Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 24.05.2013 N 2.69-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году управлению занятости населения Воронежской области"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 24.05.2013 № 8(102)

ОТЧЕТ № 2.69-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА И
ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ УПРАВЛЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.69 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 18.03.2013 № 19.

Цель контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования средств, выделенных управлению занятости населения Воронежской области (далее - Управление) на оказание государственных услуг и исполнение государственных и иных функций, предусмотренных положением об Управлении.

Проверенный объект и оформленный акт: управление занятости населения Воронежской области - акт № 2.69-2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 20.03.2013 по 21.05.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Проверка соответствия деятельности управления занятости населения Воронежской области целям и задачам его создания, определенным в положении. Достижение утвержденных показателей эффективности деятельности Управления.
2. Проверка законности и результативности использования управлением занятости населения Воронежской области средств областного бюджета, выделенных на исполнение государственных функций, предоставление услуг и реализацию целевых программ.
3. Проверка соблюдения порядка предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также субсидий работодателям на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, предусмотренных целевыми программами.
4. Проверка выполнения показателей оценки качества и объемов оказываемых государственных услуг и функций.
5. Проверка состояния сбора, регистрации и учета информации о потребителях услуг; использование информации службы занятости как посредника между работником и работодателем.
6. Целевое и эффективное использование имущества Управления, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Проверка наличия правоустанавливающих документов на это имущество.
7. Проверка организации ведения бухгалтерского учета в соответствии с инструкциями, утвержденными Приказами Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
8. Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Анализ исполнения договорных обязательств.
9. Анализ отчетности и исполнения сметы доходов и расходов.
10. Проверка порядка начисления оплаты труда и формирования штатной численности Управления и центров занятости населения.
11 Проверка состояния внутриведомственного контроля за деятельностью подведомственных учреждений.

Результаты контрольного мероприятия:

1. Общие сведения

Управление занятости населения Воронежской области (далее - Управление, Управление занятости) действует на основании положения, утвержденного правительством Воронежской области, является исполнительным органом государственной власти, обладает статусом юридического лица и входит в социальный блок.
Структура Управления, действующая на момент проведения проверки, утверждена постановлением правительства Воронежской области от 02.12.2010 в составе руководителя, первого заместителя руководителя, заместителя и 10 отделов со штатной численностью 56 шт. единиц.
Управление является учредителем 41 подведомственного учреждения, а именно: 39 государственных казенных учреждений Воронежской области центров занятости населения (далее - центры занятости), казенного учреждения Воронежской области "Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации" и автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр профориентации, психологической поддержки и трудовой мобильности", в отношении которого начата процедура ликвидации в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 25.03.2013 № 196-р.
Основными задачами Управления являются: обеспечение реализации на территории Воронежской области государственной политики в области содействия занятости населения, полномочий по организации и координации работы по привлечению и использованию иностранных работников, по оказанию содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом, по установлению минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и по участию в организации альтернативной гражданской службы на территории Воронежской области, а также полномочий, переданных Российской Федерацией, по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Во исполнение указанных задач Управление осуществляет 9 государственных функций, оказывает 14 государственных услуг и осуществляет 23 иные функции. Государственные функции и государственные услуги предусмотрены в положении на основании Федерального закона о занятости населения <1>.
--------------------------------
<1> Здесь и далее по тексту Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.12.2012) "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Исполнение государственных функций

Выполнение государственных функций и оказание государственных услуг осуществляется Управлением занятости в соответствии с административными регламентами, утвержденными Приказами Минздравсоцразвития РФ и зарегистрированными в Минюсте РФ на основании ст. 15.1 и п. 5 ст. 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в РФ".
Анализ исполнения государственных функций показал следующее:
1) функция государственного контроля (надзора) в области содействия занятости населения осуществляется в рамках надзора и контроля за:
- регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
- обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.
Функция возложена на отдел правовой и контрольной работы управления занятости населения Воронежской области.
Для выполнения контрольных функций Управление организует и проводит плановые и внеплановые комплексные проверки деятельности подведомственных государственных учреждений, а также работодателей (в части квотирования рабочих мест для инвалидов и приема их на работу в пределах установленной квоты).
В проверяемом периоде проведено 17 контрольных мероприятий подведомственных учреждений, в том числе: 12 плановых выездных проверок деятельности центров занятости населения, 4 внеплановые проверки, 1 тематическая проверка порядка предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения проведено 8 плановых проверок организаций разных форм собственности в части предоставления информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, по которым выдано 7 предписаний, составлено 4 протокола об административных нарушениях.
Количество штатных должностей в отделе, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля, - 4 единицы. Все сотрудники отдела имеют высшее юридическое образование. Средняя нагрузка на 1 работника отдела по фактически выполненному в 2012 году объему функций составила 6,3 проверки.
В 2012 году по результатам деятельности Управления и текущего контроля со стороны центров занятости возмещено в федеральный бюджет неправомерно выплаченных пособий по безработице и субсидий на содействие самозанятости на сумму 1736,6 тыс. рублей.
Однако, при анализе актов проверок подведомственных учреждений установлено, что проверяющими при описании нарушений законодательства о занятости населения не давалась экономическая оценка нарушений (не определялся размер необоснованно произведенных выплат, субсидий - акты ГКУ ВО ЦЗН Советского района г. Воронеж, Новоусманского района). По объяснению начальника отдела правовой и контрольной работы, "в функции отдела не входит обязанность давать экономическую оценку выявленным нарушениям, поскольку это не предусмотрено нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность отдела при проведении контрольных мероприятий";
2) государственная функция "Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан" и иная функция по формированию и ведению регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения выполняются Управлением и центрами занятости с помощью программно-технологического комплекса "Система обработки информации службы занятости населения" (далее - ПТК "СОИ СЗН"), разработчик НПЦ "АИР" (г. Волжский). Указанный программный комплекс используется с 2004 года в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
ПТК "СОИ СЗН" позволяет формировать в автоматизированном режиме государственную статистическую отчетность по форме 2-Т (трудоустройство), в которой представлен состав и численность безработных граждан, граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, сведения о заявленной работодателями потребности в работниках, сведения о предоставлении государственных услуг. В ходе контрольного мероприятия проверено соответствие отчетной формы 2-Т данным учета в программном комплексе, расхождений не выявлено.
В связи с тем, что база данных ПТК "СОИ СЗН" содержит персональные данные, во исполнение Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" и рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости, <2> в Управлении занятости и подведомственных ГКУ ВО ЦЗН в период 2011 - 2012 годов выполнена закупка, установка и настройка программного обеспечения VipNet и разработана регламентирующая документация. Обмен информацией, содержащей персональные данные, между Управлением, центрами занятости и Федеральной службой по труду и занятости осуществляется по защищенным каналам связи.
--------------------------------
<2> Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости (от 15.03.2010 № 1251ТЗ) по защите информации в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждениях центрах занятости населения в процессе информационного взаимодействия с автоматизированной информационной системой формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

