Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 25.07.2013 N 2.44-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года противотуберкулезным диспансерам Воронежской области"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 25 июля 2013 года № 12(106)

ОТЧЕТ № 2.44-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫМ ДИСПАНСЕРАМ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.44 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 25.06.2013 № 42.

Цель контрольного мероприятия: контроль целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2012 году и текущем периоде 2013 года противотуберкулезным диспансерам на выполнение государственного задания.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
- КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер" - акт от 05.07.2013 № 2.44/1-2013;
- КУЗ ВО "Острогожский противотуберкулезный диспансер" - акт от 05.07.2013 № 2.44/2-2013;
- КУЗ ВО "Семилукский противотуберкулезный диспансер" - акт от 05.07.2013 № 2.44/3-2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 1 по 12 июля 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими деятельность противотуберкулезных диспансеров.
2. Проверка соответствия деятельности учреждений целям и функциям, определенным их учредительными документами.
3. Соблюдение в процессе деятельности федерального и областного законодательства, в том числе распоряжений и приказов департамента здравоохранения Воронежской области.
4. Анализ деятельности объектов проверки, в том числе:
- реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2012 год и текущий период 2013 года;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ штатной численности и заработной платы.
5. Проверка оформления, учета наличия и эффективности использования областного имущества.
6. Соблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Результаты контрольного мероприятия:
Противотуберкулезная помощь в Воронежской области оказывается десятью специализированными учреждениями здравоохранения, подведомственными департаменту здравоохранения Воронежской области (далее - департамент здравоохранения): головное учреждение КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Похвисневой" и 9 районных противотуберкулезных диспансеров (Острогожский, Павловский, Семилукский, Бобровский, Бутурлиновский, Калачеевский, Россошанский, Новохоперский и Борисоглебский).
Проверка законности и результативности использования средств, направленных в 2012 году и текущем периоде 2013 года на оказание специализированной противотуберкулезной медицинской помощи, проведена с выездом в Павловский, Острогожский и Семилукский противотуберкулезные диспансеры.
Диспансеры как казенные учреждения здравоохранения, созданы в 2011 году путем изменения типа существующих государственных учреждений здравоохранения.
В соответствии с уставами целью создания учреждений является оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению Воронежской области.
Их профессиональная деятельность осуществлялась на основании лицензий.

Имущество диспансеров

В ходе проверки использования областного имущества отмечено, что свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление на все объекты недвижимости оформлены только в Павловском тубдиспансере.
В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ в Острогожском тубдиспансере из 19 объектов недвижимости право оперативного управления зарегистрировано только на 3 объекта.
В Семилукском тубдиспансере отсутствует какой-либо документ, определяющий право пользования помещениями, занимаемыми учреждением в здании районной больницы по адресу г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 36.
Также не оформлены свидетельства государственной регистрации постоянного (бессрочного) пользования и на земельные участки Павловского тубдиспансера, что нарушает требования ст. 25 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, данные земельные участки в противоречие Приказу Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета... и инструкции по его применению" не отражены на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
В ходе выборочных инвентаризаций основных средств установлено наличие неучтенного имущества на общую сумму 1166,1 тыс. рублей, в том числе в Павловском тубдиспансере - забор из профлиста и 4 кондиционера на общую сумму 801,2 тыс. рублей, в Острогожском тубдиспансере - гараж, дезкамера, а также забор кирпичный на общую сумму 364,9 тыс. рублей.
В Острогожском тубдиспансере в нарушение требований Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета..., утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н не ведется раздельный учет основных средств. Так, медицинская и офисная мебель, оборудование пищеблока и прачечной числится на балансе как "прочее имущество" в количестве 1 шт. стоимостью 520,4 тыс. рублей.
Следует отметить, что часть имущества, переданного учреждениям в оперативное управление, используется ими неэффективно либо не эксплуатируется совсем.
К примеру, в Павловском тубдиспансере с 1999 года не использовались 2 новых газовых водонагревательных котла (59,4 тыс. рублей). Аналогично, в Острогожском тубдиспансере находятся на складе и не используются стиральная машина и медоборудование (в связи с нефункционированием с июля 2012 года баклаборатории) на сумму 432,6 тыс. рублей. В Семилукском тубдиспансере на протяжении пяти лет не востребована дезинфекционная установка ДА-10 стоимостью 911,3 тыс. рублей.
Кроме того, установлено, что Павловским тубдиспансером более 1,5 лет не эксплуатируются помещения общей площадью 1312,4 кв. м, ранее в которых были размещены дневной и круглосуточный стационар. Причина - несоответствие стационаров санитарно-эпидемиологическим нормам (приказ департамента здравоохранения от 18 мая 2011 года № 718). Расходы на содержание указанных площадей (заработная плата обслуживающего персонала, коммунальные расходы, текущий ремонт котельной) за 2012 год и 5 месяцев 2013 года составили 1929,9 тыс. рублей. В связи с тем, что помещения длительное время не эксплуатируются, расходы по его содержанию квалифицируются как неэффективное использование средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ).

