Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 05.09.2013 N 2.50-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года БУЗ ВО "Графский детский санаторий для больных туберкулезом"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 5 сентября 2013 года № 14(108)

ОТЧЕТ № 2.50-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
БУЗ ВО "ГРАФСКИЙ ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.50 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 02.08.2013 № 54.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: акт № 2.50-2013 проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года БУЗ ВО "Графский детский санаторий для больных туберкулезом".

Срок проведения контрольного мероприятия: с 5 августа 2013 года по 29 августа 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
4. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- обоснованность и эффективность расходов учреждения (в том числе приобретение основных средств, медикаментов, продуктов питания, ГСМ, капитальный и текущий ремонт);
- штатной и фактической численности, оплаты труда.
5. Проверка порядка формирования и расходования средств от приносящей доход деятельности.
6. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
7. Реализация областных и ведомственных целевых программ.
8. Анализ выполнения учреждением государственного задания.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Графский детский санаторий для больных туберкулезом" (далее - санаторий, учреждение) создано как государственное учреждение здравоохранения на основании приказов комитета по здравоохранению администрации Воронежской области от 17.03.2000 № 83 "О переименовании ряда государственных учреждений здравоохранения" и от 25.04.2000 № 42 "О внесении изменений в приказ комитета по здравоохранению от 17.03.2000".
Устав утвержден приказом департамента здравоохранения Воронежской области и согласован с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. Согласно уставу, основным видом деятельности является комплексная медицинская, педагогическая и социальная реабилитация детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет с активными и затухающими формами туберкулеза, детей из групп риска по туберкулезу, больных с неспецифической бронхолегочной патологией. Отбор детей для направления в санаторий осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями.
Мощность санатория в соответствии с приказами департамента здравоохранения Воронежской области утверждена в количестве 240 коек.
Дети пребывают в санатории 21 день. За год осуществляется 15 заездов. Базовая стоимость путевки определена постановлениями правительства ВО в размере 15720 рублей - в 2012 году и 16586,6 рубля - в 2013 году.
В санатории не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы содержания детей:
- в период каникул площадь палат из расчета на 1 койку не соответствует требованиям санитарных норм (не менее 6,0 кв. м) и составляет 3,8 - 5 кв. м, что является нарушением ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев";
- в нарушение п. 4.13 СанПиН 2.4.2.2843-11 и п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 в лечебных корпусах и в школе туалеты для детей не оборудованы закрывающимися кабинами.

Выполнение государственного задания

В 2012 и 2013 годах санаторию в соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем доведено государственное задание на предоставление государственной услуги "Услуги детских санаториев для больных туберкулезом". В 2012 году потребителями государственной услуги являлись дети, больные туберкулезом, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, а в 2013 году - физические лица, дети до 16 лет, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении.
Учреждением не выполнено два утвержденных показателя - "коэффициент занятости койки" и "оказание санаторно-оздоровительной помощи". Невыполнение плана койко-дней, по объяснению руководства санатория, связано с недостаточной работой фтизиатрической и педиатрической служб г. Воронежа и некоторых районов области по распределению путевок.
Следует отметить, что, несмотря на невыполнение учреждением государственного задания, учредителем на 2013 год утвержден показатель "Санаторно-оздоровительная помощь" в количестве 75500 койко-дней, что на 5,3% выше утвержденного в 2012 году и на 23% выше фактического исполнения.

