Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 25.07.2013 N 2.35-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2011 - 2012 годах и текущем периоде 2013 года на реализацию ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 25 июля 2013 года № 12(106)

ОТЧЕТ № 2.35-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2011 - 2012 ГОДАХ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ
2013 ГОДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОЦП "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.35 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 06.05.2013 № 28.

Цель контрольного мероприятия: анализ законности и результативности использования средств, направленных в 2011 - 2012 годах и текущем периоде 2013 года на реализацию ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - акт № 2.35/1-2013 от 27.06.2013.
2. Подгоренское городское поселение Подгоренского района - акт № 2.35/7-2013 от 21.06.2013.
3. МУЗ "Богучарская ЦРБ" - акт № 2.35/6-2013 от 20.06.2013.
4. Воробьевское сельское поселение Воробьевского района - акт № 2.35/5-2013 от 20.06.2013.
5. Городское поселение г. Бобров Бобровского района - акт № 2.35/2-2013 от 17.05.2013.
6. Рубашевское сельское поселение Аннинского района - акт № 2.35/3-2013 от 22.05.2013.
7. Горожанское сельское поселение Рамонского района - акт № 2.35/4-2013 от 23.05.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 13 мая 2013 года по 04 июля 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение участниками программы федерального и регионального законодательства при реализации программных мероприятий.
2. Исполнение требований нормативных и распорядительных актов правительства Воронежской области и органов местного самоуправления в ходе реализации программы.
3. Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при заключении муниципальных контрактов.
4. Исполнение обязательств по заключенным контрактам.
5. Ведение бухгалтерского учета бюджетных инвестиций при приобретении и строительстве жилья, при реконструкции и строительстве тепловых сетей.
6. Достижение в 2011 - 2012 годах целевых показателей, предусмотренных ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы".

Результаты контрольного мероприятия:
Долгосрочная областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее по тексту - ДОЦП, программа) утверждена постановлением правительства Воронежской области от 07.10.2010 № 836. Государственным заказчиком-координатором программы является управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (далее по тексту - Управление).
Главной целью программы является повышение уровня и качества предоставляемых услуг жизнеобеспечения и повышение качества жилищных условий.
Всего программой предусмотрена реализация пяти мероприятий, из них в 2011 - 2013 годах предусмотрено финансирование трех мероприятий:
- модернизация ветхих тепловых сетей;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- восстановление циркуляции горячей воды в системах горячего водоснабжения многоквартирных домов.
Финансирование мероприятий по установке приборов учета тепла и установке асинхронных частотно-регулируемых приводов в рамках данной программы запланировано только на 2015 год. Однако в целевых показателях и индикаторах программы оплата за тепло по приборам учета по 100% объектов соцсферы, предусмотренным программой, должна быть достигнута уже в 2013 году. Таким образом, Управлением, которое является государственным заказчиком - координатором программы, в нарушение п. 1.2 раздела III постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 № 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ..." не обеспечена взаимосвязь программного мероприятия с планируемыми объемами финансовых ресурсов.

