Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 28.06.2013 N 2.72-2013 "По результатам проверки эффективности предоставления мер государственной поддержки СХА им. Мичурина в рамках реализации особо значимого инвестиционного проекта"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 28 июня 2013 года № 11(105)

ОТЧЕТ № 2.72-2013
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СХА ИМ. МИЧУРИНА В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСОБО ЗНАЧИМОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Основание для проведения проверки: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.72 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 13.06.2013 № 41.

Цель проверки: оценка эффективности предоставления мер государственной поддержки СХА им. Мичурина в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов.

Проверенный объект и оформленный акт: СХА им. Мичурина - акт от 18.06.2013 № 2.33/8-2013.

Сроки проведения контрольного мероприятия: с 13.05.2013 по 19.06.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение бизнес-плана особо значимого инвестиционного проекта, договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
2. Изучение состава государственной поддержки, предоставленной для реализации инвестиционного проекта.
3. Анализ реализации инвестиционного проекта (объем вложенных инвестиций по годам и источникам финансирования, объем вложенных инвестиций по объектам в соответствии с бизнес-планом).
4. Анализ выполнения показателей инвестиционного проекта, заложенных в бизнес-плане (план-факт) (объемы производства, прибыль, количество рабочих мест, фонд оплаты труда, среднемесячная заработная плата, платежи в бюджет и т.д.).
5. Анализ финансового состояния предприятия на отчетные даты (баланс, отчет о прибылях и убытках).
6. Анализ кредиторской задолженности предприятия (по видам задолженности: заработная плата, налоговые платежи, обязательства по кредитным договорам и др.).
7. Оценка эффективности предоставления мер государственной поддержки.

Результаты контрольного мероприятия:

1. Проверка эффективности предоставления мер государственной поддержки СХА им. Мичурина

1.1. Характеристика инвестиционного проекта "Развитие молочного животноводства" и его фактическая реализация

Бизнес-план инвестиционного проекта предусматривает реконструкцию и строительство животноводческих помещений, приобретение технологического оборудования и племенных нетелей, развития кормопроизводства. Проектная мощность комплекса 2100 голов КРС, в т.ч. 1200 голов дойного стада. В состав комплекса входят три молочно-товарные фермы (МТФ N№ 1, 2, 3).
Реконструкция комплекса по производству молока производится в 2 км на юго-запад от центральной усадьбы СХА им. Мичурина.
Сроки и этапы реализации проекта: 2007 - 2017 годы, в том числе: инвестиционная фаза - 2007 - 2012 годы, выход на проектную мощность - с 2017 года. Общая стоимость проекта - 212,0 млн. рублей, в том числе: собственные средства - 99,64 млн. рублей (47%), заемные средства - 112,36 млн. рублей (53%).
Проект был включен в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы (Закон Воронежской области от 20.11.2007 № 113-ОЗ), в дальнейшем в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы (Закон Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ).
Мероприятия инвестиционного проекта и их стоимость представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выполнение мероприятий бизнес-плана инвестиционного проекта
"Развитие молочного животноводства" СХА им. Мичурина

№ п/п
Наименование мероприятий
Стоимость (млн. рублей)
Сроки проведения
Факт
Отметка о выполнении
Дата начала
Дата окончания
1
Строительство коровника для беспривязного содержания на 258 голов
18,0
01.03.2007
01.10.2007
14,7
выполнено
2
Строительство доильного зала
5,7
01.03.2007
01.10.2007
5,7
выполнено
3
Реконструкция коровника на 180 гол.
7,6
01.03.2008
02.10.2008
7,6
выполнено
4
Строительство навозохранилища
2,0
02.03.2007
03.10.2007
1,7
выполнено
5
Строительство силосной
траншеи (4000 куб. м)
3,2
03.03.2007
03.10.2007
1,0
выполнено
6
Строительство площадки промежуточного хранения кормов
1,0
03.03.2007
03.10.2007
1,0
выполнено
7
Строительство телятника, приобретение системы содержания "Иглус"
7,6
01.05.2008
01.08.2008
9,3
выполнено
8
Строительство коровника для беспривязного содержания на
640 голов
62,0
01.04.2008
01.10.2009
40,3
Выполнено на 50%, построен коровник на 320 голов
9
Строительство сенохранилища, 2 шт.
3,0
2009
2010
1,9
выполнено
10
Реконструкция элеватора
1,03
2010
2011
-
Произведен текущий ремонт хозяйственным способом
11
Строительство сенажной траншеи
1,5
2010
2010
1
выполнено
12
Строительство подъездных путей
21,27
2007
2010
17,0
выполнено
13
Приобретение и монтаж доильного оборудования на 258 гол., танка охладителя
8,5
01.05.2007
01.11.2007
9,4
выполнено
14
Приобретение и монтаж доильного оборудования на 640 гол., танка охладителя
15
01.05.2007
01.11.2007
13,8
выполнено
15
Приобретение миксера-кормораздатчика
2,1
01.06.2007
01.09.2007
2,1
выполнено
16
Приобретение кормозаготовительного оборудования (грабли-ворошилки, пресс-подборщик, миксер, кормораздатчик)
1,8
01.05.2007
01.06.2007
3,8
выполнено
17
Приобретение кормоуборочного комплекса Джон Дир
11,0
02.06.2008
03.08.2008
10,7
выполнено
18
Приобретение стойлового оборудования
2,0
01.05.2009
03.10.2009
2,0
выполнено
19
Приобретение погрузчика, 2 ед.
2,2
2008
2009
2,1
выполнено
20
Приобретение нетелей 400 гол.
32,0
2008
2009
41,3
выполнено, дополнительно приобретено поголовье в 130 голов
21
Приобретение кормоуборочного комбайна "Полесье-250"
3,5
2010
2010
3,2
выполнено

