Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 07.06.2013 N 2.26-2013 "О результатах комплексной проверки исполнения бюджета Ольховатского муниципального района Воронежской области за 2012 год и I квартал 2013 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 07 июня 2013 года № 10(103)

ОТЧЕТ № 2.26-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
ОЛЬХОВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2012 ГОД И I КВАРТАЛ 2013 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.26 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 30.04.2013 № 26.

Цель(и) контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе и поселениях района; анализ эффективности организации бюджетного процесса в районе на основе детального изучения исполнения бюджета муниципального района; анализ эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы; анализ мероприятий, проводимых органами местного самоуправления по собираемости местных налогов, укреплению и увеличению доходной части бюджета; оптимизация расходной части бюджета.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Администрация Ольховатского муниципального района - акт № 2.26/1-2013 от 30.05.2013.
2. Отдел экономического развития Ольховатского муниципального района - справка № 2.26/1-2013 от 28.05.2013.
3. Отдел по финансам администрации Ольховатского муниципального района - акт № 2.26/2-2013 от 29.05.2013.
4. Совет народных депутатов Ольховатского муниципального района - акт № 2.26/3-2013 от 28.05.2013.
5. Отдел по образованию и опеке администрации Семилукского муниципального района - акт № 2.26/4-2013 от 28.05.2013.
6. Муниципальное казенное образовательное учреждение "Ольховатская СОШ" - акт № 2.26/4/1-2013 от 24.05.2013.
7. Отдел культуры администрации Ольховатского муниципального района - акт № 2.26/5-2013 от 31.05.2013.
8. Администрация Ольховатского городского поселения Ольховатского муниципального района - акт № 2.26/6-2013 от 30.05.2013.
9. Бюджетное учреждение здравоохранения "Ольховатская центральная районная больница" - акт № 26/7-2013 от 29.05.2013.
10. Сводный акт комплексной проверки исполнения бюджета Ольховатского муниципального района за 2012 год и I квартал 2013 года № 2.26-2013 от 30.05.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 13 мая 2013 года по 7 июня 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения, инвестиционной деятельности, перспектив развития территории муниципального района, проверяемых поселений.
2. Организация бюджетного процесса в муниципальном районе и проверяемых поселениях, его соответствие действующему законодательству.
3. Анализ исполнения доходной части районного бюджета и бюджетов поселений.
4. Анализ мероприятий по снижению дотационности бюджетов района и поселений, оценка эффективности их применения.
5. Оценка размера дефицита бюджетов района и поселений, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджетов.
6. Оценка долговой политики, проводимой в районе, поселениях. Объем, структура и динамика муниципального долга.
7. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
8. Анализ динамики остатков средств на счетах бюджета, в том числе имеющих целевое назначение. Оценка своевременности освоения целевых бюджетных средств.
9. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городского и сельских поселений).
10. Анализ формирования и исполнения бюджетов поселений. Оценка обеспеченности бюджетов собственными доходами для исполнения расходных полномочий.
11. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью.
12. Анализ эффективности управления земельными ресурсами.
13. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета учреждениям образования. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью достижения максимальной эффективности расходования бюджетных средств. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования, субвенций и субсидий на модернизацию системы образования.
15. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на культуру.
16. Проверка финансово-хозяйственной деятельности БУЗ "Ольховатская ЦРБ". Оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств ОМС, выделенных на здравоохранение. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью достижения максимальной эффективности расходования бюджетных средств с сохранением качества предоставляемых услуг. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе на модернизацию здравоохранения, субсидий на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
17. Анализ и оценка деятельности органов местного самоуправления по собираемости местных налогов, укреплению и увеличению доходной части бюджета с целью приобретения бюджетом большей самостоятельности, а также повышению эффективности бюджетных расходов для улучшения качества предоставляемых услуг и динамичного социально-экономического развития муниципального района.
18. Оценка эффективности развития муниципального района на основании соглашения между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района о достижении значений региональных показателей эффективности.

Результаты контрольного мероприятия:

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Ольховатский муниципальный район расположен в юго-западной части Воронежской области и граничит: с севера - с Каменским и Подгоренским муниципальными районами Воронежской области, с юга и запада - с Алексеевским и Ровеньским муниципальными районами Белгородской области, с востока - с Россошанским муниципальным районом Воронежской области. Территория района составляет 1,04 тыс. кв. км (1,99% территории области), численность населения по состоянию на 01.01.2013 составила 23,8 тыс. человек (1,0% населения Воронежской области), из них 32% - пенсионеры.
В состав муниципального района входит 13 поселений: 1 городское и 12 сельских. На территории района расположено 54 населенных пункта. Около половины населения района сосредоточено в трех поселениях - Ольховатском городском, Базовском и Заболотовском сельских поселениях, имеющих общие границы.
Промышленность района представлена 9 предприятиями, которыми за 2012 год реализовано товаров собственного производства, работ и услуг на сумму 4136,5 млн. рублей, оборот предприятий составил 4513,0 млн. рублей, соответственно 60,5% и 63,3% к уровню 2011 года. В промышленности занято 1018 человек, среднемесячная заработная плата работников промышленности за 2012 год составила 18,6 тыс. рублей (112,2% уровня 2011 года). На долю 2 предприятий: ОАО "Ольховатский сахарный комбинат" и ЗАО "АВС Фарбен" - приходится более 99% объема промышленного производства района. Снижение объемов промышленного производства - следствие того, что в анализируемом периоде ОАО "Ольховатский сахарный комбинат" осуществлял переработку сахара-сырца только в июне, а в 2011 году сырец перерабатывался с февраля по июль. Остальные 7 предприятий, занимающихся производством продуктов питания, мебели, полиграфической продукции, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
По объему отгруженных товаров по видам деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в расчете на душу населения Ольховатский район среди муниципальных образований Воронежской области по итогам 2012 года занимает 5 из 34 мест.
Количество субъектов малого предпринимательства в 2012 году составило 599 единиц, в том числе 71 юридическое лицо и 528 предпринимателей, из которых 89 - КФХ. Оборот малых предприятий за 2012 год составил 397,9 млн. рублей, что на 7,7% больше уровня 2011 года, в них занято 993 человека. В рамках ОЦП "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" администрация района участвовала в конкурсном отборе на предоставление грантов начинающим предпринимателям. Пяти предпринимателям предоставлены гранты на создание собственного дела. По количеству субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения среди муниципальных образований области район в 2011 году занимал 25-е из 34 мест, по итогам 2012 года - 21-е.
В сельском хозяйстве район располагает площадью сельхозугодий 87,9 тыс. га, в том числе пашни - 56,37 тыс. га. Площадь пашни, используемая сельхозпредприятиями, - 41,6 тыс. га, крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ) - 8,9 тыс. га, личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) - 5,8 тыс. га. Сельскохозяйственным производством в районе занято 7 сельхозпредприятий, специализирующихся на производстве зерновых, технических и кормовых культур, 56 (из 89 зарегистрированных) КФХ и 4396 ЛПХ. Из семи сельхозпредприятий четыре занимаются только производством растениеводческой продукции, три занимаются животноводством. Из действующих КФХ два специализируется на выращивании картофеля, три развивают молочное скотоводство, восемь - мясное, одно - овцеводство, остальные заняты производством зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника и других культур.
Сельхозтоваропроизводителями района за 2012 год произведено валовой продукции на сумму 1633,3 млн. рублей, в том числе: продукции животноводства - 424,2 млн. рублей (108,4% к уровню 2011 года), растениеводства - 1209,2 млн. рублей (86,6% к 2011 году). В натуральном выражении произведено мяса 3487 т (137% к 2011 году), молока - 14958 т (97% к 2011 году), зерна - 47,7 тыс. т (80,6% к 2011 году), подсолнечника - 10,0 тыс. т (84,5% к 2011 году), сахарной свеклы - 199,7 тыс. т (81,0% к 2011 году).
По итогам оценки эффективности развития муниципальных образований области за 2012 год район по численности условного поголовья всех видов сельскохозяйственных животных в расчете на 100 га сельхозугодий находится на 21-м из 34 мест, по объему производства мяса - на 19-м месте, молока - на 15-м. По объему производства зерна на 100 га пашни район занимал 15-е место, подсолнечника - 16-е, свеклы - 3-е.
В районе положено начало реализации проекта по разведению племенного и товарного специализированного скота мясного направления в обособленном подразделении ООО "Заречное", завезено 1148 голов КРС абердин-ангусской породы. К 2020 году хозяйством планируется довести поголовье до 15000.
Средняя заработная плата в районе по сравнению с 2011 годом увеличилась на 19,3% и составила 14,8 тыс. рублей. Среди муниципальных образований области по уровню среднемесячной заработной платы район находится на 17-м из 34 мест.
Инвестиции в социально-экономическое развитие района в 2012 году произведены в сумме 246,5 млн. рублей, что на 41,4% ниже уровня предыдущего года. Снижение обусловлено завершением широкомасштабной реконструкции предприятия ОАО "Ольховатский сахарный комбинат" и отсутствием других крупных инвесторов. Объем инвестиций сельскохозяйственных предприятий района в 2012 году составил 136 млн. рублей, кроме того, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами освоено более 62 млн. рублей (на приобретение дорогостоящей импортной техники, автомобилей, увеличение поголовья скота, строительство складских помещений, мелиоративные мероприятия). Основная сумма инвестиций в некоммерческой части направлена на ремонт помещений и приобретение машин и оборудования. По объему инвестиций на душу населения район среди муниципальных образований области в 2012 году занял 24-е из 34 мест.
Перспективы развития района обозначены в Стратегии социально-экономического развития до 2020 года и Программе комплексного социально-экономического развития на 2012 - 2016 годы, утвержденных решениями Совета народных депутатов района. Администрацией района в целях привлечения инвесторов сформирован реестр инвестиционно привлекательных участков, который в настоящее время содержит 17 предложений для размещения инвестиционных проектов, из них 3 - под промышленное производство, 14 - под сельскохозяйственное. Соответствующая информация размещена в сети Интернет на официальном сайте государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Агентство по инвестициям и государственному частному партнерству".
Однако в вышеуказанную программу развития района включено лишь 3 коммерческих мероприятия, и все связаны с модернизацией существующих предприятий. Мероприятий по созданию новых производств, новых рабочих мест программой не предусмотрено.
В 2012 году из предусмотренных соглашением между правительством Воронежской области и администрацией Ольховатского муниципального района 20 показателей, характеризующих эффективность развития муниципального района, выполнено 12. По 8 показателям плановые назначения не выполнены. Из показателей, характеризующих уровень собственной налоговой базы, не выполнен показатель "Обеспеченность бюджета муниципального образования налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 10000 рублей доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевой характер)", исполнение составило 84%. В целях обеспечения исполнения показателей эффективности развития распоряжением администрации района утвержден соответствующий план мероприятий. Анализ запланированных мероприятий показал, что отдельные из них носят общий, неконкретный характер, что, в свою очередь не позволяет оценить возможность достижения положительного результата в ходе их реализации.

