Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 03.10.2013 N 2.66-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года ГОБУ СПО ВО "Воронежский авиационный техникум им. В.П. Чкалова"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 3 октября 2013 года № 16(110)

ОТЧЕТ № 2.66-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
ГОБУ СПО ВО "ВОРОНЕЖСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ
ИМ. В.П. ЧКАЛОВА"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.66 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 06.09.2013 № 66.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Проверенный объект и оформленный акт: акт № 2.66-2013 проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года ГОБУ СПО ВО "Воронежский авиационный техникум им. В.П. Чкалова".

Срок проведения контрольного мероприятия: с 10 по 27 сентября 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
4. Проверка обоснованности и эффективности расходования субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели, в том числе: на оплату труда, на приобретение основных средств и материальных запасов, на проведение текущего ремонта, на оплату прочих работ и услуг и на другие цели.
5. Анализ выполнения учреждением государственного задания.
6. Проверка порядка формирования штатной численности учреждения.
7. Проверка порядка поступления и расходования средств от приносящей доход деятельности.
8. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области "Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова" (далее - учреждение, техникум) передано в ведение Воронежской области в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2011 № 2413-р. До этого учреждение находилось в ведении Министерства образования и науки РФ. На основании постановления правительства Воронежской области от 13.06.2012 № 530 <1> учреждение реорганизовано путем присоединения к нему государственного образовательного бюджетного учреждения начального профессионального образования Воронежской области "Профессиональное училище № 3 г. Воронежа имени Героя Советского Союза С.Т. Новикова". Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, который является его учредителем. Устав утвержден приказом учредителя от 14.09.2012 № 892 по согласованию (приказ от 12.09.2012 № 1689) с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО).
--------------------------------
<1> Постановление правительства Воронежской области от 13.06.2012 № 530 "О реорганизации государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области "Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова".

Следует отметить, что учреждению необходимо привести организационно-правовую форму и устав в соответствие требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 изменить тип учреждения. Согласно Письму Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 и разъяснению к нему, приведение в соответствие новому Закону всех нормативных актов необходимо завершить до 01.01.2016.
Учреждение образовано в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Для достижения целей создания учреждение осуществляет реализацию основных образовательных программ начального профессионального образования, среднего профессионального образования, общеобразовательных программ основного общего образования (9 класс, обучение 10 месяцев) и реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
Ежегодно приказом учредителя учреждению доводится задание на подготовку специалистов со средним и начальным профессиональным образованием за счет субсидии из областного бюджета. На 2012/2013 учебный год "контрольная цифра" по приему обучающихся доведена в количестве 175 чел., на 2013/2014 учебный год (с учетом присоединения училища № 3) - в количестве 300 чел.
На начало 2013/2014 учебного года количество обучающихся в техникуме составило 873 чел., в том числе: на дневном отделении (с 1 по 4 курсы) - 754 человек, из них: 734 чел. обучаются на бюджетной основе, 20 чел. с возмещением затрат на обучение; на заочном отделении (3 - 6 курсы) - 93 чел., из них 7 чел. на платной основе; численность 9 класса составляет 26 чел.

Выполнение государственного задания

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ учредителем ежегодно доводится государственное задание на предоставление государственной услуги "Предоставление среднего профессионального образования". Потребителями государственной услуги являются лица, имеющие основное общее образование, лица, имеющие среднее (полное) общее, начальное профессиональное, граждане с ограниченными возможностями здоровья. Государственным заданием доведены показатели, характеризующие объем и качество предоставляемых государственных услуг.
Субсидия из областного бюджета на выполнение государственного задания в 2012 году утверждена в объеме 30732,4 тыс. рублей, исполнение составило 30060,4 тыс. рублей, или 97,8%. На 2013 год утверждено 46305,9 тыс. рублей (исполнение в I полугодии 2013 года 55,1%). Доведенный план по количеству обучающихся в учреждении в 2012/2013 учебном году выполнен на 102,7%.
Показатели, характеризующие качество оказываемых государственных услуг, в 2012/2013 учебном году учреждением выполнены.

