Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 14.06.2013 N 2.33-2013 "О результатах комплексной проверки исполнения бюджета Терновского муниципального района за 2012 год и I квартал 2013 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 14 июня 2013 года № 10(104)

ОТЧЕТ № 2.33-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
ТЕРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2012 ГОД
И I КВАРТАЛ 2013 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.33 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 30.04.2013 № 23.

Цель проведения контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации и исполнения бюджетного процесса, эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств на здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Отдел финансов администрации Терновского муниципального района - акт от 07.06.2013 № 2.33/1-2013.
2. Администрация Терновского муниципального района - акт от 10.06.2013 № 2.33/2-2013.
3. Отдел по экономике, управлению имуществом и земельными отношениями администрации Терновского муниципального района - справка от 07.06.2013 № 2.33/1/1-2013.
4. БУЗ ВО "Терновская центральная районная больница" - акт от 07.06.2013 № 2.33/4-2013.
5. Отдел по образованию и делам молодежи администрации Терновского муниципального района - акт от 10.06.2013 № 2.33/5-2013.
6. Отдел по культуре администрации Терновского муниципального района - акт от 10.06.2013 № 2.33/6-2013.
7. Администрация Терновского сельского поселения - акт от 10.06.2013 № 2.33/7-2013.
8. МКУК "Терновский межпоселенческий центр организации досуга населения" - акт от 10.06.2013 № 2.33/8-2013.
9. Администрация Алешковского сельского поселения - акт от 10.06.2013 № 2.33/9-2013.
10. Сводный акт комплексной проверки исполнения бюджета Терновского муниципального района за 2012 год и I квартал 2013 года - акт от 11.06.2013 № 2.33/10-2013.

Срок проведения мероприятия: с 13.05.2013 по 14.06.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории.
2. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
3. Анализ исполнения доходной части районного бюджета.
4. Анализ мероприятий по снижению дотационности района и оценка эффективности их применения.
5. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета.
6. Оценка долговой политики, проводимой в районе.
7. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
8. Анализ динамики остатков средств на счетах бюджета, в том числе имеющих целевое назначение.
9. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городского и сельских поселений).
10. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
11. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Проверкой установлено:

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Территория Терновского муниципального района составляет 1,4 тыс. кв. км, численность населения - 21,2 тыс. человек (0,9% населения Воронежской области). В состав муниципального района входят 15 сельских поселений.
Район имеет ярко выраженную аграрную специализацию. По состоянию на 01.01.2013 в муниципальном образовании функционировало 13 сельскохозяйственных предприятий и 51 фермерское хозяйство. Сельхозтоваропроизводителями за 2012 год произведено валовой продукции на сумму 2034,0 млн. рублей (100,5% к уровню предыдущего года), в том числе продукции животноводства - 622,0 млн. рублей, растениеводства - 1412,0 млн. рублей.
Среди муниципальных образований области район занимает 6-е место по объему производства яиц (12,94 тыс. штук на 100 га сельхозугодий) и 4-е место - сахарной свеклы (4607,1 ц на 100 га пашни). По производству мяса район находится на 23-м месте (0,62 т на 100 га сельхозугодий), молока - 18-м (8,97 т на 100 га сельхозугодий), зерна - 18-м (1080,7 ц на 100 га пашни), подсолнечника - 16-м (322,5 ц на 100 га пашни).
Промышленность района представлена 2 крупными и средними промышленными предприятиями, которыми в 2012 году отгружено товаров собственного производства на сумму 459,0 млн. рублей (71,5% к уровню предыдущего года), из них: ОАО "Народненский крупозавод" (производство гороховой, гречневой крупы и растительного масла) - 452,5 млн. рублей, МУП "Коммунальные сети" (производство тепловой энергии) - 6,5 млн. рублей. Динамика отгруженных товаров за ряд лет приведена на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Объем отгруженных товаров за 2008 - 2012 годы



По объему отгруженных товаров по видам деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в расчете на душу населения Терновский район среди муниципальных образований области по итогам 2012 года занял 23-е из 34 мест.
Количество субъектов малого предпринимательства (с учетом микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств) в 2012 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 0,8% (3 единицы) и составило 401 единицу. По количеству субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 человек среди муниципальных образований области район в 2012 году занял 31-е из 34 мест.
Средняя заработная плата в муниципальном образовании по сравнению с 2011 годом увеличилась на 20,5% и составила 12349 рублей. Среди муниципальных образований области по уровню среднемесячной заработной платы район находится на 33-м из 34 мест.
Инвестиции в социально-экономическое развитие района по крупным и средним предприятиям в 2012 году произведены в сумме 287,0 млн. рублей, что на 9,5% ниже уровня предыдущего года. Производились работы, связанные со строительством газовых котельных, объектов водоснабжения, реконструкцией районного Дома культуры, обновлением основных фондов сельскохозяйственных предприятий. Региональный показатель эффективности развития района "Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения" выполнен (при плане 6,43 тыс. рублей на душу населения факт составил 6,48 тыс. рублей). Однако среди муниципальных образований области по данному показателю район занял только 29-е из 34 мест.
Распоряжением правительства Воронежской области от 08.02.2012 № 47-р Терновский муниципальный район на 2012 - 2014 годы включен в состав муниципальных районов с низким уровнем экономического развития. В соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 67 "О государственно (областной) поддержке инвестиционной деятельности Воронежской области" инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципальных районов с низким уровнем развития и объемом инвестиций более 10,0 млн. рублей, могут претендовать на меры государственной (областной) поддержки.

Диаграмма 2. Объем инвестиций в 2008 - 2012 годах



В данных условиях СХА им. Мичурина инициирован новый инвестиционный проект "Модульный завод по переработке молока". В настоящее время предприятием производится подготовка бизнес-плана инвестиционного проекта.
Перспективы развития района обозначены в Стратегии социально-экономического развития до 2020 года (утверждена решением Совета народных депутатов района от 24.11.2011 № 163) и Программе комплексного социально-экономического развития на 2013 - 2017 годы (утверждена решением Совета народных депутатов района от 28.12.2012 № 36).
В соответствии с документами стратегического планирования в 2013 - 2017 годах в районе предполагается реализация 6 коммерческих инвестиционных проектов в сфере мясного животноводства и птицеводства с суммой инвестиций 272,2 млн. рублей. В некоммерческой части планируется реализация мероприятий на общую сумму 1762,8 млн. рублей. Наиболее крупными проектами являются завершение строительства школы - детского сада - центра для реабилитации несовершеннолетних в с. Поляна, строительство детского сада в с. Народное, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Терновка, строительство объектов водоснабжения населенных пунктов района. Также в рамках некоммерческой части предполагается строительство и ремонт учреждений образования и культуры, спортивных площадок, котельных, газопроводов, благоустройство парков и скверов, ремонт дорог и памятников и др.

