отгружено товаров собственного производства (промышленного характера) на сумму 2814,7 млн. рублей, или 111,8% к 2011 году. По оперативным данным, шесть предприятий получили прибыль на общую сумму 39,3 млн. рублей против 64,7 млн. рублей в 2011 году. Убыток получен только ОАО "СОЗ" - 0,8 млн. рублей, против 133,4 млн. рублей в 2011 году. В 2012 году в промышленном секторе экономики района работало более 4,8 тыс. человек (18,0% занятых в экономике). По сравнению с предшествующим годом, численность работников в промышленности увеличилась почти на 2,6%. Задолженности по заработной плате на 31 декабря 2012 года предприятия не имеют.
В сельскохозяйственном производстве района занято 24 сельхозпредприятия, специализирующихся на производстве зерновых и технических культур. Из них 10 хозяйств занимаются производством молока и мяса.
В 2012 году намолочено зерновых и зернобобовых культур в сельхозпредприятиях 97,8 тыс. тонн, средняя урожайность составила 28,4 ц/га (на 3,1% ниже уровня прошлого года). Получено 105,1 тыс. тонн сахарной свеклы, средняя урожайность составила 589 ц/га. Валовой сбор подсолнечника в 2012 году составил 30,3 тыс. тонн, средняя урожайность по району - 19,8 ц/га (на 21,7% ниже уровня 2011 года). Под урожай текущего года посеяно 18,7 тыс. га озимых культур семенами высоких репродукций, районированными сортами с соблюдением оптимальных агротехнических сроков. В сравнении с 2011 годом показатель по посеву озимых уменьшился на 7,9% в связи с тем, что в район пришел инвестор ООО ТПК "Масличные культуры", который специализируется на производстве семян технических культур (льна).
На 1 января 2013 года поголовье крупного рогатого скота составило 3544 головы (99,1% к той же дате 2012 года). По причине угрозы африканской чумы поголовье свиней уменьшилось на 74 головы и составило 783 головы. Поголовье овец увеличилось на 436 голов и составило 1670 голов (135,3% к уровню прошлого года). Реализовано на убой скота и птицы (в живой массе) сельхозпредприятиями в 2012 году 236,8 тонн (116,7% к уровню прошлого года). Валовой надой молока за 2012 год составил 5413,8 тонн (99,1% к 2011 году).
Стоимость валовой продукции, произведенной в сельхозпредприятиях района за 2012 год, составила 1337,3 млн. рублей, рост в текущих ценах составил 3,4%.
Инвестиции в основной капитал за 2012 год крупных и средних предприятий района составили 900,5 млн. рублей, увеличились в 2,4 раза к уровню 2011 года. На реализацию программы социально-экономического развития района в 2012 году направлено 1284,3 млн. рублей (106% к плану), из них: средства федерального бюджета - 193,8 млн. рублей (137% плана), средства областного бюджета - 299,8 млн. рублей (103,5% плана), средства местных бюджетов - 19 млн. рублей (132,9% плана), другие источники финансирования - 771,7 млн. рублей (100,8% плана). На реализацию 9 коммерческих мероприятий за 2012 год направлено 727 млн. рублей (99,6% к плану). По некоммерческой части программы за 2012 год введено в эксплуатацию 11,5 км газовых сетей и 10473 кв. м индивидуального жилья.
За 2012 год подготовлено и предоставлено более 10 земельных площадок для строительства крупных и средних производств, с проработкой инфраструктурной составляющей, в том числе под строительство комплекса по доращиванию и откорму свиней ЗАО "Агроресурс-Воронеж", предприятия пищевого производства ООО "Ювента и К", завода по строительству бетонных изделий для тротуаров и дорожного строительства ООО "Флагман", многофункционального торгового комплекса ООО "Метро Кэш энд Керри". На территории Девицкого сельского поселения осуществляется формирование индустриального парка общей площадью 45 га. По состоянию на 01.01.2013 заявлено 3 резидента с предполагаемым объемом инвестиций более 3 млрд. рублей и созданием 700 рабочих мест.
Потребительский рынок. Торговая сеть Семилукского района насчитывает 467 торговых объектов. Оборот розничной торговли в действующих ценах в 2012 году составил 1769,3 млн. рублей, что выше по сравнению с 2011 годом на 13,9% или на 216,2 млн. рублей. В сопоставимых ценах темп роста составил 110,2%. Прирост объема продаж обусловлен увеличением количества торговых объектов. Бытовые услуги оказывают 20 предприятий, в том числе 16 специализированных предприятий и 103 индивидуальных предпринимателя, из них 66 в городских и 37 в сельских поселениях. За 2012 год населению района было оказано услуг на сумму 32,1 млн. рублей, в действующих ценах 85,7% к 2011 году.
В социально-трудовой сфере района складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Численность постоянного населения снижается и на 1 января 2013 года составила 66,8 тысяч человек. Основной причиной сокращения численности населения является его естественная убыль. В 2012 году смертность в 1,8 раза превысила рождаемость. Миграционный прирост населения в целом по району положителен. Потери населения от естественной убыли частично компенсируются миграционным приростом.
Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2013 года составила 446 человек, или 82,1% к соответствующему периоду прошлого года, уровень регистрируемой безработицы - 1,5% (в 2011 году - 1,8%), численность безработных по методологии МОТ - 2395 чел., уровень общей безработицы - 8,2% (94,9% к соответствующему периоду прошлого года). При этом численность трудовых ресурсов составила 34069 чел., численность занятых в экономике 26753 чел., маятниковая миграция по численности работников составила 5720 чел. (работают за пределами района). Таким образом, на территории района занято 21033 чел. (78% от численности занятых в экономике).
В целом по отраслям экономики в 2012 году среднемесячная заработная плата составила 13578 рублей или 113,6% к уровню 2011 года.
Перспективы развития муниципального района определены программой комплексного социально-экономического развития Семилукского муниципального района на 2013 - 2017 годы. Общий объем финансирования на 2013 год предусмотрен в размере 5316,7 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 22,0 млн. рублей, средства областного бюджета - 992,6 млн. рублей, средства местных бюджетов - 45,5 млн. рублей, другие источники финансирования - 4256,6 млн. рублей.
В рамках программы в 2013 году планируется начало и продолжение реализации инвестиционных проектов по развитию производства свинины (ЗАО "Агроресурс - Воронеж"; 1964,0 млн. рублей); строительству комбикормового завода мощностью 60 т/ч с единовременным хранением 300 тыс. т зерна (ООО "Воронежмясопром"; 622,0 млн. рублей); организации производства сельскохозяйственного оборудования, металлоконструкций и запасных частей (ООО "Сельмашсервис"; 300 млн. рублей); строительству коттеджного поселка "Лесково" (ООО "Лесково"; 350 млн. рублей); строительству завода по производству строительных конструкций (ООО "Проектстрой"; 150 млн. рублей); расширению производства столешниц (ООО "КДМ-опт"; 109 млн. рублей); организации пищевого производства (ООО "ЮвенТа и К"; 100 млн. рублей).
Общий объем финансовых средств, предусмотренный программой на мероприятия социальной сферы (некоммерческие мероприятия) на 2013 год, запланирован в размере 1261 млн. рублей (из них средства федерального бюджета - 22,0 млн. рублей, средства областного бюджета - 992,6 млн. рублей, средства местных бюджетов - 45,5 млн. рублей, другие источники финансирования - 201,0 млн. рублей). В программу включено строительство и капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений; строительство комплекса школа - детский сад в с. Губарево; строительство спортивно-оздоровительного комплекса в с. Землянск; строительство футбольного поля с искусственным покрытием в п. Стрелица; строительство многофункциональных спортивных площадок в г. Семилуки и п. Латная; изготовление ПСД и строительство газопроводов высокого, среднего и низкого давления; ремонт теплосетей, реконструкция теплотрасс, освещения, строительство систем водоснабжения, строительство очистных сооружений, строительство котельных; ремонт автомобильных дорог; обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов; благоустройство дворовых территорий.

