Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 19.09.2013 N 2.63-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2011 - 2012 годах и в текущем периоде 2013 года на реализацию ВЦП "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011 - 2013 годы"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 19 сентября 2013 года № 15(109)

ОТЧЕТ № 2.63-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2011 - 2012
ГОДАХ И В ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВЦП
"ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.63 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 31.07.2013 № 53.

Цель(и) контрольного мероприятия: контроль и анализ реализации ВЦП "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011 - 2013 годы".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Государственное бюджетное учреждение Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" - акт № 2.63/1-2013 от 02.09.2013.
2. Департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области - акт № 2.63/2-2013 от 10.09.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 5 августа 2013 года по 10 сентября 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение нормативно-правовых и распорядительных актов органов государственной власти по реализации программы.
2. Анализ исполнения программных мероприятий, механизма реализации и ресурсного обеспечения программы.
3. Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию программы.
4. Проверка достижения целевых показателей программы.
5. Проверка соблюдения Федерального закона от 21.07.2013 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении госзакупок.

Результаты контрольного мероприятия:
Ведомственная целевая программа "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011 - 2013 годы" (далее - ВЦП, программа) утверждена приказом департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 03.06.2011 № 107 (с последними изменениями от 20.08.2013). Целью ВЦП является создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленном комплексе Воронежской области. Администратором программы является департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области (далее - департамент).
Финансирование программных мероприятий предусмотрено за счет средств областного и федерального бюджетов в общем объеме 382,8 млн. рублей. Кассовые расходы по состоянию на 1 сентября 2013 года составили 57135,7 тыс. рублей (15% к плановым назначениям), в том числе: из средств областного бюджета - 26275,8 тыс. рублей (27,3% к плановым назначениям), из средств федерального бюджета - 30859,9 тыс. рублей (10,8%).
Бюджетные средства направлены на проведение четырех мероприятий из пяти, предусмотренных программой:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования кластерных образований

В рамках данного мероприятия департаментом заключены договоры и государственные контракты на оказание услуг по разработке и изготовлению полиграфической продукции (буклетов, каталогов промышленных предприятий Воронежской области за 2011 и 2012 годы, календари, компакт-диски, CD-диски), используемой при проведении семинаров, совещаний, форумов, а также на разработку методики подготовки программы развития регионального кластера на примере регионального кластера производителей оборудования для нефтегазовой продукции.
Фактические расходы по данному мероприятию составили 2075,8 тыс. рублей (средства областного бюджета), в том числе: 1236 тыс. рублей - в 2011 году и 839,8 тыс. рублей - в 2012 году.
На 2013 год финансирование данного мероприятия запланировано в объеме 1000 тыс. рублей. Освоение данных средств предполагается во втором полугодии текущего года.

2. Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства

В рамках данного мероприятия реализовано два проекта:
2.1. Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития.
В 2011 году на основании постановления правительства Воронежской области от 06.09.2011 № 787 создано государственное бюджетное учреждение "Центр кластерного развития Воронежской области" (далее - ЦКР, учреждение). Функции и полномочия учредителя ЦКР возложены на департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области.
В соответствии с Уставом учреждение создано в целях реализации кластерной политики в регионе, в частности, проведения мероприятий ВЦП "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011 - 2013 годы".
В рамках данной проверки Контрольно-счетной палатой Воронежской области изучена деятельность этого учреждения на предмет законности использования бюджетных средств, выделенных ЦКР из областного бюджета в проверяемый период. В результате проверки установлено следующее.
За период с 2011 года по 2013 год учреждению из областного бюджета на осуществление его деятельности выделено 51350,6 тыс. рублей, в том числе в рамках программы - 13000 тыс. рублей (в 2011 и 2012 годах).
Фактические расходы за 2011 год, 2012 год и I полугодие 2013 года составили 37812,9 тыс. рублей.
Согласно штатному расписанию штат сотрудников учреждения утвержден в количестве 17 единиц. Фактическая среднемесячная штатная численность в 2011 году составила 7,7 единиц, в 2012 году - 13 единиц.
При этом, фонд оплаты труда, изначально запланированный на укомплектованный штат, в 2011 году был израсходован в полном объеме, а в 2012 году - перевыполнен на 13,8% с последующей корректировкой бюджетных назначений по статьям.
В ходе проверки установлены многочисленные нарушения по оплате труда руководителя и сотрудников учреждения:
1) в положении об оплате труда по учреждению не определены профессиональные квалификационные группы его сотрудников. Должностные оклады работников учреждения, предусмотренные штатным расписанием, ни одним из документов, предусмотренных ст. 144 ТК РФ (коллективный договор, соглашение, локальный нормативный акт и другие), не утверждены;
2) качественные и количественные показатели работы сотрудников учреждения разработаны не были. В связи с этим премирование работников ЦКР по итогам работы за установленный период (месяц, квартал, год) произведено в нарушение положения об оплате труда без учета достижения и превышения указанных показателей. Общая сумма данных выплат за проверяемый период составила 5195,7 тыс. рублей;
3) сумма незаконных выплат бывшему директору учреждения К.А.Ф. (премирование по собственным приказам, двойное премирование за одни и те же показатели) составила 490,6 тыс. рублей;
4) сумма незаконно выплаченных премий другим сотрудникам ЦКР (премирование по итогам работы за квартал без учета фактически отработанного времени) составила 25,5 тыс. рублей.
Таким образом, незаконные и необоснованные выплаты сотрудникам учреждения в проверяемый период произведены на сумму 5711,8 тыс. рублей, что составило 50% расходов на оплату труда и 15% бюджетных средств, выделенных ЦКР на реализацию программы и выполнение госзадания.
2.2 Создание информационного ресурса.
В 2013 году в рамках данного мероприятия департаментом заключено пять государственных контрактов на проведение информационных компаний в средствах массовой информации по освещению деятельности кластера и перспектив его развития, создание информационного ресурса поддержки кластерных образований, проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции кластеров, разработку и распространение среди субъектов малого и среднего предпринимательства текущей и перспективной схемы размещения производительных сил территориальных кластеров.
На эти цели использовано 12575,7 тыс. рублей из 14000 тыс. рублей, полученных областью из федерального бюджета в качестве субсидии в 2012 году. На указанную сумму в 2013 году заключены контракты, оплата по которым на момент проверки составила 2884,6 тыс. рублей.
Остаток неиспользованных средств в сумме 1424,3 тыс. рублей планируется освоить до конца текущего года.

3. Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов

В рамках данного мероприятия велась работа по реализации двух проектов:
3.1. Создание центра технологической компетенции в области литейного производства.
В 2011 году при участии Воронежской области было создано ОАО "Центр технологической компетенции "Литье". В рамках мероприятия ВЦП из федерального бюджета по соглашению с Минэкономразвития РФ Воронежской областью получена субсидия в размере 28000 тыс. рублей, из которых 27860 тыс. рублей использовано на приобретение оборудования для акционерного общества, а остаток средств в сумме 140 тыс. рублей возвращен в федеральный бюджет.
Приобретенное оборудование департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области передано в безвозмездное пользование ОАО "Центр технологической компетенции "Литье" на 7 лет.
Встречной проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой в акционерном обществе, установлено, что полученное оборудование имеется в наличии, но часть этого оборудования общей стоимостью 4526 тыс. рублей с момента ввода в эксплуатацию не используется в связи с отсутствием энергетических мощностей. По договору с ОАО "МРСК-Центра" присоединение к технологическим сетям будет проведено до ноября 2014 года.
3.2. Создание учебного центра профессиональной подготовки.
Проект создания на территории Воронежской области учебного центра профессиональной подготовки реализуется с 2012 года.
Финансирование мероприятия предусмотрено в объеме 250000 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 50000 тыс. рублей, из федерального бюджета - 200000 тыс. рублей.
В 2012 году департаментом проведены торги на ремонт помещений для учебного центра за счет средств областного бюджета. Однако заключенный контракт был расторгнут по обоюдному согласию сторон, соответственно, бюджетные средства остались неосвоенными.
По данным департамента промышленности, транспорта и инноваций, до конца текущего года планируется освоить областные средства.
Субсидии, предоставленные области из федерального бюджета, освоены не будут. Возможность их дальнейшего использования будет определяться Министерством экономического развития РФ в рамках другой программы, которая на данный момент находится в стадии разработки и согласования.
Все выделенные средства планируется направить на закупку оборудования, которое разместится на подготовленных площадях инвестора (ООО "Воронежсельмаш"). Согласно пояснениям департамента срок поставки оборудования определен в I и IV кварталах 2014 года.
Другие совместные (кластерные) проекты.
Ввиду отсутствия объектов финансирования также не были освоены средства в сумме 18702 тыс. рублей, выделенные в 2013 году из областного бюджета на реализацию новых совместных проектов.

4. Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В рамках данного мероприятия реализуется проект "Создание питомнического комплекса Воронежской области". Проект ориентирован на выращивание и реализацию посадочного материала для лесовосстановительных работ. Питомнический комплекс состоит из семенной лаборатории, лаборатории генетического анализа и лаборатории биотехнологии. На закупку лабораторного оборудования в 2012 году из областного бюджета выделено 11200 тыс. рублей, из федерального бюджета - 44800 тыс. рублей.
Средства областного бюджета освоены в полном объеме: для оснащения питомнического комплекса в 2012 году закуплено оборудование (ламинарные шкафы, автоклавы, весы, автоматические пипетки, мешалки магнитные, холодильные шкафы, центрифуга, термостаты и т.д.) стоимостью 11200 тыс. рублей. В настоящий момент данное оборудование находится на временном ответственном хранении в Воронежской государственной лесотехнической академии, являющейся одним из акционеров этого комплекса.
Федеральные средства на момент проверки освоены частично: в июне 2013 года заключено два контракта на общую сумму 10409 тыс. рублей на поставку оборудования со сроком исполнения 15.09.2013. Оставшиеся 34391 тыс. рублей федеральных средств согласно пояснениям департамента предполагается освоить в IV квартале 2013 года, а открытие питомнического комплекса и ввод закупленного оборудования в эксплуатацию запланирован на январь - февраль 2014 года.

5. Организация и проведение ежегодного областного конкурса "Лучшее промышленное предприятие Воронежской области"

Данное мероприятие включено в программу в июне 2013 года с объемом финансирования 298 тыс. рублей. Освоение средств планируется во втором полугодии текущего года.

Выполнение целевых показателей реализации программы

С 2009 года по настоящий период на территории области сформировано семь отраслевых кластеров: нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности, IT-кластер, кластер инженерных технологий АПК, промышленный кластер строительных материалов, изделий и конструкций. Данные об исполнении целевых показателей реализации программы сформированы департаментом на основании информации о работе этих кластеров, предоставленной их уполномоченными органами (советы).
Все показатели результативности реализации программы перевыполняются (количество вновь созданных рабочих мест, полученной прибыли и т.д.). Отдельные показатели (темпы роста объема производства и основного капитала) будут определяться по окончании программы в среднем значении за весь срок ее реализации.

Выводы:
1. Выполнение программы в проверяемый период характеризуется низкими темпами реализации проектов: за четыре месяца до ее завершения из трех запланированных проектов закончен только один - создание ОАО "Центр технологической компетенции "Литье". Соответственно, уровень освоения бюджетных средств является также крайне низким: 85 процентов средств (325,7 млн. рублей), выделенных на программные мероприятия, остаются неосвоенными.
2. В результате отсутствия должного контроля со стороны учредителя расходование бюджетных средств, полученных государственным бюджетным учреждением "Центр кластерного развития Воронежской области", осуществлялось со значительными нарушениями действующего законодательства. В результате этого незаконные и необоснованные выплаты сотрудникам учреждения в проверяемый период произведены на сумму 5711,8 тыс. рублей, что составило 50% расходов на оплату труда и 15% ассигнований, использованных ЦКР на реализацию программы и выполнение госзадания.

Предложения:
Направить представления в адрес государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" и департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области. Материалы проверки передать в прокуратуру Воронежской области для принятия мер прокурорского реагирования.

Заместитель начальника инспекции
по контролю расходов на промышленность,
транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
О.А.КОНОВАЛОВ

Руководитель проверки
А.А.ЗАСТРОЖНОВА


------------------------------------------------------------------