Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2013 по делу N А14-16639/2012 <Заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления удовлетворено, так как при проведении проверки административным органом допущены грубые нарушения закона>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу № А14-16639/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "31" января 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено "31" января 2013 г.
Администрация городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления № 157-В от 09.07.2012 года.
Департамент возражает, ссылаясь на правомерность привлечения заявителя к административной ответственности.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 31.01.2013.
Как следует из материалов дела, на основании приказа № 160л от 15.05.2012 о командировании ведущего специалиста П. в Семилукском муниципальном районе проведены рейдовые проверки на предмет пресечения нарушений природоохранного законодательства.
В ходе рейдовых мероприятий Управлением выявлены факты захламления территории бывшего отработанного карьера ЗАО "С" (пер. К.) бытовыми отходами, порубочными остатками, строительными отходами площадью 1,2 га, захламление склона оврага бытовыми отходами площадью около 300 кв. м за гаражным кооперативом по пер. К., вблизи контейнерной площадки по пер. К. захламление порубочными остатками, строительными и бытовыми отходами площадью около 700 кв. м.
Данные факты отражены в акте осмотра территории от 18.05.2012. В ходе проведения проверки присутствовал представитель администрации Семилукского муниципального района Воронежской области. Представитель администрации городского поселения - город Семилуки при проведении проверки не присутствовал. Документального подтверждения извещения о проведении проверки административный орган суду не представил.
Данное обстоятельство послужило основанием административному органу для составления протокола об административном правонарушении № 126-В от 04.06.2012 и вынесения постановления № 157-В от 09.07.2012, где администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ с наложением штрафа 100000 руб. При составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления представитель администрации городского поселения - город Семилуки не присутствовал.
Постановлением Правительства Воронежской области 10.05.2012 № 382 утверждено Положение о Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области, в соответствии с которым Департамент является правопреемником Управления по экологии и природопользованию Воронежской области.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд с настоящими требованиями. В жалобе заявитель указывает на недоказанность административным органом вины и не считает себя субъектом данного правонарушения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из толкования указанных выше правовых норм следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Таким образом суд приходит к выводу, что администрация городского поселения - город Семилуки в рассматриваемом случае не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Однако из административного материала (в частности из акта осмотра, протокола об административном правонарушении и фотоматериала) не представляется возможным определить, что факт образования свалок произошел именно на территории заявителя и соответственно по его вине.
Также следует отметить, что порядок проведения государственного экологического контроля и надзор регламентируется Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 53 (далее - Правила осуществления контроля).
Согласно пункту 10 Правил осуществления контроля государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах, указанных в пункте 5 настоящих Правил) и уполномоченными органами (на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Случаи внеплановых проверок установлены в пункте 11 Правил.
Пунктом 17 Правил осуществления контроля предусмотрено, что мероприятия по государственному экологическому контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", то есть в настоящее время - Федерального закона № 294-ФЗ.
Статьи 9 и 10 Федерального закона № 294-ФЗ, как и указанные положения Правил осуществления контроля, также предусматривают только плановые и внеплановые проверки.
Как поясняет представитель Департамента, административным органом проведены рейдовые мероприятия, в результате которых выявлены факты указанных выше нарушений, при этом распоряжение о проведении проверки не принималось, план проверок у Департамента отсутствует, согласование с органами прокуратуры не проводилось (доказательств суду не представлено).
Был издан только приказ от 15.05.2012 № 160л о командировании ведущего специалиста Управления для проведения государственного экологического контроля.
Однако Федеральный закон № 294-ФЗ понятия "рейдовые мероприятия" не содержит.
Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Распоряжение или приказ о проведении проверки (плановой, внеплановой) в отношении администрации городского поселения - город Семилуки в соответствии с типовой формой, с назначением должностных лиц, уполномоченных проводить проверку, административным органом не принимались, доказательств согласования проверки с прокуратурой и направления обществу уведомления о проверке не представлено.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
К грубым нарушениям в соответствии с частью 2 статьи 20 указанного Федерального закона относятся в том числе: нарушение статей 9, 10 в части срока уведомления о проведении проверки, отсутствия оснований проведения плановой проверки, согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушение части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Таким образом, при проведении проверки административным органом допущены грубые нарушения Федерального закона № 294-ФЗ.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Учитывая, что проверка проведена с нарушением Федерального закона № 294-ФЗ, составленный по ее результатам протокол нельзя признать допустимым законным доказательством по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд приходит к выводу о существенных нарушениях административным органом процессуальных требований, являющихся в силу части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания постановления Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области № 157-В от 09.07.2012 незаконным и его отмены.
Учитывая изложенное требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области № 157-В от 09.07.2012 г. о привлечении администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------