2. Организация бюджетного процесса в районе

Основные параметры консолидированного и районного бюджетов:
Организация и исполнение бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялись на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также решений Совета народных депутатов Семилукского муниципального района "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Семилукском муниципальном районе Воронежской области". Бюджетные полномочия Совета народных депутатов, администрации, финансового органа муниципального района, определенные Положением о бюджетном процессе в Семилукском муниципальном районе, в основном выполняются. Однако имеют место следующие недостатки.
Районный бюджет Семилукского муниципального района на 2011 год принят решением Совета народных депутатов от 24.12.2010. Затем он в течение года пересматривался 6 раз и в окончательном варианте принят решением от 22.12.2011. Районный бюджет Семилукского муниципального района на 2012 год принят решением Совета народных депутатов от 22.12.2011. Затем он в течение года пересматривался 7 раз и в окончательном варианте принят решением от 25.12.2012.
Анализ протоколов публичных слушаний по проектам бюджетов района на 2012 и 2013 годы показывает, что в районе данному мероприятию не придается должного значения и налицо формальный подход. На слушаниях по бюджету 2012 года присутствовало, как зафиксировано в протоколе слушаний, 16 человек; по бюджету 2013 года - 7, из которых 4 - члены оргкомитета по подготовке и проведению слушаний. Никаких предложений, внесенных участниками слушаний, в итоговых документах не зафиксировано.
Доходы консолидированного бюджета района в 2012 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 46,4% (401,3 млн. рублей) и поступили в сумме 1265,5 млн. рублей. Рост связан с увеличением безвозмездных поступлений на 51%, или 280,4 млн. рублей. Налоговые и неналоговые доходы возросли на 38,5%, или 120,9 млн. рублей. Расходы бюджета увеличились на 90,7%, или 710,6 млн. рублей, и составили 1494,4 млн. рублей. В 2012 году бюджет исполнен с дефицитом 228,97 млн. рублей.
В структуре консолидированного бюджета района районный бюджет аккумулирует 61,3% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, а бюджеты городских и сельских поселений - 38,7%. По объему налоговых и неналоговых доходов наиболее крупными поселениями являются: городское поселение г. Семилуки (16,4% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета), Латненское городское (4,9%), Нижневедугское сельское (3,4%). На долю остальных поселений приходится 75,3% собственных доходов консолидированного бюджета района.
Фактически доходы районного бюджета в 2011 году составили 620,9 млн. рублей (98,7% плана), расходы - 594,2 млн. рублей (87,4%). Бюджет исполнен с профицитом в сумме 26,7 млн. рублей. Причиной образования профицита является неполное расходование денежных средств.
В 2012 году доходы районного бюджета составили 963,95 млн. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые - 266,8 млн. рублей (27,7% общего объема доходов), безвозмездные перечисления - 697,2 млн. рублей (72,3%).
По сравнению с уровнем 2011 года доходы увеличились на 55,3%, или 343,1 млн. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые доходы увеличились на 21% (46,4 млн. рублей), безвозмездные поступления увеличились на 74,1% (296,7 млн. рублей).
В 2012 году, в связи с изменением федерального и областного бюджетного законодательства, произошло значительное изменение состава и структуры налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. В доходы бюджета не поступают налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина за регистрацию транспортных средств и штрафы за административные правонарушения в сфере дорожного движения, увеличен норматив отчисления от налога на доходы физических лиц.
Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2012 году он составил 64,8% налоговых и неналоговых доходов и поступил в размере 172,9 млн. рублей. По сравнению с предыдущим годом сумма налога увеличилась в 2,2 раза. По НДФЛ район имеет резерв роста поступлений, так как при расчете его поступлений не учитываются возможности легализации доходов работников неформального (ненаблюдаемого) сектора экономики.
Налоги на совокупный доход составили 20,3 млн. рублей, или 7,6% налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. По сравнению с предыдущим годом поступления по данной группе налогов снизились на 1,25 млн. рублей (5,8%) в результате отмены с 2012 года зачисления в районный бюджет налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Сумма единого налога на вмененный доход увеличилась на 7,7% (1,426 млн. рублей) и составила 19,9 млн. рублей.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, соответствуют уровню 2011 года и поступили в объеме 17,7 млн. рублей, в том числе: доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, - 13,9 млн. рублей, доходы от сдачи в аренду имущества - 2,835 млн. рублей, платежи от муниципальных унитарных предприятий - 617,4 тыс. рублей, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, - 363,3 тыс. рублей.
Доходы от оказания платных услуг поступили в сумме 2,881 млн. рублей, в том числе доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями образования, - 1,164 млн. рублей, культуры - 1,717 млн. рублей. В результате отмены зачисления доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, поступления снизились на 83,3% (14,4 млн. рублей).
Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2012 год снизилась с 26,8 до 14,7 млн. рублей и составила по состоянию на 01.01.2013 или 3,4% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района 2012 года. Основную сумму недоимки на 01.01.2012 составляла задолженность по транспортному налогу (50,1%, или 13,6 млн. рублей), земельному налогу (30,6%, или 8,2 млн. рублей). Причиной снижения является передача с 2012 года поступлений транспортного налога и недоимки по нему в областной бюджет. На 01.03.2013 недоимка сложилась в сумме 17,2 млн. рублей. Основную сумму недоимки по прежнему составляет недоимка по земельному налогу - 12,1 млн. рублей (70,6%).
Безвозмездные поступления районного бюджета в 2012 году составили 697,2 млн. рублей (72,3% общей суммы доходов). Из общей суммы безвозмездных перечислений финансовая помощь на общее покрытие расходов составила 39,1 млн. рублей (дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов - 22,4 млн. рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов - 9,0 млн. рублей, субвенция на осуществление полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям - 7,6 млн. рублей). Безвозмездные поступления в сумме 658,1 млн. рублей имели целевой характер, выделялись на реализацию переданных государственных полномочий (93,1 млн. рублей), на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления (292,2 млн. рублей) и иные межбюджетные трансферты и прочие безвозмездные перечисления (97,8 млн. рублей).
Район располагает существенными резервами пополнения доходной части бюджета за счет совершенствования управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, которое в настоящее время осуществляется неэффективно и с нарушением законодательства. В нарушение требований Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 (вступил в действие с 25.06.2012) "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" имеющийся реестр содержит только сведения о недвижимом имуществе, которые не актуализированы. В реестре отсутствуют сведения о муниципальном движимом имуществе и о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем. Числящиеся в реестре объекты площадью 18182,2 кв. м, балансовой стоимостью 39957 тыс. рублей не используются.
Администрацией заключены договоры аренды на земельные участки, предназначенные для строительства жилья, исходя из явно заниженной стоимости с ООО "ВоронежЖилресурс" (площадь 5090 кв. м; годовая арендная плата в расчете на 1 кв. м - 7,9 рубля); с гражданином Г.А.Ю. (площадь 10000 кв. м; годовая арендная плата 1 кв. м - 5,9 рубля); с ООО "Гражданстрой" (площадь 4612 кв. м; арендная плата 1 кв. м - 5,85 рубля). Аналогичный участок сдан в аренду ООО "Завод КБИ - Жилстрой" для строительства многоквартирного жилого дома со стоимостью 1 кв. м - 155,4 рубля. Потери бюджета составили 2935,5 тыс. рублей.
Средства от продажи земли в бюджет района поступили не в полном объеме. По состоянию на 01.04.2013 числится задолженность в сумме 512,2 тыс. рублей. Администрацией своевременно не принимаются меры по взысканию задолженности либо расторжению договоров купли-продажи в соответствии с действующим законодательством.
В проверяемом периоде имелись случаи предоставления в собственность земельных участков без заявлений о предоставлении, а также без документов, являющихся основанием для предоставления на праве собственности земельных участков. Таким образом, администрацией Семилукского муниципального района предоставлены в собственность дачным некоммерческим партнерствам "Ивушка" и "Дубрава" 3 земельных участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для организации и ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Более того, данные участки проданы по явно заниженной стоимости. Земельный участок площадью 230400 кв. м (ул. Терновская, с. Терновое) продан ДНП "Ивушка" по цене 1023,0 тыс. рублей. Земельный площадью 281868 кв. м (в границах ЗАО "Тенистое", левый берег реки Дон) продан ДНП "Ивушка" по цене 1353,0 тыс. рублей. Земельный участок площадью 108300 кв. м (на правом берегу р. Дон) продан ДНП "Дубрава" по цене 530,6 тыс. рублей.
Все перечисленные договоры купли-продажи заключены в нарушение ст. 5 Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками на территории Семилукского района, утвержденного решением Совета народных депутатов, в соответствии с которой в случаях возмездного предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, договоры купли-продажи или аренды земельных участков заключаются после выполнения заявителем условий выкупа земельного участка. Оплата цены участков произведена только спустя 10 - 12 месяцев с момента заключения договоров и оформления актов приема-передачи земельных участков.
Во всех перечисленных договорах купли-продажи в отчетах об оценке рыночной стоимости земельных участков рыночная стоимость явно занижена. Проведенный мониторинг стоимости аналогичных участков показал, что цена одной сотки составляет от 10 тыс. рублей и более. Дачным товариществам было продано 6209 соток за 2906,6 тыс. рублей. Следовательно, в данном случае потери бюджета Семилукского муниципального района составили 60,0 млн. рублей.