Финансовые показатели исполнения программы

Программные мероприятия реализуются муниципальными образованиями при финансовой поддержке из областного бюджета.
Согласно паспорту программы в 2011 - 2012 годах финансирование из средств областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников предусмотрено в объеме 227180 тыс. рублей. Фактически за два года на реализацию программы выделено 149830 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 112669 тыс. рублей, из местных бюджетов - 37161 тыс. рублей. За счет внебюджетных источников осуществлялось восстановление циркуляции горячей воды в системах горячего водоснабжения многоквартирных домов. Информация о финансовых затратах теплоснабжающих организаций на реализацию данного мероприятия в Управлении отсутствует.
Как показала проверка, общий объем финансирования в 2011 году составил 81094 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 61786 тыс. рублей (99,9% программного показателя), средства местных бюджетов - 19308 тыс. рублей (99,6% программного показателя).
В 2012 году общая сумма ассигнований составила 68726 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 50873 тыс. рублей (97,7% программного показателя), средства местных бюджетов - 17853 тыс. рублей (53,1% программного показателя). Таким образом, бюджетные ассигнования, выделенные в 2011 и 2012 годах как из областного, так и из местных бюджетов, не соответствуют финансовым показателям программы.
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области № 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ..." программа подлежит корректировке в части объемов финансирования государственным заказчиком-координатором.
Проведенный анализ показал, что муниципальными образованиями исполнены обязательства, предусмотренные соглашениями по обеспечению доли финансирования мероприятий за счет средств местных бюджетов, заключенными между Управлением и администрациями муниципалитетов. Следует отметить положительные факты, когда для реализации программных мероприятий в местных бюджетах ассигнования планировались и выделялись в больших объемах, чем предусмотрено по нормативу, обязательному для получения субсидий и по условиям соглашений. Например, из бюджета г. Лиски в 2011 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда дополнительно были выделены средства в сумме 5846 тыс. рублей. При строительстве теплотрассы в г. Богучар в 2012 году из районного бюджета выделено средств на 520,4 тыс. рублей больше, чем предусмотрено соглашением.
Согласно паспорту программы на 2013 год общий объем ассигнований предусмотрен в сумме 98240 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 47400 тыс. рублей, из местных бюджетов - 20840 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 30000 тыс. рублей. Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2013 год..." предусмотрены ассигнования в сумме 36554,6 тыс. рублей. Объем финансирования программных мероприятий из местных бюджетов будет определен после заключения соглашений между управлением и администрациями муниципальных образований.

