Постановление Правительства Воронежской обл. от 03.04.2013 N 271 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2013 г. № 271

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 № 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации", распоряжением правительства Воронежской области от 11.03.2013 № 148-р "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Спивакова А.А.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ





Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 03.04.2013 № 271

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
долгосрочной областной целевой программы
"Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель
Воронежской области на 2014 - 2020 годы"


Наименование долгосрочной Долгосрочная областная целевая программа
областной целевой программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения Воронежской
области на 2014 - 2020 годы" (далее -
программа)

Дата принятия решения о Распоряжение правительства Воронежской
разработке долгосрочной области от 11.03.2013 № 148-р "О разработке
областной целевой программы проекта долгосрочной областной целевой
(наименование, дата и номер программы "Развитие мелиорации земель
соответствующего сельскохозяйственного назначения Воронежской
нормативного акта) области на 2014 - 2020 годы"

Государственный заказчик Департамент аграрной политики Воронежской
долгосрочной областной области
целевой программы

Основные разработчики Департамент аграрной политики Воронежской
долгосрочной областной области
целевой программы

Цели и задачи долгосрочной Стратегической целью программы является
областной целевой программы гарантированное обеспечение увеличения
валового производства сельскохозяйственной
продукции на мелиоративных землях за счет
внедрения инновационных технологий.
Целями программы в соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до
2020 года в области государственной аграрной
политики являются:
- обеспечение потребностей населения
сельскохозяйственной продукцией и
продовольствием российского производства;
- улучшение и повышение продуктивности
используемых в сельскохозяйственном
производстве земельных и других природных
ресурсов.
Задачами являются:
- реконструкция и техническое перевооружение
оросительных систем, принятие организационных
и организационно-правовых решений по
проектированию, строительству, эксплуатации
объектов мелиорации и управлению данными
объектами, создание нормативно-правового и
научного обеспечения инновационного социально
ориентированного развития мелиоративного
комплекса;
- ввод в эксплуатацию орошаемых земель на
площади 23,4 тыс. гектаров, в том числе: в
2014 году - 0,9 тыс. гектаров, в 2015 году -
2,5 тыс. гектаров, в 2016 году - 3,0 тыс.
гектаров, в 2017 году - 3,5 тыс. гектаров, в
2018 году - 4,0 тыс. гектаров, в 2019 году -
4,5 тыс. гектаров и в 2020 году - 5,0 тыс.
гектаров;
- создание общих условий устойчивого и
эффективного функционирования сельского
хозяйства за счет восстановления и развития
мелиоративного фонда;
- экологически безопасное использование в
сельскохозяйственном производстве земельных,
водных и других возобновляемых природных
ресурсов, повышение плодородия почв до
оптимального в каждой конкретной зоне;
- развитие на мелиорируемых землях
кормопроизводства, опережающего роста
поголовья крупного рогатого скота,
гарантированное обеспечение населения
картофелем, овощами, продукцией
плодово-ягодных культур;
- государственная поддержка
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
выращивающих сельскохозяйственные культуры на
мелиорируемых землях

Важнейшие целевые Ввод в эксплуатацию 23,4 тыс. гектаров
индикаторы и показатели орошаемых земель.
долгосрочной областной Валовой сбор сельскохозяйственных культур на
целевой программы орошаемых землях увеличится в 2020 году по
сравнению с 2012 годом: картофель - на 156,2
тыс. тонн (в 3,3 раза), овощи - на 55,9 тыс.
тонн (в 1,9 раза), корма - на 18,2 тыс. тонн
(в 2 раза) и сахарная свекла - на 640,1 тыс.
тонн (в 11 раз).
Создание защитных лесных насаждений на
площади 200 гектаров

Сроки и этапы реализации С 2014 по 2020 год, этапы реализации: I этап
долгосрочной областной - 2014 - 2016 годы; II этап - 2017 - 2020
целевой программы годы

Перечень мероприятий 1. Гидромелиоративные мероприятия:
долгосрочной областной 1.1. Реконструкция, восстановление и
целевой программы строительство оросительных систем.
2. Агролесомелиоративное обустройство земель
сельскохозяйственного назначения:
2.1. Реконструкция и создание новых защитных
лесных насаждений