В ноябре 2012 года сотрудниками Управления ФСБ России по Воронежской области проведена проверка выполнения требований по защите персональных данных при их обработке в информационных системах управления занятости населения Воронежской области (акт от 02 ноября 2012 года б/н), нарушений не выявлено.
3) Функция - организация и координация на территории области деятельности по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляется в рамках областной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009 - 2012 годы)" <3>;
--------------------------------
<3> Программа утверждена постановлением правительства Воронежской области от 21.09.2009 № 798 и согласована Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 756-р.

Государственным заказчиком - координатором программы определено управление занятости населения Воронежской области, в перечне исполнителей основных мероприятий программы наряду с Управлением значится подведомственное ему автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр профориентации, психологической поддержки и трудовой мобильности" (АОУ ДПО ВО).
Областным бюджетом на реализацию программы в 2012 году предусмотрено Управлению занятости 5820,0 тыс. рублей. Из них субсидия АОУ ДПО ВО составила 5620 тыс. рублей, расходы Управления - 200 тыс. рублей, что соответствует суммам, предусмотренным программой. Фактические расходы за счет средств областного бюджета в 2012 году составили 5767,0 тыс. рублей, из них 147,0 тыс. рублей - расходы Управления на командировки для проведения выездных презентаций программы и приобретение компьютерной техники; 5620,0 тыс. рублей - расходы автономного учреждения, из которых 2617,4 тыс. рублей - это расходы на содержание учреждения, а 3002,6 тыс. рублей израсходовано непосредственно на мероприятия программы.
АОУ ДПО ВО в рамках программы за счет средств областного бюджета оказывались следующие виды услуг:
- организация профессиональной ориентации (105 человек);
- профессиональное обучение с выплатой стипендии (91 чел.);
- единовременная выплата участникам программы, имеющим детей в возрасте до 14 лет, прибывших на территорию области (375 детей на 260 участников);
- услуги информационно-справочной службы;
- организация встреч прибывших соотечественников (11 семей).
За 2012 год в АОУ ДПО ВО поступили 3871 анкеты для участия в программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. По итогам рассмотрения комиссией Управления по 3453 анкетам (89,2%) даны положительные решения о возможности переезда. За 2012 год зарегистрировано на территории Воронежской области 3394 переселенца (1804 участника программы и 1590 членов семей).
Кроме того, между правительством Воронежской области и Министерством финансов РФ заключено соглашение от 29.10.2012 о предоставлении в 2012 году бюджету Воронежской области субсидии из федерального бюджета в сумме 13846,1 тыс. рублей на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в государственную программу <4>. В целях расходования выделенной субсидии в областную программу постановлением правительства Воронежской области от 26.11.2012 были внесены дополнения по предоставлению услуг переселенцам, в том числе по медицинскому освидетельствованию участников программы и членов их семей для выявления инфекционных заболеваний и организацию временного размещения участников. Расходы по предоставлению вышеуказанных услуг в ноябре - декабре 2012 года составили 199,8 тыс. рублей.
--------------------------------
<4> Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637.

Остаток неиспользованной субсидии составил 13646,3 тыс. рублей. Причиной неиспользования субсидии федерального бюджета явилось поступление средств из федерального бюджета только в начале ноября 2012 года и отсутствие возможности освоения средств по указанным направлениям в рамках программы до конца года. Неиспользованные средства возвращены в федеральный бюджет в январе 2013 года.
В рамках программы предусмотрено мероприятие по реконструкции нежилого помещения для временного размещения переселенцев, переданного в июле 2011 года из казны Воронежской области автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Воронежской области "Центр профориентации, психологической поддержки и трудовой мобильности". Данный объект включен в адресную инвестиционную программу Воронежской области. Государственным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств является департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (далее - департамент). В 2012 году на проектирование из средств областного бюджета департаменту было выделено 2519,3 тыс. рублей, освоено - 2162,2 тыс. рублей. Разработана и утверждена проектно-сметная документация. В 2013 году в рамках областной адресной инвестиционной программы Законом "Об областном бюджете на 2013 год" департаменту выделены ассигнования на его реконструкцию в сумме 26309,1 тыс. рублей;
4) государственную функцию "Определение потребности в привлечении иностранных работников" выполняет управление занятости населения Воронежской области в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Управления от 19.04.2011 № 31.
В соответствии с требованиями вышеуказанного регламента в 2012 году все поступившие заявки (заявления) работодателей Управлением были обобщены и направлены в органы исполнительной власти Воронежской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти для экспертной оценки целесообразности планируемых объемов привлечения и профессионально-квалификационной структуры иностранных работников. С учетом заключений отраслевых исполнительных органов государственной власти по соответствующим видам экономической деятельности, информации территориальных органов власти объемы заявленной работодателями потребности скорректированы Межведомственной комиссией по вопросу привлечения и использования иностранных работников на территории Воронежской области и направлены для рассмотрения в Минздравсоцразвития РФ.
В итоге в 2012 году из заявленной 297 работодателями потребности в привлечении 22754 иностранных работников Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2012 на 2013 год утверждена квота для Воронежской области по 190 работодателям в количестве 7741 человек, что составляет 34% от заявленных работодателями объемов;
5) В целях реализации Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Закона Воронежской области от 27.05.2011 № 68-ОЗ "О порядке создания в Воронежской области специальных учреждений временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации", в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 10.10.2011 № 867 создано казенное учреждение Воронежской области "Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации" (далее - КУ ВО "ЦВСИГ", Центр, учреждение). Учредителем Центра является управление занятости населения Воронежской области. Пунктом 6 вышеуказанного постановления определено место размещения КУ ВО "ЦВСИГ": г. Воронеж, ул. Димитрова, 140в.
Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО) от 09.02.2012 КУ ВО "ЦВСИГ" передано в оперативное управление нежилое здание, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 140в. Получено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на здание и права постоянного (бессрочного) пользования на землю под ним.
Расходы на текущее содержание учреждения в 2012 году составили 235 тыс. рублей, в том числе: заработная плата с начислениями персонала (директор - 0,25 ставки, гл. бухгалтер - 0,25 ставки) - 102,2 тыс. рублей; налог на землю 11,6 тыс. рублей; работы по подготовке имеющегося здания к реконструкции - 117,1 тыс. рублей, в том числе расчеты потребности в инженерном обеспечении - 27,6 тыс. рублей, подготовка технических условий, документов для градостроительного плана и формирования земельного участка - 65,7 тыс. рублей, топографическая съемка - 9,5 тыс. рублей, услуги по оформлению земли и здания - 14,3 тыс. рублей. Штрафы за несвоевременное представление Центром отчетности и налоговых деклараций в 2012 году составили 3,0 тыс. рублей.
Однако по заключению ОАО "Воронежпроект" от 16.10.2012, размещение Центра вместимостью 50 человек в существующих границах земельного участка невозможно, так как в соответствии с требованиями СанПин № 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев" для размещения зданий специального учреждения требуется земельный участок площадью не менее 1 га.
Актом приема-передачи здание по адресу г. Воронеж, ул. Димитрова, 140в площадью 1040,7 кв. м передано 01.02.2013 в казну Воронежской области.
Таким образом, расходы учреждения на подготовку здания к реконструкции в сумме 117,1 тыс. рублей и штрафы в сумме 3,0 тыс. рублей являются неэффективным использованием средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ).