3. Исполнение расходной части консолидированного бюджета Семилукского муниципального района в 2011 и 2012 годах приведено в следующей таблице.

(млн. рублей)

№ п/п

2011 год
2012 год
Наименование раздела
Уточненный план
Исполнено
%
Уд. вес. %
Темп роста к 2010 году, %
Уточнен. план
Исполнено
%
Уд. вес. %
Темп роста к 2011 году, %
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
1.
Общегосударственные расходы
95,433
90,967
95,3
11,6
105,4
281,471
279,641
99,3
18,7
307,3
2.
Национальная оборона
2,473
2,473
100
0,3
114,8
2,405
2,405
100
0,1
97,3
3.
Национальная безопасность
1,228
1,077
87,7
0,1
124,2
0,617
0,616
99,8

57,2
4.
Национальная экономика
41,046
23,765
57,9
3,0
43,4
116,540
112,911
96,9
7,6
475,1
5.
Жил.-коммун. хозяйство
412,199
165,831
40,2
21,2
50,8
461,788
426,528
92,4
28,5
257,2
6.
Охрана окруж. среды





-
0,286



7.
Образование
324,264
321,180
99
41,0
122,1
460,685
451,828
98,1
30,2
140,7
8.
Культура, кинематография
48,088
46,233
96,1
5,9
127,2
1,331
58,464
95,3
3,9
126,5
9.
Здравоохранение
114,114
111,207
97,4
14,2
125,1
108,294
106,782
98,6
7,1
96,0
10.
Соц. политика
24,125
19,345
80,2
2,5
97,0
33,017
30,855
93,5
2,1
159,5
11.
ФК и спорт
1,059
1,029
97,2
0.1
105,1
22,886
22,809
99,7
1,5
2216,6
12.
Средства массовой информации
0,640
0,640
100
0,01
106,7
0,700
0,700
100