2. Основные параметры и структура консолидированного бюджета муниципального района

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района в 2012 году и I квартале 2013 года отражены в таблице.

Показатель
2012 год
I квартал 2013 года
сумма (тыс. рублей)
изменение к 2011 году (%)
сумма (тыс. рублей)
изменение к I кв. 2012 года (%)
1
2
3
4
5
Доходы, всего, в т.ч.:
383 987,8
+ 14,4
74 717,8
- 11,9
- налоговые/неналоговые
96 591,1
+ 19,1
18 942,4
+ 3,5
- безвозмездные перечисления
287 396,7
+ 12,9
55 775,4
- 16,1
Расходы
384 476,0
+ 16,0
75 376,0
- 6,5
Профицит
- 488,2
-
- 658,2
-

Доходы бюджета района в 2012 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 48337,8 тыс. рублей (14,4%) и поступили в сумме 383987,8 тыс. рублей. Расходы возросли на 53120,1 тыс. рублей (16,0%) и произведены в сумме 384476,0 тыс. рублей. По результатам исполнения консолидированного бюджета сложился дефицит в размере 488,2 тыс. рублей.
В 2012 году в расчете на душу населения налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района составили 4499,0 рубля (31-е из 34 мест среди муниципальных районов и городских округов Воронежской области).

Диаграмма 3. Структура налоговых и неналоговых доходов
консолидированного бюджета района

Диаграмма не приводится.

В структуру консолидированного бюджета района входят: районный бюджет (65,3% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета), бюджет Терновского сельского поселения (8,1%), бюджеты остальных 14 сельских поселений (26,6%).

3. Исполнение районного бюджета

3.1. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе. Основные параметры районного бюджета

Организация и исполнение бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялось на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также решений Совета народных депутатов Терновского муниципального района "О бюджетном процессе в Терновском муниципальном районе" от 30.11.2009 № 93.
Бюджет на 2012 год утвержден решением Совета народных депутатов Терновского муниципального района от 27.12.2011 № 173 "О районном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов". В течение года план по доходам был увеличен на 28,9% (79165,4 тыс. рублей), расходам - на 31,0% (84255,3 тыс. рублей). При этом план по безвозмездным перечислениям увеличился на 43,3%, или 87984,4 тыс. рублей, налоговым и неналоговым доходам - сократился на 12,5%, или 8819,0 тыс. рублей. Основной причиной снижения плана по налоговым и неналоговым доходам является невыполнение программы приватизации муниципального имущества района, утвержденной решением Совета народных депутатов района от 27.10.2011 № 157. В соответствии с планом в 2012 году предполагалось приватизировать Терновское МУП "Транссервис". Приватизация данного предприятия перенесена на 2013 год.
Фактически в 2012 году доходы районного бюджета составили 350081,1 тыс. рублей (99,1% плана), расходы - 341416,3 тыс. рублей (95,9%). Бюджет исполнен с профицитом в сумме 8664,8 тыс. рублей.
На 2013 год районный бюджет утвержден решением Совета народных депутатов района от 28.12.2012 № 34 "О районном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". В связи с увеличением безвозмездных перечислений из областного бюджета I квартале 2013 года план по доходам был увеличен на 28,2%, или 76668,8 тыс. рублей, расходам - на 32,1%, или 88175,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.04.2013 годовой план по доходам исполнен на 19,1% (66550,0 тыс. рублей), расходам - на 18,6% (53832,2 тыс. рублей), по результатам исполнения бюджета за I квартал сложился дефицит в сумме 1025,2 тыс. рублей (8,1% доходов районного бюджета без учета безвозмездных перечислений).