Модернизация ветхих тепловых сетей

Главной целью мероприятия является снижение доли утечек и повышение качества теплоснабжения. Программой предусматривается проведение работ по модернизации ветхих тепловых сетей протяженностью 700 км.
В 2011 - 2012 годах областным бюджетом в соответствии с программными назначениями предусмотрены средства на модернизацию тепловых сетей в сумме 36623 тыс. рублей, фактические расходы составили 36464 тыс. рублей.
Участниками программы являлись Подгоренский и Богучарский районы.
На реконструкцию ветхих тепловых сетей в Подгоренском городском поселении в 2011 году израсходовано 5065,5 тыс. рублей, в том числе: 4990,9 тыс. рублей - областной бюджет, 74,6 тыс. рублей - местный бюджет.
На строительство теплотрассы в г. Богучаре в 2011 году направлено 11952,3 тыс. рублей, в том числе: 11773,1 тыс. рублей - областной бюджет, 179,2 тыс. рублей - местный бюджет. В 2012 году на погашение кредиторской задолженности израсходовано 20517,3 тыс. рублей, в том числе: 19700 тыс. рублей - из областного бюджета, 817,3 тыс. рублей - из местного бюджета.
В 2013 году средства на реконструкцию тепловых сетей согласно паспорту программы предусмотрены в сумме 15300 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 15000 тыс. рублей, из местных бюджетов - 300 тыс. рублей. В областном бюджете на текущий год ассигнования на модернизацию тепловых сетей не запланированы.
В ходе проверки реализации данного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки:
I. При проверке сметной документации на реконструкцию тепловых сетей в Подгоренском городском поселении установлено, что в расчет начальной цены контракта, который в соответствии с договором о передаче муниципальным заказчиком части полномочий и функций заказчику - застройщику от 26.05.2011 № 42/з-з осуществлял ГУП "Облкоммунсервис", необоснованно включены средства на возмещение дополнительных затрат при производстве строительных работ в зимнее время в сумме 69,7 тыс. рублей, тогда как в соответствии с ГСН 81-05-02-2007 р. 1, п. 3 на объектах, строительство которых предусматривается осуществлять только в летний период, нормы зимнего удорожания не применяются.
II. Муниципальным заказчиком строительства теплотрассы в г. Богучаре являлось МУЗ "Богучарская ЦРБ", тогда как соглашение "О порядке взаимодействия при осуществлении совместных действий по модернизации ветхих тепловых сетей" заключено между управлением ЖКХиЭ (главный распорядитель средств областного бюджета) и администрацией Богучарского района (муниципальный заказчик). При этом нормативно-правовые основания для исполнения МУЗ "Богучарская ЦРБ" полномочий заказчика по строительству тепловых сетей не представлены.
Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса муниципальный контракт № 59 от 05.07.2011 заключен на сумму 31441,4 тыс. рублей, что превышает лимит в сумме 11773,1 тыс. рублей, доведенный до администрации Богучарского района в 2011 году.
В нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ срок исполнения работ по контракту - 20.09.2011 - дополнительным соглашением № 1 (без даты) продлен до 15.11.2011.
В нарушение п. 2.6 муниципального контракта окончательный расчет с подрядчиком произведен (24.12.2012) до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (13.01.2013).
Статьей 8 муниципального контракта предусмотрено обязательное страхование строительных рисков подрядной организацией, в то время как данный вид затрат не был учтен сводным сметным расчетом к муниципальному контракту ни в процессе подготовки конкурсной документации, ни в момент подписания муниципального контракта. Подрядчиком договор страхования гражданской ответственности не заключался, что при возникновении страхового случая не может обеспечить получение соответствующего страхового возмещения и произвести восстановительные работы части объекта или объекта в целом.
Обеспечение исполнения контракта согласно п. 5.8 муниципального контракта представлено в виде договора поручительства. В ходе проверки установлено, что срок действия договора определен до 20.09.2011, то есть заканчивается на 56 дней раньше, чем срок исполнения контракта, что заведомо исключает получение заказчиком неустойки или возмещения убытков в случае неисполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту.
За счет средств, выделенных на реализацию данного мероприятия, с применением современных энергосберегающих материалов модернизировано 4,35 км тепловых сетей, в том числе: 0,59 км - в Подгоренском городском поселении, 3,76 км - в г. Богучаре. Таким образом, значение программного показателя (4 км) достигнуто.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Целью данного мероприятия является переселение граждан, проживающих в аварийных помещениях, в жилой фонд, соответствующий установленным санитарным и техническим требованиям. Обеспечение благоустроенным жильем производится путем приобретения и строительства жилых помещений.
В 2011 году на эти цели программой запланировано выделить 64120 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 45030 тыс. рублей, из бюджетов муниципальных образований - 19090 тыс. рублей.
Областные средства в общей сумме 45155,8 тыс. рублей выделены восьми муниципальным образованиям на расселение аварийных домов. Объем собственных средств муниципальных образований, выделенных на реализацию этих мероприятий, составил 24758,7 тыс. рублей.
Все муниципальные образования, участвующие в программе в 2011 году, кроме Воробьевского сельского поселения, где велось строительство дома, для расселения граждан приобретали готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. На момент проведения проверки все запланированные мероприятия завершены.
Как показала проверка исполнения программных мероприятий в г. Боброве, во всех заключенных контрактах не установлены сроки поставки товара, что не позволит применить к поставщику штрафные санкции в случае просрочки исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, выявлены нарушения Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контрактов на приобретение жилья:
1. В нарушение п. 5 ст. 9 дополнительным соглашением к контракту от 22.09.2011 № 16 продлен срок действия данного контракта.
2. В нарушение п. 5 ст. 9 и п. 10 ст. 41.12 в конкурсной документации и заключенных контрактах содержатся различные данные о сроках поставки товара (по контрактам от 14.11.2011 б/н, от 22.09.2011 № 16, от 29.08.2011 б/н).
Кроме того, согласно ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы" муниципальные образования должны обеспечить снос аварийного жилья. Осмотр расселяемых домов показал, что снос аварийного жилья в г. Боброве произведен не по всем адресам: не снесены три дома, расположенные по ул. Свеклопункт. В ходе проведения контрольного мероприятия получен ответ администрации г. Боброва на представление Контрольно-счетной палаты, согласно которому дома снесены.
Администрацией Терновского сельского поселения также не произведен снос аварийного дома в течение одного квартала с момента окончания расселения жителей в 2012 году, что нарушает не только требования ДОЦП, но и пункта 2.3.7 соглашения от 20.07.2012 № 130, заключенного с Управлением.
Работы по строительству четырехквартирного дома в с. Воробьевка согласно формам КС-2 и КС-3 подрядчиком ООО "СтройМастер" закончены 31.10.2012, тогда как по условиям муниципального контракта строительство должно быть завершено 01.12.2011. В соответствии с п. 10.2 контракта заказчик имел право потребовать уплату неустойки, сумма которой за период просрочки (11 месяцев) составила 149,2 тыс. рублей. Однако предоставленными условиями контракта правами муниципальный заказчик не воспользовался, штрафные санкции к подрядчику не применялись.
Согласно порядку предоставления субсидий, утвержденному постановлением правительства области № 836, объем субсидий, выделяемых муниципальным образованиям, рассчитывается исходя из общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных домах и средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья на территории городского округа или поселения. Как показала проверка, администрациями Ольховатского городского поселения и Воробьевского сельского поселения расчет стоимости 1 кв. м жилья произведен без подтверждающих документов. Данные факты свидетельствуют о нарушении ст. 19.1 Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов..." и п. 4.2 порядка.
Администрация Ольховатского городского поселения неправомерно включила в программу площадь пустующей квартиры № 2 в доме № 32 по ул. Степана Разина, поскольку указанное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, не было передано во владение и пользование для проживания в нем граждан по договору социального найма. Средства областного бюджета в сумме 374,7 тыс. рублей, выделенные на расселение данной квартиры, были возвращены 31 января 2012 года.
В соответствии с программой в 2011 году из аварийного жилья переселен 171 человек.
По итогам реализации мероприятия в 2011 году было расселено 2692,43 кв. м аварийного жилищного фонда, что составляет 1,36% общей площади жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, и соответствует программному показателю.
На 2012 год программой предусмотрено финансирование данного мероприятия в сумме 35640 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 32400 тыс. рублей, из местных бюджетов - 3240 тыс. рублей.
Субсидии из областного бюджета в сумме 32400 тыс. рублей распределены между 12 муниципальными образованиями. Средства местных бюджетов запланированы в сумме 17134 тыс. рублей.
Фактически на момент проведения проверки из 49534 тыс. рублей, выделенных на мероприятия в 2012 году, освоено 48642,7 тыс. рублей (98,2%), в том числе: из областного бюджета - 31597,8 тыс. рублей (97,5%), из местных бюджетов - 17044,9 тыс. рублей (99,2%).
В 2 муниципальных образованиях мероприятия, запланированные на 2012 год, остались незавершенными:
- Эртильское городское поселение было включено в перечень получателей субсидий в соответствии с постановлением от 26.11.2012 № 1068 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 09.07.2012 № 607", согласно которому субсидия из областного бюджета составляет 512,3 тыс. рублей. Финансирование из местного бюджета предусмотрено 56,9 тыс. рублей. Как показала проверка, областные средства в районный бюджет не перечислены в связи с допущенной ошибкой при заполнении платежного документа;
- в Ольховатском городском поселении для переселения семьи, проживающей в кв. 5 в аварийном доме № 17 по ул. Заводской Поселок, размещались заявки на проведение 5 открытых аукционов в электронной форме, которые признаны несостоявшимися по причине отказа собственницы квартиры от предлагаемого жилья. Бюджетные ассигнования в сумме 322,2 тыс. рублей (290 тыс. рублей - областные средства, 32,2 тыс. рублей - средства городского поселения) не освоены.
В 2012 году программой предусмотрено переселение 157 человек, фактически переселено 146.
По итогам 2012 года было расселено 2135,58 кв. м аварийного жилищного фонда, что составляет 1,92% общей площади аварийных жилых помещений при плановом значении показателя - 1,64%.
На 2013 год расходы на данное мероприятие программой запланированы в сумме 32400 тыс. рублей. В законе об областном бюджете (ред. от 03.06.2013 № 65-ОЗ) на текущий год ассигнования на указанные цели предусмотрены в сумме 24554,6 тыс. рублей. Постановлением правительства Воронежской области от 13.06.2013 № 512 субсидии на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 6212,3 тыс. рублей предусмотрено направить трем муниципальным образованиям.
На момент проверки управлением подписано соглашение от 25.06.2013 № 1/р с администрациями Эртильского района и городского поселения, областные средства в сумме 597,1 тыс. рублей перечислены в районный бюджет.