Итого
212,0
X
X
189,6


По состоянию на 01.01.2012 освоено 189,6 млн. рублей инвестиций, что составляет 89,4% от плана. Из перечня запланированных к строительству объектов исключен коровник для беспривязного содержания КРС на 320 голов.
Согласно пояснению руководства предприятия в августе 2012 года произошло уменьшение площади сельхозугодий СХА им. Мичурина с 5793 га (в том числе пашни - 4432 га) до 2983,4 га (в том числе пашни - 2805 га) в связи с отказом владельцев земельных паев от заключения долгосрочных договоров аренды земли. В результате ухода части пайщиков имеются сложности в формировании кормовой базы для увеличения общего поголовья до уровня первоначального плана 2100 голов к 2017 году, т.к. это требует наличия посевных площадей в размере не менее 3350 га.
Закупка скота производилась с 2007 года по декабрь 2012 года на сумму 41,8 млн. рублей, в том числе: за счет собственных средств на сумму 19,9 млн. рублей, за счет кредитных средств ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "ЦЧБ СБ РФ" на сумму 21,9 млн. рублей. Приобретено 530 племенных нетелей и 8 племенных бычков.
В настоящее время реализация молока осуществляется предприятиям холдинга "Юнимилк" по цене 14 рублей за литр молока базовой жирности (3,4%).
Выполнение показателей инвестиционного проекта, заложенных в бизнес-плане, отражено в таблице 3.

Таблица 3

Выполнение отдельных показателей инвестиционного проекта,
предусмотренных в бизнес-плане
(01.01.2007 - 01.04.2013)

Показатель
Бизнес-план
Факт
Отклонение
1. Объем вложенных инвестиций (тыс. рублей)
212,0
189,6
- 10,6%
2. Объем произведенной продукции (молоко) (т)
28710
19668,5
- 31,5%
3. Выручка от реализации продукции (млн. рублей)
392,0
233,3
- 40,5%
4. Полная себестоимость реализ. продукции (млн. рублей)
356,6
269,6
- 24,3%
5. Прибыль (убыток) от основной деятельности (млн. рублей)
41,2
- 36,2
- 188%
6. Количество рабочих мест
46
65
+ 41%
7. Фонд оплаты труда (млн. рублей)
24,5
49,1
+ 100,4%
8. Среднемесячная зарплата (рублей)
8250
8291
+ 0,5%

Инвестиции в создание предприятия направлены не в полном объеме по причине отказа от строительства коровника на 320 мест.
Фактический объем произведенной продукции по проекту (молоко) за 6 лет реализации проекта ниже планового на 31,5% (на 9042 т) из-за низких надоев, суммарный убыток составил 36,2 млн. рублей. В то же время в 2 раза превышено плановое значение расчетного социального эффекта (49,1 млн. рублей вместо плановых 24,5 млн. рублей), создано на 19 рабочих мест больше, чем запланировано, что имеет важное значение для депрессивной сельской территории. По итогам 2012 года среднемесячная заработная плата работников СХА им. Мичурина составила 10,3 тыс. рублей.

