Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 14.02.2013 N 2.5-2013 "По результатам проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на строительство молодежного центра в г. Россошь"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 14 февраля 2013 года № 2(96)

ОТЧЕТ № 2.5-2013
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА В Г. РОССОШЬ

Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.5 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 10.01.2013 № 4.

Цель проверки: анализ законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на строительство молодежного центра в г. Россошь.

Проверенный объект и оформленный акт: администрация Россошанского муниципального района Воронежской области - акт № 2.5-2013 от 01.02.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 11.01.2013 по 08.02.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Законность и результативность использования бюджетных средств, выделенных на строительство молодежного центра в г. Россошь.
2. Соблюдение участниками инвестиционной деятельности федерального и регионального законодательства.
3. Исполнение требований нормативных и распорядительных актов правительства Воронежской области и органов местного самоуправления в ходе строительства объекта.
4. Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при заключении муниципальных контрактов.
5. Исполнение обязательств по заключенным контрактам.
6. Ведение бухгалтерского учета капитальных вложений в строительство объекта.

Результаты контрольного мероприятия:
Строительство объекта "Молодежный центр" по ул. Пролетарской, 110б, в г. Россошь Воронежской области" (далее по тексту - Центр) осуществлялось в 2011 - 2012 годах с привлечением средств областного бюджета в виде субсидий в рамках областной адресной инвестиционной программы (непрограммная часть).
Согласно "Порядку предоставления, расходования и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов муниципальной собственности...", утвержденному постановлением администрации Воронежской области от 18.01.2008 № 25, субсидии предоставляются при обеспечении муниципальными образованиями доли средств местных бюджетов в финансировании объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Муниципальным заказчиком являлась администрация Россошанского муниципального района, часть полномочий и функций по договору переданы КП "Единая дирекция капитального строительства и газификации" (далее - Дирекция). Дирекцией по договору на оказание услуг функции по строительному контролю переданы МУП "Отдел капитального строительства Россошанского района".
Общий объем бюджетных ассигнований, запланированных на строительство объекта, составил 481567,5 тыс. рублей, в том числе: 288065,9 тыс. рублей (59,8%) - субсидии из областного бюджета, 193501,6 тыс. рублей (40,2%) - средства муниципального бюджета. Фактические расходы в период 2011 - 2012 годов составили 450563,8 тыс. рублей (93,5% плана), в том числе: 288065,9 тыс. рублей - за счет областного бюджета, 162497,9 тыс. рублей - за счет муниципального бюджета.
В 2011 году бюджетные инвестиции в соответствии с плановыми назначениями составили 205000 тыс. рублей, в том числе: 100000,0 тыс. рублей - из областного бюджета, 105000,0 тыс. рублей - из местного бюджета.
В 2012 году на строительство Центра запланировано 276576,5 тыс. рублей, из них: 188065,9 тыс. рублей - из областного бюджета, 88501,6 тыс. рублей - из муниципального бюджета. Субсидия из областного бюджета выделена в полном объеме. Расходы за счет средств местного бюджета составили 57497,9 тыс. рублей (65% плана), т.е. администрацией Россошанского района не обеспечена доля средств местного бюджета в финансировании объекта. На конец 2012 года образовалась кредиторская задолженность за выполненные работы в сумме 31003,7 тыс. рублей.
Как следует из объяснения администрации района, приказом департамента экономического развития области (ДЭР) от 07.12.2011 доля средств местного бюджета в финансировании объекта была установлена 17% от общего объема капитальных вложений. В местном бюджете на 2012 год ассигнования утверждены в объеме 50497,9 тыс. рублей, что соответствовало установленному нормативу. Приказом ДЭР от 18.04.2012 был изменен норматив для района до 32%, в результате необходимый объем ассигнований составил 88501,6 тыс. рублей. В связи с отсутствием средств в бюджете района администрацией оформлен кредит за счет средств областного бюджета в сумме 38000,0 тыс. рублей. Средства поступили в бюджет района в конце декабря 2012 года, задолженность перед подрядной организацией погашена в январе 2013 года.