3. Предоставление государственных услуг

Государственные услуги предоставляются Управлением занятости, в основном, в рамках реализации целевых программ.
1) Областная целевая программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" утверждена постановлением правительства Воронежской области от 21.12.2009 № 1093.
Целью данной программы является снижение уровня безработицы за счет сбалансированности структурных характеристик рынка труда Воронежской области в целом и ее территориальных образований.
Функции государственного заказчика - координатора программы возложены на управление занятости населения Воронежской области.
Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на реализацию программы из средств областного бюджета предусмотрено финансирование на 2012 год в размере 84125,8 тыс. рублей, что соответствует сумме, предусмотренной самой программой.
Структура финансирования областной целевой программы "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" в 2012 году представлена в таблице 1.

Таблица 1

(тыс. рублей)
№ п/п
Источник финансирования
Общий объем финансирования по плану
Фактически израсходовано
% выполнения
Отклонение от плана
1
Федеральный бюджет
667 788,7
642 400,4
96,2
- 25 388,3
2
Областной бюджет
84 125,8
84 110,6
99,98
- 15,2
3
Местные бюджеты
-
14 192,3
-
+ 14 192,3
4
Внебюджетные средства
58 161,8
31 080,8
53,4
- 27 081,0

ИТОГО
810 076,3
771 784,1
95,3
- 38 292,2

Средства местных бюджетов программой не предусматривались, а фактически направлены в сумме 14192,3 тыс. рублей. Муниципальные образования осуществляли финансирование в соответствии с Законами РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ" (ст. 7.2) и от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ" (ст. 14.1, п. 2).
Мероприятия программы и их финансирование:
Программа "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" включает в себя 11 мероприятий, представленных в таблице 2.

Таблица 2

(тыс. рублей)
№ п/п
Наименование мероприятия
Областной бюджет
Местный бюджет
Внебюджетные средства
План
Факт
План
Факт
План
Факт

ИТОГО
84 125,8
84 110,6

14 192,3
58 161,8
31 080,8
1.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, в т.ч.:
12 779,1
12 772,2
-
9 309,3
52 749,8
29 867,5
1.1.
Организация общественных работ
11 169,5
11 164,9
-
8 399,0
40 761,2
23 681,9
1.2.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы
1 398,8
1 398,2
-
750,0
10 144,2
5 367,2
1.3.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые
210,8
209,1
-
160,2
1 844,4
818,4
2.
Содействие самозанятости безработных граждан
769,8
769,5
-
-
-
-
3.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
10 004,7
10 001,3
-
4 883,0
5 412,0
816,9
4.
Информирование о положении на рынке труда в Воронежской области, включая организацию ярмарок вакансий и учебных и рабочих мест
2 421,3
2 420,8
-

-
-
4.1.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
970,0
970,0
-

-
-
4.2.
Информирование о положении на рынке труда в Воронежской области
1 451,3
1 450,8
-

-
-
5.
Социальная адаптация безработных граждан
169,9
169,3
-

-
-
6.
Психологическая поддержка безработных граждан
504,0
503,9
-

-
-
7.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности
47 381,0
47 380,9
-

-
396,4
8.
Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения
1 992,6
1 992,1
-



9.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
621,1
619,6
-



10.
Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность по направлению органов службы занятости
7 482,3
7 481,0
-