109,4
13.
Обслуживание муниципального долга
0,050
0,047
94

91,5
0,759
0,700
92,2
0,1
1489,3

Всего
1064,720
783,795
73,6
100
89,1
1550,779
1494,425
96,4
100
190,7

Общий объем расходов консолидированного бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличен с 783,8 млн. рублей до 1494,4 млн. рублей (в 1,9 раза). Процент освоения выделенных ассигнований в 2012 году составил 96,4% против 73,6% в 2011 году.
Для расходной части консолидированного бюджета 2011 и 2102 годов характерен последовательный значительный рост ассигнований на общегосударственные нужды, образование, культуру, физкультуру и спорт. По разделам "Национальная экономика", "Жилищно-коммунальное хозяйство" наблюдается преимущественная зависимость от ассигнований, поступающих из областного бюджета. Значительное неисполнение средств в 2011 году наблюдается по разделам "Национальная экономика" и "Жилищно-коммунальное хозяйство".
В ходе проверки отдельно рассмотрены причины и обоснованность значительного увеличения расходов консолидированного бюджета с 86,3 млн. рублей в 2010 году до 279,6 млн. рублей в 2012 году (на 193,3 млн. рублей; в 3,2 раза) на общегосударственные вопросы.
По данному разделу расходы увеличились по районному бюджету с 38,6 млн. рублей до 69,9 млн. рублей (на 31,3 млн. рублей; в 1,8 раза) и по бюджетам поселений (главным образом по бюджету городского поселения город Семилуки) с 47,7 млн. рублей до 210,9 млн. рублей (на 163,2 млн. рублей, в 4,4 раза). По районному бюджету рост обусловлен увеличением расходов на деятельность исполнительных органов власти с 28,4 млн. рублей до 57,4 млн. рублей (на 29,0 млн. рублей, в 2,0 раза). По бюджетам поселений также наблюдается увеличение расходов на содержание исполнительных органов власти с 46,1 млн. рублей до 52,5 млн. рублей (на 6,4 млн. рублей, на 14%).
Данное увеличение расходов бюджетов района и поселений проведено главным образом при исполнении бюджетов за 2012 год.
Расходы на оплату труда с начислениями в 2012 году по сравнению с 2010 годом возросли по органам власти района с 21,0 млн. рублей до 31,5 млн. рублей (на 10,5 млн. рублей, в 1,5 раза); по органам власти поселений с 33,7 млн. рублей до 36,5 млн. рублей (на 2,8 млн. рублей, на 8%). Основной причиной такого положения явилось увеличение штатной численности органов исполнительной власти района со 106,75 единиц до 156,75 единиц, в том числе муниципальных служащих с 53 до 70 единиц. Общая штатная численность администраций поселений также увеличена с 126,5 единиц в 2011 году до 130,25 единиц в 2012 году. Каких-либо дополнительных полномочий им не передавалось. Численность муниципальных служащих по поселениям за этот период сокращена с 72 до 65 единиц.
Доведенные департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ и постановлением администрации Воронежской области № 235 от 28.03.2008 нормативы фонда оплаты труда с начислениями муниципальных служащих в 2012 году превышены по консолидированному бюджету на 10,1 млн. рублей, в том числе по органам власти района на 9,0 млн. рублей, по органам власти 8 (из 15) поселений (Губаревское, Латненское, Нижневедугское, Новосильское, Семилукское и Стадницкое сельские; Латненское и Семилукское городские) на 1,1 млн. рублей. Увеличение ассигнований 2012 года на расходы по обеспечению функционирования органов власти района и поселений произведено в нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, отраженного в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Наряду с этим администрацией муниципального района не придается должного внимания организации исполнения закрепленных за ней законодательством вопросов местного значения. Анализ положений об отделах администрации района показал, что треть данных вопросов не закреплена за конкретными подразделениями администрации. Деятельность отделов не планируется, показателей эффективности деятельности им не доводится, системных отчетов о работе перед главой администрации не проводится. Постановлением администрации от 19.07.2012 утверждено положение об отделе по развитию сельских территорий администрации района (штатная численность 7 единиц), в соответствии с которым он образован как юридическое лицо. При этом расходы по данному отделу планируются только на обеспечение его деятельности. Целесообразность такого подхода не обоснована.
Рост расходов бюджета городского поселения г. Семилуки по разделу "Общегосударственные вопросы" обусловлен внесением в декабре 2012 года 158,0 млн. рублей в уставный капитал открытого акционерного общества "Теплоэлектростанция Семилукского огнеупорного завода" (ОАО "ТЭЦ СОЗ"). Формирование уставного капитала ОАО "ТЭЦ СОЗ" проведено в соответствии с решением Совета народных депутатов городского поселения г. Семилуки в целях реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Комплексный инвестиционный план развития города Семилуки Воронежской области на 2010 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 880. Данное инвестиционное мероприятие направлено на диверсификацию экономики монопрофильного города Семилуки в части строительства мини-теплоэлектростанции, работающей на природном газе, мощностью до 4 МВт, для реализации инвестиционного проекта ОАО "Семилукский огнеупорный завод".
В ходе данной проверки проведена встречная проверка ОАО "ТЭЦ СОЗ". На дату проверки уставный капитал ОАО "ТЭЦ СОЗ" оплачен денежными средствами в сумме 158,0 млн. рублей или на 90,3% участником общества - администрацией городского поселения г. Семилуки. Участником общества ОАО "Эффективные энергетические системы" (г. Москва) его доля в размере 17,0 млн. рублей (9,7%) не оплачена. Сроки оплаты уставного капитала не пропущены. На 01.01.2013 на балансе ОАО "ТЭЦ СОЗ" числились денежные средства в сумме 157,439 млн. рублей, которые размещены на депозитных счетах ЦЧБ СБ России. Штатное расписание утверждено приказом генерального директора от 01.11.2012 № 1 в количестве 4 штатных единиц (генеральный директор, заместитель генерального директора, главный бухгалтер, юрист) с месячным фондом оплаты труда 310,345 тыс. рублей.
С даты регистрации (11.10.2012) по 31.12.2012 предприятием осуществлены расходы в сумме 852,380 тыс. рублей. Это расходы на финансирование договоров аренды офиса и транспортного средства, договоров на оказание услуг по проведению торгов на определение поставщика основного оборудования и определение заказчика-застройщика мини-ТЭЦ, на приобретение оргтехники и канцелярских принадлежностей, на выплату заработной платы. С целью эффективного расходования средств общества руководством ОАО "ТЭЦ СОЗ" расходы осуществляются путем проведения открытых конкурсных процедур по выбору поставщиков.

4. Исполнение расходной части районного бюджета за 2011 и 2012 годы приведено в следующей таблице.

(млн. рублей)

№ п/п
Наименование раздела
2011 год
2012 год
Уточненный план
Исполнено
%
Уд. вес. %
Темп роста к 2010 году
Уточнен. план
Исполнено
%
Уд. вес. %
Темп роста к 2011 году
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
1.
Общегосударственные расходы
46,242
42,991
93,0
7,2
111,3
69,859
68,739
98,4
6,8
159,9
2.
Национальная оборона
0,205
0,205
100,



-
-


3.
Национальная безопасность
0,921
0,893
97,0
0,2
108,9
0,127
0,127
100
0,01
14,2
4.
Национальная экономика
35,194
18,164
52,0
3,1
42,2
71,216
71,046
99,8
7,0
391,1
5.
Жилищно-коммунальное хозяйство
68,794
17,353
25,0
2,9
6598,1
66,606
66,606
100
6,6
383,8
6.
Охрана окруж. среды










7.
Образование
320,922
318,069
99,1
53,5
143,1
455,433
447,014
98,2
44,0
140,5
8.
Культура
25,646
25,219
98,3
4,2
132,8
34,220
33,952
99,2
3,3
134,6
9.
Здравоохранение
114,114
111,207
97,4
18,7
125,1
108,294
106,782
98,6
10,5
96,0
10.
Социальная политика
22,630
17,862
78,9
3,0
96,9
30,654
28,854
94,1
2,8
161,5
11.
ФК и спорт
0,993
0,993
100
0,2
104,2
22,340
22,321
99,9
2,2
2247,8
12.
Средства массовой информации
0,640
0,640
100
0,1
106,7
0,700
0,700
100
0,07
109,4
13.
Обслуживание муниципального долга
0,041
0,040
97,6

90,2
0,640
0,582
90,9
0,06
1455,0
14.
Межбюджетные трансферты
43,605
40,546
93,0
6,8
44,0
172,940
169,788
98,2
16,7
418,8

