Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 05.09.2013 N 2.67-2013 "О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности АУ ВО "Центр охраны и медицины труда" за 2012 год и текущий период 2013 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 5 сентября 2013 года № 15(109)

ОТЧЕТ № 2.67-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АУ ВО "ЦЕНТР ОХРАНЫ И МЕДИЦИНЫ ТРУДА"
ЗА 2012 ГОД И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2013 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.67 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 22.07.2013 № 47.

Цель контрольного мероприятия: оценка целевого и эффективного использования денежных средств, имущества Воронежской области.

Проверенный объект и оформленный акт: акт № 2.67-2013 проверки финансово-хозяйственной деятельности АУ ВО "Центр охраны и медицины труда" за 2012 год и текущий период 2013 года от 19.08.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 29 июля 2013 года по 19 августа 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- расходов субсидий областного бюджета и собственных средств;
- штатной численности и заработной платы;
- договорной деятельности, состояния расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности;
- выполнения государственного задания на:
1) предоставление учредителю информации по вопросам социально-трудовых отношений, развития социального партнерства, уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, демографии и развития трудовых ресурсов, охраны труда на территории городских округов и муниципальных районов Воронежской области;
2) проведение по обращению работодателей их представителей регистрации соглашений и коллективных договоров и оказание консультативно-методической помощи при их подготовке и заключении.
4. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.

Результаты контрольного мероприятия:
Автономное учреждение Воронежской области "Центр охраны и медицины труда" (далее - учреждение, Центр) создано согласно постановлению правительства Воронежской области от 30.06.2010 № 531 путем изменения типа государственного учреждения. Центр осуществляет свою деятельность с 1997 года, имеет статус юридического лица, находится по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53.
Устав автономного учреждения утвержден приказом департамента труда и социального развития Воронежской области (далее - Департамент) и согласован приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области. Согласно уставу, основными видами деятельности являются:
- организация работы по сбору и обработке данных о развитии социального партнерства в муниципальных образованиях и предоставление аналитической информации учредителю;
- проведение мониторинга заработной платы в организациях внебюджетных отраслей экономики, предоставление информации учредителю;
- организация работы по сбору и обработке данных о трудовых ресурсах муниципальных образований и дополнительной потребности организаций в кадрах, предоставление информации учредителю;
- оказание услуг в области охраны труда;
- проведение мониторинга условий и охраны труда на территории муниципальных образований, предоставление информации учредителю;
- взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам состояния условий и охраны труда на территории муниципальных образований;
- проведение консультаций по вопросам разработки и заключения соглашений и коллективных договоров с зарегистрированными организациями;
- организация проведения семинаров, совещаний по вопросам улучшения условий охраны труда и другие виды деятельности.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем ежегодно доводится государственное задание на оказание государственных услуг. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств областного бюджета.
В 2012 году государственное задание состоит из следующих пунктов:
1) "Предоставление учредителю информации по вопросам социально-трудовых отношений, развития социального партнерства, уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, демографии и развития трудовых ресурсов, охраны труда на территории городских округов и муниципальных районов Воронежской области";
2) "Проведение по обращению работодателей (их представителей) регистрации соглашений и коллективных договоров и оказание консультативно-методической помощи при их подготовке и заключении" (в 2013 году - "Проведение проверки коллективных договоров и соглашений на соответствие нормам трудового права и подготовка соответствующих заключений").
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2011 № 1148 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Воронежской области" в госзадание 2013 года включены обязанности по предоставлению в Департамент данных о дополнительной потребности в кадрах по видам экономической деятельности за предыдущий год, текущий год и на прогнозируемый период. Следует отметить, что согласно вышеуказанному постановлению и приказу Департамента от 30.07.2012 № 3082/ОД данные работы Центром осуществлялись и в 2012 году, но вне рамок государственного задания.
Данные, собранные Центром в рамках выполнения государственного задания, обобщаются Департаментом с целью выполнения приказов Минздравсоцразвития РФ и Минтруда РФ по предоставлению различной информации и аналитических материалов, постановления и распоряжения правительства Воронежской области "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов", "О плане мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Воронежской области". Кроме того, информация используется Департаментом для составления социального паспорта Воронежской области и мониторинга исполнения работодателями условий трехстороннего соглашения.
Госзадание состоит из показателей, характеризующих объем и качество государственной услуги. Одним из показателей госзадания на 2013 год являются трудозатраты на выполнение мероприятий, измеряемые в н/час.
Анализ расчета трудозатрат за 2012 - 2013 годы показал, что в 2013 году по отдельным работам произведено их увеличение на 12919 н/ч. При этом соответствующих обоснований роста трудозатрат не представлено, что свидетельствует о формальном подходе к их формированию.
Отдельные работы в расчете трудозатрат имеют лишь незначительные различия в наименованиях. Таким образом, объединение однотипных работ позволит снизить трудозатраты в 2013 году примерно на 11835 н/ч.
С учетом вышеизложенного неэффективные расходы учреждения на выполнение госзадания составляют: в 2012 году - 1348,7 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - 1422,5 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что в отдельных случаях подтверждений выполнения работ не имеется. Например, консультирование организаций по вопросам разработки и заключения соглашений и коллективных договоров документально не оформляется.

