Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2013 по делу N А14-20168/2012 <Требования о признании незаконными действий администрации по невключению существующего павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов удовлетворены, так как утверждение схемы не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу № А14-20168/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 31.07.2013 г.
Индивидуальный предприниматель Б., (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд с требованиями (с учетом уточнений) к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация города) о признании незаконными действий по не включению существующего павильона ИП Б. в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа, утвержденную Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 № 407 по адресу: г. Воронеж, <...> и просит обязать ответчика внести изменение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа, включив в нее существующий павильон ИП Б. по адресу: г. Воронеж, <...>.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управу Железнодорожного района городского округа город Воронеж.
Определением от 07.06.2013 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи.
В судебном заседании 11.06.2013 предприниматель заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела № А14-5975/2013. Ходатайство принято судом к рассмотрению.
В судебном заседании 11.06.2013 объявлялся перерыв до 19.06.2013.
После перерыва в судебном заседании 19.06.2013 предприниматель и его представитель устно отказались от заявленного ходатайства о приостановлении производства по делу и просили рассмотреть дело по существу.
Также в судебном заседании 19.06.2013 предприниматель и его представитель устно заявили об уточнении части заявленных требований и просили признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Воронеж по не включению существующего павильона ИП Б. в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа, утвержденную Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 № 407 по адресу: г. Воронеж, <...>.
На основании статьи 49 АПК РФ ходатайство удовлетворено судом, уточненные требования приняты к рассмотрению.
Администрация города возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует.
21.06.2004 К. Комитетом главного архитектора администрации г. Воронежа выдан ордер на установку торгового павильона <...> по адресу: г. Воронеж, <...> на срок пять лет (до 21.06.2009).
14.10.2006 К. и Б. заключили договор купли-продажи указанного торгового павильона.
По заявлению Б. решением Городской межведомственной комиссией "По установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж" (далее - межведомственная комиссия) от 16.07.2009 № 42 (протокол № 9) согласовано продление ордера на спорный павильон с остановочным навесом "Продукты" <...> на пять лет, то есть до 21.06.2014 (учитывая срок действия ордера до 21.06.2009).
Решением межведомственной комиссии от 23.12.2010 № 68 (протокол № 16) согласовано продление ордера на спорный павильон продовольственные товары в комплексе с остановочным навесом до начала работ по комплексному благоустройству и реконструкции ул. "Д", но не более одного года, то есть до 23.11.2011.
Б., установив, что спорный павильон не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа (далее - Схема размещения НТО), утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011, обратился в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о включении в схему размещения НТО спорного павильона.
19.04.2012 (исх. № 08/4-10/3-2141) Управление главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, рассмотрев обращение Б., сообщило заявителю, что вопрос о возможном включении места для размещения НТО по указанному адресу будет рассмотрен при разработке внесений изменений в Схему размещения НТО.
Управа Железнодорожного района направила ИП Б. уведомление о принудительном демонтаже спорного павильона 18.01.2013.
На заявление предпринимателя о заключении договора на размещение павильона по указанному адресу Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики сообщило 15.04.2012 (исх. № 900/1-Т/О), что заключение договора невозможно, поскольку в Схеме размещения НТО не предусмотрено место под размещение спорного павильона <...>.
Заявитель, утверждая, что оспариваемое бездействие Администрации города не соответствует статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 17 приказа от 20.12.2010 № 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области", обратился в суд с настоящими требованиями.
Администрация городского округа город Воронеж требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 г. № 271-II утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного оборудования на территории городского округа г. Воронеж (опубликовано в газете "Воронежский курьер" № 1 от 11.01.2007 г.).
В приложении № 4 к Положению определены основные функции межведомственной комиссии, к ним относится, в том числе согласование места под установку или переоформление документации по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования (пункт 3.5).
Согласно пункту 5.2 Положения по истечении срока действия разрешения на установку и эксплуатацию павильона, киоска и выносного холодильного оборудования оно может быть продлено решением комиссии по заявке владельца соответствующего объекта.
Решение о продлении срока действия разрешения принимается с учетом городской градостроительной политики и при выполнении следующих требований:
- согласование заявления о продлении срока действия разрешения с органом территориального общественного самоуправления, зарегистрированного в установленном законом порядке на данной территории, или с ТСЖ в границах отвода, в случае размещения объекта в охранных зонах инженерных сетей - с городскими инженерными службами;
- выполнение владельцем павильона, киоска и выносного холодильного оборудования условий данного разрешения;
- соответствие павильона, киоска утвержденной проектной документации;
- поддержание в надлежащем состояние павильона, киоска и выносного холодильного оборудования;
- выполнение санитарно-эпидемиологических требований и требований в сфере защиты прав потребителей;
- выполнение требований по благоустройству прилегающей территории;
- исполнение условий заключенного договора аренды или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком (п. 5.4 Положения).
Администрация города не представила суду доказательств, подтверждающих, что ИП Б. не выполнил требования, предусмотренные пунктом 5.2 Положения, а также не представила доказательства изменения градостроительной ситуации по указанному адресу.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ) Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан приказ от 20.12.2010 № 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Согласно пункту 7 Приказа Схема разрабатывается, в том числе в целях соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах.
Пунктом 17 Приказа установлено, что утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.
Такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (опубликовано в издании "Воронежский курьер" № 50-51, 12.05.2012), решение Воронежской городской Думы от 26.12.2006 № 271-II утратило силу с указанной даты опубликования нормативного акта.
Согласно пункту 4.5 Положения о порядке размещения НТО при разработке новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также внесении изменений в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов, не допускается включение в схему мест размещения нестационарных торговых объектов, за исключением киосков с остановочными навесами, объектов мелкорозничной торговли по реализации печатной продукции, мороженого, цветов, передвижных средств развозной и разносной уличной торговли, а также платежных терминалов, на следующих улицах и площадях городского округа город Воронеж, в том числе - улица Д.
Судом установлено, что срок действия разрешительной документации на эксплуатацию торгового павильона, расположенного по адресу: <...>, на момент утверждения Администрацией Схемы размещения нестационарных торговых объектов (05.05.2011) не истек (даже с учетом решения межведомственной комиссии от 23.12.2010 № 68 (протокол № 16) о продлении ордера на спорный павильон на срок не более одного года, то есть до 23.11.2011), и в силу положений Федерального закона № 381-ФЗ и приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 № 174, не включение Администрацией данного торгового павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО), противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей возлагаются на Администрацию городского округа город Воронеж.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 170 - 177, 180, 181, 197 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Удовлетворить требования индивидуального предпринимателя Б., г. Воронеж (ОГРНИП <...>, ИНН <...>).
Признать незаконным не соответствующим Положению о порядке установки и эксплуатации киосков, павильонов и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 № 271-II, Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденному решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III, Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 г. № 407 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж" бездействие Администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в не включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденную постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 г. № 407, торгового павильона, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Б., расположенного по адресу: г. Воронеж, <...>.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Б., включив в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж торговый павильон, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Б., расположенный по адресу: г. Воронеж, <...>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж в пользу индивидуального предпринимателя Б. судебные расходы в сумме 200 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, принявший решение.


------------------------------------------------------------------