Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 28.06.2013 N 2.31-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года БУ ВО "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 28 июня 2013 года № 11(105)

ОТЧЕТ № 2.31-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
БУ ВО "ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ "ПАРУС НАДЕЖДЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.31 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 04.06.2013 № 38.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Проверенный объект и оформленный акт: акт № 2.31-2013 законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года БУ ВО "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды" от 24.06.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 05 июня 2013 года по 28 июня 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- расходов субсидии областного бюджета на выполнение государственного задания;
- штатной численности и заработной платы;
- договорной деятельности, состояния расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Проверка порядка формирования и расходования средств от приносящей доход деятельности.
5. Проверка порядка оказания реабилитационных услуг.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение Воронежской области "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды" (далее - учреждение, центр реабилитации) создано на основании постановления администрации Воронежской области от 26.10.1995 № 1172 "О создании областного Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями". Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента труда и социального развития Воронежской области, который является его учредителем. Устав утвержден приказом учредителя и согласован с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО).
Учреждение осуществляет комплексную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, а также инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Имущество учреждения

В соответствии с п. 4.1 устава имущество учреждения находится в государственной собственности Воронежской области и закреплено за ним на праве оперативного управления приказами ДИЗО.
На балансе учреждения числятся здания и сооружения, переданные учреждению в оперативное управление, которые расположены по адресам: ул. Плехановская, 10а, и ул. Урицкого, 120.
Помимо этого, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования переданы 3 земельных участка: по ул. Плехановской, 10а, - 2837 кв. м, ул. Урицкого, 120, - 4000 кв. м, ул. Варейкиса, 49д, - 1148 кв. м.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления зданиями и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на момент проведения проверки зарегистрированы.
В ходе проверки установлено, что границы земельных участков, расположенных по ул. Урицкого, 120, и по ул. Варейкиса, 49д, огорожены металлическими и железобетонными заборами, которые не числятся в балансовом учете учреждения.
Правоустанавливающие документы на эти объекты недвижимости отсутствуют.
По состоянию на 1 января 2012 года стоимость основных средств (ОС), числящихся на балансе учреждения, составляла 334219,9 тыс. рублей: здания и сооружения, транспортные средства, компьютерная и оргтехника, офисная мебель, тренажеры и др. В проверяемом периоде поступило ОС на сумму 7300,4 тыс. рублей, из них приобретены за счет средств областного бюджета детская игровая площадка, мебель, оргтехника и инвалидные коляски и др. на сумму 3942,9 тыс. рублей; безвозмездно получены от юридических и физических лиц оргтехника, медицинское, компьютерное, игровое и спортивное оборудование, ковры на сумму 1908,7 тыс. рублей; получены от АУ ВО "Воронежский областной фонд социальной поддержки населения" 4 инвалидных танцевальных коляски, информационные стенды и мебель на 632,9 тыс. рублей; от подведомственного учредителю КУ ВО "РЦДП "Луч" получен автобус класса В ГАЗ-32213, оснащенный подъемным устройством для инвалидных колясок, стоимостью 815,9 тыс. рублей. Списано и передано ОС в установленном законодательством порядке на сумму 3523,7 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что приобретенные и полученные безвозмездно ОС числятся в балансовом учете, всем присвоены инвентарные номера.
В ходе настоящей проверки выявлено не используемое учреждением имущество балансовой стоимостью 701,0 тыс. рублей, в том числе: устаревшее и подлежащее списанию - на сумму 268,5 тыс. рублей (2 солярия, ингалятор, деревообрабатывающий станок), неиспользуемое по другим причинам - на сумму 432,5 тыс. рублей (логопедическое оборудование - нет специалиста, имеющего навыки работы с ним, рентгеноборудование - нет необходимой площади для его установки, швейная машина и 2 оверлока - из-за невозможности наладки).
На балансе учреждения числится 10 автомобилей: FORD TRANSIT, FIAT DUCATO, 3 автомобиля ГАЗ - 322121, 2 автомобиля ГАЗ-32213, ГАЗ-330210, САРЗ-3280, CHEVROLET NIVA. Почти все автомобили оборудованы подъемными устройствами, креплениями для инвалидных колясок, голосовым оповещением и ежедневно используются для перевозки детей-инвалидов по г. Воронежу. На автобус САРЗ-3280 на основании приказа ДИЗО ВО от 10.06.2013 № 1050 подготовлены документы на списание.
Проверкой установлено, что заполнение путевых листов легкового автомобиля, списание бензина производились в соответствии с действующим законодательством. Предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств в проверяемом периоде проводились.
Проверкой фактических показаний спидометра всех автомобилей учреждения на дату 20.06.2013 и показаний, отраженными в путевых листах, расхождений не выявлено.