1.2. Меры государственной поддержки

Решением экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области (протокол от 20.09.2007 № 4) инвестиционный проект включен в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы (в последующем - в Программу на 2012 - 2016 годы) со статусом "особо значимый инвестиционный проект" с объемом инвестиций 88 млн. рублей.
В соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" и решением экспертного совета (выписка из протокола от 20.09.2007 № 4) между администрацией Воронежской области и СХА им. Мичурина заключен договор об осуществлении инвестиционной деятельности от 12.10.2007 № 32 (далее - договор).
Впоследствии в вышеназванный договор решением экспертного совета (выписка из протокола от 22.12.2009 № 3) вносились изменения (дополнительные соглашения к договору об осуществлении инвестиционной деятельности б/н от 17.12.2008, № 2 от 04.03.2010).
В соответствии с редакцией договора, действующей на момент проверки, сумма инвестиций в проект увеличена с 88 млн. рублей до 212 млн. рублей, инвестиционному проекту определены следующие виды господдержки (на срок окупаемости проекта, но не более 5 лет):
- установление ставки налога на прибыль в размере 13,5% в части, зачисляемой в областной бюджет в соответствии с Законом Воронежской области от 27.11.2006 № 99-ОЗ. В связи с тем, что предприятие было убыточно в период реализации проекта, льготой по налогу на прибыль СХА им. Мичурина не воспользовалось;
- освобождение от уплаты налога на имущество в отношении имущества, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, со дня введения данного имущества в эксплуатацию в соответствии с Законом Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ "О налоге на имущество организаций". Сумма предоставленных льгот за период реализации проекта составила 3,2 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов, в размере 100% произведенных затрат, но не более размера ставки рефинансирования ЦБ РФ. Для финансирования инвестиционного проекта привлечены кредитные ресурсы в сумме 104,2 млн. рублей. С кредитором ОАО "Центрально-Черноземный банк Сбербанка России" заключено семь договоров об открытии невозобновляемых кредитных линий, в том числе:
- договор от 19.04.2007 № 0207037-1 на сумму 29,1 млн. рублей;
- договор от 27.03.2008 № 0207037-2 на сумму 40,0 млн. рублей;
- договор от 25.06.2008 № 0608064 на сумму 8,3 млн. рублей;
- договор от 15.07.2009 № 0609062 на сумму 13,0 млн. рублей;
- договор от 11.06.2010 № 0610050 на сумму 5,5 млн. рублей;
- договор от 03.11.2010 № 0610094 на сумму 2,5 млн. рублей;
- договор от 04.06.2010 № 0610046 на сумму 4,08 млн. рублей.
С кредитором ОАО "Россельхозбанк" заключено два договора об открытии невозобновляемых кредитных линий, в том числе:
- договор от 29.06.2007 № 071409/0226-11.2 на сумму 0,84 млн. рублей;
- договор от 19.12.2007 № 071409/0325 на сумму 0,82 млн. рублей.
Проценты за пользование кредитами уплачивались по переменной процентной ставке, в зависимости от доли квартальных кредитовых оборотов по счетам. Процентная ставка составляла от 13,5% до 15,5% годовых. За период реализации проекта сумма полученных предприятием субсидий на компенсацию процентной ставки по инвестиционным кредитам за счет средств областного бюджета составила 12,2 млн. рублей. Субсидии предоставлялись уполномоченным ИОГВ области - департаментом аграрной политики Воронежской области. Расчеты проводились исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дату заключения кредитного договора. Предоставление субсидий осуществлялось в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 23 марта 2009 года, на основании расчета размера субсидий по форме, установленной Приказом Минсельхоза России от 1 февраля 2008 года № 27. К расчетам приложены платежные документы, подтверждающие ежемесячную своевременную уплату основного долга и процентов по кредиту;
- предоставления субсидий из областного бюджета в 2008 году в сумме 16,5 млн. рублей, в том числе:
- в части компенсации затрат на устройство подъездных путей к МТФ № 1, МТФ № 2, МТФ № 3 - 16,3 млн. рублей;
- на технологическое присоединение к электрическим сетям - 0,23 млн. рублей.
На устройство подъездных путей к складу МТФ № 1 и МТФ № 2 заключен договор подряда с ООО "Дорспецстрой" от 04.06.2008 № 39 на сумму 4,2 млн. рублей. Работы выполнены полностью, приняты по акту КС-2 от 01.12.2008 № 1.
На устройство подъездных путей к складу МТФ № 3, силосным ямам, телятникам СХА им. Мичурина заключен договор подряда с тем же подрядчиком от 25.07.2008 № 75/1 на сумму 20,2 млн. рублей. Работы выполнены полностью, приняты по акту КС-2 от 01.12.2008 № 2.
На устройство подъездных путей к МТФ № 3 и ДМБ СХА им. Мичурина заключен договор подряда с ООО "БДРСУ № 2" от 10.07.2009 б/н на сумму 4,096 млн. рублей. Работы выполнены полностью, приняты по акту КС-2 от 29.07.2009 № 1.
Проверкой правильности расчетов размера субсидий, соблюдения порядка их предоставления нарушений не выявлено. Фактический осмотр подъездных путей показал, что работы выполнены качественно, объемы выполненных работ соответствуют отраженным в актах КС-2.