Всего
679,946
594,182
87,4
100
100
1033,039
1016,511
98,4
100,0
171,1

Для районного бюджета характерны тенденции, отраженные при анализе исполнения консолидированного бюджета.
По разделу "Национальная оборона" в 2011 году профинансированы мероприятия администрации района по обеспечению мобилизационной готовности экономики.
По разделу "Национальная безопасность" в 2011 году профинансированы мероприятия администрации района по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в сумме 375,5 тыс. рублей, перечислено районному отделу внутренних дел - 445,8 тыс. рублей и отделу по культуре и спорту администрации района на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - 71,5 тыс. рублей. В 2012 году финансирование по данному разделу сокращено до 126,6 тыс. рублей и проведено по расходам администрации района на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По разделу "Национальная экономика" в 2011 году средства использованы администрацией района на финансирование мероприятий ОЦП "Развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы" - 593,0 тыс. рублей, мероприятий по поддержке малого предпринимательства - 7523,3 тыс. рублей, содержание муниципального учреждения "Центр поддержки агропромышленного комплекса" - 3427,7 тыс. рублей, финансирование в рамках региональных программ "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2011 год", "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы", "Нормативное обеспечение градостроительной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2011 годы".
В 2012 году по этому разделу средства использовались администрацией района на мероприятия по землеустройству - 1,294 млн. рублей, по поддержке малого предпринимательства - 13,070 млн. рублей, на содержание отдела по развитию сельских территорий администрации Семилукского муниципального района - 1,235 млн. рублей, содержание муниципального казенного учреждения "Центр поддержки АПК" - 2,698 млн. рублей, а также на реализацию мероприятий в рамках областных целевых и ведомственных программ "Газификация Воронежской области на 2007 - 2015 годы" - 32,431 млн. рублей, "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" - 18,920 млн. рублей, "Развитие градостроительной деятельности в Воронежской области на 2012 - 2014 годы" - 1,148 млн. рублей.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" в 2011 году исполнение составило 25,0%. Наиболее значительное неосвоение средств допущено по мероприятиям ДОЦП "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов", при плановых назначениях 51,1 млн. рублей освоено - 5,261 млн. рублей (10,3%). В 2012 году по данному разделу профинансированы мероприятия по региональным программам "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" - 65,766 млн. рублей и "Обеспечение сохранности и ремонт военно-мемориальных объектов на территории Воронежской области в 2012 году" - 0,84 млн. рублей. Более половины средств данного раздела использовано городским поселением г. Семилуки. Вопросы законности и результативности расходования бюджетных средств по данному разделу администрацией городского поселения г. Семилуки рассмотрены в ходе проверки отдельно.
Расходы бюджета городского поселения по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" за 2011 - 2012 годы составили 387 млн. рублей.
По подразделу "Жилищное хозяйство" направлено 209,7 млн. рублей. Основная доля средств в сумме 187,5 млн. рублей направлена на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, остальные средства в израсходованы на капитальный ремонт многоквартирных домов (19,2 млн. рублей), снос аварийного жилья (1,53 млн. рублей), ремонт муниципального жилья (1,065 млн. рублей) и проведение экспертизы аварийных многоквартирных домов (410,5 тыс. рублей).
Реализация 2 муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в г. Семилуки до настоящего времени не завершена. Исполнение одной из них начато в 2011 году, второй в 2012 году, а окончание обеих программ было запланировано в 2012 году. Из 21 аварийного дома полностью расселено 15, из 186 квартир переселено 121.
Основной причиной срыва сроков является неисполнение контрактных обязательств подрядными организациями ООО "Регион Дом" (строительство начато в 2011 году) и ООО "ВоронежЖилРесурс" (в 2012 году), окончание строительства по двум контрактам предусмотрено в IV квартале 2012 года. В настоящее время ООО "Регион Дом" осуществляются отделочные работы, ООО "ВоронежЖилРесурс" завершена только кирпичная кладка трех этажей. Однако претензионная работа администрацией городского поселения не ведется.
Из 124 квартир 3 не расселены по причине смерти собственника и в связи с неоплатой собственников 2 квартир за дополнительную площадь в построенных квартирах (249,4 тыс. рублей, 571,3 тыс. рублей). В то же время собственники других квартир расселены, имея задолженность на общую сумму 3852,7 тыс. рублей. За принятые дополнительные площади в муниципальных квартирах 1307,4 тыс. рублей не оплатила администрация. Сумма долга перед подрядчиком ООО "Фирма СМУ-5" составляла 5603,8 тыс. рублей. В ходе проверки администрация оплатила 443,7 тыс. рублей.
Кроме того, администрации необходимо исполнить свои денежные обязательства по другим 2 контрактам в сумме 3203,5 тыс. рублей. Однако финансирование на данные цели в бюджете городского поселения на 2013 год не предусмотрено, что может привести к нарушению ст. 83 БК РФ. К тому же несвоевременное исполнение обязательств перед подрядчиками может привести к уплате штрафных санкций и, как следствие, к дополнительной нагрузке на бюджет.
Установлено неправильное начисление взносов граждан. Исчисление осуществлялось не по площадям, предусмотренным соглашениями с гражданами, а по площадям, взятым из проектно-сметной документации. В итоге, необоснованно завышенная оплата в сумме 2026,1 тыс. рублей произведена собственниками 55 квартир.
После замеров БТИ общая дополнительная площадь оказалась больше предусмотренной в проектной документации, соответственно фактическая стоимость 1 кв. м снизилась с 24825,25 до 24208,91 рублей. Несмотря на это, администрацией не производился перерасчет в разрезе источников финансирования. При этом экономия за счет средств Фонда сложилась в сумме 2124,7 тыс. рублей, средств регионального бюджета - 688,4 тыс. рублей, которая должна быть возвращена.
Приведенные нарушения при исполнении программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда свидетельствуют о недостаточном контроле государственного заказчика - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
В проверяемом периоде осуществлялся снос 4 аварийных домов. При разборке дома по ул. 9 Января, 12 подрядной организацией ООО "Вершина" не выполнены полностью работы по перевозке строительного мусора (25 куб. м) стоимостью около 65 тыс. рублей.
По подразделу "Благоустройство" профинансировано 81,2 млн. рублей. При использовании средств в сумме 27,2 млн. рублей на благоустройство города (благоустройство 3 скверов и мемориального комплекса, территории администрации района, городского пляжа, устройство забора и тротуаров на 2 улицах, бордюрного камня на 2 улицах, 2 детских площадок) допущено:
- завышение сметной стоимости при определении первоначальной цены по 8 из 12 объектов на сумму 3044,7 тыс. рублей;
- произведена оплата в сумме 681,7 тыс. рублей за фактически невыполненные, но принятые работы (озеленение, установка металлических ограждений, очистка бордюрных камней, установка фонарей, лавочек, урн и сантехники);