2. Организация бюджетного процесса в районе

Организация и исполнение бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялись на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также решения Совета народных депутатов Ольховатского муниципального района от 25.10.2010 № 62 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Ольховатском муниципальном районе" (с изменениями решением от 21.09.2012).
Районный бюджет на 2012 год принят решением Совета народных депутатов от 29.12.2011 № 68. Затем он в течение года пересматривался 6 раз, что свидетельствует о недостаточном качестве бюджетного планирования, и в окончательном варианте принят решением от 28.12.2012 № 79. Отчет об исполнении бюджета района за 2012 год рассмотрен на сессии районного Совета народных депутатов 23 мая 2013 года и утвержден решением № 24 от 24.05.2012.
Районный бюджет на 2013 год принят решением Совета народных депутатов от 27.12.2012 № 78. Объем доходов определен в сумме 282,660 млн. рублей, в том числе собственных доходов - 85,375 млн. рублей (30,2%), безвозмездные поступления областного бюджета - 197,285 млн. рублей (69,8%), объем расходов - 283,789 млн. рублей, дефицит бюджета - 1,129 млн. рублей (1,3% к годовому объему доходов). Финансовым отделом проведено уточнение бюджетных назначений, в соответствии с которыми доходы определены в сумме 307,163 млн. рублей, собственные доходы - на прежнем уровне, а безвозмездные поступления - в сумме 221,789 млн. рублей.
Проекты бюджетов в соответствии с законодательством прошли процедуру рассмотрения на публичных слушаниях соответственно 26 декабря 2011 года и 6 декабря 2012 года. Анализ протоколов публичных слушаний по проектам бюджетов района на 2012 и 2013 годы показал, что администрация не в полной мере выполняет п. 2.3 положения о бюджетном процессе в районе. В период подготовки к публичным слушаниям представляет совету окончательно не доработанный вариант документов и на слушания представляет от своего имени 15 - 18 поправок. Никаких предложений, внесенных участниками слушаний, кроме администрации муниципального района, в итоговых документах не зафиксировано.
Другие бюджетные полномочия администрации, финансового органа муниципального района, определенные Положением о бюджетном процессе в Ольховатском муниципальном районе, в основном выполняются. Показатели сводной бюджетной росписи доводятся в установленные сроки до главных распорядителей средств районного бюджета.

3. Основные параметры консолидированного бюджета муниципального района по исполненным значениям за 2011 - 2012 годы и утвержденным значениям на 2013 год отражены в следующей таблице.

Показатель
2012 год
2013 год
план (млн. рублей)
исполнено (млн. рублей)
% исполнения
изменение к факту 2011 года (%)
сумма (млн. рублей)
к факту 2012 года (%)
1
2
3
2
3
4
5
Доходы, всего, в т.ч.:
379,808
366,962
96,6
113,2
349,580
95,3
- налоговые и неналоговые
121,100
121,558
100,4
103,3
125,235
103,0
- безвозмездные перечисления областного бюджета
256,097
243,720
95,2
118,0
223,880
91,9
Расходы
379,630
363,345
95,7
125,0
352,343
97,0
Дефицит (-) / профицит (+)
+ 0,178
+3,617


- 2,763


Доходы консолидированного бюджета района в 2012 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 13,2% (42,828 млн. рублей) и составили сумму 366,962 млн. рублей. Рост связан с увеличением безвозмездных поступлений на 18%, или 37,255 млн. рублей. Налоговые и неналоговые доходы возросли на 3,3%, или 3,889 млн. рублей. Расходы бюджета увеличились на 25%, или 72,746 млн. рублей, и составили 363,345 млн. рублей. В 2012 году бюджет исполнен с профицитом в сумме 3,617 млн. рублей. В структуре консолидированного бюджета доходы районного бюджета составляют 77,6%, а доходы бюджетов городского и сельских поселений - 22,4%. Из 82,262 млн. рублей общего объема доходов поселений 35,956 млн. рублей (43,7%) приходится на городское поселение рп Ольховатка; 9,115 млн. рублей (11,1%) - на Заболотовское сельское поселение. На долю остальных 11 сельских поселений приходится 45,2% доходов (от 2,159 до 5,205 млн. рублей).
Эти тенденции сохраняются и в консолидированном бюджете 2013 года. Уменьшение по сравнению с уровнем 2012 года суммы безвозмездных перечислений областного бюджета на 21,3 млн. рублей имеет определяющее значение для снижения величины доходов и расходов бюджета.

4. Основные параметры исполненного районного бюджета за 2012 год и утвержденного на 2013 год представлены в следующей таблице.