Объемы и источники Суммарный объем финансирования программы в
финансирования долгосрочной 2014 - 2020 годах составит 5229659,9 тыс.
областной целевой программы рублей, в том числе:
(в действующих ценах - федеральный бюджет - 1307415,0 тыс. рублей
каждого года реализации (25 процентов);
программы, тыс. рублей) - областной бюджет - 1307415,0 тыс. рублей
(25 процентов);
- собственные средства сельскохозяйственных
товаропроизводителей - 2614829,9 тыс. рублей
(50 процентов)

Ожидаемые конечные - увеличение площади орошаемых земель на 23,4
результаты реализации тыс. гектаров;
долгосрочной областной - увеличение средней урожайности
целевой программы и сельскохозяйственных культур на орошаемых
показатели землях до 3 раз относительно показателей на
социально-экономической богаре (неорошаемые участки);
эффективности - защита от водной и ветровой эрозии и
опустынивания на площади 4,0 тыс. гектаров;
- повышение стабильности производства
растениеводческой продукции независимо от
климатических условий;
- выручка от реализации продукции составит
4,6 млрд рублей;
- прирост выручки к 2020 году составит 2,9
млрд рублей;
- обеспечение налоговых поступлений в
бюджетную систему в период с 2014 по 2020 год
от сельскохозяйственных предприятий составит
288,7 млн рублей;
- сохранение существующих и создание новых
рабочих мест к 2020 году составит 175 единиц


Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

Одной из важнейших отраслей экономики Воронежской области является сельскохозяйственное производство. Значительная доля населения проживает в сельской местности и занята производством растениеводческой и животноводческой продукции. В земельном фонде Воронежской области 90 процентов занимают сельскохозяйственные угодья, при этом около 70 процентов - пашня, которая на 77 процентов представлена черноземными почвами.
Воронежская область расположена в юго-восточной части Центрально-Черноземного региона, территория разделена на две природно-климатические зоны: лесостепную и степную. Климат умеренно-континентальный с жарким и сухим летом и холодной зимой. Продолжительность вегетационного периода в среднем составляет 190 дней. Сумма среднесуточных температур выше +10 градусов колеблется от 2440 до 2930. Для области характерны частые оттепели зимой, а также поздневесенние продолжительные заморозки.
Урожайность сельскохозяйственных культур на территории области в основном зависит от состояния плодородия черноземных почв и степени естественного увлажнения земель.
В результате почвенно-эрозионных процессов и интенсивного использования земель в сельскохозяйственном производстве наблюдается тенденция сокращения запасов гумуса в черноземах, идут процессы ухудшения пищевого и водного режимов почвы.
В настоящее время в Воронежской области насчитывается 1,5 миллиона гектаров малогумусных почв (48 процентов пашни), смытые почвы занимают 630 тыс. гектаров, имеется 4 тыс. гектаров действующих оврагов.
Важнейшим лимитирующим фактором в развитии сельского хозяйства является недостаточность естественного увлажнения земель и систематически повторяющиеся засухи. К зоне недостаточного увлажнения с годовым количеством осадков от 480 до 560 мм относятся 20 муниципальных районов области, а к зоне сухого земледелия с количеством осадков менее 400 мм - 12 муниципальных районов, граничащих с Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями. Практически ежегодно отмечаются засухи и суховеи, каждый третий год они бывают интенсивными.
По данным метеонаблюдений кафедры экологии и природных ресурсов Воронежского государственного университета, в северо-западных районах Воронежской области за последние сто лет достаточное увлажнение отмечалось лишь в течение 14 - 22 лет, а в юго-восточных - менее 8 лет.
Указанные негативные факторы оказывают самое непосредственное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства и показывают, что на территории области необходимо осуществление в требуемых объемах комплекса мелиоративных мероприятий, включающих:
- гидромелиоративные мероприятия;
- агролесомелиоративные работы;
- агрохимические мероприятия;
- культуртехнические и осушительные работы.
Важнейшим направлением должно стать орошение земель: реконструкция, техническое перевооружение, новое строительство оросительных систем.
Мировой опыт показывает, что для обеспечения ежегодно гарантированного объема сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь кормовых культур, овощной продукции, необходимо иметь 10 - 30 процентов орошаемых площадей от всей площади пашни.
В области имеется опыт проведения работ по орошению земель. Так к 1991 году полив осуществлялся на 135,4 тыс. гектаров пашни. Даже в условиях обеспечения поливов не в полном объеме в соответствии с требованиями режима орошения урожайность сельскохозяйственных культур на орошаемых землях в два-три раза превышала показатели богарного земледелия (таблица 1).

