Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2013 по делу N А14-3470/2013 <Заявление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , удовлетворено, так как продажа лекарственных препаратов осуществлялась без рецепта врача>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу № А14-3470/2013

(извлечение)

Департамент здравоохранения Воронежской области (далее - Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М. (далее - ИП М., предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 10.04.2013 заявление принято, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 26.04.2013.
Предварительное судебное заседание откладывалось.
Все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в предварительное судебное заседание не явилось.
Предварительное судебное заседание с учетом мнения представителя заявителя окончено 03.06.2013, в порядке ст. 137 АПК РФ суд перешел к судебному разбирательству в данном судебном заседании.
Дело рассмотрено с учетом ст. 156 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил привлечь ИП М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании 03.06.2013 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 18 час. 00 мин. 03.06.2013 для принятия судебного акта. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Рассмотрев представленные по делу материалы, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, департамент здравоохранения Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Воронежской области (п. 1.1 Положения о департаменте здравоохранения Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 23.04.2009 № 288).
В силу возложенных на него полномочий Департамент осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук (п. 3.2.1 указанного выше Положения).
При осуществлении предусмотренного действующим законодательством контроля выполнения лицензиатами лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности должностными лицами департамента здравоохранения Воронежской области на основании приказа руководителя Департамента от 01.03.2013 № 295 в отношении ИП М. по адресу: <...>, проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки 01.04.2013 должностным лицом административного органа в присутствие ИП М. выявлено, что в нарушение п. 5 "г" Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, а также требований Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества" за период с 01.01.2013 по 01.04.2013 предпринимателем были отпущены без рецептов следующие лекарственные препараты: Пенталгин - Н № 10 (приход - 230 упаковок, расход - 206 упаковок, остаток - 24 упаковки), Пенталгин АС№ № 24 (приход - 45 упаковок, расход - 21 упаковка, остаток - 24 упаковки), Коделак № 20 (приход - 21 упаковка, расход - 19 упаковка, остаток - 2 упаковки), Седальгин-нео № 10 (приход - 58 упаковок, расход - 58 упаковок), Седал М № 20 (приход - 5 упаковок, расход - 2 упаковки, остаток - 3 упаковки), а также 5 упаковок лекарственного препарата Каффетин № 10 (приход - 7 упаковок, расход - 7 упаковок).
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № 9 от 01.04.2013 (л.д. 15 - 21).
По факту выявленного в ходе проведения проверки нарушения 01.04.2013 в отношении ИП М. в присутствии предпринимателя должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предусмотренных ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, а также в соответствии с перечнем должностных лиц департамента здравоохранения Воронежской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.4.1, частями 1, 2 и 3 статьи 19.20, статьей 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденным приказом департамента здравоохранения Воронежской области от 27.11.2012 № 1735, составлен протокол об административном правонарушении № 5 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 22 - 23).
Копии материалов проверки, в том числе приказа руководителя Департамента № 295 от 01.03.2013, акта проверки № 9 от 01.04.2013, а также протокола об административном правонарушении № 5 от 01.04.2013 вручены предпринимателю, что подтверждено его росписью на перечисленных документах.
Материалы об административном правонарушении в отношении ИП М. 03.04.2013 направлены в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 49 и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к ст. 14.1 КоАП РФ определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию (далее - Закон № 99-ФЗ).
Лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 № 882) "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения определено понятие грубого нарушения лицензионных требований, под которым понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 названного Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения предусмотрена необходимость соблюдения лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, а именно, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно пункту 1.3 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 (далее - Порядок № 785) отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 785 все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей осуществляется по рецепту врача (фельдшера). Данное положение вступило в силу с 01 июня 2012 г. (пункт 4 названного Постановления).
Таким образом, с 01 июня 2012 г. реализация названных лекарственных препаратов возможна только на основании рецептов.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 562н утвержден Порядок отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества (далее - Порядок № 562н).
В соответствии с п. 3 Порядка № 562н комбинированные лекарственные препараты, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, отпускаются из аптек и аптечных пунктов по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-1/у и формы № 148-1/у-88, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 110 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2007 г. № 9364), с изменениями, внесенными Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 августа 2007 г. № 560 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2007 г. № 10133), от 25 сентября 2009 г. № 794н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2009 г. № 15317), от 20 января 2011 г. № 13н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 г. № 20103) (далее - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 110). Иные комбинированные лекарственные препараты отпускаются из аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков без рецепта.
Согласно п. 5 Порядка № 562н отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин или его соли (в пересчете на чистое вещество), в количестве до 20 мг (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или в количестве до 200 мг (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения) (подпункт "а").
Рецепты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88, после отпуска комбинированного лекарственного препарата подлежат хранению в аптеке (аптечном пункте) в течение трех лет (п. 9 Порядка № 562н).
Как следует из материалов дела, ИП М. осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии <...>, выданной департаментом здравоохранения Воронежской области (л.д. 30 - 33).
Согласно представленным в материалы дела инструкциям по медицинскому применению лекарственные препараты (Пенталгин - Н № 10, Седальгин-нео № 10, Седал М № 20, Каффетин № 10) являются комбинированными препаратами, содержащими кодеин.
Следовательно, продажа лекарственных препаратов (Пенталгин - Н № 10, Седальгин-нео № 10, Седал М № 20, Каффетин № 10) без рецепта врача является нарушением порядка отпуска лекарственных средств и относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
Доказательства получения ИП М. лекарственных препаратов (Пенталгин АС№ № 24, Коделак № 20) заявителем в материалы дела не представлены, в связи с чем вывод административного органа о реализации указанных препаратов предпринимателем с грубым нарушением лицензионных требований признается необоснованным.
Факт грубого нарушения предпринимателем осуществления фармацевтической деятельности подтвержден материалами дела (актом проверки № 9 от 01.04.2013, протоколом об административном правонарушении № 5 от 01.04.2013, товарными накладными (л.д. 34 - 76), объяснительной ИП М. от 10.04.2013) и по существу признан лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах в действиях ИП М. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Департамента здравоохранения Воронежской области о привлечении индивидуального предпринимателя М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьями 65, 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывая совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности применения к предпринимателю наказания в пределах минимального размера санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения предпринимателя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела судом не установлены. Законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), характеризуется, по мнению суда, высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

признать индивидуального предпринимателя М. (<...>, ОГРНИП <...>, ИНН <...>, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 19.09.2008 Межрайонной ИФНС № 12 по Воронежской области) виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4000,00 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
ИНН: 3666159529, ОКАТО: 20401000000, КПП: 366601001,
л/с 04312024230 Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области,
р/сч № 401 018 105 000 000 100 04 в ГРКЦ ГУ Банка России по ВО,
БИК 042007001,
КБК 821 116 900 4004 0000 140 - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городских районов.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.


------------------------------------------------------------------