Показатель
2012 год
2013 год
план (млн. рублей)
исполнено (млн. рублей)
% исполнения
изменение к факту 2011 года (%)
сумма (млн. рублей)
изменение к факту 2012 года (%)
1
2
3
2
3
4
5
Доходы, всего, в т.ч.:
337,578
325,514
96,4
111,8
307,164
94,4
- налоговые и неналоговые
82,060
82,601
100,7
95,1
85,375
103,4
- безвозмездные перечисления областного бюджета
256,097
242,914
94,9
118,9
221,657
91,2
Расходы
337,036
322,249
95,6
110,9
310,114
96,2
Дефицит (-) / профицит (+)
+ 0,542
+3,265


- 2,950


Всего за 2012 год план по доходам районного бюджета уточнен в сторону увеличения на 42,3% (100,3 млн. рублей), по расходам - на 37,9% (92,6 млн. рублей). Причиной внесения изменений в районный бюджет являлось увеличение налоговых и неналоговых доходов на 5,3%, или на 4,141 млн. рублей, и безвозмездных перечислений из областного бюджета на 60,3%, или 96,141 млн. рублей. Фактически доходы районного бюджета составили 325,5 млн. рублей (96,4% плана), расходы - 322,2 млн. рублей (95,6%).
Первоначально районный бюджет на 2012 год был утвержден с дефицитом 7,153 млн. рублей (8,0% общего объема доходов без учета безвозмездных перечислений). Фактически бюджет исполнен с профицитом в сумме 3,265 млн. рублей. Причиной образования профицита является неосвоение денежных средств, поступивших из резервного фонда правительства Воронежской области (60,9 тыс. рублей), и субсидий в рамках областных целевых программ.
Бюджет 2013 года принят и уточнен по доходам и расходам со снижением к уровню 2012 года соответственно на 5,6 и 3,8%. Уменьшение связано главным образом с уменьшением суммы безвозмездных перечислений из областного бюджета на 21,257 млн. рублей. Собственные доходы запланированы с ростом на 3,4%.

5. Основные сводные параметры бюджетов поселений представлены в следующей таблице.

Показатель
2012 год
2013 год
план (млн. рублей)
исполнено (млн. рублей)
% исполнения
изменение к факту 2011 года (%)
сумма (млн. рублей)
изменение к факту 2012 года (%)
1
2
3
2
3
4
5
Доходы, всего, в т.ч.:
94,380
82,262
87,2
123,3
64,019
77,8
- налоговые и неналоговые
39,128
39,044
99,8
126,6
39,870
102,1
- безвозмездные перечисления районного бюджета
53,999
42,666
79,0
126,9
23,816
55,8
Расходы
94,745
81,911
86,5
116,4
63,832
77,9
Дефицит (-) / профицит (+)
- 0,365
+ 0,351


+ 0,187


Основной особенностью бюджетов поселений является их высокая дотационность и, соответственно, определяющая зависимость от межбюджетных трансфертов. Анализ исполнения доходной части бюджетов поселений показал, что из тринадцати лишь в 5 поселениях доля налоговых и неналоговых доходов составляет 51 - 74%, у 8 остальных - менее 40%. На дату проверки администрацией района начата работа по объединению 8 поселений в составе 3. Однако, как показал анализ представленных документов, расчет экономического эффекта от объединения администрацией не производился. Вновь создаваемые Караяшниковское и Марьевское сельские поселения будут так же как и ликвидируемые иметь высокий уровень дотационности.
Кроме того, налоговые и неналоговые доходы у Копанянского и Новохарьковского сельских поселений, не участвующих в процессе объединения, составляют соответственно 553,2 тыс. рублей и 912,3 тыс. рублей и не компенсируют расходы на оплату труда - 1474,4 тыс. рублей и 1547,9 тыс. рублей. При этом планов снижения дотационности по данным поселениям не представлено. То есть, проводя реорганизацию поселений, администрация района не решает задачи снижения дотационности сельских поселений.

6. Структура и динамика доходной части бюджета, а также анализ исполнения плановых назначений по доходам за 2012 год отражены в следующей таблице.

Вид дохода
Сумма (млн. рублей)
Доля в общей сумме доходов (%)
Исполнение плана (%)
Темпы роста к 2011 году (%)
1
2
3
4
5
Налоговые и неналоговые доходы, всего, в т.ч.:
82600,70
25,4
100,7
95,1
- налог на доходы физических лиц
52136,31
16,1
101,0
180
- налоги на совокупный доход
7865,8
2,4
100,0
113,9
- государственная пошлина
821,59
0,3
100,0
19,7
- задолженность по отмененным налогам
3,3
0,0
100,0
441,3
- доходы от использования имущества, в т.ч.:
8799,9
2,7
100,0
88,7
- доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки
8429,84
2,6
100,0
88,7
- доходы от сдачи в аренду имущества
284,01
0,1
100,0
73,9
- плата за негативное воздействие на окружающую среду
623,94
0,2
100,0
94,1
- доходы от оказания платных услуг
313,83
0,1
100,0
3,2
- доходы от продажи активов
1670,5
0,5
100,0
108,1
- штрафы, санкции
1070,1
0,3
100,1
81,1
- прочие неналоговые
9294,0
2,8
100,1
116,8
Безвозмездные поступления (с учетом возврата межбюджетных трансфертов прошлых лет в сумме 227,0 тыс. рублей), в т.ч.:
242913,5
74,6
95,2
119,0
- дотации
38828
11,9
100,0
54,4
- субсидии
63958,5
19,6
85,1
141,0
- субвенции
128329,4
39,4
99,2
151,2
- иные межбюджетные трансферты
10666,6
3,3
99,0
502,5
- прочие безвозмездные
1357,8
0,4
100,0
262,4
Доходы, всего
325514,28
100,0
96,4
111,8

По сравнению с уровнем 2011 года доходы возросли на 10,5%, или 34,412 млн. рублей. Увеличение связано с ростом безвозмездных перечислений на 19% (38,681 млн. рублей), при этом объем поступлений налоговых и неналоговых доходов снизился почти на 5% (4,269 млн. рублей).
Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц. В 2012 году он составил почти 2/3 налоговых и неналоговых доходов и поступил в размере 52,136 млн. рублей. По сравнению с предыдущим годом сумма налога возросла в 2 раза. По НДФЛ в районе имеется резерв роста поступлений, так как при расчете его поступлений не учитываются возможности легализации доходов работников неформального (ненаблюдаемого) сектора экономики. Необходимо активизировать работу по выявлению и постановке на учет незарегистрированных предпринимательских единиц.
Налоги на совокупный доход составили 7,8 млн. рублей, или 9,4% налоговых и неналоговых доходов районного бюджета. По сравнению с предыдущим годом поступления по данной группе налогов снизились на 0,3 млн. рублей (3,7%) в результате отмены с 2012 года зачисления в районный бюджет налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Сумма единого налога на вмененный доход увеличилась на 13,8% (0,9 млн. рублей) и составила 7,6 млн. рублей. Увеличение связано как с ростом коэффициента-дефлятора К1 (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 № 612), так и с увеличением количества предпринимателей на 47 единиц.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности снизились на 11,3% (1,125 млн. рублей) и поступили в объеме 8,8 млн. рублей, в том числе: проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, - 86,1 тыс. рублей; доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, - 8,430 млн. рублей; доходы от сдачи в аренду имущества - 284,7 тыс. рублей. Уменьшение доходов от сдачи в аренду земли, госсобственность на которую не разграничена, в 2012 году на 1,101 млн. рублей по сравнению с 2011 годом произошло в результате того, что был расторгнут ряд договоров аренды в связи с выкупом земельных участков.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в 2012 году поступили в сумме 1,670 млн. рублей, или на 8,1% больше, чем в 2011 году. В том числе 1,661 млн. рублей поступило от продажи земельных участков под объектами недвижимости, а также для ведения личного подсобного хозяйства, для сельскохозяйственного производства.
Прочие неналоговые доходы поступили в районный бюджет в сумме 9,294 млн. рублей, или на 16,9% (1,342 млн. рублей) больше поступлений 2011 года.
Доходы от оказания платных услуг поступили в сумме 313,8 тыс. рублей, в том числе доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями образования, - 223,8 тыс. рублей. Значительное сокращение данного вида доходов (на 96,7%, или 9421,27 тыс. рублей) связано с тем, что с 2012 года в бюджет района не поступают доходы от платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями.
Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2012 год увеличилась с 843,0 тыс. рублей до 1125,8 тыс. рублей и составила на начало 2013 года 0,9% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района 2012 года. Основную сумму недоимки на 01.01.2013 составляла задолженность по земельному налогу (48%, или 547,3 тыс. рублей) и налогу на имущество физических лиц (38%, или 434,3 тыс. рублей). На 01.05.2013 недоимка сложилась в сумме 2,407 млн. рублей главным образом за счет роста недоимки по НДФЛ до 1,243 млн. рублей (51,7%) и увеличения в 3 раза недоимки по ЕНВД и составила 371,7 тыс. рублей.
Безвозмездные поступления районного бюджета в 2012 году составили 242,9 млн. рублей (74,6% общей суммы доходов). При этом сумма дотаций снизилась на 32,565 млн. рублей (45,6%) и составила 38,828 млн. рублей, в том числе: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - 9,598 млн. рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 24,230 млн. рублей. Из общей суммы дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности на общее покрытие расходов перечислено 23,777 млн. рублей, на поощрение достижений наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления - 5,0 млн. рублей.