- приняты к оплате работы с удорожанием стоимости бордюрного камня, тротуарной плитки, с неправомерным применением повышающих коэффициентов на сумму 1546,4 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
При нарушении сроков исполнения контрактных обязательств администрацией городского поселения не выставлялись штрафные санкции.
В рамках ВЦП "Благоустройство дворовых территорий Воронежской области...", в нарушение контрактных условий осуществлены работы по благоустройству дворовых территорий по ул. Чапаева, д. 52, д. 56, д. 60 вместо ул. Чапаева, д. 54, д. 56, д. 60. Работы по устройству бортовых камней, асфальтобетонной дорожки и выравнивающего слоя из песка выполнены в меньшем объеме, в некоторых местах вместо бортового камня "Дорожный" уложен бордюрный камень "Поребрик", не установлены 2 урны, лавочка. В итоге администрацией произведена оплата за фактически невыполненные, но принятые работы в сумме 207,9 тыс. рублей, переплата стоимости выполненных работ сложилась в сумме 38,8 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
Аналогичные факты вскрыты при реализации ведомственной целевой программы "Обеспечение сохранности и ремонт военно-мемориальных объектов на территории Воронежской области в 2012 году". Так, на братской могиле № 288 в микрорайоне "Южный" у памятника уложена серая тротуарная плитка "Брусчатка" на меньшей площади, а вместо бордюрного камня "Дорожный" установлен "Поребрик", что привело к перерасходу бюджетных средств в сумме 37,2 тыс. рублей.
В 2012 году приобретено поливомоечное оборудование, которое не сдано в аренду и не используется около года, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 400 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
По подразделу "Другие вопросы в области ЖКХ" направлено 86,3 млн. рублей, из них на модернизацию насосных станций, перебуривание (реконструкцию) 11 эксплуатационных скважин и строительство водовода направлено 48,1 млн. рублей.
На проектирование и строительство водозабора с инженерными сетями в микрорайоне "Южный" в рамках ДОЦП "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" направлено 35,7 млн. рублей. Для выполнения работ заключен контракт с ООО "Строй-М" стоимостью 37,3 млн. рублей, который до сих пор не исполнен, при этом срок окончания строительства предусмотрен был еще 15.12.2011. В нарушение контрактных условий администрацией осуществлена переплата подрядчику в сумме 5184,4 тыс. рублей (оплачено 100% вместо 85% от стоимости выполненных работ); произведена оплата в сумме 322,5 тыс. рублей за добровольное страхование без предъявления подрядчиком соответствующих документов. Работы до сих пор не приняты в связи с некачественным исполнением обязательств подрядчиком. К тому же, при технической откачке скважин выявлено превышение нормативного содержания железа в 6 - 8 раз. Таким образом, вложенные в данный проект бюджетные средства в сумме 35,7 млн. рублей ожидаемого эффекта не принесли, использованы неэффективно (ст. 34 БК РФ).
По подразделу "Дорожное хозяйство" в 2012 году профинансированы работы на 18,2 млн. рублей, из них 10,2 млн. рублей получено из дорожного фонда. Во всех контрактах гарантийный срок на дорожные работы установлен в 2 года, тогда как в соответствии с областными нормативными документами он должен составлять не менее 4 лет. Приемка выполненных работ осуществлялась без оформления гарантийных паспортов по форме, утвержденной Распоряжением Минтранса РФ от 07.05.2003 № ИС-414-р. Отремонтированные автомобильные дороги не числятся ни на балансе администрации городского поселения, ни в реестре муниципальной собственности, тогда как к вопросам местного значения поселения в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения. При проведении ямочного ремонта ни в контрактах, ни в актах выполненных работ не указывались наименования автодорог, адреса производства и объем работ, что свидетельствует не только о нарушении ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, но и об отсутствии адресности расходования бюджетных средств.
По разделу "Образование" расходы бюджета составили в 2011 году 318,1 млн. рублей, 2012 году - 447,0 млн. рублей. Главным распорядителем наибольшей доли (более 80%) этих средств являлся отдел по образованию администрации района, обеспечивающий финансирование системы образовательных учреждений муниципального района, состоящей из 38 учреждений. В их числе 26 общеобразовательных учреждений (16 МКОУ СОШ (4383 учащихся), 9 МКОУ ООШ (336 учащихся), 1 МКОУ вечерняя СОШ (103 учащихся); 10 дошкольных образовательных учреждений (1569 детей); 2 учреждения дополнительного образования (МКОУ ДОД "Семилукский Дворец детского творчества", 859 воспитанников, обучающихся по 7 направлениям; МКОУ ДОД "Станция юных техников" (46 учащихся по направлению "Авиамоделирование").
Проверкой использования средств областной субвенции на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования установлено, что в 2011 году в район поступило 145,8 млн. рублей, в 2012 году - 173,0 млн. рублей. Средства расходовались на оплату труда с начислениями, учебные и другие расходы, предусмотренные нормативными документами. Так, в 2011 году на оплату труда и начисления на нее израсходовано 137,1 млн. рублей, или 94% субвенции, на учебные и др. расходы - 6%. В 2012 году расходы на оплату труда с начислениями составили 169,1 млн. рублей, или 97,7% объема субвенции. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 12.10.2010 № 891 "Об утверждении методики расчета норматива финансирования общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Воронежской области" доля учебных расходов определена не ниже 6% объема субвенции. Следовательно, в 2012 году на учебные расходы направлено субвенции ниже установленного норматива на 3,7% или 6481,1 тыс. рублей.
Перечень расходов на реализацию муниципальными образовательными учреждениями основных образовательных программ утвержден приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 16.12.2009 № 436 (в ред. от 27.12.2010). Однако в 2011 году, в нарушение указанного приказа за счет средств областной субвенции приобретались товарно-материальные ценности, непосредственно не связанные с общеобразовательным процессом, а именно: произведена установка, модернизация и разовое обслуживание охранных систем видеонаблюдения в МКОУ "Семилукская СОШ № 1 с УИОП" на сумму 112,2 тыс. рублей, в МКОУ "Семилукская СОШ № 2" на сумму 137,4 тыс. рублей и в МКОУ "Девицкая СОШ" на сумму 140 тыс. рублей. Данные расходы в общей сумме 389,6 тыс. рублей в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ являются нецелевым использованием бюджетных средств.
Проверкой расходования средств субвенции на оплату труда работников общеобразовательных учреждений установлено, что в 2011 году фонд оплаты труда с начислениями работников общеобразовательных учреждений составил 137,9 млн. рублей, или 53,2% всех расходов отдела образования, в 2012 году - 169,9 млн. рублей, или 43,7%.
Согласно примерному положению об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Семилукского муниципального района фонд оплаты труда (ФОТ), за исключением средств, направленных на учебные расходы и выплаты за методическую литературу, распределяется на базовую (70% от общего объема ФОТ) и стимулирующую (30%) части.
Фактически фонд оплаты труда в проверяемом периоде распределился следующим образом:

ФОТ
2011 год
2012 год
план, %
факт, %
план, %
факт, %
Базовая часть
70
76
70
75
Стимулирующая часть
30
24
30
25

100
100
100
100

В 2011 году установленное соотношение не выдерживалось: базовая часть ФОТ сложилась выше норматива (соответственно стимулирующая ниже) на 6% в 2011 году и на 5% в 2012 году. Из стимулирующей части ФОТ производились доплаты до МРОТ прочему персоналу, поэтому и стимулирующая часть выплачивалась не в полном объеме. Кроме того, производились выплаты основному персоналу за замещение учебных часов, не являющиеся выплатами постоянного характера.
По этим же причинам не соблюдено рекомендованное примерным положением соотношение по формированию ФОТ педагогических и прочих работников, что и отражено ниже в таблице.

ФОТ
2011 год
2012 год
план (не ниже), %
факт, %
план (не ниже), %
факт, %
- педагогов
70
66
70
67
- других работников
30
34
30
33

100
100
100
100

В 2011 году доля ФОТ педагогических работников в общем ФОТ была ниже установленного норматива на 4%, в 2012 году - на 3%.
В соответствии с п. 5.1 Положения об отделе по образованию, утвержденному постановлением администрации Семилукского муниципального района от 25.09.2008 № 1485, имущество закрепляется за отделом на праве оперативного управления. Однако во время проведения проверки распоряжение администрации Семилукского муниципального района о закреплении муниципального имущества за отделом на праве оперативного управления не представлено, что является нарушением требований гл. 19 Гражданского кодекса РФ.
Расходы на содержание учреждений культуры в 2011 году составили 57,2 млн. рублей, или 98,7% от плановых назначений, в 2012 году - 64,5 млн. рублей, или 97,4%. На дату проведения проверки сеть муниципальных учреждений культуры района включает 6 юридических лиц (районный Дворец культуры, Межпоселенческая библиотека с 29 филиалами, 4 школы искусств).
В проверяемом периоде средства районного бюджета в сумме 66,1 млн. рублей, или 54,4% от суммы всех расходов израсходованы на оплату труда с начислениями, из них: в 2011 году - 35,0 млн. рублей, или 61,2%, в 2012 году - 31,1 млн. рублей, или 48,3%.
В соответствии с п. 1.9 Положения об отделе, утвержденного постановлением администрации Семилукского муниципального района от 31.10.2011 № 1277, имущество должно закрепляться за отделом на праве оперативного управления. Однако на момент проведения проверки распоряжение администрации Семилукского муниципального района о закреплении муниципального имущества за отделом на праве оперативного управления отсутствует, что является нарушением требований гл. 19 Гражданского кодекса РФ.
По разделу "Здравоохранение" за счет всех источников финансировалась центральная районная больница, включающая поликлинику, стационар, лечебно-диагностическое отделение, административно-хозяйственное отделение; Землянскую участковую больницу; 33 фельдшерско-акушерских пункта (ФАП); 9 амбулаторий. В 2011 году расходы БУЗ "Семилукская центральная районная больница А.В. Гончарова" за счет всех источников произведены в сумме 260,9 млн. рублей, что составляет 97,3% плановых назначений. В 2012 году расходы составили 303,1 млн. рублей - 98,9% плана.
В составе недвижимого имущества по учету учреждения числится 101 объект недвижимости нежилого назначения, из них на большинство объектов право оперативного управления не зарегистрировано (свидетельства получены в 2012 году лишь на 23 объекта), что в проверяемом периоде является нарушением требований ст. 131 ГК РФ, а также ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На дату проверки не переданы в государственную собственность 7 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 1218,9 тыс. рублей. Необоснованно числятся в бухгалтерском учете в составе основных средств "асфальтные дороги", так как они расположены на участке земли, переданном в государственную собственность Воронежской области. Договорные отношения между учреждением и муниципальным районом о безвозмездном использовании 3 объектов не оформлены, что является нарушением ст. 161 ГК РФ.
Помимо нежилых помещений, в составе основных средств учреждения числятся жилые (6 помещений - 445 кв. м), что является нарушением ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", так как на основании распоряжения районной администрации от 10.10.2012 № 344-р и актов приемки-передачи от 10.01.2013 они должны быть переданы в собственность муниципальному району.
В нарушение распоряжения правительства Воронежской области от 30.10.2012 № 714-р "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Воронежской области" в собственность Воронежской области не переданы 4 земельных участка общей площадью 8023 кв. м. Согласно объяснению руководства учреждения "данные участки планируется передать дополнительно, документы находятся в стадии оформления".
На территориальную программу ОМС в 2011 году израсходовано 131,4 млн. рублей, что составляет 100% задания, в 2012 году - 141,4 млн. рублей, или 99,4%. Несмотря на то, что плановые финансовые показатели по средствам ОМС выполнены, в проверяемом периоде осуществлялся возврат страховыми компаниями счетов в связи с нарушением в определении принадлежности застрахованного лица к страховой медицинской организации, а также с неправильным оформлением счетов на оплату и некорректным заполнением реестра счетов в базе данных ЦРБ. Это явилось причиной потери средств в сумме 14260,9 тыс. рублей (в 2011 году не принято к оплате счетов на сумму 3945 тыс. рублей, в 2012 году - 10315,8 тыс. рублей). Кроме того, из-за дефектов оформления первичной медицинской документации или ее отсутствия, а также неназначения диагностических или лечебных мероприятий, недообследования пациентов страховыми компаниями ЦРБ предъявлены штрафные санкции в 2011 году на общую сумму 2008,6 тыс. рублей, в 2012 году - 3129,3 тыс. рублей. В результате, общая сумма "упущенных доходов" за проверяемый период составила 19398,8 тыс. рублей (5953,6 тыс. рублей в 2011 году, 13445,1 тыс. рублей - в 2012 году).
Расходы учреждения за счет средств муниципального бюджета в 2011 году составили 80509,7 тыс. рублей, что составляет 99,6% плана. С 2012 года на основании ст. 6 Закона Воронежской области от 09.12.2011 № 186-ОЗ Семилукскому муниципальному району выделена субвенция областного бюджета в сумме 80,1 млн. рублей. Наибольший удельный вес по текущим расходам ЦРБ составляют расходы на оплату труда и начисления - 45,6%. На оплату коммунальных услуг израсходовано 31,9%, приобретение материальных запасов - 11,2%, услуги по содержанию имущества - 6,6%.
За счет средств муниципального бюджета на реализацию мероприятий целевых программ из районного бюджета в проверяемом периоде выделено 5287 тыс. рублей, в том числе и на реализацию МЦП "Развитие здравоохранения Семилукского муниципального района Воронежской области на 2011 - 2015 годы". За счет данной МЦП проводились ремонтные работы подрядчиком ООО "Ремонтно-строительная компания "Промальп" на основании государственного контракта от 16.06.2012 № 27-12 (выполнение капитального ремонта помещений пищеблока ЦРБ стоимостью 1546,8 тыс. рублей). Проверкой установлены факты недобросовестного выполнения обязательств подрядчиком и неэффективного использовании бюджетных средств на сумму 58,0 тыс. рублей.
В рамках реализации региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы" расходы ЦРБ составили 55,2 млн. рублей, что составляет 92,8% плана, из них на капитальный ремонт объектов здравоохранения направлено 30,0 млн. рублей. Остальные средства использованы на укрепление материально-технической базы в части приобретения оборудования, повышение доступности амбулаторной помощи, внедрение стандартов медицинской помощи в стационаре, диспансеризацию 14-летних подростков. При проверке ремонтных работ помещений терапевтического корпуса ЦРБ под родильное, гинекологическое, кардиологическое отделения выявлены отдельные нарушения договорных условий в виде не исполнения или ненадлежащего исполнения работ по отделке помещений и монтажу электро- и другого оборудования. В результате неэффективное использование средств составило 298,1 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
В сентябре и декабре 2012 года учреждением направлены претензии подрядным организациям по факту исполнения обязательств по 8 государственным контрактам, оплаченным за счет средств, выделенных на реализацию РП "Модернизация здравоохранения Воронежской области...". Однако лишь по одному контракту (от 07.03.2012 № 4-12, подрядчик ООО "СУ-50") оплачена пеня за просрочку исполнения договорных обязательств в сумме 73,7 тыс. рублей.
Выборочной проверкой использования оборудования, приобретенного по РП "Модернизация здравоохранения...", установлено, что полученное в декабре 2011 года оборудование для кардиологического на общую сумму 2163,9 тыс. рублей (насосы инфузионные, противопролежневые матрацы, дефибриллятор-монитор и др.) используется только с октября 2012 года; из двух аппаратов искусственной вентиляции легких общей стоимостью 1600 тыс. рублей, полученных в декабре 2011 года, эффективно используется только один, установленный в реанимационном отделении; в связи с проблемами в работе канала связи оборудование, предназначенное для электронного обслуживания населения на общую сумму 1133,5 тыс. рублей, полученное 15.12.2012, не применяется.
Доходы учреждения по предпринимательской деятельности в 2011 году сложились в объеме 13,1 млн. рублей, в 2012 году - 21,4 млн. рублей, в том числе от арендной платы за проверяемый период получено 2489,1 тыс. рублей. ЦРБ предоставлялась аренда 16 организациям в помещениях общей площадью 93,7 кв. м (под аптечные пункты; торговые точки для торговли галантереи и белья, печатной продукцией и др.). В нарушение ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ предоставление аренды осуществлялось без согласования с собственником имущества - администрацией муниципального района.
Анализ эффективности реализации программы государственных гарантий (ПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ на территории Семилукского района показал, что объемные показатели государственного задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в 2011 и 2012 годах учреждение выполнило в полном объеме. Подушевое финансирование на одного жителя района в рамках ПГГ составило в 2011 году 3881,74 рублей в год, в 2012 году - 4539,32 рублей (99,5% и 102,1% утвержденного норматива).
Показатели заболеваемости, смертности, инвалидизации, а также ряд показателей, предусмотренных ПГГ, доведены ЦРБ в составе показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Семилукского района в части здравоохранения. Из 15 доведенных показателей 14 выполнены, лишь смертность населения в результате ДТП на 33% превысила плановые значения.
По разделу "Социальная политика" в 2011 году финансировалось содержание районной общественной организации ветеранов войны и труда, районной общественной организации инвалидов (300,0 тыс. рублей); доплата к пенсиям муниципальных служащих (3,2 млн. рублей); обеспечение жильем в соответствии с федеральными целевыми программами "Социальное развитие села" и "Жилище на 2011 - 2015 годы. Обеспечение жильем молодых семей" (8,7 млн. рублей); обеспечение жильем детей-сирот (3,2 млн. рублей); выплаты компенсации родительской платы за содержание ребенка в муниципальных детских садах (2,2 млн. рублей).
В 2012 году по данному разделу профинансирована доплата к пенсиям муниципальных служащих (3,9 млн. рублей); обеспечение жильем в соответствии с федеральными целевыми программами "Социальное развитие села" и "Жилище на 2011 - 2015 годы. Обеспечение жильем молодых семей" (11,2 млн. рублей); выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемным родителям (10,8 млн. рублей); выплаты компенсации родительской платы за содержание ребенка в муниципальных детских садах (2,16 млн. рублей); субсидировалось содержание районной общественной организации ветеранов войны и труда, районной общественной организации инвалидов (494,0 тыс. рублей).
По разделу "Средства массовой информации" финансировались расходы по предоставлению субсидии АУ Воронежской области "Редакция Семилукской районной газеты "Семилукская жизнь".
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2012 году возросли в связи с оформлением кредита областного бюджета.
На финансовую помощь бюджетам поселений и иным получателям направлено по межбюджетным трансфертам в 2011 году 40,546 млн. рублей, в 2012 году 169,788 млн. рублей. Расходы по видам дотаций представлены в следующей таблице.