Восстановление циркуляции горячей воды в системах горячего водоснабжения многоквартирных домов

В 2011 году согласно программе за счет внебюджетных источников в сумме 30320 тыс. рублей планировалось восстановить циркуляцию горячей воды в 111 домах. По информации управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Воронежа реализация мероприятия осуществлялась в г. Воронеже двумя теплоснабжающими организациями - МКП "Воронежтеплосеть" (66 домов) и ОАО "Квадра" - "Воронежская региональная генерация" (45 домов).
В 2012 году программой предусмотрено восстановление циркуляции горячей воды в 300 домах за счет средств местных бюджетов в сумме 30000 тыс. рублей и внебюджетных источников - 30000 тыс. рублей. Фактически в г. Воронеже восстановлена циркуляция горячего водоснабжения в 153 домах. Бюджетные средства на данное мероприятие не направлялись. Целевой показатель исполнен на 51%.
В 2013 году согласно программе предусмотрено восстановить циркуляцию горячей воды в 377 многоквартирных домах. Для этого запланированы средства местных бюджетов в сумме 15800 тыс. рублей, внебюджетных источников - 30000 тыс. рублей. По информации управления ЖКХ администрации г. Воронежа предусмотрено восстановление циркуляции горячей воды в 125 многоквартирных домах.
Распоряжением правительства Воронежской области от 17.10.2012 № 674-р утвержден план мероприятий по введению единой платежно-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства в Воронежской области. Согласно плану в проект бюджета на 2013 год предусматривалось включить бюджетные ассигнования в сумме 12000 тыс. рублей на финансирование указанных мероприятий в рамках ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы", а также в установленном порядке внести изменения в программу. Как показала проверка, расходы на реализацию программы в сумме 12000 тыс. рублей в областном бюджете на 2013 год предусмотрены, при этом изменения в программу не внесены.
На момент проверки средства на проведение мероприятий по введению единой платежно-сервисной системы жилищно-коммунального хозяйства не использовались в связи с уточнением порядка ее введения и работы.

Выводы:
В ходе реализации ДОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы" в 2011 - 2012 годах переселено из аварийного жилищного фонда 317 человек, модернизировано 4,35 км тепловых сетей, восстановлена циркуляция горячей воды в системах горячего водоснабжения в 236 многоквартирных домах.
По причине недостаточного финансирования программы мероприятия по установке приборов учета и асинхронных частотно-регулируемых электроприводов перенесены на 2015 год, расходы на модернизацию ветхих тепловых сетей в 2011 - 2012 годах составили всего 10% первоначально планируемых программой. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья профинансированы на 90% первоначально запланированных ассигнований. В сложившейся ситуации очевидно, что предусмотренные программой показатели по модернизации 700 км ветхих тепловых сетей, установке 450 приборов учета тепла и 250 асинхронных частотно-регулируемых электроприводов не будут достигнуты.
В связи с этим государственному заказчику - координатору программы - управлению ЖКХиЭ необходимо провести корректировку показателей программы, сроков и объемов финансирования, а также обеспечить взаимосвязь программных мероприятий с планируемыми объемами финансовых ресурсов.
Администрациям муниципальных образований, участвующим в реализации программы, и ГУП "Облкоммунсервис" следует устранить нарушения и недостатки, которые отражены в актах проверок.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, ГУП "Облкоммунсервис".

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА


------------------------------------------------------------------