Таблица 1

Средняя урожайность сельскохозяйственных культур
при орошении по статистической и оперативной отчетности
сельскохозяйственных товаропроизводителей за период
с 2000 по 2010 год


Сельскохозяйственные культуры Урожайность, ц/га

при орошении без орошения

Овощи 259,0 106,1

Сахарная свекла 294,0 188,1

Многолетние травы на сено 36,9 13,0

Многолетние травы на корм 244,0 77,9

Однолетние травы на сено 45,5 17,1

Однолетние травы на корм 194,0 69,2

Кукуруза на силос и корм 338,0 153,5

Кормовые корнеплоды 331,0 206,8

Получено центнеров кормовых единиц/га 40,7 15,8


Почвенные, геоморфологические, гидрологические, гидрогеологические условия, наличие водных ресурсов, а также качество поверхностных и подземных вод позволяют проводить оросительные мелиорации во всех районах Воронежской области.
Общая площадь пригодных для орошения сельскохозяйственных угодий составляет 400 тыс. гектаров.
Область достаточно обеспечена водными ресурсами. Поверхностный сток территории определяется бассейном реки Дон. Наряду с большими притоками - реками Хопёр, Битюг, Воронеж, Савала, Ворона, Тихая Сосна, Черная Калитва, поверхностный сток формируют 125 малых рек.
Среднемноголетний сток рек Дон и Хопёр, формирующийся в пределах области, составляет 4000 млн. куб. м, а с учетом поступления воды с вышерасположенных бассейнов на территорию Воронежской области составляет 14000 млн. куб. м (многолетние данные о водном режиме, Государственный водный кадастр Росгидромета).
По данным отдела водных ресурсов по Воронежской области в 2010 году забрано воды из поверхностных водных объектов на орошение 2,49 млн. куб. м. Фактическими источниками орошения были пруды 50%, реки - 30%, водохранилище - 20%.
Количество воды на орошение 23,4 тыс. гектаров составит 35,1 млн куб. м.
В настоящее время на хозяйственные, питьевые и производственные нужды извлекается из недр около 676 тыс. куб. м/сутки пресной подземной воды.
Ввиду того, что поверхностный сток на территории Воронежской области распределен неравномерно, в южных и юго-восточных муниципальных районах области возникает необходимость использования для орошения подземных вод, а также создания искусственных фильтрующих водоемов с целью пополнения запасов подземных вод за счет весеннего поверхностного стока с последующим забором воды на орошение.
Мероприятия, которые должны обеспечить выполнение целевых установок, обозначаются следующими направлениями:
- развитие и внедрение инновационных способов, методов и технологий комплексных мелиораций, мелиоративных систем нового поколения, использование высокоэффективных технологий с целью экономии водных ресурсов;
- применение современной мелиоративной и поливной техники;
- совершенствование, формирование и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе агроландшафтного обустройства территории;
- создание и освоение природоохранных технологий повышения плодородия сельскохозяйственных угодий;
- обеспечение защиты и безопасности гидротехнических сооружений;
- развитие системы мониторинга мелиоративных земель;
- восстановление инфраструктуры в гидромелиоративных системах;
- реформирование организационной структуры системы эксплуатации мелиоративных объектов, развитие сервисного обслуживания объектов мелиорации;
- развитие системы проектно-изыскательских работ;
- развитие производственной базы для нужд мелиорации.
Реальные объемные показатели, обозначающие истинные потребности в мелиоративных мероприятиях, определяются наличием пригодных для этих целей сельскохозяйственных угодий, возможностей водоисточников, наличием у сельскохозяйственных товаропроизводителей эффективных путей осуществления одного из самых действенных механизмов получения существенных дополнительных доходов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Безусловным фактором более эффективной реализации целей программы является необходимость восстановления уже имеющихся систем мелиорации, и в первую очередь оросительных систем, не потерявших статус мелиоративного фонда. Для данного направления реализации программы характерно наличие оптимального решения по требуемым площадям орошения и уже сложившихся для данного участка агротехнических и других условий для реализации реального севооборота.
Современные подходы при создании эффективных систем мелиорации в зоне Центрального Черноземья определяются комплексом мероприятий, в основе которых решающим является оросительная система с проведением в ее масштабах мероприятий по лесоустройству, выполнению культуртехнических и противоэрозионных работ, проведению химических мелиораций. Так как проблемы сохранения плодородия черноземных почв в условиях экстенсивного земледелия являются актуальными, следует в условиях орошаемого земледелия исходить из реальных для данного региона норм орошения, комплекса агротехнических приемов и необходимых мероприятий по внесению удобрений. Только комплекс мелиоративных мероприятий может быть эффективен, а программа будет реальным воплощением намечаемых задач и ближайших планов.
На учете находится более 73 тыс. гектаров ранее орошаемых земель, которые сохранили как статус орошаемых, так и определенную инфраструктуру. В первую очередь это присутствие реального водоисточника. Все объекты водоснабжения создавались при инженерном обеспечении подачи воды из искусственного водоисточника - пруда - на участок, расположенный на водоразделе площадью 150 - 400 гектаров. Сложившаяся схема создания орошаемых массивов при наличии водоисточников на местном стоке определяет степень развития мелиоративных работ, в первую очередь работ по орошаемому земледелию в Воронежской области.
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Воронежской области на 2014 - 2020 годы" будет продолжением областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009 - 2013 годы".
Программно-целевой метод является практически единственным инструментом воздействия на экономику Воронежской области, в том числе на проблемы сохранения почв и повышения плодородия. Во-первых, в сельском хозяйстве Воронежской области существует необходимость проведения преобразований, которые должны быть хорошо просчитаны и управляемы, а их результаты - предсказуемыми. Во-вторых, экономика Воронежской области испытывает острый дефицит в финансовых ресурсах. Для обеспечения эффективного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов необходимо их направление в те секторы сельскохозяйственного производства, которые оказывают существенное влияние на развитие других отраслей сельского хозяйства. Этого можно достичь только с применением технологии программно-целевого управления и его основного инструмента - программ различного вида.
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы" будет направлена на реализацию федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", которая предусматривает софинансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (соотношение 25%, 25%, 50% соответственно).