Финансовые источники учреждения

Финансовое обеспечение учреждения осуществляется в виде субсидий из областного бюджета на выполнение государственного задания и на иные цели и средств от приносящей доход деятельности.
Фактические расходы учреждения в 2012 году и в I полугодии 2013 года составили - 35 274,3 тыс. рублей и 37085,0 тыс. рублей, в том числе: субсидии на выполнение государственного задания - 30060,4 тыс. рублей и 25520,1 тыс. рублей; субсидии на иные цели - 4555,9 тыс. рублей и 11100,5 тыс. рублей; средства, полученные от приносящей доход деятельности, - 658,0 тыс. рублей и 464,4 тыс. рублей соответственно по периодам. Субсидия на выполнение государственного задания составляет 85,2% и 68,8% всех средств.
Основная часть расходов, выделенных из областного бюджета на выполнение государственного задания, приходится на оплату труда с начислениями - 21274,9 тыс. рублей, или 70,5% в 2012 году, и 19163,7 тыс. рублей (75,1%) в I полугодии 2013 года. Остальные средства расходуются на выплату учащимся стипендии - 13,6% и 10% соответственно по годам; на оплату коммунальных услуг - 9,2% и 9,3%, на выплату пособий учащимся 2,9% и 2,3%, на оплату прочих работ и услуг (в т.ч. услуг по питанию) - 3,0% и 2,7%. На оплату услуг связи, работ по содержанию имущества и на приобретение материальных запасов и др. расходуется незначительная часть субсидии - 0,8% и 0,6%.
В рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы <2> в проверяемом периоде учреждению выделялись субсидии на иные цели.
--------------------------------
<2> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61.

В 2012 году субсидии на иные цели в объеме 21383,0 тыс. рублей выделялись по 2 соглашениям, заключенным с учредителем, в том числе: на приобретение имущества и оборудования - 17302,0 тыс. рублей; на приобретение прочих материальных запасов - 1500,0 тыс. рублей; на текущий ремонт зданий - 2300,0 тыс. рублей; на оплату прочих работ и услуг - 201,0 тыс. рублей, на выплату правительственных стипендий - 80,0 тыс. рублей. Неосвоенные средства субсидии в сумме 16611,1 тыс. рублей 27 декабря 2012 года возвращены в областной бюджет. Для освоения этих средств учреждением было проведено пять открытых аукционов на приобретение оборудования и один - на проведение ремонтных работ. Процедуры проведения торгов закончились 24.12.2012. Гражданско-правовые договоры по результатам проведения аукционов заключены в январе 2013 года.
На 2013 год субсидия на иные цели утверждена в объеме 16815,1 тыс. рублей, в том числе: на приобретение оборудования - 12412,5 тыс. рублей; на приобретение прочих материальных запасов - 1316,0 тыс. рублей; на проведение текущего ремонта зданий - 2641,3 тыс. рублей; на оплату прочих работ и услуг - 445,3 тыс. рублей.
Средства на лицевой счет учреждения поступили в полном объеме 29.05.2013 на основании соглашения № 2.1-ф от 07.05.2013. В I полугодии 2013 года израсходовано 11100,5 тыс. рублей: на приобретение основных средств - 10093,2 тыс. рублей, материальных запасов - 216,0 тыс. рублей, проведение текущего ремонта зданий - 791,3 тыс. рублей.
В ходе проверки использования учреждением государственного имущества установлено:
- на балансовом учете по счету 101.13 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения" числятся автоматизированная система учета электроэнергии, две видеокамеры, система видеонаблюдения, телефонная сеть, электрический кабель и 1 комплект пожарной сигнализации общей балансовой стоимостью 934,5 тыс. рублей. Учет вышеназванных основных средств необходимо привести в соответствие Приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н <3>. Следует отметить, что в перечне передаваемого в оперативное управление имущества (приказ ДИЗО от 22.08.2012 № 1552) данное оборудование отсутствует;
--------------------------------
<3> Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