Расходы областного бюджета

Диспансеры финансировались из областного бюджета на основании смет расходов, утвержденных департаментом здравоохранения Воронежской области.
Использование выделенных учреждениям в 2012 году бюджетных ассигнований характеризовалось на уровне 97 - 100%:
- Павловский тубдиспансер - расходы составили 16845,5 тыс. рублей (98,7% плана). Неиспользованные ассигнования (ст. 225, 223 КОСГУ) составили 148,7 тыс. рублей. Причиной явилось позднее перераспределение бюджетных ассигнований;
- Семилукский тубдиспансер - расходы составили 6685,2 тыс. рублей (99,9% плана);
- Острогожский тубдиспансер - расходы составили 13989,9 тыс. рублей (97%). Причиной явилась экономия по расходам на коммунальные услуги.
Текущее содержание учреждений представлено расходами на заработную плату, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, приобретение основных средств и материальных запасов.
В ходе проверки указанных расходов установлено, что в Павловском тубдиспансере в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса, Приказа Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации", бюджетные ассигнования по разделу 09 подразделу 03 "Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов" использовались в 2012 году на содержание поликлиники (раздел 09 подраздел 02 "Амбулаторная помощь"). Это привело к нецелевому использованию средств областного бюджета в сумме 262,2 тыс. рублей.
В 2012 году в рамках реализации ведомственной целевой программы "Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Воронежской области" на проведение капитального ремонта зданий выделено Павловскому тубдиспансеру 2950,0 тыс. рублей, Острогожскому тубдиспансеру - 624 тыс. рублей, Семилукскому тубдиспансеру - 100 тыс. рублей.
Проверкой порядка размещения заказов на выполнение ремонтных работ нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не установлено.
В Семилукском диспансере проведены работы по ремонту баклаборатории, в Острогожском тубдиспансере - ремонтные работы по стационарному отделению, в Павловском тубдиспансере - ремонт поликлинического отделения.
Проверкой исполнения государственных контрактов отмечен факт нарушения договорных обязательств подрядчиком (ООО "Павловскремстрой") при проведении капитального ремонта поликлиники Павловского тубдиспансера: не выполнены работы по отмостке здания на сумму 40,5 тыс. рублей. Имеется гарантийное письмо от подрядчика о выполнении работ до 13 июля 2013 года.
Проверкой прочих расходов учреждений установлено неэффективное расходование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) в Павловском тубдиспансере в сумме 9,9 тыс. рублей, поскольку в 2012 году уплачены пени за несвоевременное перечисление водного и земельного налога.

Заработная плата

Основная доля расходов учреждений в 2012 году приходится на оплату труда и начисления от 70,9% (Острогожский тубдиспансер) до 81,5% (Павловский тубдиспансер), в I полугодии 2013 года - от 82,4% (Острогожский тубдиспансер) до 86% (Семилукский тубдиспансер).
Штатная численность учреждений в 2012 году составляла: в Павловском тубдиспансере - 80 штатных единиц, Острогожском - 74,5, Семилукском - 43 шт. единицы и не превышала количества штатных единиц по разработочной ведомости. С апреля 2013 года в Острогожском тубдиспансере в рамках реструктуризации учреждения (закрытие стационара) штатная численность уменьшилась и составила 67 шт. единиц.
Укомплектованность физическими лицами по состоянию на 01.07.2013 составляла: в Павловском тубдиспансере - 56,3%, Острогожском - 83,6%, Семилукском тубдиспансере - 67%. От 10 до 20% штатной численности должности заняты внутренними и внешними совместителями.
В проверенных диспансерах оплата труда работников учреждений осуществлялась на основании утвержденных главными врачами положений об оплате труда работников учреждений.
С 01.04.2013 на основании приказа департамента здравоохранения Воронежской области от 06.05.2013 № 758 разработаны и утверждены новые положения об оплате труда.
Выборочной проверкой начисления заработной платы нарушений не установлено.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в учреждениях осуществлялся согласно Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 12.10.2012) "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению".
В ходе анализа кредиторской задолженности установлено, что в Павловском тубдиспансере на 01.01.2012 кредиторская задолженность составляла 518,4 тыс. рублей, в том числе материальные запасы - 224,4 тыс. рублей. Причиной наличия значительных сумм кредиторской задолженности, в том числе по приобретению материальных запасов, явилось принятие бывшим руководством учреждения в 2010 - 2011 годах бюджетных обязательств сверх доведенных бюджетных ассигнований, что является нарушением ст. 162 Бюджетного кодекса РФ.
Учреждением в 2012 - 2013 годах операции с наличными денежными средствами не проводились.
В Семилукском тубдиспансере установлены нарушения Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки":
- при направлении работника в командировку аванс на оплату расходов не выдавался;
- в 2012 году при возвращении из командировок авансовые отчеты об израсходованных суммах составлялись позднее 3 рабочих дней.
Проверкой путевых листов нарушений не установлено.
Списание бензина производилось согласно методическим рекомендациям "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69 БК РФ департаментом здравоохранения проверенным учреждениям на 2012 год доводилось государственное задание по оказанию стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. В 2013 году государственное задание не доводилось, в связи с чем оценка деятельности учреждений проведена по показателям выполнения программы государственных гарантий по обеспечению оказания бесплатной медицинской помощи.
Отмечено как превышение, так и невыполнение плановых показателей.
В Острогожском и Семилукском тубдиспансерах в 2012 году не выполнены показатели по предоставлению стационарно-замещающей медицинской помощи и флюорографических осмотров соответственно.
В Павловском тубдиспансере в 2012 году из трех видов медицинской помощи государственное задание выполнено только по амбулаторно-поликлинической. Невыполнение объемов по стационару и дневному стационару объяснялось приостановлением его деятельности по причине несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормам. За 6 месяцев 2013 года основные показатели обеспечения консультативной и лечебно-диагностической помощи в амбулаторно-поликлинических подразделениях выполнены.

Выводы:
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в целом учреждения выполняют возложенные на них функции по оказанию противотуберкулезной специализированной медицинской помощи. Однако, в ходе проверки отмечены отдельные нарушения и недостатки, по устранению которых Контрольно-счетной палатой Воронежской области направлены представления в адрес проверенных учреждений.

Заместитель начальника инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
Е.М.ТАРАКАНОВА

Руководитель проверки
В.И.ШЕВЧЕНКО


------------------------------------------------------------------