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Стратегической целью программы является гарантированное обеспечение увеличения валового производства сельскохозяйственной продукции на мелиоративных землях за счет внедрения инновационных технологий.
Целями программы в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области государственной аграрной политики являются:
- обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
- улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Достижение поставленных целей реально при условии финансирования запланированных мероприятий.
Динамика реализации программы приведена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика
индикаторов эффективности реализации
долгосрочной областной целевой программы


Целевой индикатор Единица Значение индикаторов по годам
измерения
2012 Первый этап Второй этап
(базовый)
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Ввод в эксплуатацию тыс. га 10,5 0,9 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0
орошаемых земель

Рост ввода площадей % 8,6 в 2,8 120,0 116,7 114,3 112,5 111,1
(к предыдущему году) раза

Создание защитных га 5 20 25 30 35 40 45
лесных насаждений
(при необходимости)

Валовой сбор тыс. тонн 46,8 17,0 28,3 48,3 76,0 112,4 151,6 203,0
картофеля

Рост производства (к % 36,3 166,5 170,7 157,3 147,9 134,9 133,9
предыдущему году)

Валовой сбор овощей тыс. тонн 29,1 12,8 15,3 24,1 34,8 48,3 64,9 85,0

Рост производства (к % 44,0 119,5 157,5 144,4 138,8 134,4 131
предыдущему году)

Производство кормов тыс. тонн 9,3 1,3 1,8 3,7 6,4 11,4 18,3 27,5
кормовых
единиц

Рост производства (к % 14,0 138,5 в 2,1 173,0 178,1 160,5 150,3
предыдущему году) раза

Валовой сбор сахарной тыс. тонн 58,0 76,5 99,5 178,2 274,9 389,4 526,4 698,1
свеклы

Рост производства (к % 131,9 130,1 179,1 154,3 141,7 135,2 132,6
предыдущему году)