Финансирование и расходы учреждения

В проверяемом периоде финансовое обеспечение расходов учреждения на его содержание и обеспечение реализации полномочий в сфере социального обслуживания населения осуществлялось за счет средств областного бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности и иных источников.
Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности расходы учреждения в 2012 году составили 89035,7 тыс. рублей (97,1% плановых назначений).
Основную часть расходов учреждения составляют расходы на оплату труда с начислениями - 88%. На оплату услуг (коммунальных, прочих услуг по содержанию имущества) и прочие расходы направлено 6,6%, на приобретение основных средств и материальных запасов - 5,4%.
В I квартале 2013 года израсходовано 23206,8 тыс. рублей (20,8% утвержденных плановых назначений на год).
Значительную долю в расходах учреждения также занимает оплата труда с начислениями - 91,2%. На оплату услуг, приобретение материальных запасов и прочие расходы направлено соответственно 7,2% и 1,6%.
В 2012 году субсидии на иные цели в сумме 3077,4 тыс. рублей поступили в рамках подпрограммы "Дети и семья" долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы" № 826 на приобретение оборудования. Учреждением приобретены детская игровая площадка, мебель, насос для бассейна, жалюзи, бытовая техника для гостиницы, стенды, медицинский аппарат "Биоптрон" и нетбук.
Проверкой установлено, что все приобретенное оборудование установлено и используется по назначению.
В 2013 году в рамках ДОЦП "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы" (подпрограмма "Дети и семья", направление "Семья с детьми-инвалидами") предусмотрено 940,0 тыс. рублей. Перечни мероприятий и закупаемого оборудования, предлагаемых к финансированию, утверждены губернатором Воронежской области в плане мероприятий по реабилитации детей, страдающих аутизмом.
По состоянию на 20.06.2013 в рамках данной программы учреждением освоено 60,0 тыс. рублей: оплачен договор на проведение обучающего семинара "Место терапии и сенсорной интеграции в коррекции нарушений детей с РАС".
Проверкой порядка заключения государственных контрактов и договоров в проверяемом периоде нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не установлено.

Приносящая доход деятельность

Оказание платных услуг осуществляется на основании Положения о платных услугах, утвержденного учреждением и согласованного с учредителем. В проверяемом периоде цены на оказываемые услуги (тарифы) установлены приказами учреждения.
В нарушение п. 2.4.1 Устава цены на оказываемые платные услуги не согласованы с учредителем.
В 2012 году перечень платных услуг предусматривал оказание 61 вида услуг, в 2013 году - 64 видов: консультативного приема врачей, психологического консультирования, коррекции двигательных нарушений, занятий на тренажерах, массажа различных частей тела, аппаратных методов лечения, функциональной диагностики и физиотерапевтических услуг. Стоимость одной услуги в 2012 году составляла от 70 рублей (душ "Шарко") до 910 рублей (электроэнцефалография). В 2013 году стоимость отдельных услуг, в основном консультационных, увеличилась на 30 - 40%. Стоимость остальных осталась на прежнем уровне. Ко всем услугам предоставлена калькуляция затрат.
В проверяемом периоде в соответствии с п. 1.7 Положения о платных услугах учреждение оказывало платные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями (в том числе детям-инвалидам, инвалидам), проживающим за пределами Воронежской области. А детям и подросткам, проживающим в г. Воронеже и области, оказывались консультационные услуги в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде детям-инвалидам, инвалидам, проживающим в г. Воронеже и области, услуги сверх установленных реабилитационной программой на платной основе не оказывались.
Всего за проверяемый период в центре реабилитации 146 платных услуг получили 129 детей, - из них 120 детей из г. Воронежа и области и 9 детей-инвалидов из других регионов РФ (Белгородской, Липецкой, Тамбовской и др. областей). В основном это консультации специалистов реабилитационного центра, физиолечение и массаж.
Оплата услуг населением осуществляется на основании заключенных договоров безналичным путем.
В 2012 году в рамках приносящей доход деятельности получено и израсходовано 204,9 тыс. рублей, в I квартале 2013 года - 116,3 тыс. рублей.
Согласно п. 4.5 Положения о платных услугах полученные средства направляются на укрепление материально-технической базы в размере 53%, на материальное стимулирование труда и оплату страховых взносов - 43,5%, на др. цели - 3,5%.
Проверкой установлено, что в 2012 году в нарушение названного выше Положения на оплату труда с начислениями израсходовано 45,9%, что больше на 2,4%, или 5,3 тыс. рублей.
Других нарушений при расходовании средств от приносящей доход деятельности не выявлено.

