Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 07.06.2013 N 2.30-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года ГБУК ВО "Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 7 июня 2013 года № 9(103)

ОТЧЕТ № 2.30-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
ГБУК ВО "ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИМ. И.Н. КРАМСКОГО"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.30 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 06.05.2013 № 27.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Перечень оформленных актов: акт № 2.30-2013 проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года ГБУК ВО "Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского".

Срок проведения контрольного мероприятия: с 13 мая 2013 года по 31 мая 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- расходов субсидии областного бюджета на выполнение государственного задания;
- штатной численности и заработной платы;
- договорной деятельности, состояния расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Проверка порядка формирования и расходования средств от приносящей доход деятельности.
5. Проверка порядка учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского" (далее - учреждение, музей) создано по решению президиума Воронежского областного исполнительного комитета от 15 января 1933 года № 59. Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента культуры Воронежской области, который является его учредителем. Устав утвержден приказом учредителя и согласован с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО).
Музей создан с целью хранения произведений искусства и изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, выявления и собирания музейных предметов и музейных коллекций, осуществления экспозиционно-лекционной деятельности.
Для достижения целей создания учреждение занимается оформлением соответствующей учетной документации на музейные предметы и музейные ценности; осуществляет в установленном порядке научное комплектование музейных, архивных и библиотечных фондов; проводит вечера досуга и другие культурные мероприятия и др. виды.

Имущество учреждения

В соответствии с п. 4.1 устава имущество учреждения, за исключением музейных предметов и музейных фондов, находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления приказом ДИЗО.
На балансе учреждения числятся нежилые помещения, автотранспортное средство, компьютерная и оргтехника, офисная мебель и другое имущество на общую сумму 6073,4 тыс. рублей. В проверяемом периоде учреждением основные средства (ОС) не приобретались.
Проверкой установлено, что в инвентарных карточках учета основных средств отсутствует информация о характеристике объектов.
Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления имеются на 2 объекта недвижимости, в которых располагается музей. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком также зарегистрировано.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке учреждения имеется недостроенное (отсутствует крыша, стены возведены не полностью) кирпичное здание площадью порядка 66 кв. м. Правоустанавливающие документы на это строение отсутствуют.
По объяснению директора учреждения на данном земельном участке в 1984 году было начато строительство гаража и ремонтной мастерской при нем. В связи с принятым управлением культуры решением о централизованном хранении автотранспортных средств учреждений культуры в гаражах Краеведческого музея по ул. Плехановской, д. 29, финансирование на строительство было приостановлено. В дальнейшем учреждением планируется разборка строения.
Имеющийся в учреждении автомобиль ГАЗ 3102-121 "Волга" (2006 года выпуска) балансовой стоимостью 274,4 тыс. рублей согласно путевым листам не эксплуатируется с 17 августа 2012 года, что является неэффективным использованием областного имущества. По объяснению директора учреждения автомобиль не используется в связи с тем, что в сентябре 2012 года он не прошел технический осмотр.
Во время эксплуатации автомобиля заполнение путевых листов производилось в соответствии с п. 16 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов".
В нарушение ст. 23 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утвержденных Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", предрейсовые медицинские осмотры водителя учреждения в 2012 году не проводились.
Списание бензина осуществлялось согласно методическим рекомендациям "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенным в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.
В нарушение п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" списание бензина по бухгалтерскому учету за август 2012 года в сумме 4,8 тыс. рублей по бухгалтерскому учету осуществлено несвоевременно, только в октябре 2012 года.
Стоит отметить, что в проверяемом периоде учреждением в установленном законодательством порядке осуществлялось списание ОС на общую сумму 293,6 тыс. рублей. В то же время, проверкой выявлено не используемое учреждением и подлежащее списанию имущество балансовой стоимостью 318,5 тыс. рублей (13 экспозиционных стендов и одна СВЧ-печь).