- на балансе учреждения числится неиспользуемое устаревшее и вышедшее из строя компьютерное и учебное оборудование (станки), а также мебель на общую сумму 1359,4 тыс. рублей, что классифицируется как неэффективное использование государственного имущества;
- в нарушение п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 5.3 устава учреждения без согласования с собственником областного имущества (ДИЗО ВО) индивидуальному предпринимателю ИП Радчевская Н.Ю. в 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 учебных годах по договорам от 15.11.2011 № 15/11/11, от 01.09.2012 № 1/13, 28.08.2013 № 14/13 соответственно по годам для организации питания студентов предоставляется часть помещения столовой, холодильное оборудование и оборудование для разогрева пищи в учебном корпусе № 1. Необходимо отметить, что в расчет калькуляции за пользование торговой точкой по договорам № 15/11/11 и № 1/13 не была включена плата за использование принадлежащего техникуму имущества, а также не учтены услуги по уборке торговой точки, предусмотренные договорами. Кроме того, стоимость услуг по водоснабжению и поставке электроэнергии включена в калькуляцию ниже тарифов, предусмотренных для техникума договорами на поставку холодной воды и государственными контрактами на поставку электрической энергии. Так, в калькуляции к договорам стоимость 1 куб. м воды составляет 60,0 рублей, а техникум платит поставщику по тарифу - 63,27 рубля за куб. м и 70,12 рубля соответственно по годам; стоимость электроэнергии 1 кВт/ч договорами на 2013 год для буфета установлена в размере 3,90 рубля, а по тарифу - 5,53 рубля. В результате занижения тарифов по коммунальным услугам потери средств субсидии на выполнение государственного задания составили порядка 1,5 тыс. рублей. В договоре № 14/13 на организацию питания в 2013/2014 учебном году в калькуляцию включена амортизация оборудования, цены на поставку воды и электроэнергии соответствуют утвержденным тарифам;
- по согласованию с ДИЗО при передаче по договору безвозмездного пользования от 17.05.2011 № 12-4034 ОГОУ ДОД "Областной центр дополнительного образования гражданского и патриотического воспитания" (далее - Центр) помещений по ул. Циолковского, 28 общей площадью 864,9 кв. м (часть двухэтажного здания и гараж) договор на возмещение коммунальных услуг учреждением не заключен. В результате техникум за период с октября 2012 года по август 2013 года оплатил коммунальные услуги за Центр в сумме порядка 170,0 тыс. рублей. Это влечет за собой увеличение нормативных затрат техникума на оплату коммунальных услуг и, следовательно, увеличение объема субсидии на выполнение государственного задания;
- неэффективно используются складские помещения по ул. Циолковского, 28 площадью 259,5 кв. м, занятые списанным и подлежащим списанию оборудованием и мебелью, тогда как техникум имеет возможность использовать под складирование и хранение необходимого инвентаря, оборудования и автомобилей помещения по ул. Ленинградской общей площадью 413,4 кв. м (гаражный бокс и сарай).
Также по ул. Циолковского, 28 техникум сдает в аренду помещение площадью 467,5 кв. м. Нарушений действующего законодательства при сдаче в аренду не установлено.
Анализ использования государственного имущества показал, что образовательный процесс для 78% учащихся осуществляется в помещениях по ул. Ленинградской, 33 (57% всех площадей учреждения), а помещения по ул. Циолковского, 28 (43%) используются для обучения 22% учащихся. Кроме того, общая площадь помещений, сданных в аренду, переданных в безвозмездное пользование, боксов, занятых неиспользуемым имуществом, составляет 1591,9 кв. м, или 22% всех площадей учреждения по ул. Циолковского, 28. Данные факты свидетельствуют о том, что техникум не нуждается в таком количестве площадей, расположенных по ул. Циолковского, 28;
- по 3 гражданско-правовым договорам (далее - ГПД) с поставщиком ООО "Риц-Станко" поставка станков на общую сумму 6024 тыс. рублей осуществлялась с задержкой от 31 до 60 дней. За несвоевременную поставку оборудования учреждением выставлена неустойка в сумме 239,4 тыс. рублей. Оплата поставщику учреждением осуществлялась за вычетом неустойки;
- приобретенное учреждением в 2013 году оборудование на сумму 10332,5 тыс. рублей в учебном процессе не используется (станки). По объяснению директора техникума не поставлена продукция, необходимая для выполнения электромонтажных работ (срок поставки данной продукции согласно договору от 15.08.2013 № 11865 с ООО "Завод им. Фрунзе" - до 31.12.2013).
Также проверкой установлено:
- горюче-смазочные материалы приходуются по ведомости учета выдачи без отметки поставщика, что нарушает требования ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- в нарушение Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 <4> и п. 2 Постановления от 28.11.1997 № 78 <5> путевые листы заполняются один раз в месяц, тогда как действительны только один день или смену;
- в нарушение Письма Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257 "О путевых листах" описание маршрута движения записывается не по всем пунктам следования автомобилей;
- в нарушение ст. 23 ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ <6> и методических рекомендаций <7> предрейсовые осмотры водителей не проводятся.
--------------------------------
<4> Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов".
<5> Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
<6> ФЗ РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
<7> Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утверждены Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств".