-
-

11. Социальная поддержка безработных граждан реализовывалась за счет средств федерального бюджета, т.к. это полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Всего по данному мероприятию в 2012 году израсходовано 642400,4 тыс. рублей, или 96,2% плана, в том числе:
- пособия по безработице и материальная помощь - 562784,1 тыс. рублей (46500 человек);
- досрочные пенсии - 57218,6 тыс. рублей (478 человек);
- стипендии безработным, направленным на обучение, - 19500,6 тыс. рублей (3500 человек);
- услуги сберегательного банка по перечислению средств (0,5%) составили 2897,1 тыс. рублей.
Перечисленные выше мероприятия являются одновременно и государственными услугами, которые предусмотрены положением о Управлении занятости.
Распределение средств между центрами занятости населения Воронежской области.
Непосредственное исполнение мероприятий программы осуществляют подведомственные учреждения - ГКУ центры занятости населения, Управление занятости является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий. Приказом от 29.12.2011 № 142 Управление утвердило Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения. В соответствии с п. 8 названного Порядка "Управление выделяет лимиты центру занятости как получателю средств областного бюджета на основании его заявки". Другого документа, регламентирующего распределение средств между центрами занятости, к проверке не представлено.
На практике распределение бюджетных ассигнований между центрами занятости происходит следующим образом: функциональные отделы проводят анализ ситуации на рынке труда районов области и, с учетом нормативов доступности государственных услуг, определяют объемные и суммовые показатели для каждого центра занятости с доведением до них государственного задания на реализацию мероприятий программы. Произведенные расчеты отделы оформляют в виде таблиц с поквартальной разбивкой сумм по каждому мероприятию программы и по каждому КОСГУ, согласовывают расчеты с курирующим их первым заместителем и направляют в финансово-экономический отдел, который готовит и доводит до подведомственных учреждений лимиты бюджетных обязательств и выписку из бюджетной росписи на год с поквартальной разбивкой.
В течение года для центров занятости проводится корректировка лимитов бюджетных обязательств на мероприятия программы в связи с меняющейся ситуацией на рынке труда в районах области. Основанием для корректировки являются служебные записки функциональных отделов и центров занятости, подписанные курирующим первым заместителем руководителя и руководителем Управления.
В проверяемом периоде доведенные на начало года до центров занятости лимиты подвергались корректировке 22 раза. При этом в ЦЗН Верхнемамонского и Грибановского районов Воронежской области, а также в ЦЗН "Молодежный" корректировки производились более 10 раз в течение года, в то время как в Нижнедевицком и Петропавловском районах - только 4 раза.
Как показала проверка, скорректированные лимиты по некоторым районам значительно отличаются от первоначальных как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения при общей тенденции по всем районам области и городу Воронежу к снижению численности безработных, уровню регистрируемой безработицы и количеству обратившихся в службу занятости. Так, например: Аннинскому и Верхнемамонскому ЦЗН лимиты снижены на 15,1% и 10,0% соответственно, а Рамонскому и Ольховатскому увеличены на 15,6% и 10,0% соответственно, хотя количество безработных во всех четырех районах снизилось от 23% в Верхнемамонском до 37,7% в Ольховатском, снизилось также и количество обратившихся в службу занятости от 14,2% в Ольховатском районе до 28,9% в Верхнемамонском.
Аналогичная ситуация и в городе Воронеже: так, Железнодорожному ЦЗН лимиты увеличены на 21,2%, а Ленинскому всего на 1,2%, хотя количество безработных снизилось в Железнодорожном районе на 38,8%, в Ленинском - на 33,1%, при этом количество обратившихся в службу занятости в 2012 году по Ленинскому району на 0,67% больше, чем в 2011 году, а в Железнодорожном, наоборот, на 12,2% меньше.
Фактические расходы на реализацию программы в 2012 году также показывают, что распределение бюджетных средств между центрами занятости населения в проверяемом периоде осуществлялось без учета ситуации на рынке труда конкретной территории. Так, в Лискинском, Рамонском, Россошанском районах, городе Нововоронеже, имеющих самый низкий уровень безработицы (от 0,5% до 0,9%), расходы на одного безработного, состоящего на учете в службе занятости, в 2 раза выше (от 6,4 до 7,4 тыс. рублей), чем в районах с более высоким уровнем безработицы, таких как: Петропавловский, Терновский, Кантемировский, Воробьевский, Поворинский, Панинский. При уровне безработицы от 2,0% до 3,8% расходы в этих районах на одного безработного составили от 3,3 до 4,3 тыс. рублей.
Причина таких несоответствий заключалась в отсутствии в 2012 году утвержденной Управлением формализованной процедуры распределения средств, учитывающей основные факторы состояния занятости в муниципальных образованиях области и дифференцированный подход к распределению средств в зависимости от уровня безработицы.
Согласно объяснению начальников отраслевых отделов, расчет потребности денежных средств на мероприятия 2012 года производился с учетом нормативов доступности и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 618 "Об утверждении методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ и г. Байконура на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения", утратившим силу с 01.01.2012 и предназначенным для расчета субвенций субъектам РФ, а не центрам занятости.
Результаты реализации программы.
В течение 2012 года в службу занятости за различными видами услуг обратились 273,2 тыс. чел., из них 104,5 тыс. состояли на учете как ищущие работу. Из общего числа граждан, состоящих на учете, 89,3 тыс. (85,4%) составили граждане, не занятые трудовой деятельностью, а 15,2 тыс. (14,6%) - занятое население (лица, желающие сменить место работы, предупрежденные о высвобождении, учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время).
Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2013 составил 1,1% (на 1 января 2012 года - 1,6%), трудоустроено за 2012 год 68273 чел. Продолжительность безработицы в целом по области составила 5,1 месяца.

Таблица 3

Сведения
о достижении важнейших целевых индикаторов и показателей
ОЦП "Содействие занятости населения Воронежской области
на 2010 - 2014 годы"

Целевой индикатор
Единица измерения
Плановое значение показателя на конец 2012 года
Фактическое значение на конец 2012 года
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год
процент
6,5
5,8
Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы
процент
77,0
80,8
Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы
процент
49,0
50,2
Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста
процент
65,2
65,2
Удельный вес безработных граждан, прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости, в среднемесячной численности безработных граждан
процент
20,0
22,8
Обеспечение заполняемости заявленных в службу занятости вакансий
процент
78,2
78,9
Уровень регистрируемой безработицы (среднемесячно)
процент
1,6
1,4
Коэффициент напряженности на рынке труда (среднемесячно)
единиц
1,2
1,1