3.2. Исполнение районного бюджета по доходам

В 2012 году доходы районного бюджета составили 350081,1 тыс. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые - 63111,0 тыс. рублей (18,0% общего объема доходов), безвозмездные перечисления - 286970,1 тыс. рублей (82,0%).
По сравнению с уровнем 2011 года доходы возросли на 15,1%, или 45803,7 тыс. рублей. Увеличение связано с ростом как налоговых и неналоговых доходов на 24,1% (12255,5 тыс. рублей), так и безвозмездных перечислений - на 13,2% (33548,2 тыс. рублей).
Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц. В 2012 году он составил почти 2/3 налоговых и неналоговых доходов и поступил в размере 41190,6 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим годом сумма налога возросла в 1,9 раза, или на 19436,0 тыс. рублей. Основной причиной роста поступлений является увеличение норматива отчислений от налога в районный бюджет с 30 до 49%. Кроме того, на увеличение суммы налога повлиял рост среднемесячной заработной платы по сравнению с 2011 годом на 20,5% до 12349,0 рубля.
Единый налог на вмененный доход поступил в сумме 5774,2 тыс. рублей, что на 23,1%, или 1084,0 тыс. рублей, превысило уровень предыдущего года. Увеличение связано в основном с ростом коэффициента-дефлятора К1 (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 № 612) и корректирующего коэффициента базовой доходности К2 (решение Совета народных депутатов района от 24.11.2011 № 165).
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличились на 8,9% (674,5 тыс. рублей) и поступили в объеме 8241,3 тыс. рублей, в том числе: проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, - 53,2 тыс. рублей, доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, - 7305,4 тыс. рублей, доходы от сдачи в аренду имущества - 538,9 тыс. рублей, платежи от муниципальных унитарных предприятий - 343,6 тыс. рублей. Основной причиной увеличения доходов от использования имущества является увеличение ставок арендной платы за аренду земельных участков, а также рост кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В реестре муниципальной собственности на 01.01.2012 числится 201 объект недвижимости. В оперативное управление муниципальным учреждениям и структурным подразделениям администрации передано 168 объектов, 16 жилых объектов передано по договорам социального найма, 17 объектов передано в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям. В муниципальной казне района находится 6 объектов.
В течение 2012 года из муниципальной собственности выбыло 67 объектов, из которых 45 учреждений здравоохранения БУЗ "Терновская ЦРБ" в связи с передачей в государственную собственность Воронежской области. Вместе с тем в муниципальную собственность принято 10 объектов недвижимости, из которых 5 газовых котельных, 2 шахтных колодца, спортивная площадка, 2 жилых объекта для детей-сирот. По состоянию на 01.01.2013 реестр включает 144 объекта недвижимого имущества. Право муниципальной собственности оформлено на 34 объекта.
В 2012 году в районе действовало 15 договоров аренды муниципального имущества, арендуемая площадь нежилых помещений составила 764,6 кв. м. На 2012 - 2013 годы заключение новых договоров аренды нежилых объектов недвижимости не производилось, а продолжали действовать ранее заключенные договора, за исключением одного расторгнутого договора с физическим лицом на 2013 год. Основным арендатором муниципального имущества являются ОАО "Россельхозбанк", арендуемая площадь составляет 145,3 кв. м, с суммой годовой арендной платы по результатам проведения оценки на 2012 год в сумме 348,7 тыс. рублей.
Всего за 2012 год по всем договорам аренды начислено 634,5 тыс. рублей, оплата составила 538,9 тыс. рублей. Задолженность на 01.01.2013 составляет 91,1 тыс. рублей.
На момент проверки в реестре учтено 14 жилых объектов. Муниципальное жилье передано по договорам социального найма учителям, врачам, детям-сиротам. С нанимателями заключены договоры социального найма жилого помещения. В нарушение ст. 671 Гражданского кодекса в договорах социального найма плата не предусмотрена.
В соответствии с реестром движимого имущества на 01.01.2012 в муниципальной собственности района находилась 71 единица транспортных средств балансовой стоимостью 27765,8 тыс. рублей. В 2012 году в муниципальную собственность приобретено три единицы транспортных средств - автомобили Deewoo Nexia. Из реестра транспортных средств исключено 19 единиц транспортных средств, находящихся в оперативном управлении МУЗ "Терновская ЦРБ" в связи с передачей в собственность Воронежской области, а также проведено списание трех автобусов в МУП "Транссервис". В 2013 году распоряжениями администрации Терновского муниципального района от 04.06.2013 N№ 135, 136 списаны два автомобиля, восстановление которых невозможно и содержание экономически не целесообразно. Из реестра транспортных средств исключен легковой автомобиль ВАЗ-21214, находящийся в МУП "Транссервис", РАФ-22031 - в МУ КИЦ "Терновское телевидение". По состоянию на 01.06.2013 в муниципальной собственности находится 50 единиц транспортных средств. В соответствии с реестром автомобиль ГАЗ-3102 по договору безвозмездного пользования передан в пользование военному комиссариату по Терновскому району.
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 24.01.2011 № 18-р "О передаче имущества, находящегося в собственности Воронежской области" в муниципальную собственность Терновского муниципального района принят автомобиль АРС-14 (на базе ЗИЛ-131). Данный автомобиль передан в муниципальную собственность в связи с пожароопасной обстановкой и в целях укомплектования добровольных пожарных формирований. По акту приема-передачи автомобиль марки АРС-14 поставлен на баланс администрации. В связи с отсутствием паспорта транспортного средства (передан из ДИЗО Воронежской области без паспорта) автомобиль в ГИБДД не зарегистрирован. В настоящее время автомобиль передан в безвозмездное пользование Народненскому сельскому поселению. Фактический осмотр показал, что данный автомобиль находится в поселении в технически исправном состоянии и используется для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В проверяемом периоде в районе функционировало два муниципальных предприятия: МУП "Транссервис", МУП "Терновский рынок".
В доход районного бюджета в 2012 году МУП "Терновский рынок" по итогам работы за 2011 год перечислено 343,6 тыс. рублей. В 2013 году поступления доходов составили 60,0 тыс. рублей. Задолженность за 2012 год составила 214,6 тыс. рублей, пени - 7,4 тыс. рублей. Общая сумма задолженности за 2011 - 2012 годы по МУП "Терновский рынок" составляет 319,6 тыс. рублей, пени - 51,9 тыс. рублей.
Деятельность МУП "Транссервис" является убыточной за 2011 - 2012 годы, и доходы в бюджет района не перечислялись.
Общая площадь земель Терновского муниципального района составляет 139063 га. В структуре земель Терновского муниципального района основная доля (85%) приходится на земли сельскохозяйственного назначения. По итогам инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения общая площадь земель на территории муниципального района составляет 117,8 тыс. га, из них сельскохозяйственные угодья - 91% (106924,08 га), в т.ч. пашня - 75% (87962,26 га).
На государственный кадастровый учет поставлены земельные участки общей площадью 83,4 тыс. га, что составляет 71% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения района. Данный процент практически равен среднему показателю по Воронежской области. Средний показатель поставленных на кадастровый учет земель сельскохозяйственного назначения по области составляет 72%. По указанному показателю муниципальный район находится на 17-м месте.
В муниципальную собственность района из числа невостребованных земельных долей оформлено 201 га, что составляет 3% от общего количества невостребованных земельных долей. Согласно земельному законодательству с 01.07.2011 право по оформлению невостребованных земельных долей предоставлено сельским (городским) поселениям. В связи с этим заключено трехстороннее соглашение от 09.09.2011 между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, администрацией Терновского муниципального района, администрациями сельских поселений о вступлении в ведомственную целевую программу "Оформление невостребованных земельных долей на территории Воронежской области в 2012 - 2014 годах".
В настоящее время совместно с ДИЗО проводится работа по признанию права собственности на невостребованные земельные доли за поселениями Терновского муниципального района. По состоянию на 01.01.2013 площадь невостребованных земельных долей составляет 6,2 тыс. га. В рамках реализации распоряжения правительства Воронежской области от 03.10.2012 № 648-р "Об актуализации данных о землях сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области" для повышения эффективности управления землями сельхозназначения, повышения инвестиционной привлекательности Воронежской области, вовлечения в оборот неиспользуемых земель администрация Терновского муниципального района проводит инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения. На момент проверки проведена работа по шести из пятнадцати поселений района. По итогам инвентаризации будет создана электронная карта с использованием информационной системы учета муниципальных земель.