Финансирование и расходы учреждения

В проверяемом периоде финансовое обеспечение расходов учреждения на его содержание и обеспечение реализации полномочий в сфере культуры осуществлялось за счет средств областного бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности и иных источников.
Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности расходы учреждения в 2012 году составили 10937,5 тыс. рублей (98,2% плана).
Основную часть составляют расходы на оплату труда с начислениями - 63% всех расходов и оплату коммунальных и прочих работ и услуг - 30,1%, приобретение материальных запасов и другие расходы - 6,9%.
Расходы учреждения в I квартале 2013 года составили 1812,3 тыс. рублей (6,8% утвержденных плановых назначений на год).
Более 68% всех расходов учреждения направлено на оплату труда с начислениями. На оплату услуг (коммунальных, прочих, услуг по содержанию имущества) израсходовано 27,5%, на приобретение материальных запасов и прочие расходы - 4,5%.
Следует отметить, что учреждению на 2013 год утверждены субсидии на иные цели в объеме 13600,0 тыс. рублей на осуществление работ по ремонту и оснащению оборудованием выставочного зала музея. В I квартале 2013 года субсидии учреждением не расходовались. В истекшем периоде 2013 года (март - май) учреждением заключено 2 договора на общую сумму 12727,7 тыс. рублей с подрядчиком ООО "СТЕПС" (г. Воронеж) на выполнение ремонтных работ в выставочном зале и договор на поставку увлажнителей для помещений музея общей стоимостью 302,0 тыс. рублей.
Функции контроля объемов и качества выполняемых подрядчиком работ переданы КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации" на основании договора на сумму 394,3 тыс. рублей.
На момент проведения проверки работы выполнены только по одному договору на сумму 399,9 тыс. рублей. ООО "СТЕПС" осуществляло в выставочном зале работы по разборке плинтусов, деревянного обрамления и перегородок, укрытие полов п/э пленкой, устройство подвесных потолков и др. Средства за выполненные работы перечислены 06.05.2013 согласно акту выполненных работ.
Проверкой установлено, что работы по данному договору выполнены в полном объеме в установленный договором срок.
Согласно условиям договора срок окончания всех ремонтных работ в выставочном зале 28 мая 2013 года. Поставка оборудования будет осуществлена после завершения ремонта.
В ходе проверки нецелевого использования средств областного бюджета не установлено.
Проверкой выявлено неэффективное расходование средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ) в сумме 2,9 тыс. рублей. В I квартале 2013 года учреждением заключен гражданско-правовой договор на уборку выставочного зала на сумму 2,9 тыс. рублей. Однако в соответствии с должностными инструкциями уборка помещений входит в должностные обязанности штатных уборщиц.
Проверкой порядка заключения государственных контрактов и договоров нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не установлено.

Приносящая доход деятельность

В проверяемом периоде в рамках приносящей доход деятельности учреждение осуществляло реализацию билетов на посещение музея.
В соответствии с уставом цены на оказываемые услуги устанавливаются учреждением самостоятельно и согласовываются с учредителем. В проверяемом периоде стоимость входных билетов на основную экспозицию музея для взрослых посетителей составляла 150 рублей, для пенсионеров, школьников и учащихся средних специальных заведений - 100 рублей.
Правом бесплатного посещения музея пользуются сотрудники музеев РФ, студенты дневных отделений высших учебных заведений, ветераны ВОВ и локальных войн, воспитанники детских домов, инвалиды и др. категории граждан.
В обычные дни музей посещает в среднем от 30 до 200 человек, на праздничных мероприятиях присутствует до 2 и более тысяч человек.
Проверкой порядка учета входных билетов, являющихся бланками строгой отчетности, нарушений действующего законодательства не установлено.
В 2012 году получено доходов 1445,4 тыс. рублей и в I квартале 2013 года - 338,0 тыс. рублей. Израсходовано соответственно 1386,2 тыс. рублей и 163,6 тыс. рублей. Основная часть средств расходуется на оплату труда сотрудников музея, в среднем за проверяемый период 81%. Остальные средства направляются на приобретение материальных запасов и на другие нужды учреждения.
Проверкой расходования средств от приносящей доход деятельности нарушений не выявлено.

Штаты и оплата труда

В проверяемом периоде штатное расписание утверждалось учредителем в количестве 47,5 шт. единиц. Всего в учреждении работает 40 физических лиц, которыми замещены 34,5 шт. единицы. Вакантными являются 13 шт. единиц. Отдельные вакансии числятся по нескольку лет. Так, с 2004 года вакантна 1 ставка специалиста по кадрам. От 3 до 5 лет в учреждении остаются вакантными 3 ставки (4 вакансии: заведующий реставрационной мастерской, художник-реставратор, специалист по учетно-хранительской документации и электромонтер). Не заняты с 2012 года 2 ставки (4 вакансии), 6 вакантных ставок образовались с начала 2013 года.
Следует отметить, что нормативный правовой акт, регламентирующий штатную численность музеев, отсутствует.
По объяснению директора учреждение испытывает определенные трудности из-за неукомплектованности кадрами и постоянно занимается подбором кандидатов на вакантные должности. Сложившаяся за счет вакансий экономия фонда оплаты труда расходовалась на выплаты стимулирующего характера.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании Положения об оплате труда работников ГУК "Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского", утвержденного директором музея и согласованного с председателем трудового коллектива.
Положение разработано на основе примерного положения по оплате труда работников областных государственных учреждений культуры и искусства, утвержденного приказом управления культуры Воронежской области от 29.10.2009 № 540-ОД "О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных учреждений культуры".
Выборочной проверкой порядка начисления оплаты труда работникам музея нарушений не установлено.
Среднемесячная заработная плата работников учреждения в 2012 году составила 10169 рублей, в том числе: административно-управленческого аппарата - 29653 рубля, основного персонала - 9622 рубля, обслуживающего персонала - 5611 рублей.

