Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2013 по делу N А14-7260/2013 <В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за самовольное занятие земельного участка отказано, так как спорный земельный участок используется заявителем без правоустанавливающих документов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу № А14-7260/2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "09" декабря 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено "16" декабря 2013 г.
Закрытое акционерное общество "Э", <...> (далее - заявитель, ЗАО "Э") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Заместителю главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель С. Нововоронежского отдела Управления Росреестра по Воронежской области, <...> (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 37/04-34-54 от 25.06.2013 о назначении административного наказания.
Определением суда от 24.07.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 12.09.2013 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Суд, руководствуясь ст. 123, 156 АПК РФ вынес определении о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.
Административный орган требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом установлено следующее.
Администрацией городского округа город Нововоронеж принято распоряжение от 22.05.2013 № "О проведении плановой выездной проверки ЗАО "Э".
На основании вышеназванного распоряжения, администрация, уведомлением № 3509 от 22.05.2013 сообщила обществу о проведении плановой проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> (начало проверки 18.06.2013 в 11 час. 00 мин.).
В результате проверки выявлено, что по месту расположения объекта незавершенного строительства, земельный участок не имеет ограждения, доступ свободный. Межевые знаки на местности не сохранены, произвести обмеры участка и определить, что его размеры и границы соответствуют кадастровому паспорту земельного участка от 08.06.2010 № 33-2/10-1549, не представляется возможным. На участке имеется часть асфальтового покрытия ориентировочной площадью 252 кв. м, остальная часть участка заросла сорняками. Никакая деятельность на участке не осуществляется, кроме части асфальтового покрытия других временных строений, сооружений не имеется. В результате природного воздействия и в связи с тем, что ЗАО "Э", как собственник объекта незавершенного строительства, не несет бремя его содержания, указанный объект разрушился. Разрешенное использование земельного участка - для строительства автозаправочной станции - не соблюдается.
18.06.2013 Администрацией городского округа город Нововоронеж, в присутствии представителя ЗАО "Э" составлен акт проверки № 23, который вручен представителю общества.
18.06.2013 муниципальным инспектором по использованию и охране земель на территории городского округа город Нововоронеж вынесено предписание об устранении допущенных нарушений в срок до 18.08.2013.
Уведомлением № 243/04-34-09 от 20.06.2013 Управление Росреестра по Воронежской области сообщило ЗАО "Э" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 45, 46).
21.06.2013 Управлением Росреестра по Воронежской области, в отсутствие общества, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Определением Управления Росреестра по Воронежской области от 21.06.2013 по делу № 37/04-34-54 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении - в 10 час. 00 мин. 25.06.2013 (<...>). Определение получено заявителем 09.07.2013 (почтовое уведомление № 39607046034079).
25.06.2013 заместителем главного государственного инспектора г. Нововоронежа по использованию и охране земель С., в присутствии представителя ЗАО "Э" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 37/04-34-54, которым последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Обществу назначен штраф в размере 10 000 руб.
ЗАО "Э" не согласилось с данным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями. При этом заявитель, указывает, что если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и Федеральном законе об административных правонарушениях.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Таким образом, для выявления наличия в деянии ЗАО "Э" объективной стороны административного правонарушения необходимо установить факт использования Обществом земельного участка в отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности в случае, если оно необходимо.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные, согласно части 2 указанной статьи, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами проверки, в частности актом проверки № 23 от 18.06.2013 подтверждается, что административный орган пришел к выводу об использовании ЗАО "Э" земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела доказательства, подтверждающие оформление в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, а также то обстоятельство, что с 2010 года ЗАО "Э" предпринимались какие-либо действия по оформлению спорного земельного участка (в том числе с помощью судебной защиты) ни административному органу ни суду не представлены.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
ЗАО "Э" своевременно не предприняло все необходимые, зависящие от него меры по соблюдению требований земельного законодательства и оформлению прав на земельный участок.
На основании вышеизложенного, суд считает, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Учитывая, что земельный участок ЗАО "Э" не был оформлен в установленном законом порядке в течение длительного времени (с 20110 года) суд не усматривает оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 207, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------