Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 19.09.2013 N 2.36-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2011 - 2012 годах и текущем периоде 2013 года на содержание аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 19 сентября 2013 года № 15(109)

ОТЧЕТ № 2.36-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2011 - 2012 ГОДАХ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ
2013 ГОДА НА СОДЕРЖАНИЕ АППАРАТА УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.36 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 30.07.2013 № 51.

Цель контрольного мероприятия: оценка финансово-хозяйственной деятельности аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области (далее по тексту - Уполномоченный) за 2011 - 2012 годы и текущий период 2013 года.

Проверенный объект и оформленный акт: аппарат уполномоченного по правам человека в Воронежской области - акт № 2.36 от 09.09.2013.

Срок проведения проверки: с 26 августа по 09 сентября 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение нормативно-правовой базы, определяющей правовой статус Уполномоченного и порядок его деятельности.
2. Анализ деятельности Уполномоченного и его аппарата.
3. Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на содержание Уполномоченного и его аппарата в 2011 - 2012 годах и текущем периоде 2013 года в соответствии со сметой расходов.
4. Проверка бухгалтерского учета и отчетности за 2011 - 2012 годы и текущий период 2013 года:
- расчетов по оплате труда, штатной и фактической численности сотрудников аппарата;
- расчетов с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами;
- банковских и кассовых операций;
- учета основных средств, материальных запасов.
5. Проверка ведения договорной работы и соответствия порядка приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Должность Уполномоченного учреждена Законом Воронежской области от 30.06.2010 № 66-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Воронежской области" в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Воронежской области, содействия их соблюдению и уважению органами государственной власти Воронежской области, иными государственными органами Воронежской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области и их должностными лицами.
Анализ региональных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность областных органов власти в сфере защиты прав человека, показал, что в настоящее время наряду с вышеуказанным Законом действует и постановление администрации Воронежской области "О комиссии по правам человека при администрации области" и три постановления 2004 - 2008 годов, вносящие изменения в первое постановление. Данная комиссия не работает, возглавлявшие ее должностные лица администрации уволены. Полномочия и задачи комиссии дублируют полномочия и задачи Уполномоченного.
Также в настоящее время действует постановление администрации Воронежской области от 2004 года "Об открытии общественной приемной по правам человека при администрации и совместной деятельности по организации работы общественной приемной при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Эта общественная приемная формировалась как консультативный орган комиссии по правам человека при администрации области, в настоящее время деятельность не ведется, нет должностного лица, ответственного за организацию ее работы. Ее функции, права и обязанности дублируют основы деятельности аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области.
В целях устранения дублирования в деятельности органов власти Воронежской области следует инициировать отмену действия вышеуказанных постановлений.
Для обеспечения деятельности Уполномоченным создан аппарат. Штатное расписание аппарата Уполномоченного утверждено в количестве 16 единиц, из них: 1 государственная должность, 13 должностей государственной гражданской службы и 2 должности, не относящиеся к государственной гражданской службе. Установленные должностные оклады соответствуют законодательству области.
Положение об аппарате и Регламент деятельности уполномоченного по правам человека в Воронежской области утверждены распоряжением № 19 от 02.09.2013. Однако ни в этих, ни в других распорядительных документах Уполномоченного не определены основы деятельности отделов аппарата, выделенных в его структуре, не установлены также показатели эффективности деятельности аппарата и его отделов. Показатели эффективности деятельности не установлены и для должностных лиц аппарата в утвержденных в 2013 году должностных регламентах. Тем самым аппарат не сориентирован на реализацию одного из ключевых принципов новой модели госуправления, провозглашенных в Ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012, а именно: "Ориентация всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы".
Деятельность аппарата Уполномоченного организуется на основе годовых планов работы. За 2012 год все мероприятия плана выполнены, рассмотрено 1172 обращения граждан (в 2011 году - 594), проведено 55 мероприятий по мониторингу соблюдения прав граждан (в 2011 году - 41), выявлено 446 случаев нарушений прав человека по обращениям граждан (в 2011 году - 408 случаев нарушений), должностным лицам представлены 4 заключения, содержащие требования о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав граждан (в 2011 году - 4), заключены соглашения с 9 региональными подразделениями федеральных органов о взаимодействии в сфере защиты прав граждан. Ежегодные доклады о соблюдении прав человека в Воронежской области в 2011 и 2012 годах представлены в установленные законом сроки в Воронежскую областную Думу и губернатору Воронежской области. Задачи деятельности Уполномоченного, установленные законом Воронежской области, в основном выполняются.