В 2012 году заключено 20 договоров купли-продажи земельных участков на сумму 331,6 тыс. рублей. В I квартале 2013 года заключено 6 договоров купли-продажи земельных участков на сумму 511,6 тыс. рублей.
При проверке договоров купли-продажи при предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков нарушений не выявлено, расчеты цены продажи произведены в соответствии с действующим законодательством. В бюджет от продажи земли в 2012 году поступило 330,0 тыс. рублей, задолженность на 01.01.2013 составляла 6,4 тыс. рублей. На момент проверки общая сумма задолженности составляет 474,7 тыс. рублей, из которой 471,1 тыс. рублей приходится по договору купли-продажи от 10.04.2013 б/н с ООО "Агротехнологии". По двум договорам, заключенным в 2012 году, не осуществлена оплата в сумме 3,0 тыс. рублей: по договору от 02.11.2012 б/н на сумму 1,8 тыс. рублей с физическим лицом Б.С.Н., по договору от 28.12.2012 б/н на сумму 1,2 тыс. рублей с физическим лицом Ч.Т.А. Штрафные санкции за нарушение сроков оплаты до настоящего времени не применялись.
В реестре договоров аренды земельных участков общее количество действующих договоров аренды в 2012 году составляло 164, арендованная площадь - 12,9 тыс. га. В рамках исполнения полномочий по распоряжению земельными участками на территории Терновского муниципального района в течение 2012 года заключено 64 договора аренды земельных участков площадью 4,4 тыс. га. Кроме того, заключено 44 краткосрочных договора аренды без кадастрового учета земельных участков: по невостребованным земельным долям - 22 договора, землям сельских администраций - 15 договоров, фонду перераспределения - два договора, водным объектам - 5 договоров. В 2013 году на момент проверки заключено 15 договоров аренды. При выборочной проверке договоров аренды земельных участков нарушений норм земельного законодательства при их заключении не выявлено.
Расчет арендной платы за пользование земельными участками на территории Терновского муниципального района в проверяемом периоде устанавливался приказами ДИЗО от 16.09.2011 № 1646 (в редакции приказов от 06.12.2011 № 2157, от 25.01.2013 № 79). В ходе выборочной проверки правильности начисления размера платы по договорам аренды нарушений не установлено.
В 2012 году от уплаты арендных платежей в консолидированный бюджет района поступило 14422,8 тыс. рублей. Поступления по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 1325,6 тыс. рублей, или 10,0%. Основными причинами увеличения арендных платежей является рост кадастровой стоимости земель.
По состоянию на 01.04.2013 в бюджет поступило 2251,6 тыс. рублей, что составляет 18,3% от начисленной суммы арендных платежей на 2013 год. Столь незначительное поступление арендной платы объясняется тем, что сроки внесения арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные договорами аренды, определены равными частями дважды в год: не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.
В связи с увеличением арендных ставок на землю в 2012 году согласно приказу ДИЗО по Воронежской области от 25.01.2013 № 79 произошло доначисление арендных платежей и задолженность перед консолидированным бюджетом муниципального района по арендной плате за землю увеличилась на 1976,0 тыс. рублей и на 01.01.2013 составила 4714,5 тыс. рублей. В 2013 году задолженность сократилась на 1272,1 тыс. рублей и по состоянию на 01.05.2013 составила 3442,4 тыс. рублей. Основными должниками по арендной плате являются: К.А.Н. - 1103,5 тыс. рублей, СППК "Никитовский" - 866,5 тыс. рублей, ООО "Грибановский" - 417,6 тыс. рублей, КФХ Белоусов П.С. - 309,9 тыс. рублей, ТЕЛЕ-2 - 333,4 тыс. рублей, ИП Нелюбов И.А. - 278,0 тыс. рублей, ОАО "Метопторг" - 133,6 тыс. рублей. За май месяц текущего года задолженность уменьшилась на 238,5 тыс. рублей, в т.ч. произведена оплата ИП Нелюбов И.А. в сумме 108,4 тыс. рублей, ООО "Грибановский сахарный завод" - 130,1 тыс. рублей.
Администрация района с целью сокращения задолженности регулярно проводит заседания комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет района с приглашением арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате, направляются должникам уведомления с требованием погасить задолженность. Погашение задолженности за 2012 год со ставило 1339,8 тыс. рублей. В то же время в 2012 году направлено исковых заявлений в Арбитражный суд Воронежской области о взыскании задолженности по арендной плате и пени общую сумму 484,3 тыс. рублей, по которым вынесено положительное решение. В 2013 году подготовлено и отправлено претензий на общую сумму 3000,0 тыс. рублей. Пени за несвоевременное внесение платежей в бюджет, предусмотренные в договорах аренды, начисляются при подготовке претензий о взыскании задолженности через арбитражный суд.
Дополнительными источниками доходов в консолидированный бюджет муниципального района являются поступления арендных платежей от использования земельных участков под гидротехническими сооружениями и зеркалами прудов. Согласно проведенной администрациями сельских поселений инвентаризации прудов на территории Терновского муниципального района насчитывается 50 водных объектов. По данным инвентаризации составлен соответствующий реестр. В 2012 году заключено пять договоров аренды водных объектов для рыбоводства и рыболовства, оплата по которым в 2012 году составила 324,0 тыс. рублей.
Планируется, что в 2013 году объем и структура налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2012 годом значительно не изменится. План на год (по состоянию на 01.05.2013) по данному виду доходов составляет 63154,5 тыс. рублей, или 100,1% фактического поступления налоговых и неналоговых доходов 2012 года (63111,0 тыс. рублей). За январь - апрель 2013 года налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 18853,2 тыс. рублей (29,9% плана на год).
Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2012 год возросла на 872,6 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2013 составила 1701,1 тыс. рублей, или 1,8% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района 2012 года. Основную сумму недоимки составляла задолженность по земельному налогу (80,8%, или 1373,8 тыс. рублей).
Несмотря на то, что сумма недоимки за 2012 год увеличилась, плановое значение регионального показателя эффективности развития "Сумма недоимки по налоговым платежам в местный бюджет в расчете 100,0 тыс. рублей налоговых доходов бюджета муниципального образования" не превышено (план и факт составили 2,32 тыс. рублей на 100,0 тыс. руб. налоговых доходов бюджета муниципального образования). По сравнению с другими муниципальными образованиями области в районе отмечается невысокий уровень недоимки (9-е место из 34).
За I квартал 2013 года недоимка снизилась на 527,1 тыс. рублей и составила 1174,0 тыс. рублей (1,8% утвержденных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2013 года).
Безвозмездные поступления районного бюджета в 2012 году составили 286970,1 тыс. рублей, что превысило уровень предыдущего года на 33548,2 тыс. рублей (13,2%).
При этом сумма дотаций снизилась на 56351,1 тыс. рублей (на 62,4%) и составила 34026,0 тыс. рублей, в том числе: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - 22326,0 тыс. рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 11700,0 тыс. рублей.
Субсидии по сравнению с предыдущим годом увеличились на 30750,7 тыс. рублей (в 1,7 раза) и составили 75628,5 тыс. рублей. Основной причиной роста суммы субсидий является перечисление в 2012 году в районный бюджет средств для софинансирования ремонта МКУК "Терновский межпоселенческий центр организации досуга населения" в рамках ДОЦП "Развитие сельской культуры Воронежской области на 2011 - 2015 годы" в сумме 22122,3 тыс. рублей.
Субвенции поступили в сумме 165039,0 тыс. рублей, что на 52701,6 тыс. рублей, или 46,9%, больше уровня 2011 года. Основной причиной увеличения субвенций является передача из областного бюджета средств на исполнение полномочий в сфере здравоохранения.
В соответствии с годовым планом на 2013 год (по состоянию на 01.05.2013) безвозмездные перечисления из областного бюджета по сравнению с фактическим поступлением 2012 года незначительно сократятся - на 1,1%, или 3051,5 тыс. рублей, и составят 283010,1 тыс. рублей, в том числе дотации - 24912,0 тыс. рублей, субсидии 106929,8 тыс. рублей, субвенции - 150743,7 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты - 424,6 тыс. рублей.
На 01.05.2013 из областного бюджета уже поступило 104858,7 тыс. рублей безвозмездных перечислений (37,1% годового плана), в том числе дотации - 14366,1 тыс. рублей (57,7%), субсидии - 12890,3 (12,1%), субвенции - 77384,9 тыс. рублей (51,3%), иные межбюджетные трансферты - 217,4 тыс. рублей (51,2%).