Штаты и оплата труда

Штатное расписание на 2012 год утверждено руководителем учреждения и согласовано с учредителем в количестве 558 штатных единиц, которые были замещены 371 физическим лицом. За 2012 год штатное расписание менялось 6 раз в связи с изменением структуры учреждения и проводимой оптимизацией штатной численности. По состоянию на 01.06.2013 количество штатных единиц составило 403 шт. ед., замещено физическими лицами в количестве 378 человек 371,6 шт. ед. На момент проверки в учреждении имеется 31,4 шт. ед. вакансий. Проверкой установлено, что все вакансии образовались в текущем 2013 году.
Следует отметить, что приказом главного управления социального развития Воронежской области от 10.10.2008 № 931/ОД утвержден норматив численности работников областных государственных учреждений "Центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями".
Проверкой установлено, что руководитель учреждения, руководствуясь п. 8 названного выше документа, воспользовался правом ввести в штатное расписание учреждения новые подразделения и дополнительные должности, не предусмотренные приказом. Это обусловлено прежде всего введением новых направлений развития центра реабилитации. Так, например, в связи с ростом числа детей, имеющих нарушения уже при рождении, создано отделение раннего развития ребенка. В связи с вводом в 2011 году в эксплуатацию нового корпуса площадью более 5 тыс. кв. м, оснащенного современным оборудованием, также возникла необходимость создания новых отделений и увеличения штата обслуживающего персонала.
Выборочной проверкой личных дел сотрудников (из 355 проверено 32 личных дела) установлено, что дополнительные соглашения к трудовым договорам об увеличении оклада не заключались, что является нарушением ст. 72 Трудового кодекса РФ.
В нарушение ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей) трудовые договоры (или дополнительные соглашения) с сотрудниками центра реабилитации не заключались.
Кроме того, что в нарушение Федеральных законов от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при заполнении табелей учета рабочего времени (февраль, апрель 2012 года и апрель 2013 года) допускались неоговоренные исправления.

Анализ нагрузки медицинских работников учреждения

Проверкой установлено, что директором учреждения ежегодно утверждается план врачебных посещений с указанием норм посещения на 1 ставку специалиста в год, нормы времени на одно посещение, плана посещений исходя из числа штатных единиц по каждой должности. Специалистами центра реабилитации составляется ежемесячная "Ведомость учета посещений в БУ ВО ОЦРДП "Парус надежды", консультации и на дому", на основании которой формируются отчетные данные о количестве оказания услуг и частоте посещаемости пациентов.
Выборочный анализ нагрузки медицинского персонала за 2012 год показал, что врачи невролог и травматолог-ортопед выполняют норматив по посещению детей на 77%, врач-психиатр - на 73%, врач-стоматолог - на 98%, врач-педиатр - на 135%, врач-эндокринолог - на 52%, врач-физиотерапевт - на 68% и врач по лечебной физкультуре - на 93%. В среднем в 2012 году врач загружен на 80%, исключение составляет врач-эндокринолог, нагрузка которого составила 52%, и на 01.01.2013 0,5 ставки врача-эндокринолога было сокращено. Помимо этого, почти по всем категориям врачей в 2012 году имелись вакансии от 0,5 шт. ед. до 1,5 шт. ед. Имеются вакансии и на 01 июня 2013 г. от 0,5 шт. ед. (врач физиотерапевт высшей категории) до 1,9 шт. ед. (врач травматолог-ортопед высшей категории).
По объяснению директора учреждения загрузка врачей в среднем на 80% обусловлена многими причинами: врачи могут какое-то время находиться на больничном, на обучении, а значит, фактически отработанное ими время сокращается. Кроме того, в целях получения необходимых консультаций, родители посещают врачей и без присутствия ребенка. Эти посещения учитываются врачами отдельно и не входят в общий учет посещений, в том числе и планируемый на год. Также в свое рабочее время специалисты обучают родителей методам проведения реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Проведение социально-реабилитационной работы с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии и инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет, закреплено п. 2.3 устава учреждения. В результате с учетом посещений родителей норматив по посещениям выполняется. Поэтому сделать однозначный вывод о том, что в учреждении количество штатных должностей врачей завышено, - спорно.
Общая численность детей, получивших реабилитационные услуги, в 2012 году со ставила 2127 человек, детям оказано 5342 реабилитационные услуги при утвержденном государственном задании в количестве 4150 услуг, т.е. выполнение составило 130%.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании положений об оплате труда работников бюджетного учреждения Воронежской области "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды", утвержденных приказами учреждения и согласованных с учредителем и председателем профсоюзной организации учреждения.
Положения разработаны в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 01 декабря 2008 года № 1044 "О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений" с учетом Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных департаменту труда и социального развития Воронежской области, утвержденного приказом учредителя от 15.03.2011 № 461/ОД.
Выборочной проверкой порядка начисления оплаты труда работникам учреждения нарушений не установлено.
Следует отметить, что в нарушение распоряжения правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 624-р "О повышении оплаты труда" с 1 октября 2012 года директору, его заместителям и главному бухгалтеру повышение оплаты труда на 6% не произведено.
Среднемесячная заработная плата работников учреждения в 2012 году составила 14433 рубля, за I квартал 2013 года - 15442 рубля, в том числе:
административно-управленческого персонала - 40225 рублей, медицинских работников - 16491 рубль, педагогических работников - 12664 рубля, обслуживающего персонала - 10209 рублей.