Исходя из целей программы определены следующие задачи:
- реконструкция и техническое перевооружение оросительных систем, принятие организационных и организационно-правовых решений по проектированию, строительству, эксплуатации объектов мелиорации и управлению данными объектами, создание нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально ориентированного развития мелиоративного комплекса;
- ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 23,4 тыс. гектаров, в том числе: в 2014 году - 0,9 тыс. гектаров, в 2015 году - 2,5 тыс. гектаров, в 2016 году - 3,0 тыс. гектаров, в 2017 году - 3,5 тыс. гектаров, в 2018 году - 4,0 тыс. гектаров, в 2019 году - 4,5 тыс. гектаров и в 2020 году - 5,0 тыс. гектаров;
- создание общих условий устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиоративного фонда;
- экологически безопасное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального в каждой конкретной зоне;
- развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, опережающего роста поголовья КРС, гарантированное обеспечение населения картофелем, овощами, продукцией плодово-ягодных культур;
- государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, выращивающих сельскохозяйственные культуры на мелиорируемых землях.

Раздел 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Долгосрочной областной целевой программой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы" будет предусмотрена реализация мероприятий в 2014 - 2020 годах в два этапа: первоочередной - с 2014 по 2016 год и долгосрочный - с 2017 по 2020 год.
В составе первоочередного этапа планируется восстановление мелиоративного фонда за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства оросительных систем, принятия организационных и организационно-правовых решений по проектированию, строительству, эксплуатации объектов мелиорации и управлению данными объектами, создания нормативно-правового и научного обеспечения инновационного социально ориентированного развития мелиоративного комплекса.
На первом этапе предполагается ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 6,4 тыс. гектаров, в том числе: в 2014 году - 0,9 тыс. гектаров, в 2015 году - 2,5 тыс. гектаров, в 2016 году - 3,0 тыс. гектаров, с финансированием 1430146,3 тыс. рублей.
В составе второго, долгосрочного, этапа намечено продолжение реконструкции и технического перевооружения оросительных систем, но в основном строительство новых мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
На втором этапе предполагается ввод в эксплуатацию орошаемых земель на площади 17,0 тыс. гектаров, в том числе: в 2017 году - 3,5 тыс. гектаров, в 2018 году - 4,0 тыс. гектаров, в 2019 году - 4,5 тыс. гектаров и в 2020 году - 5,0 тыс. гектаров, с финансированием 3799513,6 тыс. рублей.
Общий объем финансирования составит 5229659,9 тыс. рублей.

Раздел 4. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для достижения поставленной цели и решения задач программы предусмотрена реализация и финансирование двух мероприятий.

4.1. Гидромелиоративные мероприятия

4.1.1. Реконструкция, восстановление и строительство оросительных систем
Целью мероприятия является повышение эффективности плодородия почв, получение высоких, стабильных и прогнозируемых урожаев независимо от погодных условий.
Мероприятием предполагается разработка проектно-сметной документации (кроме приобретения и монтажа передвижного поливального оборудования), проведение реконструкции, восстановления и строительства оросительных систем на площади 23,4 тыс. гектаров, в том числе: в 2014 году - 0,9 тыс. гектаров, в 2015 году - 2,5 тыс. гектаров, в 2016 году - 3,0 тыс. гектаров, в 2017 году - 3,5 тыс. гектаров, в 2018 году - 4,0 тыс. гектаров, в 2019 году - 4,5 тыс. гектаров и в 2020 году - 5,0 тыс. гектаров.
Полив сельскохозяйственных культур как основной агротехнический прием в сочетании с внесением полной дозы минеральных удобрений и другими мероприятиями обеспечивает в любых погодных условиях получение урожая сельскохозяйственных культур до 4 раз больше, чем на богаре.
Общий объем финансирования мероприятия составит 5221659,9 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета (субсидии) - 1305415,0 тыс. рублей, из областного бюджета (субсидии) - 1305415,0 тыс. рублей, из средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 2610830,0 тыс. рублей.