Финансовые источники учреждения

Финансирование учреждения осуществлялось путем предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества на основании соглашений, заключенных с учредителем. Кроме того, в соответствии с уставом учреждение осуществляло приносящую доход деятельность.
Фактические расходы учреждения в 2012 году составили 59419,7 тыс. рублей, или 99,3% плановых назначений, в том числе: субсидии на выполнение государственного задания - 50434,9 тыс. рублей, субсидии на иные цели - 4175,4 тыс. рублей (по программе "Модернизация здравоохранения Воронежской области..." - 856,7 тыс. рублей, по целевой программе "Укрепление материально-технической базы..." - 1632,2 тыс. рублей, на материально-техническое и социальное развитие учреждения - 1686,5 тыс. рублей); средства, полученные от приносящей доход деятельности - 4809,4 тыс. рублей.
В I полугодии 2013 года учреждением израсходовано 27919,3 тыс. рублей, или 38,9% годового плана. Субсидия на выполнение государственного задания составила 27809 тыс. рублей, средства, полученные от приносящей доход деятельности, 110,3 тыс. рублей.
Основная часть расходов, выделенных из областного бюджета на выполнение государственного задания, приходится на оплату труда с начислениями и составила в 2012 году 62,2% и I полугодии 2013 года - 67%. На питание израсходовано 17,6% и 13,9%, на оплату коммунальных услуг - 10,2% и 7,6%, прочие работы и услуги - 4,1% и 4%, налог на землю - 0,5% и 2,1% соответственно. На связь, прочие услуги, ГСМ, материальные запасы и текущий ремонт здания направлено менее 2% всех расходов.
В ходе проверки установлено:
- в нарушение п. 4 приказа департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 30.09.2010 № 322 <1> сметы на выполнение ремонтных работ утверждались без применения территориальных единичных расценок. В 2013 году стоимость работ по гражданско-правовым договорам с Х.Ю.И. оказалась завышена на 60,9 тыс. рублей, что привело к неэффективным расходам бюджетных средств в сумме 54,3 тыс. рублей и собственных средств учреждения (6,6 тыс. рублей). Оплата производилась наличными денежными средствами через кассу учреждения. По ГПД от 01.07.2013 № 35 учреждением за счет собственных средств оплачены работы на сумму 52,0 тыс. рублей, которые фактически не были выполнены. В ходе проверки подрядчик возвратил в кассу санатория выплаченную ему сумму - 45,2 тыс. рублей (приходный кассовый ордер от 12.08.2013 № 59), а начисления в сумме 6,8 тыс. рублей (налог на доходы физических лиц) бухгалтерией сторнированы;
- оплата неустойки и штрафов за несвоевременную оплату государственного контракта ООО "РСО" привела к потерям бюджетных средств в сумме 42,7 тыс. рублей;
- претензия к подрядчику ООО "РСО" за неисполнение гарантийных обязательств по ремонту пола в игровой комнате не предъявлялась.
--------------------------------
<1> Приказ департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 30.09.2010 № 322 "Об утверждении сборников территориальных единичных расценок в сфере градостроительной деятельности по Воронежской области".

Проверка расходов, произведенных за счет средств субсидий на иные цели в сумме 3403,1 тыс. рублей нарушений не выявила.
В соответствии с п. 2.4 устава учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность:
- услуги по эксплуатации полей фильтрации и реализации питьевой воды жителям и организациям жилищно-коммунального хозяйства;
- услуги, относящиеся к основным видам деятельности учреждения для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
В проверяемом периоде доходы учреждения составили 6699,6 тыс. рублей.

Наименование доходов
2012 год
7 месяцев 2013 года
Услуги по отдыху и оздоровлению детей
4881,5
1801,0
Обеспечение физ. лиц холодным водоснабжением
30,8
17,0
Итого
4912,3
1818,0

Проверкой установлено, что на основании лицензии от 25.01.2011 № 00342, выданной департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу, учреждением в проверяемом периоде заключались договоры на обеспечение физических лиц холодным водоснабжением из башни Рожновского. Приборы учета расходов холодной воды на сторону в учреждении отсутствуют. Расчет оплаты за водоснабжение производился на основании приказа управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.11.2010 № 37/10 <2>.
--------------------------------
<2> Приказ управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 30.11.2010 № 37/10 "Об установлении на 2011 год тарифа на холодную воду для Воронежского регионального центра дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Юго-Восточной железной - филиала ОАО "РЖД".

В 2013 году в соответствии с приказом от 27.11.2012 № 59/43 <3> тарифы были увеличены, однако учреждением перерасчет произведен не был. В результате недополучения от жителей полного возмещения расходов за холодную воду потери санатория в 2013 году составили около 1,1 тыс. рублей.
--------------------------------
<3> Приказ управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 27.11.2012 № 59/43 "Об установлении тарифов на холодную воду для Воронежского территориального участка Юго-Восточной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на 2013 год".