1.3. Выполнение условий предоставления государственной поддержки

Анализ соблюдения СХА им. Мичурина условий предоставления государственной поддержки, определенных договором об осуществлении инвестиционной деятельности от 12.10.2007 № 32 (с учетом всех дополнений и изменений), показал, что ряд условий, определенных договором, выполнен:
- предприятие зарегистрировано и состоит на налоговом учете на территории Воронежской области;
- отчеты о реализации инвестиционного проекта ежеквартально представляются в департамент экономического развития Воронежской области;
- просроченная задолженность по выплате заработной платы, погашению кредитов и уплате налоговых платежей отсутствует;
- плановое значение показателя социального эффекта превышено вдвое (49,1 млн. рублей вместо плановых 24,5 млн. рублей), создано на 19 рабочих мест больше, чем запланировано в бизнес-плане.
Не выполнены следующие условия, установленные договором от 12.10.2007 № 32:
- в нарушение п. 2.1.2 договора инвестиции на реализацию инвестиционного проекта направлены не в полном в объеме - ниже заявленного в бизнес плане на 22,4 млн. рублей (на 10,6%). Это стало следствием того, что предприятие в период, когда было запланировано строительство коровника на 320 мест (с 01.04.2008 по 01.10.2009), направило кредитные средства на покупку не относящейся к проекту техники: свеклоуборочного комбайна ROPA EURO TIGER, зерноуборочного комбайна КЗС-1218 "Полесье", сеялки "Amazone В 960". Кредитные средства получены по договору от 25.06.2008 № 0608064, сумма кредита - 23,9 млн. рублей. В результате коровник на 320 мест построен не был, поголовье меньше предусмотренного по проекту на 400 голов дойного стада;
- не выполнено обязательство предприятия, установленное п. 2.1.7 договора, по выплате среднемесячной заработной платы не ниже среднеотраслевой для данного вида экономической деятельности. В 2012 году среднемесячная заработная плата в СХА им. Мичурина составила 10,3 тыс. рублей, тогда как среднеотраслевая для данного вида экономической деятельности (ОКВЭД 01.11.1) составила 14,4 тыс. рублей;
- не выполнено обязательство предприятия, установленное п. 2.1.3 договора, по ведению отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией проекта.
Расчет бюджетной и социальной эффективности реализации инвестиционного проекта приведен в таблице 4.

Таблица 4

(млн. рублей)
Период
Государственная (областная) поддержка
Платежи в консолидированный бюджет Воронежской области
Бюджетная эффективность <*>
Социальный эффект (сумма годового ФОТ и начисленных страховых взносов по сохраненным и новым рабочим местам)
01.01.2007 - 01.05.2013
31,9
15,3
(-)16,6
49,1

--------------------------------
<*> Бюджетная эффективность (графа 3 и 4) рассчитана как разница между дополнительными платежами в консолидированный бюджет области и расходами (недополученными доходами) бюджета области на государственную поддержку инвестиционного проекта в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности от 12.10.2007 № 32.

2. Выводы

Предприятию оказана государственная поддержка в сумме 31,9 млн. рублей, оказание господдержки за 2007 - 2012 годы имело отрицательную бюджетную эффективность в размере (-)16,6 млн. рублей. Плановое значение показателя социального эффекта превышено вдвое (49,1 млн. рублей вместо плановых 24,5 млн. рублей), создано на 19 рабочих мест больше, чем запланировано в бизнес-плане.
Не выполнены следующие условия предоставления мер господдержки, установленные договором от 12.10.2007 № 32:
- в нарушение п. 2.1.2 договора инвестиции на реализацию инвестиционного проекта направлены не в полном в объеме;
- не выполнено обязательство предприятия, установленное п. 2.1.7 договора, по выплате среднемесячной заработной платы не ниже среднеотраслевой для данного вида экономической деятельности;
- не выполнено обязательство предприятия, установленное п. 2.1.3 договора, по ведению отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией проекта.

Предложение:
Направить информацию в департамент экономического развития Воронежской области и в департамент аграрной политики Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю
доходов областного бюджета и расходов
на межбюджетные трансферты
С.И.МАКУШИН

Руководитель проверки
О.В.ДИКАРЕВ


------------------------------------------------------------------