4.2. Агролесомелиоративные мероприятия

4.2.1. Реконструкция и создание новых защитных лесных насаждений
Целями мероприятия являются предотвращение водной и ветровой эрозии почв, выдувание посевов, повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Реконструкция предусматривает замену старых, расстроенных, а также не вписывающихся в контур орошаемого участка насаждений (вырубка, корчевка и посадка) на новые, более эффективные и устойчивые породы деревьев в зависимости от почвенно-климатических условий.
Защитные лесные насаждения улучшают микроклимат прилегающих земель. Под их защитой создаются оптимальные условия для земледелия, возрастает эффективность севооборотов по сравнению с открытым полем, на 2,5 - 19,3 балла повышается бонитет почв, на защищенных территориях значительно улучшается гидротермический режим, более чем в 4 раза сокращается поверхностный сток, оптимизируются процессы почвообразования, чище и полноводнее становятся реки и водоемы. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях для зерновых, на 18 - 23 процента, технических - на 20 - 26 процентов (данные института ЦЧО "Гипрозем").
Реконструкция и посадка защитных лесных насаждений проводятся при необходимости в них на территории, отведенной под реконструкцию и строительство оросительных систем в рамках программы.
В рамках мероприятия предусмотрены реконструкция и посадка защитных лесных насаждений (по расчетно-технологической карте может включать раскорчевку, посадку и агротехнический уход) на площади 200 гектаров (при необходимости), в том числе: 2014 год - 5,0 гектаров; 2015 год - 20,0 гектаров; 2016 год - 25,0 гектаров; 2017 год - 30,0 гектаров; 2018 год - 35,0 гектаров; 2019 год - 40,0 гектаров; 2020 год - 45,0 гектаров.
Общий объем финансирования мероприятия составит 8000,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 2000,0 тыс. рублей; из областного бюджета - 2000,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников (собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей) - 4000,0 тыс. рублей.

Перечень мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы" указан в таблице 3.

Таблица 3

Перечень (план)
прочих нужд долгосрочной областной целевой программы
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного
назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы"

тыс. рублей

№ Наименование Наименование Срок Источники Сумма В том числе по годам реализации Индикаторы Главный Ответственные
п/п прочих нужд муниципального реализации финанси- расходов, реализации распорядитель за реализацию
района мероприятия рования всего, тыс. 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год мероприятия, бюджетных мероприятия
рублей тыс. га средств

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1. Прочие нужды Муниципальные 2014 - 2020 Всего 5229659,9 201033,1 558669,6 670443,6 782217,5 893991,4 1005765,4 1117539,3 ДАП ДАП
районы области годы

в т.ч.:

ФБ 1307415,0 50258,3 139667,4 167610,9 195554,4 223497,9 251441,3 279384,8

ОБ 1307415,0 50258,3 139667,4 167610,9 195554,4 223497,9 251441,3 279384,8

МБ

ВИ 2614829,9 100516,5 279334,8 335221,8 391108,7 446995,7 502882,7 558769,7

в т.ч.:

1.1. Реконструкция и Муниципальные 2014 - 2020 Всего 5221659,9 200833,1 557869,7 669443,6 781017,5 892591,4 1004165,4 1115739,3 23,4 ДАП ДАП
строительство районы области годы
оросительных
систем

в т.ч.:

ФБ 1305415,0 50208,3 139467,4 167360,9 195254,4 223147,9 251041,3 278934,8

ОБ 1305415,0 50208,3 139467,4 167360,9 195254,4 223147,9 251041,3 278934,8

МБ

ВИ 2610829,9 100416,5 278934,8 334721,8 390508,7 446295,7 502082,7 557869,7

1.2. Реконструкция и Все районы 2014 - 2020 Всего 8000,0 200,0 800,0 1000,0 1200,0 1400,0 1600,0 1800,0 0,2 ДАП ДАП
создание области годы
защитных
насаждений

в т.ч.:

ФБ 2000,0 50,0 200,0 250,0 300,0 350,0 400,0 450,0

ОБ 2000,0 50,0 200,0 250,0 300,0 350,0 400,0 450,0

МБ

ВИ 4000,0 100,0 400,0 500,0 600,0 700,0 800,0 900,0


Раздел 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
С 2014 ПО 2020 ГОД

Общий объем финансовых ресурсов для реализации программы 5229659,9 тыс. рублей.
Объемы финансирования, источники и статьи расходов по программе приведены в таблице 4.
Основными источниками средств для реализации программы являются:
1. Средства, поступившие в областной бюджет из федерального бюджета в виде субсидий, составят 1307415,0 тыс. рублей, или 25 процентов от общего объема финансирования.
2. Средства областного бюджета в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, направленные на реализацию областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы", составят 1307415,0 тыс. рублей, или 25 процентов от общего объема финансирования.
3. Внебюджетные источники (собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей) составят 2614829,9 тыс. рублей, или 50 процентов от общего объема финансирования.
Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат.
Софинансирование из федерального бюджета будет осуществляться на основании заключенного соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Воронежской области.
Порядки предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального и областного бюджетов утверждаются Правительством Российской Федерации и правительством Воронежской области.

Таблица 4

Динамика
финансирования, источники и направления расходов
долгосрочной областной целевой программы
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного
назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы"


Источники и направления расходов Объемы финансирования, тыс. рублей

Всего в том числе по годам реализации

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Финансирование программы, всего, 5229659,92 201033,07 558669,65 670443,58 782217,5 893991,4 1005765,4 1117539,3
в том числе:

федеральный бюджет 1307414,98 50258,3 139667,4 167610,9 195554,4 223497,9 251441,3 279384,8

областной бюджет 1307414,98 50258,3 139667,4 167610,9 195554,4 223497,9 251441,3 279384,8

местный бюджет

внебюджетные источники 2614829,96 100516,5 279334,8 335221,8 391108,8 446995,7 502882,7 558769,7

1.1. Прочие расходы (реконструкция 5221659,9 200833,1 557869,7 669443,6 781017,5 892591,4 1004165,4 1115739,3
и строительство оросительных
систем), всего, в том числе:

федеральный бюджет 1305415,0 50208,3 139467,4 167360,9 195254,4 223147,9 251041,3 278934,8

областной бюджет 1305415,0 50208,3 139467,4 167360,9 195254,4 223147,9 251041,3 278934,8

местный бюджет

внебюджетные источники 2610830,0 100416,5 278934,8 334721,8 390508,8 446295,7 502082,7 557869,7

1.2. Реконструкция и создание 8000,0 200,0 800,0 1000,0 1200,0 1400,0 1600,0 1800,0
защитных насаждений, всего, в том
числе:

федеральный бюджет 2000,0 50,0 200,0 250,0 300,0 350,0 400,0 450,0

областной бюджет 2000,0 50,0 200,0 250,0 300,0 350,0 400,0 450,0

местный бюджет

внебюджетные источники 4000,0 100,0 400,0 500,0 600,0 700,0 800,0 900,0


Раздел 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации программы в полном объеме, мониторинг и порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации мероприятий программы, условия ее досрочного прекращения.
Правовую основу программы составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Воронежской области, регламентирующие вопросы использования и охраны земельных ресурсов в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Цели, задачи и мероприятия программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Воронежской области.
Организационные меры реализации программы включают следующие аспекты:
- текущее управление реализацией программы осуществляется департаментом аграрной политики Воронежской области (далее - ДАП) в установленном порядке;
- предоставление субсидий за счет средств областного бюджета и средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации мероприятий программы на компенсацию части затрат на реконструкцию и строительство оросительных систем, реконструкцию и создание защитных лесных насаждений осуществляется в соответствии с порядками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и правительством Воронежской области;
- ДАП разрабатывает и ежегодно представляет в департамент экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР) предложения о необходимости проведения корректировки мероприятий программы с указанием причин, сроков, объемов и источников финансирования или о досрочном прекращении реализации программы ввиду ее неэффективности. После принятия решения о необходимости внесения изменений в программу ДАП подготавливает и представляет в ДЭР проект постановления правительства Воронежской области о внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу.
- ДАП и департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее - ДФБП) в рамках своей компетенции обеспечивают контроль за целевым использованием средств областного бюджета;
- ДАП для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ежегодно согласовывает с ДЭР уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Информация о ходе реализации долгосрочной областной целевой программы размещается на портале Воронежской области в сети Интернет.

Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Государственным заказчиком программы является департамент аграрной политики Воронежской области. Управление реализацией программы осуществляет ДАП, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное и целевое использование средств, выделяемых на ее реализацию.
В систему организации и контроля реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2014 - 2020 годы" входят следующие уполномоченные органы:
- контрольное управление правительства Воронежской области;
- Контрольно-счетная палата Воронежской области;
- департамент аграрной политики Воронежской области;
- департамент экономического развития Воронежской области.
ДАП в рамках своей компетенции:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы;
- проводит согласование по привлечению федеральных и внебюджетных средств для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
- в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на предоставление бюджетных ассигнований из федерального и областного бюджетов для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год;
- утверждает распределение бюджетных обязательств, выделяемых по соответствующим программным мероприятиям, статьям расходов и объектам, финансовые ресурсы и целевые показатели;
- обеспечивает контроль за ходом реализации программы, включающий в себя контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий, контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации программы, об эффективности использования бюджетных средств;
- при необходимости подготавливает и вносит в установленном порядке предложения о внесении изменений или о досрочном прекращении реализации программы ввиду ее неэффективности;
- направляет в ДЭР и в контрольное управление правительства Воронежской области ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, отчеты о ходе реализации программы с учетом степени финансирования, достижения целевых показателей, эффективности ее реализации, выполнении основных мероприятий программы, мощностях, введенных в рамках программы, или степени их готовности.
В срок до 1 марта ДАП подготавливает и направляет в ДЭР доклад о выполнении программы, срок которой завершается в отчетном году.
Доклад должен содержать:
- сведения о результатах реализации программы за весь срок реализации и по годам реализации;
- данные об объемах и направлениях использования средств федерального, областного и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы;
- сведения о соответствии фактически достигнутых показателей эффективности реализации программы показателям, установленным при ее утверждении;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии объектов, незавершенных строительством;
- оценку эффективности результатов реализации программы.
ДАП размещает в сети Интернет на портале Воронежской области текст программы, информацию о ходе ее реализации, доклад при завершении срока ее реализации.

Раздел 8. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ)
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность программы оценивается посредством сопоставления ожидаемых программных результатов с затратами на их достижение. При проведении оценки эффективности программы использовались Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель (РД-АПК 3.00.01.003-03), утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.01.2003. Расчеты показали эффективность мероприятий, так как дисконтированное сальдо денежного потока положительно в расчетах общественной и коммерческой эффективности вариантов. Сальдо денежного потока в расчетах бюджетной эффективности отрицательно ввиду наличия льготного налогообложения сельскохозяйственной отрасли.
Объемы инвестиций в размере 5229,6 млн рублей будут направлены на реконструкцию и техническое перевооружение существующих мелиоративных систем, а также на строительство новых мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Осуществление этих мероприятий позволит достичь следующих результатов:
- ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых оросительных систем на площади 23,4 тыс. гектаров;
- увеличение средней урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях до 3 раз от показателей на богаре (неорошаемые участки);
- защита от водной и ветровой эрозии и опустынивания на площади 4,0 тыс. гектаров;
- повышение стабильности производства растениеводческой продукции независимо от климатических условий, что обеспечит устойчивое функционирование агропромышленного комплекса и прогнозируемость результатов производственной деятельности;
- выручка от реализации продукции составит 4,6 млрд рублей;
- прирост выручки в 2020 году составит 2,9 млрд рублей;
- обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему в период с 2014 по 2020 год от сельскохозяйственных предприятий составит 288,7 млн рублей;
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест к 2020 году составит 175 единиц;
- увеличение средней продуктивности кормовых культур с 1,1 до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар на орошаемых землях.
Срок окупаемости совокупных капитальных вложений по программе составит не более 6 лет.
Расчеты коммерческой эффективности свидетельствуют о необходимости государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части компенсации их затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство мелиоративных систем, так как срок окупаемости совокупных капитальных вложений без государственной поддержки увеличивается с 2 до 6 лет, что снижает инвестиционную привлекательность программы для потенциальных инвесторов.
В экологическом аспекте эффект от реализации программных мероприятий будет состоять в наращивании воспроизводства природного плодородия почвы и проявится в перспективе за пределами выполнения программы мелиорации.


------------------------------------------------------------------