7. Исполнение расходной части консолидированного бюджета Ольховатского муниципального района в 2012 и 2013 годах

Общий объем расходов консолидированного бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличен на 11,1%. Процент освоения выделенных ассигнований в 2012 году составил 95,7% против 99,7% в 2011 году.
Для расходной части консолидированного бюджета 2012 и 2013 годов характерен последовательный рост ассигнований по разделам "Национальная экономика", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Физкультура и спорт".
По разделам "Общегосударственные вопросы" и "Национальная оборона" за 2012 год объемы финансирования уменьшены к уровню 2011 года за счет проведения отдельных мероприятий по оптимизации расходов.
Штатная численность администрации района доведена до 63 единиц, в том числе муниципальных служащих до - 36 единиц. Общая штатная численность администраций поселений составляет 95 единиц, в том числе муниципальных служащих - 47 единиц.
Однако расходы на общегосударственные вопросы на 2013 год запланированы с увеличением на 3,874 млн. рублей, удельный вес расходов по данному разделу увеличен с 14,0 до 15,5 процента, а по фактическим расходам за I квартал 2013 года он составил 19,0%. Увеличение проведено по районному бюджету и по бюджетам поселений. Администрацией района в т.г. не осуществляется мер по снижению объема бюджетных расходов на содержание работников органов местного самоуправления несмотря на то, что по показателю данных расходов в расчете на 100,0 тыс. рублей общих расходов местного бюджета (региональному показателю эффективности муниципальных районов и городских округов Воронежской области) за 2012 год район занимает предпоследнее место в общеобластном рейтинге.
Доведенные департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ и постановлением администрации Воронежской области № 235 от 28.03.2008 нормативы фонда оплаты труда с начислениями муниципальных служащих на 2012 и 2013 годы по органам власти района и по органам власти поселений выполняются.
По разделу "Физкультура и спорт" значительное увеличение расходов районного бюджета связано с более активной, чем ранее, подготовкой проектно-сметной документации по объектам спортивного назначения для участия в соответствующих областных программах.
Законность и эффективность использования средств районного бюджета по разделам "Жилищно-коммунальное хозяйство" (по Ольховатскому городскому поселению), "Здравоохранение", "Образование", "Культура" рассмотрены в ходе данной проверки отдельно и отражены в отдельных актах.
Расходы бюджета Ольховатского городского поселения по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" в 2012 году составили 14,354 млн. рублей, за I квартал 2013 года - 858,9 тыс. рублей.
Из них средства в сумме 2,746 млн. рублей направлены на мероприятие по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которое проводилось в рамках ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса на период 2011 - 2015 годов". В итоге проведения мероприятия расселено 3 из 4 участвующих в программе семей. Не приобретено жилое помещение для гражданки М.А.В. из-за несостоявшихся аукционов, проводимых неоднократно. В результате бюджетные ассигнования в сумме 322,2 тыс. рублей не освоены.
На благоустройство центрального парка направлено 2,983 млн. рублей. Срок исполнения контрактных обязательств истек 15.05.2013, однако работы до сих пор в полном объеме не выполнены. Заказчиком-застройщиком 30.05.2013 в адрес подрядной организации ООО "Луксор" направлена претензия с требованием окончания работ в кратчайший срок. Из принятых и оплаченных в декабре 2012 года работ на сумму 2,983 млн. рублей фактически не выполнены работы по укладке тротуарной плитки и установке бордюров на 255,7 тыс. рублей. В период проведения проверки (с 27.05.2013) работы по устройству тротуарной плитки продолжались. Кроме того, оплата произведена в нарушение контрактных условий в полном объеме вместо 90% от стоимости выполненных работ, необоснованно оплачено 298,3 тыс. рублей.
В рамках ведомственной целевой программы "Благоустройство дворовых территорий Воронежской области...", в нарушение контрактных условий полностью не осуществлены работы по укладке тротуарной плитки (выполнено на площади 200 кв. м вместо 290 кв. м). В итоге заказчиком произведена оплата фактически не выполненных работ в сумме 81,8 тыс. рублей. Анализ сметы расходов и акта выполненных работ показал, что при переводе из базисных цен в текущие цены неправильно применены коэффициенты. В результате стоимость работ завышена на сумму 121,4 тыс. рублей, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) на эту сумму.
Аналогичные факты установлены по материалам реализации ведомственной целевой программы "Обеспечение сохранности и ремонт военно-мемориальных объектов на территории Воронежской области в 2012 году". Применение несоответствующих индексов пересчета стоимости работ привело к завышению цены контракта на сумму 34,2 тыс. рублей, оплачены фактически не выполненные работы на 2,6 тыс. рублей.
Средства в сумме 3,704 млн. рублей по подразделу "Другие вопросы в области ЖКХ" направлены в 2012 году на реконструкцию водопроводных сетей и сооружений в рп Ольховатка, которая осуществляется в рамках ДОЦП "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" по контракту с ООО "Воронежстройреконструкция" стоимостью 19,319 млн. рублей, заключенному в 2011 году и до сих пор не исполненному. Срок окончания строительства предусмотрен был еще 01.09.2012. Таким образом, вложенные в данный проект за 2011 - 2012 годы бюджетные средства в сумме 8692,1 тыс. рублей ожидаемого эффекта не принесли и поэтому использованы неэффективно. Более того, в нарушение контрактных условий администрацией городского поселения произведена переплата подрядчику в сумме 420,8 тыс. рублей (оплачено 100% вместо 95% от стоимости выполненных работ).
Расходы по подразделу "Дорожное хозяйство" за 2012 год составили 9,690 млн. рублей, из них 7,703 млн. рублей получено из дорожного фонда области в виде субсидий на осуществление ремонта автомобильных дорог, 1,514 млн. рублей - из районного бюджета в виде бюджетного кредита. За I квартал по данному подразделу использовано 300 тыс. рублей. Осмотром установлено появление поперечных и продольных трещин шириной до 1 см и длиной от 0,5 м до 11 м на отдельных участках отремонтированных дорог, устранение которых необходимо осуществить по гарантии. Претензии подрядной организации подрядчиком не выставлялись. Гарантийные обязательства подтверждены гарантийным паспортом, однако в нем занижен срок гарантии до 3 лет вместо 4.
Отремонтированные автомобильные дороги отражены в реестре муниципальной собственности, но не числятся на балансе администрации городского поселения.