Расходы на служебные командировки

Выборочной проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено, что в проверяемом периоде допущены нарушения п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки": при направлении работников в командировку аванс на оплату расходов не выдавался.

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в учреждении в проверяемом периоде велся в соответствии с Федеральными законами от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказами Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н <1>, от 06.12.2010 № 162н <2> и Приказом об учетной политике от 29.12.2011 № 301.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
<2> Приказ Министерства финансов РФ от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем ежегодно доводится государственное задание на предоставление государственной услуги "Предоставление реабилитационных услуг в учреждениях социального обслуживания детей и подростков с ограниченными возможностями". Потребителями государственной услуги являются дети и подростки с ограниченными возможностями. Государственным заданием доведены показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых государственных услуг.
Субсидия из областного бюджета на выполнение государственного задания в 2012 году утверждена в объеме 88011,0 тыс. рублей, исполнение составило 85649,7 тыс. рублей, или 97,3%. В 2013 году утверждено 110357,0 тыс. рублей (исполнение в I квартале 2013 года - 20,7%).
Проверкой установлено, что доведенные качественные и количественные показатели государственного задания в 2012 году и в I квартале 2013 года выполнены.

Порядок обслуживания граждан

Первоначальный прием и индивидуальный план реабилитации на каждого ребенка рассматривается на реабилитационном совете (отборочной комиссии). Реабилитационный совет утверждает длительность потока (2 - 3 недели), продолжительность реабилитации (от года до 23 лет), кратность (2 - 3 раза в год), внесение изменений в реабилитационную программу (при необходимости) пребывания пациентов в центре реабилитации.
Порядок и правила предоставления социальных услуг определены в положении о государственном учреждении <3>, которое было утверждено приказом директора учреждения 26.08.2011. В своей деятельности учреждение опирается на стандарты оказания помощи детям, разработанные руководством учреждения на основе приказов Минздравсоцразвития, перечень которых является приложением к положению <3> об учреждении.
--------------------------------
<3> Положение о государственном учреждении нового типа "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды" от 26.08.2011 № 178.

Необходимо отметить, что согласно уставу учредитель обязан принимать участие в планировании деятельности учреждения и определять основные направления и перспективы его развития. Однако на момент проверки нормативный правовой акт, регламентирующий длительность одного потока и особенности оказания помощи детям применительно к реабилитационным центрам, учредителем не разработан. Фактически же один поток реабилитации длится от 2 до 3 недель в зависимости от заболевания и пожелания родителей.
Детям из населенных пунктов Воронежской области, нуждающимся в реабилитации, в 4-м корпусе по ул. Урицкого, 120, на безвозмездной основе предоставляется социальная гостиница.
Гостиница открыта в июне 2011 года. В гостинице имеется 14 двухместных номеров для пребывания матери и ребенка. На заселение в социальную гостиницу получают направление дети-инвалиды в основном из отдаленных районов Воронежской области. Продолжительность пребывания в гостинице составляет 15 - 21 день. По данным учреждения, в настоящее время очередь на получение услуг по проживанию отсутствует. Все дети-инвалиды, нуждающиеся в жилье, обеспечиваются гостиницей в заранее согласованные сроки. Для более полного охвата услугами детей-инвалидов, проживающих в Воронежской области, сокращена кратность пребывания в отделении социальной гостиницы с 3 раз в год в 2012 году до 2 раз в год в 2013 году.
В 2012 году в гостинице проживало 217 детей, за истекший период 2013 года - 126 детей.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно отметить, что деятельность учреждения соответствует основным целям и задачам его создания. Специалистами центра реабилитации с использованием новейших достижений медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и с применением современных методик и видов физиотерапии оказывается многоуровневый комплекс реабилитационных услуг. При этом, особое внимание уделяется развитию у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни. Помимо этого, центр реабилитации осуществляет обучение родственников детей с ограниченными возможностями здоровья практическим навыкам общего ухода за ними.
В то же время при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждением допущены нарушения отдельных законодательных актов.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление БУ ВО "Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды".
2. Направить информационное письмо департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Заместитель начальника инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
Е.М.ТАРАКАНОВА

Руководитель проверки
И.Н.ШЛЫКОВА


------------------------------------------------------------------