Полученные средства от приносящей доход деятельности использовались на текущее содержание учреждения и составили в 2012 году - 4809,4 тыс. рублей, за 7 месяцев 2013 года - 1322,4 тыс. рублей.
В 2012 году основная часть расходов - около 48% приходится на оплату труда с начислениями, в 2013 году (7 месяцев) - около 50% израсходовано на приобретение материальных запасов.
Проверкой установлено, что учреждением допущены неэффективные расходы в результате уплаты штрафов и пени в общей сумме 144,4 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе проверки выявлено, что в 2012 году за счет средств областного бюджета учреждение оплачивало услуги воспитателей, которые приезжали в санаторий вместе с интернатными детьми. Начисление и выплата заработной платы производилась по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда", а не по подстатье 226 "Прочие работы и услуги". В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ данное нарушение квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств в сумме 89,8 тыс. рублей.

Штаты и оплата труда

Штатное расписание на 2012 год и на 2013 год утверждено главным врачом учреждения и согласовано с учредителем в количестве 260,75 штатной единицы. По состоянию на 01 июля 2013 года количество штатных единиц составило 260,75 шт. ед., которые замещены 231 физическим лицом.
Выборочной проверкой порядка формирования штатного расписания учреждения нарушений действующих нормативных документов не установлено.
На момент проверки в учреждении имелось 13,25 шт. ед. вакансий по 20 наименованиям должностей. Основная часть вакансий образовалась в 2012 году и истекшем периоде 2013 года.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании положений об оплате труда работников бюджетного учреждения системы здравоохранения Воронежской области БУЗ ВО "Графский детский санаторий для больных туберкулезом", утверждаемых ежегодно приказами учреждения по согласованию с председателем профсоюзной организации.
Положения предусматривают размеры окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам и выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Среднемесячная заработная плата работников учреждения в 2012 году составила 9027 рублей, за I полугодие 2013 года - 10613 рублей, в том числе: административно-управленческого персонала - 36893 рубля и 46188 рублей соответственно по годам; медицинских работников - 13270 рублей и 13654 рубля; среднего медицинского персонала - 9158 рублей и 10715 рублей; младшего медицинского персонала - 6151 рублей и 7361 рубль; педагогического персонала - 9001 рубль и 10947 рублей.
Проверкой порядка начисления оплаты труда работникам санатория установлено, что в учреждении в нарушение действующих нормативных документов необоснованно начислялась компенсационная выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 50% к должностному окладу вместо причитающейся в размере 25%.
Так, приказами департамента здравоохранения Воронежской области от 16.10.2009 № 503 <4> и от 6 мая 2013 года № 758 <5> туберкулезным (противотуберкулезным) структурным подразделениям (в том числе санаториям) при расчете компенсационных выплат в связи с вредными условиями труда рекомендовано применять минимальный повышающий коэффициент - 0,15.
--------------------------------
<4> Приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 16.10.2009 № 503 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области".
<5> Приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 06.05.2013 № 758 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области".

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу с вредными условиями труда согласно положениям ст. 147 ТК РФ устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Проверкой установлено, что коллективным договором БУЗ ВО "Графский детский санаторий для больных туберкулезом" на 2011 - 2013 годы для должностей, имеющих право на дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, выплата установлена в размере 25% должностного оклада.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ" и Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 <6> определено, что установление повышенного размера оплаты труда за работу с вредными условиями труда осуществляется по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2012 № 655).