Строительство молодежного центра

Строительство молодежного центра начато в 2011 году за счет средств ОАО "Минудобрения", инвестиции которого составили 100000,0 тыс. рублей. Проектно-сметная документация на строительство объекта разработана ООО "Стройпроект" (г. Россошь). Проектом предусмотрено строительство молодежного центра в два этапа: 1-й этап - здание ЗАГС (блок № 1), трансформаторная подстанция, инженерные сети; 2-й этап - киноконцертный блок (блок № 2), учебный блок (блок № 3).
По итогам проведенного открытого аукциона администрацией района заключен муниципальный контракт от 10.10.2011 стоимостью 457949,6 тыс. рублей с ООО "Россошанское монтажное управление" (далее по тексту - ООО "РМУ"), срок окончания работ - 31.03.2012.
Проверка показала, что в установленный срок объект не был построен. Дирекцией в адрес подрядной организации направлена претензия в апреле 2012 года об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения контракта. Согласно письму ООО "РМУ" претензия не принята, так как в ходе строительства было установлено, что в сметной документации учтены не все работы, предусмотренные проектом. В результате ООО "Стройпроект" составлены дополнительные сметы, которые утверждены муниципальным заказчиком.
Администрацией района по итогам открытого аукциона заключен муниципальный контракт от 23.05.2012 стоимостью 10736,3 тыс. рублей с тем же подрядчиком - ООО "РМУ" - на проведение дополнительных работ, срок окончания работ - 22.06.2012.
Согласно представленным документам работы по строительству молодежного центра завершены в установленный срок.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в киноконцертном блоке № 2 фактически выполненные работы по отделке помещений не соответствуют работам, предусмотренным проектом и оплаченным согласно актам приемки выполненных работ (ф. № КС-2): в подвальных помещениях (боулинг, бильярд, дискотека) предусмотрена отделка стен венецианской штукатуркой, фактически выполнена оклейка стен обоями и окраска; в холле предусмотрена отделка стен венецианской штукатуркой полностью, фактически частично выполнена отделка стен мрамором; в концертном зале предусмотрено покрытие пола сцены и участка пола перед сценой массивной доской "OSMO - дуб американский", фактически покрытие сцены выполнено из массивных брусков лиственницы, участок пола перед сценой покрыт ламинатом.
Работы по озеленению территории выполнены не в полном объеме, например: из 143 деревьев имеется только 71, на участке отсутствует декоративный элемент - каркасный топиар "Слон малый", предусмотренный проектом в количестве 3 шт.
Отдельные работы на объекте подрядной организацией ООО "Россошанское монтажное управление" выполнены некачественно, имеются дефекты, которые подлежат устранению за счет подрядчика.
Как показала проверка, в ходе строительства объекта администрацией района было принято решение об изменении отделки помещений блока № 2 в пределах существующей цены контракта, однако измененная смета заказчиком не утверждалась. Акты приемки выполненных работ (КС-2) подписаны Дирекцией и ОКС Россошанского района, осуществлявшими строительный контроль, по первоначальной смете без учета фактически выполненных работ по разработанному и утвержденному заказчиком дизайн-проекту.
В период проверки оформлены сметы и акты (КС-2) на фактически выполненные работы, в результате установлено, что стоимость отделки помещений с учетом корректировки проектных решений на 195,7 тыс. рублей меньше, чем предусмотрено сметой в рамках контракта. Кроме того, согласно внесенным изменениям в ПСД предусмотрено оснащение санузлов диспенсерами (дозаторами) для туалетной бумаги и жидкого мыла, которые на момент проверки установлены не в полном объеме. Например, не установлены сенсорные диспенсеры для жидкого мыла стоимостью 4,9 тыс. рублей в количестве 20 штук.
При проверке сметной документации установлено, что объем работ по установке и креплению букв (наружная отделка) увеличен в 10 раз, в результате превышение стоимости указанных работ составило 95,2 тыс. рублей.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что функции по осуществлению строительного контроля в рамках заключенных договоров уполномоченными организациями надлежащим образом не исполнялись.
В ходе проверки подрядной организацией представлено гарантийное письмо администрации района с обязательствами произвести оснащение санузлов, а также в апреле текущего года выполнить работы по озеленению территории в соответствии с проектными решениями.
Таким образом, сумма необоснованно перечисленных средств подрядчику, которая подлежит возврату в доход соответствующих бюджетов (согласно долям финансирования), составляет 290,9 тыс. рублей (195,7 тыс. рублей + 95,2 тыс. рублей), в том числе: 174,0 тыс. рублей - в доход областного бюджета, 116,9 тыс. рублей - в доход муниципального бюджета.