Вид дотации
2011 год
2012 год
на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений (за счет средств обл. бюджета)
7,159
7,633
на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений (за счет средств рай. бюджета)
6,641
10,200
на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений (за счет средств областного бюджета)
13,779
8,371
на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений (за счет средств районного бюджета)
11,080
7,490
иные межбюджетные трансферты
1,887
136,094

Проверка расчетов распределения дотаций за счет средств областного бюджета показала, что распределение произведено в соответствии с методикой, определенной Законом Воронежской области от 07.12.2006 № 108-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Воронежской области полномочиями органов государственной власти Воронежской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета".
Расчет дотаций за счет средств районного бюджета проведен в соответствии с методикой, утвержденной приложением 6 к Закону Воронежской области от 17.11.2005 № 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области".
Структура и динамика муниципального долга:
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2011 составлял 92,2 млн. рублей, из них задолженность по централизованным кредитам, предоставленным сельхозтоваропроизводителям в 1992 - 1994 годах, - 1,6 млн. рублей, по бюджетным кредитам, предоставленным им из средств областного бюджета, - 90,7 млн. рублей.
В 2011 году привлечено бюджетных кредитов на сумму 8,0 млн. рублей, погашено кредитов - 2,5 млн. рублей, остаток задолженности на 01.01.2012 - 97,8 млн. рублей, или 44,4% доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что не превышает предельных размеров, определенных статьей 107 БК РФ.
В 2012 году администрацией района привлечено бюджетных кредитов на сумму 38,5 млн. рублей, погашено - 23,3 млн. рублей, остаток долга на 01.01.2013 составил 113,0 млн. рублей, в том числе задолженность по кредитам, предоставленным сельхозтоваропроизводителям в 1992 - 1994 годах, - 437,1 тыс. рублей, по кредитам областного бюджета - 112,5 млн. рублей.

Выводы:
По результатам проверки можно сделать вывод, что в социально-экономическом развитии района наблюдаются положительные тенденции в наращивании производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, активизации инвестиционной деятельности. Вместе с тем для района характерна большая маятниковая миграция рабочей силы (21,4% занятых в экономике работает за пределами района), не преодолевается неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с большой естественной убылью населения.
В организации бюджетного процесса недооценивается качество бюджетного планирования, стабильность, публичность, расширение возможностей пополнения доходной части бюджетов района и поселений, особенно за счет повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов. При расходовании бюджетных средств допускается большое количество нарушений законодательства, особенно в сфере ЖКХ городским поселением г. Семилуки. В 2012 году необоснованно увеличены ассигнования на содержание органов власти.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Семилукского муниципального района, главе Семилукского городского поселения, главе Семилукского сельского поселения, руководителю БУЗ ВО "Семилукская ЦРБ", руководителям отделов администрации Семилукского муниципального района: по финансам, по образованию, по культуре.
Кроме того, главе администрации муниципального района направить письмо с приложением копий представлений, направленных в структурные подразделения администрации района, с целью контроля за устранением выявленных нарушений и соблюдением сроков направления в Контрольно-счетную палату информации об их устранении.
Проинформировать руководителя департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области о выявленном факте нецелевого использования средств субвенции областного бюджета на реализацию муниципальными образовательными учреждениями основных образовательных программ тремя школами района на общую сумму 389,6 тыс. рублей, а также о факте невыполнения администрацией района и администрациями 8 поселений нормативов фонда оплаты труда с начислениями муниципальных служащих.
Направить руководителю управления жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области информацию о выявленных нарушениях при реализации целевых программ, государственным заказчиком которых является данное управление.
Направить материалы проверок администрации Семилукского муниципального района и администрации городского поселения город Семилуки в правоохранительные органы.

Начальник инспекции по контролю
расходов на общегосударственные
вопросы, сельское и лесное хозяйство
И.Н.ДАНИЛОВ


------------------------------------------------------------------