3.3. Структура и динамика муниципального долга

Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2012 составлял 14307,0 тыс. рублей, из них задолженность по централизованным кредитам и средствам на формирование продовольственных фондов - 1938,3 тыс. рублей, по бюджетным кредитам, предоставленным из средств областного бюджета, - 12368,7 тыс. рублей.
В 2012 году привлечено бюджетных кредитов на погашение временного кассового разрыва в сумме 14230,2 тыс. рублей, погашено 7633,0 тыс. рублей, списано 5330,3 тыс. рублей, в том числе: задолженность по централизованным кредитам, не имеющим источников погашения, - 831,4 тыс. рублей, задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным в 2011 году на покрытие временного кассового разрыва, - 4498,9 тыс. рублей.
Остаток задолженности на 01.01.2013 составил 15573,9 тыс. рублей, что в нарушение п. 2 ст. 9 решения Совета народных депутатов района от 27.12.2011 № 173 "О районном бюджете на 2012 год..." превысило верхний предел муниципального долга на 3313,6 тыс. рублей (предельный объем муниципального долга района на 01.01.2013 установлен в размере 12260,3 тыс. рублей).
Остаток муниципального долга составил 25,1% утвержденных доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что не превышает предельных размеров, определенных статьей 107 БК РФ.
За январь - апрель 2013 года погашено бюджетных кредитов в сумме 2510,2 тыс. рублей, остаток на 01.05.2013 - 13063,7 тыс. рублей (20,7% утвержденных доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

3.4. Исполнение расходной части районного бюджета

Расходы районного бюджета в 2012 году произведены в сумме 341416,3 тыс. рублей. Структуры расходов в разрезе функциональной классификации и по экономическому содержанию приведены на диаграммах 4 и 5.

Диаграмма 4. Функциональная структура расходов
районного бюджета

Диаграмма не приводится.

Диаграмма 5. Экономическая структура расходов
районного бюджета

Диаграмма не приводится.