Как видно из таблицы, важнейшие целевые индикаторы и показатели, предусмотренные ОЦП "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы", достигнуты, причем с превышением плановых значений.
2) Долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" утверждена постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 № 1142. Государственным заказчиком - координатором программы является департамент труда и социального развития Воронежской области, а управление занятости населения Воронежской области является одним из государственных заказчиков программы, ответственным за реализацию мероприятия "Содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов".
Объем финансирования по указанному мероприятию на 2012 год предусмотрен программой Управлению занятости населения в сумме 6425,0 тыс. рублей, Законом же Воронежской области "Об областном бюджете на 2012 год..." предусмотрена сумма 5870,9 тыс. рублей. Изменения в Закон вносились дважды: 29.03.2012 № 21-ОЗ и 27.12.2012 № 174-ОЗ. В программу изменения внесены только 25 марта 2013 года, несмотря на то, что Управление занятости четырежды в течение 2012 года (24.01, 25.04, 11.05, 21.09) обращалось письменно в департамент труда и социального развития Воронежской области с предложениями по внесению изменений.
Фактическое исполнение составило 100% от суммы, предусмотренной бюджетом, т.е. 5870,9 тыс. рублей.
Цель мероприятия - повышение занятости инвалидов и улучшение условий труда. Задача мероприятия - создание специальных рабочих мест для инвалидов. Для достижения указанной цели и решения задачи денежные средства направлены в 2012 году на:
- частичную компенсацию затрат работодателям по оплате труда инвалидов в сумме 2902,0 тыс. рублей;
- предоставление услуг инвалидам по трудовой реабилитации в сумме 2753,3 тыс. рублей;
- устройство пандусного съезда в центре занятости населения Нижнедевицкого района в сумме 180,0 тыс. рублей.
В 2012 году запланировано трудоустроить с частичной компенсацией затрат работодателей на оплату труда инвалидов 280 человек, фактически трудоустроено 289 человек. Размер компенсации затрат работодателей не может превышать 75% от фактически начисленных сумм по оплате труда каждого инвалида в месяц, но не выше минимального размера оплаты труда. Период выплаты компенсации составляет до 6 месяцев. Фактически сложившаяся в 2012 году сумма затрат в среднем на одного трудоустроенного инвалида составила 1673,6 рублей в месяц.
Предоставление услуг инвалидам по трудовой реабилитации, в том числе по профессиональному самоопределению, подбору технических средств осуществлялось центрами занятости населения через БУ ВО "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста", подведомственное департаменту труда и социального развития Воронежской области. Первоначальным планом на 2012 год предусмотрено предоставление услуг по трудовой реабилитации 215 инвалидам, скорректированным планом - 577 инвалидам, по факту услуги предоставлены 584 инвалидам.
В Управлении отсутствует нормативный документ, регламентирующий распределение средств, направляемых на реализацию программы, по центрам занятости. По объяснению начальника отдела организации содействия трудоустройству, "расчет плановых показателей для районов производится в соответствии с программными показателями и выделенными средствами. Для расчета показателей используется: общая численность инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Воронежской области, в разрезе районов; численность инвалидов, состоящих на учете в ЦЗН на 31.12.2011, в разрезе районов; состояние местных рынков труда".
Анализ распределения средств на стимулирование создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и предоставление услуг по трудовой реабилитации по центрам занятости показал отсутствие зависимости доведенных лимитов от количества инвалидов, как состоящих на учете в ЦЗН, так и проживающих на территории района. Так, количество трудоустроенных инвалидов с частичной компенсацией затрат работодателей на оплату труда практически одинаково в районах с численностью инвалидов свыше 40 человек (Борисоглебский, Острогожский, Эртильский трудоустроено 4 - 6 человек) и в районах с численностью инвалидов от 4 до 6 человек (Калачеевский, Россошанский, Таловский, Хохольский трудоустроено от 4 до 5 человек).
Региональная программа "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2012 год" (далее - Региональная программа, Программа) утверждена постановлением правительства Воронежской области от 20 января 2012 года № 14.
В 2012 году в рамках Региональной программы предусмотрена реализация только одного мероприятия по снижению напряженности на рынке труда - "Содействие трудоустройству многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов".
Целью мероприятия является повышение занятости перечисленных выше категорий граждан и улучшение условий их труда через создание рабочих мест.
Исполнителями мероприятий по содействию трудоустройству являлись управление занятости населения Воронежской области (государственный заказчик и разработчик Программы) и подведомственные ему районные центры занятости населения. Центры занятости проводили мониторинг спроса на создание специализированных рабочих мест, информировали работодателя о возможности и условиях создания рабочих мест, выявляли инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, заключали договоры с работодателями. Управление занятости населения занималось заключением с работодателями соглашений о предоставлении субсидий на возмещение затрат по организации рабочих мест, осуществляло финансирование мероприятия.
В рамках Региональной программы предполагалось оборудовать не менее 299 рабочих мест для трудоустройства многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов. Размер возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительного рабочего места (в том числе специального) для трудоустройства незанятого инвалида составляет не более 50,0 тыс. рублей, дополнительного рабочего места для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - не более 30,0 тыс. рублей.
Всего в реализации Программы приняли участие 223 работодателя г. Воронежа и области. В ходе проведения выборочной проверки соблюдения порядка <5> предоставления субсидий работодателям Лискинского, Павловского, Панинского, Поворинского, Россошанского и Острогожского муниципальных районов установлено следующее:
--------------------------------
<5> Порядок предоставления субсидий работодателям, участвующим в реализации региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2012 год" (утвержден постановлением правительства Воронежской области от 05.05.2012 № 378).

- в соответствии с порядком одним из критериев отбора работодателей на получение субсидии является отсутствие у него задолженности по налогам в бюджеты всех уровней. В нарушение порядка работодатель ОАО "Павловский судостроительно-судоремонтный завод" при наличии по состоянию на 25.06.2012 у него задолженности по налогу на добавленную стоимость (НДС) в сумме 2752,1 тыс. рублей и по пени по НДС в сумме 2,9 тыс. рублей на основании приказа управления занятости населения от 23.07.2012 № 206 был включен в число участников реализации Программы. Стоит отметить, что компенсация затрат указанному работодателю произведена Управлением занятости 05.10.2012 уже после погашения им задолженности по налогам и сборам. В подтверждение отсутствия задолженности работодателем дополнительно предоставлена справка о состоянии расчетов по налогам от 11.09.2012;
- работодатель ООО "РОСТ" (г. Острогожск) для оснащения рабочего места швеи-мотористки для инвалида приобрел стул "Престиж" стоимостью 1190 рублей вместо рекомендованного специалистом ГБУ ВО "Воронежский центр реабилитации инвалидов" многофункционального кресла с регулировкой сидения. Технические характеристики стула "Престиж" к проверке не представлены.
Общий объем финансирования Программы составил 13130,0 тыс. рублей. Финансовое обеспечение Программы осуществлялось на условиях софинансирования за счет субсидий из федерального бюджета в объеме 12465,9 тыс. рублей и средств областного бюджета в объеме 664,1 тыс. рублей (в т.ч. 610,0 тыс. рублей иные межбюджетные трансферты).
Средства на реализацию Программы по районам области распределялись прямо пропорционально количеству создаваемых дополнительных рабочих мест.
Однако порядок планирования количества создаваемых в каждом районе рабочих мест управлением занятости населения не разработан.
Итоги выполнения мероприятия приведены в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п
Содействие трудоустройству
План, чел.
Факт, чел.
Выполнение, %
Доля (%) трудоустроенных из числа обратившихся
1
Незанятых инвалидов
217
217
100
11,1
2
Родителей, воспитывающих детей-инвалидов
13
13
100
48
3
Многодетных родителей
69
69
100
37,7

Всего
299
299
100
х

По данным таблицы видно, что плановые показатели по количеству трудоустроенных по результатам реализации Программы достигнуты. В то же время показатели эффективности <6> реализации Программы оставляют желать лучшего. Наименьшее количество трудоустроенных из числа обратившихся в органы службы занятости составляют инвалиды, всего 11%. Сравнительно выше показатель трудоустройства многодетных родителей - 37%. Практически каждый второй обратившийся родитель, воспитывающий ребенка-инвалида, трудоустроен.
--------------------------------
<6> Доведены в таблице № 3 приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 30 января 2012 года № 66 "О проведении мониторинга реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, в 2012 году".