Порядок учета музейного фонда

Комплектование музейного фонда, архивных и библиотечных фондов осуществлялось путем приобретения предметов искусства, получения их в качестве добровольных пожертвований от юридических и физических лиц, а также в порядке дарения.
По состоянию на 31 декабря 2012 года общий состав фонда насчитывает 22144 единицы хранения, из них:
- научно-вспомогательный фонд - 735 ед. хранения;
- основной фонд музея - 21409 ед. хранения, в том числе: коллекция живописи - 2688 предметов, коллекция графики - 5468 предметов, коллекция скульптуры - 740 предметов, коллекция декоративно-прикладного искусства - 4433 предмета, коллекция нумизматики - 7783 предмета, коллекция археологии - 297 предметов.
В соответствии с действующим законодательством учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется в количественном выражении в главной инвентарной книге (книга поступлений) и других инвентарных книгах.
В проверяемом периоде общий состав фонда пополнился на 152 предмета, из которых 151 предмет поступил в порядке дарения. Пополнились коллекции живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства, научно-вспомогательного фонда.
В 2012 году за счет средств субсидии на иные цели в коллекцию художественного музея приобретена картина Лосева В.Т. "Река разливается" стоимостью 40,0 тыс. рублей. Картина приобретена по результатам заседания экспертной фондово-закупочной комиссии.
Выборочной проверкой установлено, что поступившие в музей предметы оформляются согласно инструкции (присваивается инвентарный номер по книге поступления и инвентарной книге по видам хранения).
Полная материальная ответственность за обеспечение сохранности музейного фонда возложена на сотрудников отдела фондов, который является структурным подразделением музея имени И.Н. Крамского. Отдел состоит из главного хранителя, заведующего отделом учета и хранения музейных фондов, специалиста по учету хранительской документации, младшего научного сотрудника.
Главный хранитель музея осуществляет свою деятельность с октября 1999 года. С главным хранителем музея заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Основной фонд музея передан ему по акту о передаче основного фонда музея.
Приказом учреждения назначены ответственные хранители по экспозиционным залам музея.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда РФ осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Последняя проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций музея им. И.Н. Крамского проводилась членами экспертной комиссии в составе главного хранителя и заведующего сектором учета Воронежского областного краеведческого музея, заместителя директора государственного археологического музея-заповедника "Костенки", заместителя начальника государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области с 11 по 20 февраля 2008 года.
Проверка проводилась в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2006 № 1237-р "О проведении комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев РФ" и приказом управления культуры и туризма Воронежской области № 14-ОД от 17.01.2008. Результаты проверки оформлены актом проверки от 11 - 20 февраля 2008 года.
Помимо этого, Управлением Минкультуры России по Центральному федеральному округу с 18 по 26 апреля 2012 года проведено документарное мероприятие по контролю соблюдения законодательства в сфере музейного дела. Все выявленные нарушения устранены.
Кроме этого, главным хранителем музея совместно с сотрудниками отдела фондов в течение года согласно утвержденному директором музея плану-графику проводятся сверки музейных предметов и музейных коллекций. Результаты оформляются актами сверки по видам коллекций. За 2012 год оформлено 5 актов сверки. В истекшем периоде 2013 года проводилась подготовка учетной документации к проведению сверки.
В ходе настоящей проверки проведена выборочная проверка наличия музейных предметов и музейных коллекций ГБУК ВО "Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского". Проверка проводилась в коллекции "Декоративно-прикладное искусство" (выборочно отобрано 30 предметов), коллекции "Живопись" (отобран 51 предмет), коллекции "Нумизматика" (отобрано 70 предметов) и коллекции "Декоративно-прикладное искусство" (специальное хранение) (отобрано 33 предмета).
По результатам проверки не обнаружено в наличии 13 предметов в коллекции "Декоративно-прикладное искусство". Один предмет (крышка от вазы) был похищен в 1981 году (предоставлен акт на хищение экспоната от 16 июля 1981 года).
По вопросу отсутствия в наличии 13 музейных предметов главным хранителем музея им. И.Н. Крамского представлено объяснение. Согласно объяснению предметы не найдены в связи с тем, что данная коллекция во исполнение предписания Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу в конце 2012 года была перенесена из подвального помещения в помещение, которое гораздо меньше по площади. В нем музейные предметы и музейные коллекции хранятся в коробках, и ко многим на момент проверки не было доступа. Так как проверка проводилась в краткие сроки, то времени на их поиск было недостаточно. Работа по поиску этих предметов будет продолжена.
На момент проведения проверки в выставочных залах музея экспонируется порядка 700 ед. музейных предметов и музейных коллекций. Остальные предметы и коллекции размещены в фондохранилищах учреждения.