Расходы по разделу "Общегосударственные вопросы" в 2012 году составляли 24788,4 тыс. рублей (100,0% бюджетных ассигнований). Значительная часть средств по разделу направлена на оплату труда муниципальных служащих и служащих, не являющихся должностями муниципальной службы.
Среднесписочная численность органов местного самоуправления, финансируемых из районного бюджета, за 2012 год составила 70 единиц, в том числе муниципальные служащие - 40 единиц, служащие, замещающие должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, - 30 единиц. Фактические расходы на их оплату труда (с начислениями) за 2012 год составили 14465,8 тыс. рублей (99,0% доведенного департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области норматива).
По поселениям района нормативы на формирование расходов на оплату труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления поселений на 2012 год доведены в общей сумме 14464,0 тыс. рублей, фактические расходы составили 13042,0 тыс. рублей (90,2% доведенного норматива). Норматив не превышен ни в одном из поселений.
Основная сумма расходов в рамках данного раздела - 19422,9 тыс. рублей произведена по главному распорядителю бюджетных средств "Администрация Терновского муниципального района". На балансе администрации за 2012 год числятся 9 автотранспортных средств, в том числе 8 легковых автомобилей и 1 автомобиль ЗИЛ-131. Автомобиль ГАЗ-310290, г/н "в262ае", 1996 г.в., три года не эксплуатируется и в неисправном состоянии находится в гараже администрации. Следует отметить, что в нарушение Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и в соответствии с разъяснениями Минфина РФ (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129) в администрации района отсутствует журнал регистрации путевых листов; в путевых листах допущены нарушения при заполнении показателей "место отправления, место назначения" в виде записей "Терновка - по району".
В нарушение Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", доведенных Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", предрейсовые медицинские осмотры водителей автомобиля не проводились. Также осмотры не проводились и у водителей отдела образования и культуры. Таким образом, не была обеспечена безопасность дорожного движения, предусмотренная ст. 23 ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В рамках реализации ОЦП "Развитие физической культуры и спорта Воронежской области на 2007 - 2015 годы" на территории МКОУ "Костино-Отдельская СОШ" администрацией района произведены расходы в сумме 3638,5 тыс. рублей на строительство спортивной площадки. Фактический осмотр спортивной площадки не выявил дефектов и отклонений от проекта предъявленных к оплате объемов выполненных работ.
Неосвоение бюджетных ассигнований отмечено по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" (исполнение плана составило 92,3%, не освоено 415,4 тыс. рублей), "Образование" (99,2%, не освоено 1537,0 тыс. рублей), "Культура, кинематография" (74,4%, не освоено 10528,2 тыс. рублей), "Социальная политика" (87,8%, не освоено 2146,4 тыс. рублей).
Основной причиной невыполнения плана по разделам "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Образование" является неосвоение средств в рамках ОЦП "Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы", предназначенных для проведения проектно-изыскательских работ для строительства блочно-модульных котельных клуба в п. Дубровка (освоение 0%, не использовано 399,2 тыс. рублей), СОШ с. Тамбовка (48,4%, не освоено 212,8 тыс. рублей), СОШ, ФАП и детского сада п. Дубровка (48,4%, не освоено 212,8 тыс. рублей), клуба с. Кисельное (48,4%, не освоено 212,8 тыс. рублей), школы с. Алешки (64,6%, не освоено 128,0 тыс. рублей), детского сада д. Никитская (80,4%, не освоено 35,5 тыс. рублей). Полное финансирование по данным объектам не произведено в связи с нарушением подрядчиками сроков выполнения работ.
Значительное неосвоение бюджетных ассигнований сложилось по разделу "Культура, кинематография". При плане 41156,4 тыс. рублей фактическое исполнение составило 30628,2 тыс. рублей (74,4% плана). Основной причиной низкого процента исполнения плана является выделение средств из областного бюджета на приобретение мебели и оборудования МКУК "Терновский межпоселенческий центр организации досуга" в сумме 9050,0 тыс. рублей только 21 декабря 2012 года (распоряжение правительства Воронежской области от 21.12.2012 № 872-р). В связи с этим освоить всю сумму в 2012 году не представлялось возможным.
Также отмечено невыполнение плана по разделу "Социальная политика" - при бюджетных ассигнованиях 17530,6 тыс. рублей освоено 15384,2 тыс. рублей, или 87,8%. Одной из причин является использование субвенций на социальные выплаты, связанные с устройством детей в семьи опекунов и приемные семьи, по фактической потребности.
Кроме того, по данному раз делу не освоены средства, предназначенные для обеспечения жильем молодых семей, молодых специалистов, граждан, проживающих в сельской местности, в рамках ФЦП "Жилище", ОЦП "Обеспечение жильем молодых семей", ФЦП и ОЦП "Социальное развитие села". Это объясняется длительностью процедуры оформления документов, необходимых для получения субсидий на приобретение жилья, а также поздним поступлением средств в районный бюджет.
На финансирование раздела "Образование" направлено 201804,3 тыс. рублей.
Сеть образовательных учреждений района состоит из 38 учреждений, учредителем которых является Терновский муниципальный район из них: 20 общеобразовательных учреждений (12 МКОУ СОШ, 8 МКОУ ООШ); 12 дошкольных образовательных учреждений; 2 учреждения дополнительного образования, МКОУ ДОД "Терновская детско-юношеская спортивная школа", МКОУ ДОД "Терновский дом детского творчества".
Главным распорядителем бюджетных средств является отдел образования, МКОУ ДОД "Терновская детско-юношеская спортивная школа" и МКОУ ДОД "Терновский дом детского творчества". Данные муниципальные казенные учреждения не имеют подведомственных получателей бюджетных средств. Таким образом, в части этих учреждений нарушен принцип подведомственности расходов (ст. ст. 6, 38.1, 158 Бюджетного кодекса РФ).
В нарушение ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ отдел образования не доводил муниципальные задания до своих подведомственных учреждений, которое должно содержать количественные и качественные показатели деятельности учреждения.
Общий объем исполненных расходных обязательств по "Дошкольному образованию" в 2012 году составил 25202,4 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в расходах дошкольных учреждений составили расходы на заработную плату с начислениями - 73,7%. На питание кассовые расходы составили 2318,1 тыс. рублей (9,2% расходов на дошкольное образование), в том числе за счет родительской платы - 716,8 тыс. рублей.
На содержание общеобразовательных учреждений направлено 161517,0 тыс. рублей, из них на оплату труда с начислениями и компенсацию за методическую литературу - 115112,9 тыс. рублей, или 72,8% расходов на общее образование. Средняя заработная плата работников образования в 2012 году составила 15029 рублей, в том числе учителей - 16587 рублей. В 2012 году по сравнению с 2011 годом среднемесячная заработная плата учителей увеличилась на 35,5%. В январе - апреле 2013 года средняя заработная плата работников образования составила 16540 рублей, в том числе учителей - 22930 рублей. В 2013 году по сравнению с 2012 годом среднемесячная заработная плата учителей увеличилась на 38,2%.
Следует отметить, что установленное законодательством соотношение между базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда не выдерживалось: базовая часть ФОТ сложилась выше норматива (соответственно стимулирующая ниже) в 2012 году на 18%, в январе - апреле 2013 года на 24%. Согласно полученному объяснению несоответствие фактического соотношения по базовой и стимулирующей частям сложилось из-за малого контингента учащихся в школах. В 2012 году на одного учителя приходилось 8,1 ученика при нормативе 9,9 ученика. Несоответствие плана и факта по педработникам и другим работникам произошло в результате низкого уровня наполняемости классов, которая в 2012 году составила 9,6 человека при нормативе 14 человек. Школам было предложено провести оптимизацию штатных расписаний, и в 2013 году соотношение составило 69 и 31 при плане 70 и 30.
Расходование средств, выделенных на модернизацию системы общего образования, составило 14702,5 тыс. рублей. Средства израсходованы на реализацию мероприятий, предусмотренных соглашением от 13.03.2012 № 17 и дополнительным соглашением от 25.06.2012 № 145, заключенными между департаментом образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области и администрацией Терновского муниципального района. Выборочной проверкой расходования средств на проведение модернизации системы общего образования установлено, что средства израсходованы по целевому назначению.
Оценка эффективности достигнутых результатов по итогам реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Терновского муниципального района в 2012 году и I квартале 2013 года показала, что все показатели результативности достигнуты.
При проверке выполнения муниципальных контрактов выявлено, что два муниципальных контракта не исполнены в установленные сроки. Муниципальные контракты от 09.04.2012 N№ 11 и 12, заключенные МКОУ Дубровская СОШ и МКОУ Кисельнская ООШ с ООО "Вламиан" на выполнение работ по разработке проектно-рабочей документации на строительство блочно-модульных котельных, не выполнены в установленные сроки. Согласно заключенным контрактам окончательный срок выполнения работ по контракту - 09.08.2012.
МКОУ "Кисельнская ООШ" направлена претензия ООО "Вламиан" о нарушении сроков выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на строительство котельных (исх. № 01 от 10.01.2013). В результате подрядчиком выплачена неустойка в размере 8,5 тыс. рублей (п. п. от 24.01.2013 № 741).
Следует отметить, что в соответствии с п. 6.4 контракта размер штрафных санкций за просрочку исполнения подрядчиком обязательств составляет 25,8 тыс. рублей (расчет произведен на 01.04.2013).
МКОУ "Дубровская СОШ" направлены две претензии ООО "Вламиан" о нарушении сроков выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на строительство котельной (исх. № 01 от 10.01.2013, № 567 от 06.05.2013). В результате подрядчиком выплачена неустойка в размере 14,6 тыс. рублей (п. п. от 24.01.2013 № 742, от 27.05.2013 № 44).
Следует отметить, что в соответствии с п. 6.4 контракта размер штрафных санкций за просрочку исполнения подрядчиком обязательств составляет 32,55 тыс. рублей (расчет произведен на 01.06.2013).
Также необходимо отметить, что в результате слабой претензионной работы и несвоевременного выполнения обязательств подрядчиком ООО "Вламиан" по проектно-изыскательским работам "Блочно-модульная котельная СОШ, ФАП, детский сад в п. Дубровка, ул. Лесная, 7" и "Блочно-модульная котельная ООШ, клуб, в с. Кисельное, ул. Советская, 82а" субсидии на софинансирование строительства данных котельных в 2013 году в рамках постановления правительства Воронежской области от 11.03.2013 № 167 (в ред. от 16.05.2013 № 406) не предусмотрены.
В проверяемом периоде финансирование расходов по разделу "Культура" осуществлялось за счет средств федерального, областного и районного бюджетов. Расходы в 2012 году составили 41174,2 тыс. рублей, или 78,7% плановых назначений.
Сеть муниципальных учреждений культуры включает 22 юридических лица. Из районного бюджета финансируются: отдел культуры администрации Терновского муниципального района; МКУК "ТМЦОДН" (РДК); МКУК "ТМБ" (районная библиотека); МКОУ ДОД "ДШИ" (детская школа искусств), из которых 16 - библиотеки в сельских поселениях. Данные учреждения являются главными распорядителями бюджетных средств, являются самостоятельными юридическими лицами, имеют лицевые счета и финансируются из районного бюджета. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности учреждениями осуществляется самостоятельно. Таким образом, в нарушение ст. ст. 6 и 38.1 Бюджетного кодекса РФ нарушен принцип подведомственности расходов.
В нарушение ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ отдел по культуре не доводил муниципальные задания до своих подведомственных учреждений, которое должно содержать количественные и качественные показатели деятельности учреждения.
Из бюджетов сельских поселений финансируются 18 клубных учреждений (17 сельских Домов культуры, 1 сельский клуб), из них в 16 входят структурные подразделения (сельские библиотеки). Необходимо отметить, что с 2007 года прекращено финансирование муниципального учреждения культурно-информационный центр "Терновское телевидение". Следует отметить, что в нарушение ст. 62 и ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация учреждения не завершена.
Средства районного бюджета в сумме 10177,2 тыс. рублей израсходованы на оплату труда с начислениями.
Сведения о средней заработной плате работников культуры района представлены в таблице:

рублей

Учреждение
2012 год
2013 год (январь - апрель)
Отдел культуры
13544
12461
МКУК "ТМЦОДН" (РДК)
6165
6286
МКУК "ТМБ" (районная библиотека)
7887
8157
МКОУ ДОД "ДШИ" (детская школа искусств)
11895
12902

В 2012 году за счет средств областного бюджета в сумме 18223,7 тыс. рублей проведен капитальный ремонт кровли МКУК "РДК", приобретено оборудование на 2704,0 тыс. рублей, приобретено книг для библиотек на сумму 166,4 тыс. рублей. Выборочной проверкой установлено, что оборудование имеется в наличии, находится в исправном состоянии. На изготовление проектно-сметной документации направлено 244,5 тыс. рублей, на ремонт зданий сельских клубов - 170,5 тыс. рублей.
Проверкой наличия транспортных средств установлено, что на балансе отдела находится 4 единицы транспортных средств: 2 автомобиля ГАЗ-3201, ВАЗ-21053 и ГАЗ-32213. На момент проверки отделом используется одно транспортное средство ГАЗ-32213. Два автомобиля ГАЗ-3201 находятся в неисправном состоянии. В проверяемом периоде автомобиль ГАЗ-3201 использовался с 6 августа по 29 декабря 2012 года.
Автомобиль ВАЗ-21053 используется главным специалистом по физической культуре и спорту администрации Терновского муниципального района, ранее работавшим в отделе и переведенным в штат администрации района, однако передача транспортного средства не оформлена. Из приведенных данных следует, что транспортные средства используются неэффективно.
На финансирование раздела "Здравоохранение" из районного бюджета направлено 42033,2 тыс. рублей. В структуру БУЗ ВО "Терновская ЦРБ" входят: центральная районная больница на 125 койко-мест, поликлиника мощностью 250 пос/смену, 7 врачебных амбулаторий, 16 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП).
По состоянию на 31.12.2012 на балансе учреждения числилось 47 объектов недвижимого имущества. Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления получены на 28 объектов недвижимости (4 здания больницы, поликлиника, 7 амбулаторий, 16 ФАПов). Свидетельства на административно-хозяйственные постройки не оформлены, подготовлены только технические и кадастровые паспорта на эти здания, что является нарушением требований ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По состоянию на 31.12.2012 стоимость основных средств составила 105015,5 тыс. рублей, из них недвижимое имущество - 78456,8 тыс. рублей. Износ недвижимого имущества составляет 44%, движимого - 80%. Основное здание больницы 1960 года постройки, реконструкция его проводилась в 1993 году, на протяжении последующих 20 лет проводился только крайне необходимый текущий ремонт. Визуальный осмотр показывает, что здание нуждается в капитальном ремонте. Следует отметить, что на текущий ремонт больницы направлено в 2012 году только 549,4 тыс. рублей.
В проверяемом периоде расходы БУЗ ВО "Терновская ЦРБ" за счет всех источников (бюджетные средства, средства ОМС, прочие поступления) произведены в объеме 94910,9 тыс. рублей (96,8% плана) с ростом к уровню 2011 года на 5,3%.
В ходе проверки исполнения договорных обязательств установлено, что нарушены сроки выполнения работ по договорам общей стоимостью 608,4 тыс. рублей на разработку проектно-сметной рабочей документации для перевода с твердого топлива на газообразное котельных ФАПов с. Ржавец и д. Никитская подрядчиком ООО проектно-технологическим институтом "Липецкагропромтехпроект" и строительства блочно-модульной газовой котельной врачебной амбулатории с. Алешки подрядчиком ЗАО "Борисоглебскгазстрой". По договорам документация должна быть сделана с учетом получения положительного заключения экспертизы в сроки, предусмотренные договорами. Согласно актам работы выполнены в полном объеме и в установленные сроки. Однако положительное заключение экспертизы на проектную документацию получено позже срока, предусмотренного договорами, от 38 до 95 дней. Штрафные санкции к подрядчикам за несвоевременное исполнение договоров не применялись, в результате недополученный доход по уплате неустойки составляет 10,5 тыс. рублей.
Проверкой начисления и выплаты заработной платы установлено, что согласно трудовому договору от 04.12.2012, заключенному главой администрации Терновского муниципального района с главным врачом больницы, предусмотрены следующие условия оплаты труда: должностной оклад и повышающие коэффициенты (за стаж непрерывной работы (10%), за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (15%), за работу в структурном подразделении, расположенном в сельской местности (25%), за особые условия управления учреждением (около 41%)). Оплата труда руководителя устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда руководителей муниципальных учреждений здравоохранения (постановление администрации Терновского района от 28.12.2009 № 323). Положением устанавливается повышающий коэффициент к окладу за особые условия управления учреждением - руководителям учреждений, расположенных в сельской местности, в размере до 0,25. Таким образом, положение предусматривает один повышающий коэффициент за особые условия управления учреждением, которое расположено в сельской местности. Предусмотренные трудовым договором два коэффициента за особые условия управления учреждением и за работу в сельской местности противоречат положению.
Следовательно, средства в сумме 51,1 тыс. рублей (начислено главному врачу за декабрь 2012 года - 12,1 тыс. рублей и январь - апрель 2013 года - 39,0 тыс. рублей) израсходованы учреждением с нарушением действующего законодательства.
Следует отметить, что среднесписочная численность работников учреждения в 2012 году составила 439 человек, укомплектованность физическими лицами составила 94%. При этом, укомплектованность врачебными кадрами - 51,8%, средним медперсоналом - 87,4%, младшим медицинским персоналом - 100%.
Для развития учреждения, укомплектованности его медицинскими кадрами администрация больницы проводит агитационную работу среди учащихся образовательных учреждений по привлечению к обучению по целевой подготовке в высших учебных заведениях Воронежской области. В 2012 году зачислены в Воронежскую медицинскую академию четыре человека, направленные по целевому набору администрацией района.
Следует отметить, что в 2012 году должны были прибыть в ЦРБ после окончания медицинской академии два врача, обучавшиеся по целевому направлению. Однако никто из кандидатов в ЦРБ не вернулся: один получил открепление от департамента здравоохранения, по другому ведется судебное разбирательство за неисполнение обязательств по договору на целевую подготовку специалиста для учреждений здравоохранения Воронежской области в части компенсации затрат на обучение.
Согласно заключенным договорам целевого обучения в ВГМА в 2013 году должны прибыть в учреждение пять врачей. На момент проверки два кандидата уже получили открепления от департамента здравоохранения и администрации района, по одной кандидатуре информация в больнице отсутствует, двое должны прибыть в ЦРБ для трудоустройства.
При таком положении целевое обучение не является эффективным и не приносит ожидаемого результата.
На реализацию задания по ПГГ направлено 84455,1 тыс. рублей, что составляет 96% плана, в том числе:
- за счет средств ОМС на территориальную программу ОМС - 42486,9 тыс. рублей (93% задания);
- за счет средств бюджета - 41968,2 тыс. рублей (100% плана).
Столь низкие значения исполнения финансового плана за счет средств ОМС обусловлены прежде всего невыполнением объемных показателей оказания медицинской помощи. Одной из причин этого является, как уже отмечалось выше, проблема кадрового потенциала учреждения.
Кроме того, в учреждении недостаточно эффективно ведется работа со страховыми компаниями. Так, в 2012 году страховыми компаниями в адрес ЦРБ предъявлены штрафные санкции на общую сумму 1889,1 тыс. рублей (3,9% от суммы выставленных счетов). Возврат счетов за пролеченных больных без оплаты в связи с ошибками в оформлении счетов повлек за собой потерю средств в сумме 5611,5 тыс. рублей.
Таким образом, упущенная выгода учреждения составила около 7500,6 тыс. рублей.
Подушевое финансирование на одного жителя района в рамках ПГГ составило в 2012 году 3928,14 рубля в год (88,2% утвержденного норматива). С учетом финансирования за счет средств нацпроекта, платных услуг, целевых программ подушевое финансирование составило 4414,46 рубля в год и по отношению к 2011 году выросло на 15,8%.
Фактические расходы на медикаменты на 1 жителя района составили в 2012 году 219,13 рубля, или 91,8% плана.
Норматив стоимости 1 к/дня по питанию (66,32 рубля), выполнен в 2012 году на 90,7%, стоимость к/дня по питанию сложилась в сумме 60,16 рубля.
Расходы по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера" в 2012 году составили 9018,8 тыс. рублей, в том числе: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет субвенций из областного бюджета - 3464,0 тыс. рублей, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств местного бюджета - 3501,0 тыс. рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов - 1818,3 тыс. рублей, прочие межбюджетные трансферты общего характера - 235,5 тыс. рублей.
В 2012 году при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств районного бюджета в сумме 3501,0 тыс. рублей допущены ошибки (неправильно рассчитан коэффициент масштаба, в распределении второй части дотации участвовали не все поселения, имеющие уровень бюджетной обеспеченности менее 1,3 (второго критерия выравнивания)). В 2013 году данные ошибки устранены.
В общей сумме доходов бюджетов поселений налоговые и неналоговые доходы составили 68,0% (33533,2 тыс. рублей), безвозмездные перечисления на общее покрытие расходов (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов) - 17,8% (8783,3 тыс. рублей), безвозмездные перечисления, имеющие целевое назначение, - 14,2% (6995,4 тыс. рублей). При этом в разрезе поселений доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме поступлений составляет от 46,5% (Братковское поселение) до 89,0% (Есиповское поселение).
В 2012 году бюджетам поселений в соответствии со ст. 11 решения "О районном бюджете на 2012 год..." предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 1980,15 тыс. рублей. Кредиты предоставлены 12 из 15 поселений в мае - августе 2012 года со сроком возврата в декабре 2012 года.
План по расходам районного бюджета на 2013 год (по состоянию на 01.05.2013) установлен в сумме 366364,0 тыс. рублей, что на 7,3% выше фактического исполнения 2012 года. За январь - апрель расходы районного бюджета произведены в сумме 97367,7 тыс. рублей, или на 26,6% плана. Структура расходов не претерпела изменений, бюджет носит социальную направленность. Основную долю расходов составляют расходы по разделу "Образование" - 71,7% (69769,9 тыс. рублей), "Культура, кинематография" - 12,8% (12455,2 тыс. рублей), "Общегосударственные вопросы" - 7,7% (7508,3 тыс. рублей), "Межбюджетные трансферты общего характера" - 3,4% (3781,5 тыс. рублей), "Социальная политика" - 2,8% (2673,9 тыс. рублей), расходы по другим разделам - 1,6% (1178,9 тыс. рублей).