По вопросу столь низкого значения показателя трудоустроенных инвалидов в рамках Региональной программы и по другим показателям управление занятости населения поясняет, что в 2012 году трудоустройство названных выше категорий граждан осуществлялось в рамках 3 программ. Кроме этого, указанные граждане имели возможность трудоустроиться не только на дополнительно созданные рабочие места, но и на иные вакансии, заявляемые работодателями в органы службы занятости. Поэтому в целом по Воронежской области общие показатели по содействию трудоустройства выше: инвалидов - 50,3%, родителей с детьми-инвалидами - 71,8%, многодетных родителей - 72,4%.
По отчетным данным управления занятости населения, по состоянию на 01 апреля 2013 года 272 (из 299) гражданина, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, продолжают осуществлять свою трудовую деятельность. Не заполнено 18 рабочих мест, в основном созданных для инвалидов. По данным районных центров занятости, эти граждане уволились по собственному желанию. По пояснению Управления занятости, в настоящее время ведется подбор кандидатур на оборудованные рабочие места.
Оказание услуг через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 № 796 <7> между автономным учреждением Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) и управлением занятости населения Воронежской области заключено соглашение от 07.10.2011 о порядке взаимодействия при предоставлении государственных услуг в МФЦ.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 № 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг".

В соответствии с соглашением Управление должно предоставлять на базе МФЦ следующие государственные услуги:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Оказание государственных услуг осуществляется сотрудниками центров занятости, для которых организованы удаленные рабочие места в зданиях МФЦ.
В ходе проверки установлено следующее. В Управлении занятости отсутствует документ, регламентирующий порядок предоставления государственных услуг через МФЦ, не назначено ответственное должностное лицо по текущему руководству и контролю работников службы занятости в МФЦ, не представлены регламентирующие документы по организации деятельности сотрудников в МФЦ, порядок представления ими оперативной и текущей отчетности.
При выездной проверке деятельности работников, предоставляющих вышеуказанные услуги в МФЦ (г. Воронеж, ул. Дружинников, д. 3б и Ленинский проспект, д. 174п), установлено:
- на удаленных рабочих местах отсутствовали административные регламенты предоставления государственных услуг (МФЦ ул. Дружинников, д. 3б);
- отсутствовали должностные обязанности работников службы занятости в МФЦ;
- при личном опросе работников службы занятости в МФЦ установлено, что из семи услуг, предусмотренных перечнем государственных услуг, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 22.03.2013 № 212 <8>, и соглашением с МФЦ, фактически предоставляются только две: информирование о положении на рынке труда в Воронежской области и содействие в поиске подходящей работы (только по г. Воронеж). Остальные государственные услуги по различным причинам работниками не предоставляются. Кроме того, осуществляется выдача справок органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его безработным (которые соглашением не предусмотрены).
--------------------------------
<8> Постановление правительства Воронежской области от 22.03.2013 № 212 "Об уполномоченном многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг".

Управлением занятости в адрес директора АУ ВО МФЦ направлено письмо от 08.02.2013, в котором Управление предлагает изменить наименование государственных услуг на 2013 год, где в пяти из семи заявленных в соглашении услуг указано "информирование". Ответа МФЦ на данное письмо не представлено. А в пункте 7.6 соглашения сказано: "Изменения и дополнения в настоящее соглашение могут быть внесены письменным соглашением сторон". Таким образом, письменного соглашения об изменении перечня услуг, предоставляемых через МФЦ, не достигнуто.

4. Финансово-хозяйственная деятельность Управления

Бюджетные ассигнования на содержание аппарата Управления законом "Об областном бюджете на 2012 год..." запланированы в объеме 37306 тыс. рублей. Фактические расходы составили 36248,1 тыс. рублей (97,2% плана).
Структура расходов аппарата Управления представлена в таблице 5.

Таблица 5

(тыс. рублей)
Статьи затрат
План
Факт
Удельный вес в общей структуре расходов, %
Оплата труда и начисления на оплату труда
29 726
29 369,3
81
Прочие выплаты
1 273
860,7
2,4
Услуги связи
615
580,1
1,6
Транспортные услуги
166
135,2
0,4
Коммунальные услуги
609
571,4
1,6
Работы, услуги по содержанию имущества
244
243,8
0,7
Прочие работы, услуги
3 148
2 964
8,2
Прочие расходы: в т.ч.



- налог на экологию;
8
7,8

- налог на землю
960
960
2,6
Увеличение стоимости материальных запасов, в том числе:
200
199,7

- ГСМ;
140
139,7

- расходные материалы
60
60
0,5
Публикация нормативных актов
150
149,5
0,4
Приобретение оборудования
207
206,6
0,6
Итого
37 306
36 248,1
100

Основная доля расходов приходится на заработную плату с начислениями (81%). Сумма неиспользованных лимитов составила 1056,9 тыс. рублей, из них основная часть - 411,5 тыс. рублей выделялась на проезд гражданских служащих в отпуск, 356,6 тыс. рублей - начисления на оплату труда, 183,9 тыс. рублей - прочие работы и услуги и 104,9 тыс. рублей - услуги связи, коммунальные и транспортные услуги. Необходимо отметить, что по ст. "прочие расходы и услуги" неиспользованный лимит в сумме 177,0 тыс. рублей планировалось направить на государственное страхование государственных гражданских служащих. В нарушение Закона Воронежской области от 23.12.2011 № 208-ОЗ "Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Воронежской области" государственные гражданские служащие Управления занятости в 2012 году не были застрахованы.
Штатное расписание Управления занятости утверждено постановлением правительства Воронежской области от 18.12.2012 № 1185 в количестве 56 штатных единиц и включает 1 должность государственной службы, 49 должностей государственной гражданской службы и 6 должностей, не относящихся к государственной гражданской службе. Среднесписочная численность сотрудников Управления в 2012 году составляла 55 единиц.
В 2012 году Управлением, в нарушение Закона Воронежской области от 09.10.2007 № 100-ОЗ <9>, работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, а именно 2 техникам по вождению автомобилей, ежемесячно выплачивалась материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением. Законом предусмотрена выплата материальной помощи в размере 2 должностных окладов в год. В соответствии с п. 4 ст. 4 закона работникам могут производиться дополнительные выплаты, если в Управлении имеется нормативный правовой акт и при наличии экономии средств по фонду оплаты труда (далее - ФОТ). Однако в Управлении отсутствует положение о порядке выплаты материальной помощи работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы. Поэтому материальная помощь водителям в сумме 73,2 тыс. рублей выплачена не обоснованно. Документов, подтверждающих тяжелое материальное положение (кроме заявлений самих работников), не представлено.
--------------------------------
<9> Закон Воронежской области от 09.10.2007 № 100-ОЗ "Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Воронежской области".