В ходе проверки рассмотрены результаты 2 аттестаций рабочих мест.
Так, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной АНОО "Учебный центр "Логос" 12 ноября 2008 года, главному врачу учреждения и работникам, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дополнительная оплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлена в размере 25% к должностному окладу.
Результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной экоаналитической лабораторией ООО "Озон" в учреждении 26 апреля 2013 года, подтверждена необходимость в установлении компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда главному врачу учреждения, медицинским и другим работникам, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза. Однако размер компенсации в картах аттестации рабочего места не установлен.
В то же время выборочная проверка трудовых договоров сотрудников, имеющих право на получение данной компенсационной выплаты, показала, что им установлена надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 50% к должностному окладу. Однако исходя из положений названных выше нормативных актов оснований для установления компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу не было.
В результате необоснованные выплаты сотрудникам (за исключением главного врача), занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, составили 3093,2 тыс. рублей, в том числе: за 2012 год - 1933,5 тыс. рублей, за I полугодие 2013 года - 1159,7 тыс. рублей. Начисления на выплаты составили 657,4 тыс. рублей и 347,9 тыс. рублей соответственно.
Оплата труда главного врача санатория регулируется трудовым договором.
Проверкой порядка начисления оплаты труда главному врачу учреждения установлено, что в проверяемом периоде пунктом 5.3.1 трудового договора ему установлена выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 25% к должностному окладу. Фактически в нарушение указанного выше п. 5.3.1 трудового договора компенсационная выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляла 50% к должностному окладу.
Помимо этого, в проверяемом периоде главный врач учреждения осуществлял трудовую деятельность по внутреннему совместительству на 0,5 ставки врача-хирурга. Выплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда также составляла 50% к должностному окладу.
Таким образом, в нарушение названных выше нормативных документов, необоснованные выплаты главному врачу учреждения в проверяемом периоде составили 104,0 тыс. рублей.
Всего в проверяемом периоде необоснованно выплачено 3197,2 тыс. рублей, в том числе: за 2012 год - 1997,9 тыс. рублей, за I полугодие 2013 года - 1199,3 тыс. рублей, что и явилось одной из причин образования кредиторской задолженности у учреждения на 1 января 2013 года по оплате труда в сумме 1240,6 тыс. рублей и по начислениям на выплаты по оплате труда - 1330,0 тыс. рублей. Кредиторская задолженность по заработной плате была погашена учреждением 24.01.2013 за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания в 2013 году.
Следует отметить, что согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учредителем расходы на оплату труда на 2012 год за счет всех источников финансирования утверждены в сумме 27019,8 тыс. рублей. Фактически учреждением начислено 28260,4 тыс. рублей (больше на 1240,6 тыс. рублей).
Таким образом, учреждением произведены фактические расходы на оплату труда и начисления на нее сверх утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности на сумму 1662,4 тыс. рублей, в том числе: 1240,6 тыс. рублей по подстатье 211 "Заработная плата" и 421,8 тыс. рублей по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда".
Денежная компенсация сотрудникам за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 4,3 тыс. рублей выплачена учреждением в соответствии со ст. 236 ТК РФ в добровольном порядке из средств от приносящей доход деятельности, что является неэффективным расходованием средств.
Следует отметить, что в нарушение распоряжения правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 624-р "О повышении оплаты труда" с 01 октября 2012 года директору, его заместителю, главному бухгалтеру и главному экономисту повышения оплаты труда на 6% не производилось.

Имущество учреждения

Для обеспечения уставной деятельности за учреждением на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области (приказы Главного управления государственного имущества Воронежской области (ныне - ДИЗО ВО) от 23.10.2007 № 1266 и от 28.07.2011 № 1265).
Свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления выданы в 2012 году Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на все объекты недвижимости, принятые к балансовому учету.
В соответствии с приказом ДИЗО ВО от 26.04.2013 № 554-з учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 96906 кв. м. В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право постоянного (бессрочного) пользования не зарегистрировано.
Необходимо отметить, что на территории санатория имеются здания и сооружения, которые не числятся в балансовом учете, а именно:
- кирпичная постройка площадью 82,5 кв. м, в которой, по объяснению руководства санатория, планировалось разместить резервную дизельную подстанцию. До настоящего времени данное здание учреждением не используется;
- кирпичный туалет площадью 1,2 кв. м;
- железобетонный и металлический заборы.
По состоянию на 05.08.2013 стоимость основных средств (ОС) составила 141358,9 тыс. рублей.
В 2012 году учреждением приобретено ОС на общую сумму 1555,6 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета на 701,8 тыс. рублей (компьютерное оборудование, стоматологическая установка, мебель и хозяйственный инвентарь), за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, - 853,8 тыс. рублей (медицинское и компьютерное оборудование, автоматический шлагбаум, хозяйственный инвентарь, мебель, учебная литература). Приобретенное в проверяемом периоде оборудование поставлено на учет и используется по целевому назначению. Всем материальным ценностям присвоены инвентарные номера.
Проверить сроки исполнения договорных обязательств не представляется возможным, так как в учреждении на момент проверки отсутствовали договоры на приобретенное в 2012 году оборудование. Оригиналы договоров за 2012 год, часть компьютерной техники, а также истории болезни детей за 2012 год изъяты протоколом изъятия от 17.12.2012 оперуполномоченными УЭБ и ПК ГУ МВД России по Воронежской области. Копии договоров к проверке также не представлены, несмотря на то, что по протоколу изъятия все копии изъятых документов переданы представителю организации (главному врачу) непосредственно в момент изъятия. До настоящего момента объяснения по данному вопросу не представлено и меры по возврату оригиналов или копий договоров и историй болезней не приняты.
Кроме того, на балансе санатория числится устаревшее и вышедшее из строя компьютерное, медицинское оборудование, хозяйственный инвентарь, автомобили на общую сумму 1139,8 тыс. рублей. Данный факт классифицируется как неэффективное использование государственного имущества. По объяснению руководства на оборудование в сумме 363,3 тыс. рублей уже подготовлены все необходимые документы на списание.