8. Исполнение расходной части районного бюджета за 2012 и 2013 годы

Для районного бюджета характерны тенденции, отраженные при анализе исполнения консолидированного бюджета.
По расходам бюджет района за 2012 год исполнен в сумме 322,249 млн. рублей или 95,6% к уточненному годовому плану. В структуре расходов социально значимые расходы (з/плата, начисления, коммунальные услуги, социальное обеспечение) составили сумму 176,532 млн. рублей, или 54,8% от расходов бюджета; первоочередные расходы (компенсация на методическую литературу, командировочные расходы, связь, транспортные услуги, арендная плата за содержание имущества, безвозмездные перечисления бюджетам поселений) - 134,786 млн. рублей, или 41,8% от расходов; остальные расходы (капвложения) исполнены в сумме 10,931 млн. рублей, или 3,4% от расходов.
За I квартал 2013 года расходы составили 59,1 млн. рублей, из них социально значимые расходы исполнены в сумме 44,172 млн. рублей, первоочередные - 13,7 млн. рублей.
По разделу 01 "Общегосударственные вопросы" расходы бюджета за 2012 год сложились в сумме 25,529 млн. рублей и с удельным весом 7,9% в уточненной годовой бюджетной росписи, за I квартал текущего года - 6,177 млн. рублей с уд. весом 10,5%. Выделенные средства в 2012 году были направлены на денежное содержание главы муниципального района (0,932 млн. рублей), обеспечение деятельности администрации Ольховатского муниципального района (16,070 млн. рублей), обеспечение деятельности Совета народных депутатов Ольховатского муниципального района (1,651 млн. рублей), содержание финансового отдела, ревизионной комиссии администрации района (4,138 млн. рублей). За I квартал 2013 года расходы по данному разделу увеличены на 6,2% в пределах индексации и их удельный вес возрос с 7,9 до 10,5 процента.
Проверками администрации района и Совета народных депутатов установлены существенные недостатки в организации исполнения подразделениями администрации определенных законодательством вопросов местного значения и в деятельности аппарата совета. Анализ положений об отделах администрации района показал, что более половины данных вопросов не закреплены за конкретными подразделениями администрации. Деятельность отделов не планируется, показатели эффективности деятельности до них не доводятся, системных отчетов о работе перед главой администрации не проводится. В ходе проверки в положения об отделах администрации внесены изменения и дополнения, закрепляющие за отделами администрации исполнение полномочий.
Наряду с этим установлено, что ведение бухгалтерского учета по аппарату совета до 31.01.2013 осуществлялось принятой на должность старшего инспектора (0,5 ставки) по совместительству Г.В.В., одновременно занимавшей должность муниципальной службы (до 05.06.2012 - главного бухгалтера финансового отдела администрации района, с 06.06.2012 - начальника финансового отдела администрации района). С 01.02.2013 на данную должность принята по совместительству К.Т.Н., занимающая должность бухгалтера администрации района (не относящуюся к муниципальной службе). В табелях учета использования рабочего времени у совместителей отражены дни их явки на работу в рабочие дни согласно утвержденному распорядку. В табелях учета использования рабочего времени финансового отдела и администрации района Г.В.В., К.Т.Н. также отражены дни их явки на работу в рабочие дни согласно утвержденному распорядку.
Также по совместительству замещено 0,5 ставки инспектора-юриста Т.Л.В., занимающей должность муниципальной службы главного специалиста организационно-правового отдела администрации района. В табелях учета использования рабочего времени аппарата совета у совместительницы отражены дни ее явки на работу в рабочие дни согласно утвержденному распорядку. В табелях учета использования рабочего времени администрации района у Т.Л.В. также отражены дни ее явки на работу в рабочие дни согласно утвержденному распорядку. Должностные обязанности у Т.Л.В. по совету и по администрации имеют аналогичное содержание. Она обязана проводить юридическую экспертизу одних и тех же документов сначала для администрации и затем для Совета.
Услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, по составлению бухгалтерской, налоговой и иной отчетности ревизионной комиссии района оказывала главный специалист главный бухгалтер администрации района Величко Валентина Михайловна на основании договора от 01.10.2012 № 1, которая замещает старшую должность муниципальной службы. В итоге данного совмещения в нарушение "Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ", утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н, п. 2 (далее - Инструкция) администрация муниципального района, являясь главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС 941), представляла в финансовый орган и налоговую инспекцию (МИФНС России № 4) бюджетную и бухгалтерскую отчетность за 2012 год консолидированно по администрации района и по ревизионной комиссии, что вело к искажению отчетности. Ревизионная комиссия согласно решению о муниципальном бюджете является главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС 968) и является также субъектом бюджетной отчетности.
По разделу 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" расходы 2012 года проведены в пределах бюджетных назначений, в сумме 848,6 тыс. рублей. Здесь профинансировано содержание специалистов ЕДДС штатной численностью 6 единиц, выплачена заработная плата 579,2 тыс. рублей и оплачены начисления 195,8 тыс. рублей. Кроме того, отражены расходы за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета в сумме 26,2 тыс. рублей на приобретение сельскими поселениями средств спецсвязи. За I квартал 2013 года профинансировано 259,0 тыс. рублей, 30,2% к годовому плану, в январе текущего года выплачена задолженность по заработной плате сотрудников ЕДДС, образовавшаяся в декабре прошлого года.
По разделу 04 "Национальная экономика" в бюджете 2012 года использованы средства в пределах плановых назначений на выделение субсидий МБУ "Информационно-консультационный центр" (на выполнение муниципального задания) в сумме 1,776 млн. рублей; на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в сумме 7,781 млн. рублей; на подготовку карт (планов) для установления границ населенных пунктов в рамках ВЦП "Развитие градостроительной деятельности в Воронежской области на 2012 - 2014 годы" за счет средств межбюджетных трансфертов - в сумме 2,725 млн. рублей; на проведение мероприятий ДМЦП "Содействие занятости населения Ольховатского муниципального района Воронежской области на 2011 - 2013 годы" - в сумме 82,9 тыс. рублей; на финансирование в рамках ОЦП "Содействие занятости населения Воронежской области на 2010 - 2014 годы" - в сумме 33,2 тыс. рублей; на реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Ольховатского муниципального района Воронежской области на 2012 - 2014 годы" - в сумме 945 тыс. рублей. За I квартал 2013 года профинансировано всего лишь 0,55 млн. рублей (4,8% годовых назначений) в связи с недостатком средств в районном бюджете.
По разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" в 2012 году профинансированы мероприятия ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы" в сумме 2,761 млн. рублей (по Ольховатскому городскому поселению); мероприятия по поддержке коммунального хозяйства - в сумме 1,025 млн. рублей (ремонт системы водоснабжения и ремонт приборов учета газа); мероприятия по благоустройству в сумме 0,409 млн. рублей (по ведомственной целевой программе "Благоустройство дворовых территорий Воронежской области на 2009 - 2011 годы" - в сумме 80 тыс. рублей; мероприятия ведомственной целевой программы "Обеспечение сохранности и ремонт военно-мемориальных объектов на территории Воронежской области в 2012 году" за счет средств областного бюджета - 0,329 млн. рублей. По ДОЦП "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" использованы средства в сумме 3,692 млн. рублей при плане 14,922 млн. рублей по объекту в Ольховатском городском поселении. В I квартале т.г. продолжено финансирование вышеуказанных программ и использована почти треть годовых бюджетных назначений.
По разделу 07 "Образование" расходы 2012 года составили всего 185,413 млн. рублей при плане 185,562 млн. рублей. За I квартал т.г. расходы на те же цели составили 43,473 млн. рублей.
Средства данного раздела распределены трем распорядителям: отделу образования, отделу культуры и архивного дела, администрации района.
По отделу образования уточненные плановые назначения на 2012 год составили 177,637 млн. рублей, расходы - 176,739 млн. рублей, или 99,5% уточненных плановых назначений. В I квартале 2013 года лимиты бюджетных ассигнований доведены в сумме 64,594 млн. рублей. Кассовые расходы составили 41,744 млн. рублей, или 64,6% доведенных лимитов. Низкий процент освоения обусловлен тем, что при распределении годовой суммы финансирования в I квартале планировались расходы на текущую деятельность учреждений образования и годовая сумма резервного фонда на реализацию Указов Президента от 07.05.2012 - 11,541 млн. рублей. Фактически эти расходы не осуществлялись. Сложившееся положение свидетельствует о недостаточно качественном исполнении главным распорядителем бюджетных средств (отделом образования) своих полномочий в части планирования соответствующих расходов бюджета и внесения предложений по изменению лимитов бюджетных ассигнований (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
Проверкой использования средств областной субвенции на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования установлено, что в 2012 году в район на эти цели поступило 89,833 млн. рублей, в I квартале 2013 года - 20,409 млн. рублей (17,8% годового объема субсидии). Средства расходовались на оплату труда с начислениями и учебные расходы. В 2012 году на оплату труда с начислениями израсходовано 84,298 млн. рублей, или 93,8% субвенции, на учебные расходы - 5,535 млн. рублей, или 6,2%. В I квартале 2013 года расходы на оплату труда с начислениями составили 19,645 млн. рублей, или 96,2% объема субвенции, соответственно, на учебные расходы - 763,4 тыс. рублей, или 3,7%. В соответствии с утвержденными методиками доля учебных расходов определена не ниже 6% объема субвенции. Следовательно, в I квартале 2013 года на учебные расходы направлено субвенции ниже установленного норматива на 2,3%.
Согласно примерному положению об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Ольховатского муниципального района фонд оплаты труда (ФОТ), за исключением средств, направленных на учебные расходы и выплаты за методическую литературу, распределяется на базовую (70% от общего объема ФОТ) и стимулирующую (30%) части. Фактически в проверяемом периоде установленное соотношение не выдерживалось: базовая часть ФОТ сложилась выше норматива (соответственно, стимулирующая ниже) на 5% в 2012 году и на 7% - в I квартале 2013 года. В проверяемом периоде наблюдается рост заработной платы работников общеобразовательных учреждений Ольховатского района. С 1 октября 2012 года размер заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений увеличился и составил в декабре 2012 года 17133 рубля. Однако его уровень не соответствует требованиям Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, согласно которому необходимо довести среднюю заработную плату педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в экономике региона (19830,6 рубля).
Проведенной оценкой эффективности достигнутых результатов по итогам реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ольховатского муниципального района в 2012 году установлено, что все показатели результативности достигнуты.