Выводы:
Район имеет ярко выраженную аграрную специализацию.
Распоряжением правительства Воронежской области от 08.02.2012 № 47-р Терновский муниципальный район на 2012 - 2014 годы включен в состав муниципальных районов с низким уровнем экономического развития.
Это подтверждают и показатели эффективности развития Терновского муниципального района за 2012 год. Так, если по сельскохозяйственным показателям район среди всех муниципальных образований области имеет средние позиции, то по объему отгруженных товаров в расчете на душу населения, количеству субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 000 человек, объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения находится в отстающих, а по уровню средней заработной платы в районе находится на 33-м месте.
На территории района реализуется только 2 инвестиционных проекта.
Остается актуальной проблема социально-экономического развития района, для решения которой необходимо вести активную работу по привлечению инвестиций на территорию Терновского муниципального района.
Также органам местного самоуправления стоит обратить внимание на качество работы в сфере организации и контроля строительства, ремонта и реконструкции объектов муниципальной собственности, в том числе привлечение средств вышестоящих бюджетов, а также их оперативное и качественное освоение.
Таким образом, бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства, при этом в ходе исполнения бюджета допущены отдельные нарушения и недостатки. В связи с этим работу администрации в отдельных случаях нельзя признать эффективной.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Терновского муниципального района, главе Терновского сельского поселения, главе Алешковского сельского поселения, директору МКУК Терновского муниципального района "Терновский межпоселенческий центр организации досуга населения", руководителям отделов администрации Терновского муниципального района: финансов, по образованию и делам молодежи, культуре, руководителю БУЗ ВО "Терновская ЦРБ".
Кроме того, главе администрации муниципального района направить письмо с приложением копий представлений, направленных в структурные подразделения администрации района, с целью контроля за устранением выявленных нарушений и соблюдением сроков направления в Контрольно-счетную палату информации об их устранении.

Начальник инспекции по контролю
доходов областного бюджета и расходов
на межбюджетные трансферты
С.И.МАКУШИН


------------------------------------------------------------------