Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2013 по делу N А14-4317/2013 <О признании недействующим абзаца 2 пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу № А14-4317/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2013 г. Полный текст решения изготовлен 13 июня 2013 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Данилова Г.Ю., судей Домаревой В.В., Кочеткова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прасловым Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гридяева Сергея Александровича, г. Воронеж (ОГРНИП 310366807700162, ИНН 366215319108), к правительству Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1043600176168, ИНН 3664002931), о признании не действующим постановления от 25.04.2008 № 349 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кардашов С.Н., представитель по доверенности от 10.04.2013 № 36АВ0926252;
от заинтересованного лица - Абросимова Е.В., представитель по доверенности от 16.11.2013 № 19-30/0047;
от прокуратуры Воронежской области - Болотова О.И., старший прокурор отдела, служебное удостоверение,

установил:

индивидуальный предприниматель Гридяев Сергей Александрович обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 2.2 и пункта 2.2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 (с учетом уточнения - определение от 20.05.2013).
В ходе судебного заседания 06.06.2013 представитель заявителя уточнил заявленные требования, просил суд признать недействующим абзац второй пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349.
В соответствии со статьями 49, 184 АПК РФ уточнение заявленных требований судом принято.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого акта.
Прокуратура Воронежской области, вступившая в дело в соответствии с частью 5 статьи 52 АПК РФ, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании 6 июня 2013 г. объявлялся перерыв до 13 июня 2013 г.
Как усматривается из материалов дела, постановлением от 25.04.2008 № 349 администрацией Воронежской области утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, абзацем вторым пункта 2.2 которого (в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18) установлено, что в случае заключения договоров аренды земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов):
- для строительства в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта;
- для целей, не связанных со строительством, годовой размер арендной платы рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности по формуле:



Аг - величина годовой арендной платы;
С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
Р - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка; Кинф - коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, предусмотренным в федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением года, в который был заключен договор аренды земельного участка. В год заключения договора аренды земельного участка применяется К, равный 1; К1 - корректирующий (повышающий) коэффициент, установленный пунктом 2.11 настоящего Положения; К2 - корректирующий (понижающий) коэффициент, установленный пунктом 2.12 настоящего Положения.
Указанное постановление опубликовано 06.05.2008 в официальном источнике информации - газете "Молодой коммунар" № 47. Изменения, внесенные постановлением правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18, вступили в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликовано в газете "Молодой коммунар" 17.01.2013).
Полагая, что применение указанной формулы при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов), не соответствует Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", предприниматель обратился с заявлением в Арбитражный суд.
Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо указывает, что определенные Постановлением № 582 принципы носят общий характер и не являются императивными нормами для уполномоченных органов, в чью компетенцию входят полномочия по установлению порядка и размера арендной платы за земельные участки. Оспариваемое постановление не нарушает принципов единства экономического пространства, экономической обоснованности, а также иных принципов, установленных указанным постановлением.
Рассмотрев представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в части 4 статьи 194 АПК РФ и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Указанная проверка включает в себя проверку как наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и направлено на урегулирование отношений, связанных с государственным регулированием платы (цены) за пользование землей.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления в арбитражный суд) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое постановление № 349 является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому применительно к названной норме рассмотрение дела о признании его недействующим относится к компетенции арбитражных судов.
При таких обстоятельствах дело рассматривалось арбитражным судом по правилам главы 23 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодателем) и Гридяевым С.А. 01.04.2013 заключен договор аренды № 2490-13/13 земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 4302 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 45ц, кадастровый номер 36:34:0208079:4179, для проектирования и строительства производственной базы III класса вредности.
Пунктом 2.5 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом постановления администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 и отчета независимой оценки от 01.03.2013 № В-130303/Н, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и составляет 993 135 руб. за год. При расчете использовались формула и показатели, приведенные в пункте 2 оспариваемого постановления администрации Воронежской области.
Кроме того, 01.04.2013 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодателем) и Гридяевым С.А. заключен договор аренды № 2492-13/13 земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 2624 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Торпедо, 45д, кадастровый номер 36:34:0208079:4180, для проектирования и строительства производственной базы III класса вредности.
Пунктом 2.5 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом постановления администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 и отчета независимой оценки от 01.03.2013 № В-130303/Н, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и составляет 627 700 руб. за год. При расчете использовались формула и показатели, приведенные в пункте 2 оспариваемого постановления.
Указанные земельные участки предоставлены заявителю в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) для строительства в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009; далее - постановление № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство РФ определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Установление после введения в действие постановления № 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в постановлении № 582.
Указанная правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением № 582 для земель федеральной собственности, отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 15837/11 и подлежит применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Из представленного заявителем в тексте заявления расчета, не оспоренного заинтересованным лицом, следует, что размер арендной платы, исчисленный в соответствии с положениями постановления № 582, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и с применением указанного в подпункте "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, значительно меньше, чем размер арендной платы, приведенный в договорах аренды заявителя, исчисленный арендодателем по правилам, установленным пунктом 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349.
Таким образом, установление заинтересованным лицом после введения в действие постановления № 582 регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) для целей строительства в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта с применением указанной формулы, увеличивающей размер арендной платы по сравнению с землями федеральной собственности, не соответствует требованиям Земельного кодекса, Вводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в постановлении № 582.
В соответствии с частью 2 статьи 195 АПК РФ суд, установив противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части.
Принимая во внимание, что оспариваемое положение постановления администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 нарушает права и законные интересы предпринимателя в экономической деятельности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при обращении в арбитражный суд, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

признать недействующим абзац второй пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349, как не соответствующий Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Абзац второй пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349, не подлежит применению с момента вступления в законную силу решения суда и должен быть приведен правительством Воронежской области в соответствие с законом, имеющим большую юридическую силу.
Взыскать с правительства Воронежской области, расположенного по адресу: г. Воронеж, пл. Ленина, д. 1 (ОГРН 1043600176168) в пользу индивидуального предпринимателя Гридяева Сергея Александровича (г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 24, кв. 40, ОГРН 310366807700162) 200 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Центрального округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Председательствующий
Г.Ю.ДАНИЛОВ

Судьи
В.В.ДОМАРЕВА,
А.В.КОЧЕТКОВ


------------------------------------------------------------------