По состоянию на 01.01.2013 кредиторская задолженность по средствам местного бюджета составляла 4903,4 тыс. рублей, в том числе 1525,2 тыс. рублей по оплате труда с начислениями. В I квартале 2013 года задолженность увеличилась на 556 тыс. рублей (+11,33%) и составила 5459,4 тыс. рублей, в том числе 662 тыс. рублей по начислениям на заработную плату.
По состоянию на 01.04.2013 просроченная кредиторская задолженность составила 210,8 тыс. рублей. Таким образом, в проверяемом периоде отделом образования принимались расходные обязательства сверх доведенных лимитов, что является нарушением ст. 158 и п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ.
Проверкой эксплуатации служебного автотранспорта установлено, что автомобиль ВАЗ-21075 г/н Х050КУ36, числящийся на балансе отдела, фактически используется МБУ ДОЛ "Искра". При этом договорные отношения между отделом образования и МБУ ДОЛ "Искра" не оформлены, что является нарушением ст. 161 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие согласие собственника на передачу указанного имущества в пользование МБУ ДОЛ "Искра" (ст. 298 ГК РФ).
По разделу 08 "Культура, кинематография и средства массовой информации" отражены расходы на финансирование отдела культуры и архивного дела и муниципального казенного учреждения культуры "Информационно-ресурсный центр". Всего расходы по указанному разделу за 2012 год сложились в сумме 5,047 млн. рублей, при плановых назначениях - 5,102 млн. рублей, за I квартал 2013 года - 1,136 млн. рублей.
В 2012 году расходы местного бюджета на финансирование учреждений культуры по разделам "Образование" и "Культура" составили 9,9 млн. рублей, или 99,9% от плановых назначений, в I квартале 2013 года - 2,2 млн. рублей, или 68,2% от доведенных лимитов.
Сложившийся низкий процент освоения выделенных лимитов на I квартал 2013 года свидетельствует о недостаточно качественном исполнении главным распорядителем бюджетных средств (отделом культуры и архивного дела) своих полномочий в части планирования соответствующих расходов бюджета и внесения предложений по изменению лимитов бюджетных ассигнований (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
В разделе 09 "Здравоохранение" отражены расходы за 2012 год на субсидии МБУЗ "Ольховатская ЦРБ" в рамках ведомственной целевой программы "Развитие здравоохранения Ольховатского муниципального района в 2012 году" на выполнение муниципального задания в сумме 24,608 млн. рублей, субсидии на иные цели в - сумме 10,396 млн. рублей. В 2013 году финансирование по данному разделу прекращено в связи с передачей полномочий по здравоохранению на областной уровень.
Для финансирования здравоохранения муниципального района в 2012 году наряду с вышеуказанной субсидией муниципального бюджета использовались средства обязательного медицинского страхования и средства, полученные от оказания платных медицинских услуг.
Консолидированный бюджет БУЗ "Ольховатская центральная районная больница" (далее - ЦРБ, учреждение) исполнен в 2012 году в объеме 108,778 млн. рублей (98,6% плана). В его структуре наибольшую долю составляли средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в сумме 54,674 млн. рублей (49,9% общих расходов), или 97,6% плана. Невыполнение плана объясняется возвратом страховыми компаниями счетов в связи с неправильным оформлением документов на оплату, некорректным заполнением реестра счетов в базе данных ЦРБ и др. Это явилось причиной потери средств в 2012 году в сумме 3,280 млн. рублей. Кроме того, за нарушение действующих медицинских стандартов, дефектов в ведении документации и др. предъявлены ЦБР штрафы в сумме 1,149 млн. рублей. В результате общая сумма упущенных доходов за проверяемый период составила 4,429 млн. рублей.
Средства субсидии муниципального бюджета (35,004 млн. рублей) направлены на оплату труда с начислениями, приобретение материальных запасов, оплату коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, а также на погашение кредиторской задолженности 2011 года по оплате труда и другим текущим расходам, а также на реализацию мероприятий региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области..." (далее - РП "Модернизация"), что соответствует условиям соглашений.
Однако при использовании данных средств допущен ряд нарушений. При исполнении государственного контракта от 05.06.2012 № 7 на выполнение капитального ремонта на сумму 6,770 млн. рублей, заключенного с подрядчиком ООО "Грандстрой", осуществлялись дополнительные работы на сумму 1,626 млн. рублей (24,0% от суммы контракта), не предусмотренные контрактом, за счет невыполнения отдельных видов работ на ту же сумму. Данные действия являются нарушением ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно отметкам в актах выполненных работ все они проверены и завизированы КУ ВО "Центр обеспечения деятельности учреждений здравоохранения".
Оборудование на сумму 136,9 тыс. рублей (киоск информационный, сканер штрих-кодов двухмерных, устройство для чтения смарт-карт, многофункциональное устройство HP Laserjet Prj), полученное от департамента здравоохранения Воронежской области в 2012 году в рамках реализации указанной РП, не используется.
В нарушение п. 5.3.4 устава учреждения штатная численность учреждения утверждена лишь главным врачом ЦРБ, без согласования с учредителем. На начало 2012 года штатная численность составляла 436,25 штатной единицы. Данная численность ниже нормативной (по разработочной ведомости) на 34 шт. ед. Согласно объяснению занижение штатной численности обусловлено недостаточностью средств на выплату заработной платы. В результате в разрезе категорий медицинских работников в штатном расписании не предусмотрены необходимые по порядкам оказания медицинской помощи должности: 8,5 шт. ед. врачей узкой специализации (врач-невролог, врач мануальной терапии, врач по мед. реабилитации, врач-кардиолог, врач-пульмонолог, врач-эндокринолог, врач-стоматолог детский, врач стоматолог-терапевт), 7,5 шт. ед. среднего медперсонала, 21 ед. прочего персонала. Главным образом, вследствие этого подушевое финансирование на одного жителя района в рамках программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи (ПГГ) в 2012 году составило 54% утвержденного норматива (6184,9 рубля).
Из 99 показателей заболеваемости, смертности, инвалидизации, а также ряда показателей, предусмотренных ПГГ, доведенных ЦРБ в составе показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Ольховатского района, не выполнено 14 показателей. В частности, не выполнены показатели по численности обратившихся лиц, впервые признанных инвалидами; численности работающего персонала, профосмотрам на туберкулез и злокачественные новообразования, числу случаев смерти на дому и др.
По разделу 10 "Социальная политика" отражены расходы на доплаты к пенсиям муниципальным служащим в сумме 1,502 млн. рублей; на обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов и молодых семей на селе, граждан, проживающих в сельской местности всего в сумме 9,487 млн. рублей; на оказание материальной помощи по распоряжениям губернатора области из резервного фонда правительства в сумме 11,4 тыс. рублей.
Здесь же отражены расходы на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в сумме 1,212 млн. рублей; на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, - 5,613 млн. рублей, при плане 6,306 млн. рублей; на выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью - 186,1 тыс. рублей при плане 241,1 тыс. рублей; на финансирование мероприятий по реализации ВЦП "Социальная поддержка участников, инвалидов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в проведении ремонта жилых помещений и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами, в Ольховатском муниципальном районе на 2012 год" - в сумме 57,0 тыс. рублей; на реализацию мероприятий по МЦП "Повышение качества жизни пожилых людей Ольховатского муниципального района на 2012 - 2014 годы" - в сумме 387,8 тыс. рублей; на финансирование мероприятий по обеспечению физической доступности для инвалидов объектов культуры и культурного наследия (устройство пандусов, подъемников, реконструкция дверных проемов) за счет средств межбюджетных трансфертов из областного бюджета - в сумме 50 тыс. рублей.
В нарушение ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ Ольховатский муниципальный район, имея в 2009 - 2012 годах долю межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы более 47%, в 2012 - 2013 годах исполнял расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных законодательством к полномочиям муниципального района, выплатив за 2012 год по распоряжению главы администрации от 10.02.2012 № 28-р восьми почетным гражданам Ольховатского района единовременную материальную помощь в общей сумме 40,0 тыс. рублей (по 5,0 тыс. рублей).
Также в нарушение вышеуказанной статьи БК РФ Советом народных депутатов принято решение от 27.04.2012 № 27 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам муниципального района, имеющим почетные звания Российской Федерации". В нарушение законодательства по данному основанию выплачено за 2012 год 17,4 тыс. рублей, за I квартал 2013 года - 0,6 тыс. рублей.
По разделу 11 "Физическая культура и спорт" профинансировано проведение массовых спортивных мероприятий на 948,4 тыс. рублей при плановых назначениях 950,6 тыс. рублей; изготовление ПСД и работы по строительству спортивной площадки на территории МКОУ "Марьевская СОШ" в рамках ОЦП "Развитие физической культуры и спорта Воронежской области на 2007 - 2015 годы" - в сумме 3,599 млн. рублей и в рамках ДОЦП "Развитие физической культуры и спорта на территории Ольховатского муниципального района на 2011 - 2013 годы" - в сумме 10,7 тыс. рублей; изготовление ПСД на строительство стадиона в п. Заболотовка - в сумме 0,666 млн. рублей и ПСД на строительство спортзала в МКОУ Марьевская СОШ - в сумме 0,533 млн. рублей.
По разделу 13 "Обслуживание государственного и муниципального долга" отражены расходы 2012 года по уплате процентов за кредиты, полученные на временный кассовый разрыв бюджетом Ольховатского муниципального района в сумме 226,6 тыс. рублей, расходы I кв. 2013 года составили 6,5 тыс. рублей.
Расходы 2012 года по разделу 14 "Межбюджетные трансферты" сложились в сумме 22,901 млн. рублей при установленных плановых назначениях 23,002 млн. рублей. В составе межбюджетных трансфертов отражены расходы в сумме 7,378 млн. рублей в рамках реализации ВЦП "Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Ольховатского муниципального района Воронежской области на 2011 - 2013 годы"; в рамках ВЦП "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений Ольховатского муниципального района на 2011 - 2013 годы" - в сумме 11,691 млн. рублей; иные межбюджетные трансферты - в сумме 3,831 млн. рублей. В I квартале 2013 года в соответствии с бюджетными назначениями бюджетам поселений перечислено 2,254 млн. рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов и 261,2 тыс. рублей на ремонт воинских захоронений.
Проверка расчетов распределения дотаций за счет средств областного бюджета показала, что распределение произведено в соответствии с методикой, определенной Законом Воронежской области от 07.12.2006 № 108-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Воронежской области полномочиями органов государственной власти Воронежской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета".
Расчет дотаций за счет средств районного бюджета проведен в соответствии с методикой, утвержденной приложением 6 к Закону Воронежской области от 17.11.2005 № 68-ОЗ "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления Воронежской области".