Кроме того, данные расходы не были предусмотрены фондом оплаты труда работников, не отнесенных к гражданским служащим, и произведены за счет экономии средств ФОТ гражданских служащих. Необходимо отметить, что в законодательстве (Законы № 29-ОЗ и № 100-ОЗ) предусмотрено, что руководитель государственного органа вправе перераспределять средства ФОТ работников только между видами выплат, но не между категориями работников.
Средняя заработная плата государственных гражданских служащих в 2012 году составила 33974 рублей; работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, - 14412 рублей.

Имущество учреждения

Согласно пункту 1.8 положения за Управлением закрепляются служебные помещения и имущество Воронежской области на праве оперативного управления.
Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления имеются на все объекты недвижимости, за исключением кирпичного забора, на который в нарушение ст. 131 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ <10> право оперативного управления не зарегистрировано.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Кроме того, движимое имущество, переданное из федеральной собственности в областную собственность, за Управлением не закреплено собственником (п. 1.8 положения). Движимое имущество числится на сумму 9389,7 тыс. рублей - транспортные средства, оргтехника, мебель, бытовая техника и др.
В пользовании Управления находятся два земельных участка по ул. Генерала Лизюкова и ул. Брянской общей площадью 10475,0 кв. м. В нарушение ст. 131 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, до настоящего времени не зарегистрировано право пользования земельными участками. В нарушение ст. 388 гл. 31 Налогового кодекса РФ и ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 4575 кв. м, Управление производило уплату земельного налога на основании кадастровых паспортов. Данный факт квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств. Сумма земельного налога, уплаченного за счет средств областного бюджета, в 2012 году составила порядка 400,0 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
В составе недвижимого имущества числятся:
6 зданий на сумму 13649,0 тыс. рублей, в том числе:
- 2 здания по адресу: Воронеж, ул. Брянская, д. 7 (гаражи на 9 боксов и деревянное здание, в котором размещается охрана), общей площадью 387,9 кв. м;
- 2 здания (полуразрушенные деревянные домики) по ул. Брянской, д. 9 и д. 11, площадью 109,9 кв. м и 79,5 кв. м соответственно;
- 2 здания по адресу; Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 7, административное здание площадью 1096,3 кв. м и гараж на 6 боксов площадью 138 кв. м.
Следует отметить, что полуразрушенные здания, постройки 1953 года, по ул. Брянской, д. 9 и д. 11, площадью 189,4 кв. м не используются с 2007 года, имеют 100% амортизацию;
сооружение (кирпичный забор по ул. Брянской, д. 7) на сумму 54,0 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено: в нарушение ст. 296 ГК РФ, без согласования с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО), по 6 договорам безвозмездного временного пользования Управлением своим подведомственным учреждениям (ЦЗН) переданы нежилые помещения площадью 226,6 кв. м (8 боксов по ул. Брянской и 2 бокса по ул. Генерала Лизюкова) для стоянки (хранения) 10 автомобилей.
В ходе проверки установлено, что в инвентарных карточках учета основных средств отсутствует информация о характеристике объектов. По объяснению главного бухгалтера, при переходе с программного обеспечения "Парус - бухгалтерия" на бухгалтерскую программу "Смета" характеристики зданий и гаражей не сохранились. В ходе проверки инвентарные карточки заполнены вручную.
Выборочной проверкой наличия ОС недостач и излишков не установлено.
В ходе проверки выявлено неиспользуемое учреждением на протяжении всего 2012 года имущество балансовой стоимостью 467,3 тыс. рублей, имеющее 100% износ (компьютерное оборудование, кондиционеры, мебель, хозяйственный инвентарь и др.). Кроме того, в здании управления установлена цифровая АТС "Samsung" IDCS 500 балансовой стоимостью 196,3 тыс. рублей, которая находится в рабочем состоянии, но не используется с 01.03.2013 в связи с подключением Управления к единой системе коммуникаций правительства Воронежской области.
Установлено также, что Управлением Подгоренскому центру занятости по договору от 10.01.2013 № 11 в безвозмездное временное пользование передано государственное имущество (столы, стулья, холодильник) стоимостью 17,7 тыс. рублей. В нарушение ст. 296 ГК РФ договор заключен без согласования с собственником.
В 2012 году приобретено за счет средств областного бюджета ОС на общую сумму 206,6 тыс. рублей (сплит-система, компьютерное оборудование, мебель). Все приобретенное оборудование поставлено на учет и используется по целевому назначению. Всем объектам присвоены инвентарные номера.
На балансе учреждения числятся автотранспортные средства: ГАЗ-3102 (2008 года выпуска) и Ssang Yong Rexton IIR27A06 (2010 года выпуска).
Необходимо отметить, что на основании договора от 14.07.2011 № 37 автомобиль ГАЗ-3102 (2008 года выпуска) передан ОГУ ЦЗН "Молодежный" в безвозмездное временное пользование, а на основании договора от 29.12.2011 № 138 Управлению от ОГУ ЦЗН "Молодежный" передан автомобиль LADA 211540 (2011 года выпуска). Автомобиль LADA 211540 передан из ЦЗН без согласования с ДИЗО (ст. 296 ГК РФ).
В нарушение ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утвержденных Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств в 2012 году не проводились.

Расходы на служебные командировки

В нарушение положения о порядке и условиях командирования гражданских служащих, утвержденного Законом Воронежской области от 30.05.2005 № 29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области" и Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" установлено: в Управлении отсутствуют служебные задания на командировки гражданских служащих, поэтому проверить эффективность той или иной командировки не представляется возможным.
Проверкой использования бюджетных средств, израсходованных на служебные командировки, нарушений не установлено.