Использование бюджетных средств

Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата является расходным обязательством Воронежской области и утверждается законом об областном бюджете на соответствующий год.
В 2011 году на финансирование Уполномоченного было выделено 8952,4 тыс. рублей. Расходы составили 8259,4 тыс. рублей, или 92,2% от плановых назначений.
Плановые назначения на 2012 год утверждены в сумме 14602,1 тыс. рублей. Расходы составили 13791,3 тыс. рублей, или 95% от плановых назначений.
Бюджетные ассигнования на 2013 год утверждены в сумме 15047 тыс. рублей. В первом полугодии 2013 года лимиты бюджетных обязательств доведены на сумму 7665 тыс. рублей. Расходы составили 6274,7 тыс. рублей, или 81,9% от доведенных лимитов.
Анализ исполнения сметы расходов показал, что в структуре расходов наибольший удельный вес (более 70,0%) занимают расходы на оплату труда с начислениями. В проверяемом периоде начисление заработной платы осуществлялось на основании действующих нормативных правовых актов области и в соответствии с Положением о порядке выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаты денежного поощрения по итогам работы за квартал, материальной помощи, единовременных выплат и денежных поощрений гражданским служащим, а также с Положением о премировании, материальной помощи работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Воронежской области, утвержденными распоряжениями Уполномоченного. Выборочной проверкой правильности начисления заработной платы нарушений не установлено.
В 2011 - 2012 годах оплата коммунальных услуг осуществлялась аппаратом Уполномоченного на основании заключенных договоров с организациями - поставщиками электрической, тепловой энергии, а также воды. В 2013 году заключены договоры на возмещение затрат по коммунальным платежам с казенным предприятием Воронежской области "Специализированная эксплуатационная служба управления делами Воронежской области". Транспортные услуги оказывались казенным предприятием Воронежской области "Автобаза управления делами Воронежской области" на основании ежеквартально заключаемых договоров. При этом требования Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" соблюдались.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде в нарушение п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, и ст. 20 Закона Воронежской области от 30.05.2005 № 29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области" денежный аванс на оплату командировочных расходов работникам не выплачивался. Командировочные расходы возмещались по возвращении работников из командировок.

Использование имущества

На момент проведения проверки общая площадь помещений, занимаемых аппаратом уполномоченного по правам человека, составляет 183,3 кв. м. Договор безвозмездного пользования заключен с балансодержателем - казенным предприятием Воронежской области "Специализированная эксплуатационная служба управления делами Воронежской области".
По состоянию на 01.01.2013 на балансе числятся основные средства на сумму 4764,4 тыс. рублей, из них: машины и оборудование - 1710,7 тыс. рублей, производственный и хозяйственный инвентарь - 3029,5 тыс. рублей, прочие - 24,2 тыс. рублей. С материально-ответственными лицами заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.
В проверяемом периоде инвентаризация ОС и наличных денежных средств проводилась ежегодно на основании соответствующих распоряжений Уполномоченного. Выборочной проверкой наличия ОС средств, числящихся за материально-ответственным лицом К.В.Н., установлено, что ОС имеются в наличии и находятся в исправном состоянии, всем присвоены инвентарные номера.
По состоянию на 01.01.2012 дебиторская задолженность составляла 64,1 тыс. рублей (перечисление авансовых платежей за услуги связи, за подписку на периодические издания на I полугодие 2012 года, выдача в подотчет марок по услугам связи). В течение года задолженность уменьшилась и составила на 01.01.2013 44,5 тыс. рублей. По состоянию на 01.09.2013 задолженность составляет 58,2 тыс. рублей (перечисление авансовых платежей за подписку на периодические издания).
Кредиторская задолженность на 01.01.2012 числилась на сумму 96,9 тыс. рублей (расходы по услугам связи, охране здания, платежи в ФСС и Пенсионный фонд). По состоянию на 01.01.2013 и 01.09.2013 кредиторская задолженность не числится.

Выводы:
Аппарат уполномоченного по правам человека в Воронежской области в основном выполняет возложенные на него задачи, направленные на обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Воронежской области. В проверяемом периоде нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено.
В то же время в ходе проверки выявлены факты нарушения действующего законодательства, допускаемые при направлении сотрудников в служебные командировки.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление уполномоченному по правам человека в Воронежской области.
2. Направить письмо в правовое управление с предложением об инициировании отмены постановления администрации Воронежской области от 08.06.2004 № 529 "О комиссии по правам человека при администрации области" и постановления администрации Воронежской области от 27.10.2004 № 894 "Об открытии общественной приемной по правам человека при администрации и совместной деятельности по организации работы общественной приемной при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Начальник инспекции по контролю
расходов на общегосударственные вопросы,
сельское и лесное хозяйство
И.Н.ДАНИЛОВ


------------------------------------------------------------------