Использование муниципального имущества

На построенный объект в соответствии с этапами строительства оформлены свидетельства о государственной регистрации права собственности Россошанского муниципального района. По информации, представленной Дирекцией, общая стоимость объекта составила 581567,5 тыс. рублей.
Вместе с тем проверкой установлено, что в бухгалтерском учете администрации района инвентарная стоимость объекта не сформирована в соответствии с требованиями "Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций", при этом Центр эксплуатируется и имущество используется другими организациями.
Таким образом, в нарушение требований ст. 3 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в учете администрации отсутствует полная и достоверная информация о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимая для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств.
Проверка использования муниципального имущества показала, что часть здания ЗАГС площадью 1019,6 кв. м (кроме подвальных помещений) по договору безвозмездного пользования передана управлению ЗАГС Воронежской области для размещения отдела ЗАГС Россошанского района. Срок действия договора завершен 19.12.2012, в настоящее время направлен на подписание договор на новый срок.
Помещения двух кинозалов площадью 425,5 кв. м (на 70 мест и на 162 места, включая вспомогательные помещения) сдавались в аренду с 02.11.2012 по 02.12.2012 по договору, заключенному отделом по управлению муниципальным имуществом администрации района с предпринимателем Петросяном А.А. Величина арендной платы, которая составляла 111,1 тыс. рублей в месяц, определена на основании независимой экспертной оценки. Согласно приказу администрации района в декабре 2012 года киноконцертный и учебный блоки переданы в оперативное управление муниципальному казенному учреждению "Молодежный центр".
В помещениях учебного корпуса размещены кружки, мастерские, студии детского творчества и т.д. Часть помещений площадью 595,8 кв. м, расположенных в подвальной части Центра, в настоящее время не используются.
Учреждением заключен договор аренды двух кинозалов с тем же арендатором на тех же условиях сроком до 01.01.2013, т.е. в настоящее время срок действия договора завершен. Между тем арендатором эксплуатируются не только кинозалы, но и помещения кафе, расположенные на первом этаже, а также используется мебель, оборудование (например, аппарат для приготовления попкорна), инвентарь.
Проверкой установлено, что все указанные договоры предусматривают передачу только недвижимого имущества, без учета оборудования и инвентаря, приобретенного в рамках контракта. Отсутствуют перечни движимого имущества, которое используется организациями в процессе эксплуатации Центра по договорам аренды, оперативного управления и безвозмездного пользования (мебель, компьютерная и электронная техника, музыкальные инструменты, швейное и кухонное оборудование и пр.).
Таким образом, администрацией района не только не обеспечен надлежащий контроль за сохранностью муниципального имущества, но и не обеспечено поступление в бюджет района в полном объеме средств от его использования.
Как следует из объяснения администрации, в настоящее время готовится конкурсная документация на право заключения долгосрочного договора аренды помещений и движимого имущества кинотеатра и кафе. Также ведется работа по подготовке перечней движимого имущества для передачи эксплуатирующим организациям по договорам оперативного управления и безвозмездного пользования.
Помещения площадью 595,8 кв. м, расположенные в подвальной части здания, планируется предоставить в аренду коммерческим структурам для размещения тематических клубов, кружков, студий и т.д. Поскольку здание эксплуатируется первый отопительный сезон, отсутствует полная информация о расходах на отопление помещений. При получении необходимой информации и проведении расчета возможных затрат будет проведена оценка рыночной стоимости использования помещений и подготовлена конкурсная документация на право заключения договоров аренды.

Выводы:
Молодежный центр в г. Россошь построен и введен в эксплуатацию. Вместе с тем муниципальное имущество администрацией района используется неэффективно, что не способствует увеличению доходов районного бюджета.
Кроме того, администрация Россошанского района, являясь муниципальным заказчиком и передав часть функций КП "Единая дирекция капитального строительства и газификации", не обеспечила надлежащий контроль за ходом строительства объекта, что привело к необоснованным расходам бюджетных средств в сумме 290,9 тыс. рублей, которые подлежат возврату в доходы соответствующих бюджетов.

Предложения:
Направить представление в адрес администрации Россошанского муниципального района с целью возврата неправомерно израсходованных средств при строительстве молодежного центра и обеспечения контроля за ходом строительства объектов капитального строительства и эффективным использованием муниципального имущества. Направить письма в адрес департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области и КП Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации".

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА

Руководитель проверки
Н.Я.ЧЕРНЫШЕВА


------------------------------------------------------------------