Расходы на служебные командировки

Выборочной проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено, что в проверяемом периоде допущены нарушения Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".
Так, в нарушение п. 6 названного Постановления учреждением при командировании своих сотрудников в служебные командировки не оформлялись служебные задания для направления в командировку и отчеты об их выполнении. Поэтому проверить эффективность той или иной командировки не представляется возможным.
В нарушение п. 10 Постановления при направлении работников в командировки аванс на оплату расходов не выдавался. В нарушение п. 26 постановления авансовые отчеты об израсходованных суммах составлялись позднее 3 рабочих дней по возвращении из командировки.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем ежегодно доводится государственное задание на оказание 2 государственных услуг:
1. Работа по формированию, учету, хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации (далее - Услуга № 1). Перечень потребителей данной услуги не определен, услуга оказывается в интересах общества в целом.
2. Предоставление услуг областных музеев, потребителями которых являются физические и юридические лица (далее - Услуга № 2).
Государственным заданием доведены показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых государственных услуг.
Субсидия из областного бюджета на выполнение государственного задания в 2012 году утверждена в объеме 8771,2 тыс. рублей, исполнение составило 8605,8 тыс. рублей, или 98,1%. На 2013 год утверждено 11892,0 тыс. рублей (исполнение в I квартале 2013 года - 13,9%).
Проверкой выполнения государственного задания в 2012 году установлено, что качественный показатель "Доля оцифрованных музейных предметов за отчетный период от общего музейного фонда" по Услуге № 1 не выполнен на 17,9%. По объяснению учреждения невыполнение показателя по оцифровке музейных предметов обусловлено тем, что сотрудники фондов в ноябре - декабре 2012 года не занимались этой работой в связи с перемещением музейных фондов из подвального помещения (12 тыс. единиц) по предписанию Управления Минкультуры России по ЦФО.
По Услуге № 2 также не выполнены качественные показатели, такие как "Процент ежегодно экспонируемых музейных предметов и музейных коллекций" и "Процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуг", на 6,9% и 2,1% соответственно.
По объяснению учреждения снижение процента экспонируемых музейных предметов и музейных коллекций связано с организацией выставок из собраний других музеев, в связи с чем часть постоянной экспозиции музея была демонтирована из-за нехватки площади.
С целью установления количества потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуг, музеем в 2012 году на основании приказа департамента культуры и архивного дела Воронежской области проведено анкетирование посетителей музея. Качеством предоставляемых музеем услуг удовлетворено 97% опрошенных. Анкетирование выявило, что посетители хотели бы модернизировать освещение в экспозиционных залах, возвратить зал итальянской живописи, провести выставку стекла и фарфора и др. По данным замечаниям приняты меры.
В музее ведется книга обращений. За 2012 год поступило десять заявлений. Отдельные посетители обращались с просьбой установить подъемный механизм на третий этаж. На данное обращение дан ответ в письменной форме, из которого следует, что здание музея (особняк XVII века) является памятником федерального значения, где не допускаются перепланировки.
Остальные качественные и количественные показатели по 2 услугам, доведенным в 2012 году, выполнены.
За I квартал 2013 года качественный показатель по Услуге № 1 "Доля учетных записей музейных предметов, переведенных в электронный вид за отчетный период, от общего музейного фонда" выполнен всего лишь на 5% от плана на год, количественный показатель по Услуге № 2 "Число выставок из собственных фондов" выполнен на 8,3%, что свидетельствует о возможном невыполнении данных показателей за год. Согласно объяснению директора учреждения на это повлиял ряд объективных причин. Так, в I квартале 2013 года работы по переведению учетных записей музейных предметов в электронный вид временно приостановлены в связи с переходом на новые виды электронного обслуживания в главном ИВЦ Минкультуры России. А количество выставок из собственных фондов увеличится после завершения ремонта выставочного зала.
Прочие качественные и количественные показатели по 2 услугам за I квартал 2013 года выполнены на уровне 13 - 53%.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно сделать вывод, что деятельность музея им. И.Н. Крамского соответствует целям и задачам его создания. Для обеспечения реализации полномочий в сфере культуры учреждение оказывает государственные услуги. Музей постоянно занимается проведением выставок живописи и графики из собственных и привлеченных фондов, проводит фотовыставки. Помимо этого, в рамках научно-просветительской деятельности музей проводит обзорные и тематические экскурсии по постоянным экспозициям и выставкам.
В то же время при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждением допущены нарушения отдельных законодательных актов.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление ГБУК ВО "Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского".
2. Направить информационное письмо департаменту культуры и архивного дела Воронежской области.

Начальник инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
И.Н.ШЛЫКОВА


------------------------------------------------------------------