Питание

В 2012 году учреждением по ст. "Продукты питания" израсходовано 9549,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 8916,6 тыс. рублей, или 92,5% потребности, за счет средств от приносящей доход деятельности - 632,8 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на 2013 год утверждены в сумме 12624 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года на 41,6%. В I полугодии 2013 года финансирование произведено только за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 3862,0 тыс. рублей.
Продукты питания приобретались в соответствии с заключенными договорами с поставщиками как на конкурсной основе, так и по свободной закупке.
Проведена инвентаризация продуктов питания на складе (приказ от 15.08.2013 № 82), нарушений не установлено.
Диетсестрой ежедневно составляется два меню-требования по возрастам: для детей от 7 до 10 лет и с 11 до 17 лет. В меню указывается количество питающихся, закладка продуктов, выход готовой продукции. В нарушение ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О бухгалтерском учете" в меню-требованиях производятся исправления без отметки даты и подписи лица, составившего документ.
Анализ расходов на продукты питания показал, что дети, проживающие в санатории и проходящие курс оздоровления, обеспечены продуктами питания в полном объеме. Нормы продуктов питания рассчитаны на основании Письма Министерства здравоохранения и социального развития от 10.05.2007 № 15-3/839-09 "Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов (нормы питания) для питания детей и подростков, больных и инфицированных туберкулезом, в противотуберкулезных учреждениях (стационарах), санаториях и амбулаторных условиях".
Фактическая стоимость 1 дето-дня по питанию в 2012 году сложилась в сумме 179,36 рубля (134,47 рубля, или 133,4% плана), в I полугодии 2013 года - 181,71 рубля (150,28 рубля, или 120,9%).

Ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в проверяемом периоде учреждением осуществлялся согласно Приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и на основании приказов от 31.12.2011 № 325 и от 31.12.2013 № 100 "Об учетной политике учреждения".
По состоянию на 01.01.2013 дебиторская задолженность учреждения составляла 40,8 тыс. рублей (текущая), кредиторская задолженность - 3394,7 тыс. рублей (оплата труда и начисления - 2570,6 тыс. рублей, расчеты с поставщиками и подрядчиками - 823,7 тыс. рублей), в том числе просроченная - 74,7 тыс. рублей. Причиной наличия просроченной кредиторской задолженности явилось позднее представление подрядчиком документов на оплату (28.12.2012).
В ходе выборочной инвентаризации основных средств установлено:
- в тренажерном зале находится силовой тренажер, который не числится в балансовом учете. По объяснению главного бухгалтера данный тренажер стоимостью 12,5 тыс. рублей был получен по договору от 03.06.2013 как спонсорская помощь. Документы на передачу спортивного оборудования структурным подразделением были переданы в бухгалтерию только после проведения внеплановой инвентаризации. В ходе проверки тренажер принят к бухгалтерскому учету;
- на отдельном медицинском оборудовании отсутствуют инвентарные номера, а именно: на микроскопе, центрифуге медицинской, вытяжном шкафу, ламинарном боксе.
В отдельных инвентарных карточках учета основных средств на недвижимое имущество отсутствует информация о характеристике объектов основных средств. Кроме того, общая площадь зданий и сооружений в инвентарных карточках отличается от площади, прописанной в свидетельствах о государственной регистрации.
Кроме того, в нарушение инструкции <7> и п. 2.28 приказа от 31.12.2012 № 100 "Об учетной политике учреждения на 2013 год" в балансовом счете учреждения числятся объекты основных средств стоимостью до 3,0 тыс. рублей в общей сумме 293,7 тыс. рублей. В ходе проверки нарушение устранено.
--------------------------------
<7> Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 12.10.2012) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