9. Структура и динамика муниципального долга. Дебиторская и кредиторская задолженность

Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2012 составлял 12,7 млн. рублей. Вся сумма - бюджетные кредиты, предоставленные из средств областного бюджета. В 2012 году привлечено бюджетных кредитов на сумму 10,4 млн. рублей, погашено кредитов - 11,4 млн. рублей, списано по приказу ДФБП ВО - 5,6 млн. рублей. Остаток задолженности на 01.01.2013 - 6,1 млн. рублей, или 7,3% доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что не превышает предельных размеров, определенных статьей 107 БК РФ.
На дату проверки не погашено 2 кредита на общую 4,626 млн. рублей. Из имеющейся задолженности срок уплаты по бюджетному кредиту, полученному на основании соглашения с ДФБП ВО от 24.12.2012 № 117-12 в сумме 3,112 млн. рублей, истек 31.03.2013. Однако до настоящего времени задолженность по кредиту не погашена. На основании договора ипотеки от 24.12.2012 № 117-112/з в целях обеспечения исполнения обязательств по данному кредиту в залог ДФБП ВО передано муниципальное имущество. В связи с тем что администрацией муниципального района действенных мер по погашению данной задолженности либо по ее реструктуризации не принято, имеется угроза потери заложенного имущества.
В 2012 году из районного бюджета поселениям были предоставлены бюджетные кредиты на покрытие кассового разрыва на сумму 4,023 млн. рублей. Перечень получателей кредитов представлен в приложении № 1 к акту проверки. До 31.12.2012 погашено 14 кредитов на сумму 1,760 млн. рублей.
Кредит, выданный Ольховатскому городскому поселению на основании соглашения от 24.09.2012 № 2012/14 в сумме 1,514 млн. рублей, имеет срок погашения 01.09.2015, т.е. выдан почти на три года. Тем самым администрацией муниципального района нарушены требования ч. 24 решения Совета народных депутатов от 29.12.2011 № 68 "О бюджете Ольховатского муниципального района на 2012 год..." о максимальном сроке кредитования 1 год.
По восьми не погашенным в установленные соглашениями сроки кредитам на сумму 749,0 тыс. рублей администрацией района и администрациями поселений подписаны дополнительные соглашения о переносе сроков погашения кредитов. Данные соглашения заключены с нарушением требований ч. 10 ст. 93.2 БК РФ, а именно возможность проведения реструктуризации не предусмотрена в решении Совета народных депутатов Ольховатского муниципального района от 27.12.2012 № 78 "О бюджете Ольховатского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Кроме того, отсутствует нормативный акт Ольховатского муниципального района, регулирующий условия и порядок проведения реструктуризации обязательств по бюджетному кредиту.
В первом квартале 2013 года администрацией района бюджетные кредиты не привлекались.
По балансу районного бюджета имеется кредиторская задолженность по заработной плате с начислениями и поставщикам за товары, работы, услуги. За 2012 год она возросла с 7,407 до 10,541 млн. рублей, т.е. почти в 1,5 раза. На 01.05.2013 сумма кредиторской задолженности снижена до 7,559 млн. рублей. Из этой суммы 1,035 млн. рублей (13,7%) - задолженность по заработной плате с начислениями, 6,524 млн. рублей - задолженность поставщикам за товары, работы, услуги.
Распорядителями средств, допустившими на последнюю дату кредиторскую задолженность, являются отдел образования - 5,459 млн. рублей (72,2% от суммы задолженности по району), администрация района - 1,780 млн. рублей (23,5%), отдел культуры - 155 тыс. рублей (2,1%), финансовый отдел - 130 тыс. рублей (1,7%).
Задолженность по отделу образования с 01.01.2012 по 01.01.2013 выросла с 4,403 до 4,903 млн. рублей, а на 01.05 доведена до 5,459 млн. рублей. Из этой суммы задолженность по заработной плате и начислениям - 0,662 млн. рублей, задолженность 47 поставщикам товаров, работ, услуг - 4,747 млн. рублей, из которой 210,8 тыс. рублей является просроченной.
Действенных мер к руководителям учреждений, являющихся распорядителями бюджетных средств, со стороны администрации района не принимается.

10. Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального района

Полномочия по управлению муниципальным имуществом в районе и полномочия собственника имущества муниципальных учреждений и предприятий возложены на администрацию района (отдел экономики и управления муниципальным имуществом администрации).
Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности района, утвержден решением Совета народных депутатов от 30.05.2011 № 30 (с изменениями решения от 20.07.2012 № 48). По состоянию на 01.01.2013 реестр включал 354 объекта муниципального имущества, по состоянию на 01.04.2013 - 352 объекта. Право муниципальной собственности оформлено на 249 объектов из 285 объектов (87,4%), в том числе: 92 здания и сооружения, 157 земельных участков. Закреплено на праве оперативного управления 160 объектов недвижимого и движимого имущества, передано в безвозмездное пользование - 4, предоставлено в постоянное бессрочное пользование 26 земельных участков, в аренду - 138 объектов, 16 объектов используются органами местного самоуправления, залоговый фонд - 8.
В нарушение п. 8 порядка изменения в раздел реестра имущества по учету движимого имущества своевременно не вносились. В результате сведения в реестре по состоянию на 01.04.2013 не актуализированы. Принятое администрацией постановление от 27.12.2010 № 685 "О совершенствовании учета муниципального имущества" не исполняется. Муниципальные учреждения образования и культуры, владеющие муниципальным имуществом, в нарушение п. 16 вышеуказанного постановления администрации не представляют администрации района установленные отчеты по объектам учета.
В нарушение требований Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" имеющийся реестр не актуализирован по состоянию на 01.04.2013 и содержит не все требуемые сведения по объектам муниципального имущества. Раздел 3, который должен содержать сведения о муниципальных учреждениях, в реестре отсутствует.
Администрация района располагает резервами пополнения собственных доходов за счет использования муниципального имущества. Числящиеся в реестре объекты недвижимости в количестве 7 ед. площадью 1789,9 кв. м балансовой стоимостью 3,4 млн. рублей не используются по назначению в связи с ликвидацией учреждений, за которыми было закреплено имущество, 6 неиспользуемых объектов включены в залоговый фонд района на 2013 год, а 1 объект недвижимости планируется включить в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества Ольховатского муниципального района на 2014 год.
В сфере земельных отношений оказание муниципальных услуг по предоставлению земельных участков в аренду осуществляется в соответствии с утвержденными администрацией района административными регламентами. Согласно реестру договоров аренды земельных участков в 2012 году действовало 283 договора аренды площади 27626,4 га, в I квартале 2013 года - 205 договоров площади 25365,8 га. Непосредственно в 2012 году заключено 37 договоров аренды. Доходы от сдачи в аренду земельных участков в 2012 году поступили в сумме 14,985 млн. рублей, в I квартале 2013 года - 1,130 млн. рублей. Задолженность по данным платежам на 01.01.2012 числилась в сумме 10,9 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2013 уменьшилась и составила 7,9 тыс. рублей. По состоянию на 01.04.2013 задолженность по арендным платежам отсутствует.
Оказание муниципальных услуг по предоставлению земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с утвержденными администрацией района административными регламентами. В 2012 году администрацией района заключено 66 договоров купли-продажи на сумму 3291 тыс. рублей, в том числе на основании: постановлений о предоставлении в собственность земельных участков под объектами недвижимости - 52; постановлений о предоставлении в собственность для целей, не связанных со строительством, - 12; по результатам торгов - 2. Площадь проданных земельных участков в 2012 году составила 529,7 га. В I квартале 2013 года заключено 26 договоров купли-продажи на сумму 720,3 тыс. рублей.
В сфере земельных отношений администрацией недооценивается значение муниципального земельного контроля в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ. Муниципальные нормативно правовые акты, регулирующие порядок осуществления муниципального контроля в сфере использования земель на территории поселений района, к проверке не представлены. В администрации района отсутствует информация о проведенных контрольных мероприятиях специалистами сельских поселений по данному вопросу.

11. Соблюдение норм законодательства при организации закупок для муниципальных нужд

Размещение заказов для нужд муниципального района, нужд городского и сельских поселений района осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов..." и "Порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Ольховатского муниципального района" (далее - Порядок), утвержденного решением Совета народных депутатов района. Финансовый отдел администрации района является органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказа для нужд муниципального района и на ведение реестра муниципальных контрактов, а органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения муниципальных заказов определена ревизионная комиссия района.
При этом данные права и обязанности контролирующего органа не отражены в положении о контрольно-счетном органе Ольховатского муниципального района, утвержденном решением Совета народных депутатов.
В 2012 году уполномоченным органом было осуществлено 80 процедур размещения муниципального заказа, завершившихся заключением муниципальных контрактов на сумму 46,781 млн. рублей, в т.ч. 63 запроса котировок на 13,248 млн. рублей и 17 открытых аукционов в электронной форме на 33,534 млн. рублей. Были подготовлены, но не завершились заключением контрактов по различным основаниям, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, 27 процедур на сумму 25,819 млн. рублей (10 запросов котировок - 3,208 млн. рублей, 17 ОАЭФ - 22,611 млн. рублей).
В I квартале 2013 года уполномоченным органом было осуществлено 15 процедур размещения муниципального заказа, завершившихся заключением муниципальных контрактов, на сумму 12,925 млн. рублей, в т.ч. 7 запросов котировок на 1,520 млн. рублей и 8 аукционов на 11,402 млн. рублей.
На дату проверки из 43 муниципальных заказчиков на едином сайте разместили планы-графики на 2013 год лишь 18 муниципальных заказчиков. Неразмещение планов-графиков 25 заказчиками является нарушением п. 7 ст. 16 Закона № 94-ФЗ и совместного Приказа Минэкономразвития РФ и Казначейства РФ № 761/20н от 27.12.2011 "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков".
Сравнение сумм начальных максимальных цен, указанных в документации, с суммами заключенных контрактов показало, что для запросов котировок прямая экономия бюджета района и поселений по 63 процедурам составила 3,230 млн. рублей, а по 17 электронным аукционам - 2,908 млн. рублей. Общая экономия от использования процедур, предусмотренных Законом № 94-ФЗ, составила 6,139 млн. рублей (11,6% от сумм начальных максимальных цен осуществленных закупок), или 3,3% расходов консолидированного бюджета района, предусмотренного для муниципального заказа. В I кв. 2013 года экономия при размещении муниципального заказа составила 817,8 тыс. рублей, или 5,9% от сумм начальных максимальных цен.
Только 4 муниципальных заказчика (администрация района, Ольховатское городское, Базовское и Заболотовское сельские поселения) в полном объеме выполняют требования п. 3 ст. 18 Закона № 94-ФЗ, в соответствии с которым заказчик в течение 3 дней обязан размещать на едином сайте РФ информацию о заключенном муниципальном контракте, внесенных в него изменениях и данные об исполнении контракта. Остальные 39 заказчиков требования Закона № 94-ФЗ в отношении информации о контрактах не исполняют, исполняют не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.
Лицо, ответственное за ведение реестра закупок распоряжением администрации муниципального района не назначено, что является нарушением пунктов 2.3.3 и 5.13 Порядка, а сам реестр закупок бухгалтерией администрации района в проверяемом периоде не велся.
Выборочной проверкой исполненных муниципальных договоров, включенных в реестр закупок администрации района, установлено, что в большинстве договоров отсутствует ссылка на нормы законодательства о закупках, в соответствии с которыми осуществляется сделка (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ). Не установлены в договорах и меры ответственности исполнителей (конкретные размеры пени или штрафов) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
Кроме того, в ряде договоров отсутствует общая сумма договора, которая может быть определена только в ходе их исполнения. Также отмечены случаи, когда в договорах не указан конкретный товар (услуга, работы) - не определен предмет договора, что в соответствии со ст. 166 ГК РФ может повлечь признание сделки ничтожной.

Выводы:
По результатам проверки можно сделать вывод, что в социально-экономическом развитии района наблюдаются положительные тенденции в наращивании производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем для района характерна экономическая неустойчивость, связанная с особенностями деятельности одного из основных промышленных предприятий - ОАО "Ольховатский сахарный завод" и большой зависимостью сельскохозяйственного производства от погодных условий. Не преодолевается неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с большой естественной убылью населения. Недостаточно активно ведется работа по привлечению инвесторов к осуществлению на территории района новых инвестиционных проектов.
В организации бюджетного процесса недооцениваются качество бюджетного планирования, стабильность, публичность, расширение возможностей пополнения доходной части бюджетов района и поселений, особенно за счет повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов. При расходовании бюджетных средств допускается большое количество нарушений законодательства, особенно при осуществлении закупок для муниципальных нужд, в сфере ЖКХ в Ольховатском городским поселении.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков, направить представления главе администрации Ольховатского муниципального района, главе Ольховатского городского поселения, руководителю БУЗ ВО "Ольховатская ЦРБ", руководителям отделов администрации Ольховатского муниципального района: финансового, по образованию, по культуре.
Кроме того, главе администрации муниципального района направить письмо с приложением копий представлений, направленных в структурные подразделения администрации района, с целью контроля за устранением выявленных нарушений и соблюдением сроков направления в Контрольно-счетную палату информации об их устранении.

Начальник инспекции по контролю
расходов на общегосударственные вопросы,
сельское и лесное хозяйство
И.Н.ДАНИЛОВ


------------------------------------------------------------------