Финансирование учреждения

Финансирование учреждения осуществлялось путем предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества на основании соглашений, заключенных с учредителем. Кроме того, в соответствии с уставом учреждение осуществляло приносящую доход деятельность в сфере охраны и условий труда.
В 2012 году учреждению предоставлено субсидий в размере 23618,0 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - 24707,0 тыс. рублей. Кассовые расходы составили 23196,6 и 12289,2 тыс. рублей соответственно. Расходование средств осуществлялось в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
В 2012 году от оказания платных услуг поступило 30690,5 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - 15046,3 тыс. рублей. Платные услуги осуществлялись согласно уставу и положению о предоставлении платных услуг и реализовывались по прейскурантным ценам, разработанным на основе калькуляции, что соответствует учетной политике учреждения.
Следует отметить, что одними из заказчиков платных услуг являются учреждения, финансируемые из областного бюджета. Так, за проведение аттестации рабочих мест в 2012 году от них поступило 2191,8 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - 1694,7 тыс. рублей, что составляет 9,2% и 17,2% всех поступлений по данной услуге соответственно. Расчеты показали, что предоставление услуги учреждениям, финансируемым из областного бюджета, не в рамках государственного задания, а на платной основе привело к потерям средств областного бюджета и собственных средств данных учреждений в 2012 году на сумму 548,0 тыс. рублей, в I пол. 2013 года на сумму 423,7 тыс. рублей.
Аналогично по платной услуге "обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций, с выдачей удостоверения установленного образца": потери учреждений, финансируемых из областного бюджета, составили: в 2012 году - 360,4 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - 195,3 тыс. рублей.
Согласно положению о предоставлении платных услуг полученные средства направляются на обеспечение деятельности сотрудников учреждения, укрепление материально-технической базы, а также на осуществление благотворительной деятельности. Следует отметить, что осуществление благотворительной деятельности противоречит п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", согласно которому доходы автономного учреждения используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
В связи с этим расходы Центра по оказанию благотворительной помощи Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" на приобретение служебного автомобиля в размере 283,0 тыс. рублей являются неэффективными.

Штатное расписание и оплата труда

Штатное расписание учреждения, действующее на момент проверки, утверждено приказом директора в количестве 92 шт. ед. и включает в себя персонал, содержащийся за счет средств областного бюджета, в количестве 61 шт. ед. и персонал, содержащийся за счет собственных средств учреждения, в количестве 31 шт. ед.
Одним из отделов, содержащихся за счет субсидий, является отдел кадровой и организационной работы численностью 5 шт. ед. (начальник отдела, документовед и три эксперта). При этом в соответствии нормативами потребность Центра в кадровом работнике составляет 1 ед. Таким образом, неэффективные расходы учреждения на оплату труда 3 кадровых работников за 2012 год и I пол. 2013 года составили 654,6 и 341,8 тыс. рублей соответственно. Кроме того, проверкой табеля учета рабочего времени выявлено отсутствие на рабочем месте эксперта отдела. Согласно объяснению, он осуществляет свою трудовую деятельность в Департаменте, что является нарушением должностной инструкции.
Также отсутствовал на рабочем месте эксперт 1 категории по Новоусманскому району. Согласно объяснению, сотрудник Центра находился в отгуле, так как во время очередного отпуска работал. При этом документального подтверждения работы эксперта во время отпуска не представлено, а отгул соответствующим приказом не оформлен.
При проведении анализа использования АРМ сотрудников отдела социально-трудовых отношений выявлено, что 55 - 84% рабочего времени 12 и 13 августа 2013 года три главных специалиста отдела для выполнения своих должностных обязанностей не использовали.
Оплата труда работников Центра осуществлялась на основании коллективного договора, согласованного с советом трудового коллектива, положения об оплате труда учреждения, утвержденного приказом директора.
Проверкой оплаты труда установлено, что директору Центра в нарушение трудового договора за счет приносящей доход деятельности произведено выплат стимулирующего характера в 2012 году на сумму 763,9 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - на сумму 390,5 тыс. рублей (премии за месяц, выплаты за выполнение важных, особо важных и срочных работ).

Использование имущества

Для осуществления уставной деятельности учреждение использует государственное имущество Воронежской области, закрепленное на праве оперативного управления (оборудование) или переданное в безвозмездное пользование (помещения площадью 603,1 кв. м по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53).
Часть персонала Центра осуществляет трудовую деятельность в 33 муниципальных районах области. Сотрудники размещены в помещениях, переданных по договорам безвозмездного пользования или арендованных у коммерческих организаций и муниципальных образований. В 10 муниципальных районах сотрудники размещены в филиалах КУ ВО "Управление социальной защиты населения Воронежской области" без заключения договора, в нарушение ст. 161 ГК РФ.
Инвентаризацией имущества излишков и недостач не установлено.

Ведение бухгалтерского учета

В нарушение п. 333 Инструкции по применению единого плана счетов ..., утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, на забалансовом счете учреждения объекты имущества, полученные в безвозмездное временное пользование и в аренду, не учитывались.
С отдельными работниками учреждения заключены письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, должности и работы которых не входят в перечень, определенный Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 для заключения данных договоров.
В нарушение п. 6 методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р, излишне списано топлива в 2012 году на сумму 24,6 тыс. рублей, в I пол. 2013 года - на сумму 13,6 тыс. рублей.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия установлено, что деятельность учреждения соответствует основным целям его создания - оказание услуг в области охраны труда и предоставление учредителю различной информации по вопросам социально-трудовых отношений.
В то же время деятельность учреждения нельзя признать эффективной, так как согласно проведенным в ходе проверки расчетам исполнение государственного задания возможно с использованием меньшего объема бюджетных средств. Кроме того, отсутствует должный контроль со стороны руководства Центра за эффективной деятельностью своих сотрудников.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление АУ ВО "Центр охраны и медицины труда".
2. Направить информационное письмо в департамент труда и социального развития Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
А.П.ИВАНОВ


------------------------------------------------------------------