В ходе проведения инвентаризации кассы санатория нарушений не установлено (приказ от 05.08.2013 № 72).
Ведение журнала операций расчетов с подотчетными лицами № 3 в 2012 году в санатории осуществлялось с нарушением Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета..., Постановления Правительства от 13.10.2008 № 749 <8>. В 2012 году при расчетах с подотчетными лицами расходные кассовые ордера выписывались на бухгалтера по его заявлению. Авансовые отчеты заполнялись и подписывались также бухгалтером, а расходы подтверждались документами, выписанными на других работников.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".

В 2013 году расчеты с подотчетными лицами ведутся в соответствии с законодательством.
Проверкой установлено, сотрудникам учреждения незаконно оплачен проезд (автобус, электричка) в пределах города Воронежа на сумму 2,4 тыс. рублей.
Выборочная проверка правильности заполнения путевых листов (июль 2012 года и февраль 2013 года) выявила неконкретное и неподробное заполнение сведений о маршруте, что является нарушением Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 <9> и Письма Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257.
--------------------------------
<9> Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

В нарушение ст. 23 ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ <10> и методических рекомендаций <11>:
- не проводились предрейсовые осмотры водителей ПАЗ и УАЗ;
- на путевых листах (за июль 2012 года) ВАЗ-2106, ВАЗ-2131 и ГАЗ-330210 стоят только штампы о прохождении медицинского предрейсового осмотра без даты и подписи лица, проводившего осмотр медицинского работника. С 06.02.2013 сведения о прохождении медицинских предрейсовых осмотрах водителей в путевых листах отсутствуют. Медицинская лицензия на данный вид услуг санаторием получена, медицинские работники имеются.
--------------------------------
<10> ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
<11> Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утверждены Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".

При проведении сверки фактического пробега автомобилей (показаний спидометров) с данными путевых листов выявлено несоответствие (акт сверки от 07.08.2013). По трем автомобилям показания спидометра больше (от 431 км до 2006 км), чем в путевых листах. Согласно пояснению руководства, из-за отсутствия финансирования на ГСМ, бензин приобретался за личные деньги. По одному автомобилю показания спидометра меньше (на 21343 км), чем в путевых листах. Данный факт свидетельствует о завышенном списании бензина. По расчетам бухгалтерии необоснованно списано около 2428,8 л бензина на сумму 72,9 тыс. рублей. По объяснению руководства в июле 2011 года панели приборов служебных автомобилей были опломбированы с целью исключения самовольного демонтажа спидометров водителями, а несоответствия показаний, возникшие еще до начала 2011 года, остались до настоящего времени.
Выборочной проверкой порядка списания бензина в проверяемом периоде при эксплуатации автомобилей нарушений не выявлено.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия установлено, что деятельность учреждения соответствует основным целям его создания. Санаторий оказывает услуги по реабилитации детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет. В 2012 году прошли курс оздоровления 3291 чел., в I полугодии 2013 года - 1879 чел. В то же время в ходе проверки установлено нецелевое использование средств областного бюджета порядка 90,0 тыс. рублей, а также неэффективное использование государственных средств и имущества (1235,8 тыс. рублей).
Наличие в учреждении фактов необоснованных выплат сотрудникам (3197,2 тыс. рублей), превышение расходов на оплату труда с начислениями над утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (1662,4 тыс. рублей) и наличие кредиторской задолженности по оплате труда (2570,6 тыс. рублей) свидетельствует о недостаточном качестве планирования и прогнозирования расходов учреждения, а также об отсутствии должного контроля со стороны главного врача за эффективным расходованием средств областного бюджета.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление БУЗ ВО "Графский детский санаторий для больных туберкулезом".
2. Направить информационное письмо в департамент здравоохранения Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
О.В.ЭПШТЕЙН


------------------------------------------------------------------