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в Управлении в проверяемом периоде велся в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета.
В балансе Управления занятости на 01.01.2013 числится недостача на сумму 23,6 тыс. рублей. В 2011 году в Управлении была совершена кража государственного имущества охранником ООО ЧОО "Форт-СБ" Кисляковым В.В., в отношение которого возбуждено уголовное дело и вынесен приговор Коминтерновским районным судом. Так как обвиняемый признал свою вину и часть украденного имущества вернул, Управлением направлено исковое заявление о возмещении ущерба в отношении Кислякова В.В. в сумме 23,6 тыс. рублей. Коминтерновским судом возбуждено исполнительное производство № 29678/11/35/36 от 08.09.2011 в отношении должника о взыскании данной суммы. До настоящего времени судебное решение не исполнено. Со стороны Управления действий по получению информации о ходе исполнительного производства не предпринималось. Только в период проверки направлен запрос (от 26.03.2013 № 84-01-32/491и) на имя руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области о предоставлении информации по исполнению решения суда. Ответ до настоящего времени не получен.

Анализ штатной численности центров занятости населения

Штатная численность работников государственных учреждений службы занятости населения Воронежской области ежегодно, до 2012 года, утверждалась и доводилась до Воронежской области Федеральной службой по труду и занятости. С 2012 года субъект самостоятельно определяет штатную численность органов службы занятости в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" по перераспределению полномочий между федеральным центром и субъектами РФ.
В 2012 году Управлением, в связи со снижением напряженности на рынке труда Воронежской области, проведена оптимизация штатной численности и фонда оплаты труда работников ЦЗН <11>. Штатная численность работников подведомственных учреждений утверждена в количестве 587 чел., что на 8,6% (55 единиц) ниже численности 2011 года. Количество штатных единиц основного персонала составляет 471 чел., или 80% всех работников.
--------------------------------
<11> Приказ управления занятости населения Воронежской области от 10.01.2012 № 1-л "Об оптимизации структуры, численности и фонда оплаты труда работников государственных казенных учреждений Воронежской области центров занятости населения".

Анализ штатной численности районных центров занятости населения показал, что в Управлении отсутствует утвержденный нормативный правовой акт, определяющий единый подход к формированию штатной численности ЦЗН. До настоящего времени не разработаны нормативные документы по определению штатных единиц в ЦЗН в соответствии с ситуацией на рынке труда в конкретном районе области, нагрузкой сотрудников при выполнении государственных услуг, численностью зарегистрированных безработных или обратившихся граждан.
Анализ нагрузки на одного специалиста основного персонала по центрам занятости показал следующее: средняя нагрузка на 1 специалиста по обслуживанию безработных граждан по Воронежской области составила 33 чел., по численности обратившихся - 179 чел., по количеству оказанных услуг - 545 чел.
При этом нагрузка на одного сотрудника в разрезе ЦЗН в части обслуживания безработных граждан отличается в разы. Так, в Поворинском ЦЗН на 1 сотрудника приходится 62 чел., а в Рамонском ЦЗН - 16 чел., т.е. в 3,8 раза меньше, при этом штатная численность основного персонала данных районов составляет по 7 шт. ед.
По численности обратившихся граждан самая высокая нагрузка на 1 сотрудника наблюдается в Лискинском ЦЗН и составляет 253 чел., в Верхнемамонском ЦЗН - 78 чел., в 3,2 раза меньше, со штатной численностью 12 и 6 чел. соответственно.
Наибольшее количество услуг, приходящихся на 1 сотрудника, в Грибановском ЦЗН - 908, в Каширском ЦЗН в 3,3 раза меньше - 279, со штатной численностью по 6 шт. ед.
В ЦЗН г. Воронежа наибольшая нагрузка на 1 сотрудника в части обслуживания безработных граждан приходится на ЦЗН Советского района - 56 чел., в Молодежном ЦЗН в 3,7 раза меньше - 15 чел.; по численности обратившихся граждан самая высокая нагрузка на 1 сотрудника в ЦЗН Ленинского и Железнодорожного районов - 292 чел., в Молодежном ЦЗН - 150 чел.; наибольшее количество услуг, оказанных одним сотрудником, в ЦЗН Железнодорожного района - 746, меньше всего в Молодежном ЦЗН - 562. При этом численность основного персонала в Молодежном ЦЗН самая высокая - 53 шт. ед.

Показатели эффективности деятельности

Эффективность деятельности управления занятости населения Воронежской области в проверяемом периоде оценивалась по показателям, установленным распоряжением правительства Воронежской области от 14.05.2012 № 261-р "О плановых значениях показателей эффективности". Анализ выполнения показателей эффективности представлен в таблице 6.

Таблица 6

Наименование показателя
Ед. измерен.
Фактические значения
2012 год
2009 год
2010 год
2011 год
план
факт
1. Доля трудоустроенных с начала года граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы
процент
64,4
73,5
76,3
77,0
80,8
2. Удельный вес безработных граждан, прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости населения, в среднемесячной численности безработных граждан
процент
23,7
25,4
32,4
14,5
22,8
3. Коэффициент напряженности на рынке труда
единиц
2,5
2,0
1,2
1,2
1,1
4. Доля трудоустроенных граждан до признания безработными в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы
процент
22,8
30,0
37,2
37,0
40,9
5. Доля граждан, признанных безработными, в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы
процент
50,1
46,2
39,2
38,0
36,3

Как видно из таблицы, показатели эффективности деятельности, определенные правительством Воронежской области на 2012 год, Управлением занятости достигнуты. Кроме того, наблюдается положительная динамика изменения показателей за последние 4 года: растет доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, а доля граждан, признанных безработными, снижается, соответственно снижается и коэффициент напряженности на рынке труда, показывающий сколько незанятых граждан приходится на одну вакансию.

Выводы и предложения:
Проверка управления занятости населения Воронежской области показала, что государственные функции, государственные услуги и иные функции, предусмотренные положением об Управлении, выполняются, бюджетные средства расходуются по назначению.
Вместе с тем в ходе проверки выявлен ряд недостатков, отрицательно влияющих на эффективность деятельности Управления и подведомственных ему государственных учреждений. Отсутствует нормативный документ, регламентирующий осуществление ведомственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств на мероприятия по содействию занятости населения и содержание подведомственных учреждений, не определен единый подход к формированию штатной численности центров занятости населения. Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения не предусматривает процедуру распределения средств по подведомственным учреждениям, учитывающую основные факторы состояния занятости населения в муниципальных образованиях области и дифференцированный подход в зависимости от уровня безработицы. Не регламентирован порядок оказания услуг населению через многофункциональные центры.
Кроме того, допущены нарушения в оформлении и использовании государственного имущества и направлении работников в служебные командировки.
Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков предлагается направить представление руководителю управления занятости населения Воронежской области.

Заместитель председателя - аудитор
Л.В.АНТОНОВА


------------------------------------------------------------------