Приносящая доход деятельность

В соответствии с уставом учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность. Оказание платных услуг осуществляется на основании положения о платных услугах, утвержденного директором учреждения (без даты утверждения).
В нарушение п. 7.4 устава учредителем не установлен порядок определения платы за работы, услуги, оказываемые учреждением сверх установленного государственного задания.
В проверяемом периоде плата за оказание образовательных услуг осуществлялась на основании смет стоимости обучения, утвержденных директором техникума. Количество обучающихся, получивших образовательные услуги на платной основе, в 2011/2012 учебном году составило - 61 чел., в 2012/2013 учебном году - 69 чел.
Оплата услуг населением осуществляется на основании заключенных договоров безналичным путем.
Источники доходов представлены в таблице.


Таблица 3

№ п/п
Наименование источника дохода
2012 год
2013 год (I пол.)
1.
Плата за оказание образовательных услуг
468,8
430,5
2.
Плата за организацию и проведение спортивных мероприятий
107,7
62,4
3.
Доходы от сдачи в аренду помещений (в т.ч. буфет)
50,0
176,2
4.
Прочие поступления (за сданную макулатуру, плата за дубликаты студенческих зачеток, дипломов и др.)
1,8
6,9

Всего:
628,3
676,0

Кроме того, в 2012 году на лицевой счет учреждения поступил возврат единого социального налога за 2010 год в сумме 326,4 тыс. рублей.
Средства израсходованы в соответствии с п. 3.7 названного выше положения на оплату труда с начислениями (10,5% в 2012 году и 15,8% в I полугодии 2013 года), на оплату услуг связи, приобретение основных средств и материальных запасов, оплату услуг за вывоз мусора и др. услуг, уплату налогов.
Проверкой установлено, что учреждением в 2012 году за несвоевременное перечисление страховых взносов в ПФ РФ оплачены пени в сумме 0,2 тыс. рублей. Помимо этого, за нарушения санитарного законодательства Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области на учреждение наложен административный штраф в сумме 20,0 тыс. рублей (постановление № 800 от 27.03.2012). Указанные факты свидетельствуют о неэффективном расходовании средств от приносящей доход деятельности в сумме 20,2 тыс. рублей.
Проверкой расходования средств от приносящей доход деятельности на другие цели нарушений не выявлено.

Штаты и оплата труда

Штатное расписание на 1 января 2012 года утверждено директором учреждения в количестве 107 шт. ед. В связи с присоединением училища № 3 количество штатных единиц возросло и на 1 октября 2012 года составило 139 шт. ед.
По состоянию на 15.09.2013 количество штатных единиц также составляет 139 шт. ед., которые замещены 119 физическими лицами. Основными работниками занято 111,5 шт. ед. (114 чел.), внешними совместителями - 2,5 шт. ед. (5 чел.), внутренних совместителей нет. На момент проверки в учреждении имеется 25 шт. ед. вакансий по 16 наименованиям должностей (заведующие отделениями, мастерскими и лабораториями, лаборанты, уборщики помещений, гардеробщики и др.).
Проверкой порядка формирования штатного расписания учреждения установлено, что количество штатных единиц преподавателей на 2013 год занижено на 27 штатных единиц. Общее количество часов на учебный год в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и др. нормативными документами составляет порядка 55504 час. В соответствии с п. 2 Приказа от 24.12.2010 № 2075 <8> и п. 50.2 раздела IV приказа учредителя от 30.11.2009 № 376 <9> норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в количестве 720 часов в год. Путем деления общего количества часов на норму часов за ставку (55504 час.: 720 час. = 77 ставок) определяется количество необходимых техникуму для реализации образовательного процесса ставок (шт. ед.) - 77 шт. ед. Штатным расписанием учреждения утверждено 50 шт. ед. преподавателей, вместо 77 шт. ед.
--------------------------------
<8> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
<9> Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 ноября 2009 года № 376 "Об утверждении примерного положения об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области".

Выборочной проверкой порядка заключения с сотрудниками трудовых договоров, порядка заполнения табелей учета рабочего времени нарушений законодательства не установлено.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании положения об оплате труда работников ГОБУ СПО ВО "ВАТ имени В.П. Чкалова", утвержденного директором техникума в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 1 декабря 2008 года № 1044 "О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений".
Выборочной проверкой порядка начисления оплаты труда педагогических работников нарушений не установлено.
Следует отметить, что в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 624-р "О повышении оплаты труда" с 1 октября 2012 года повышение оплаты труда на 6% сотрудникам учреждения не производилось.
Среднемесячная заработная плата работников учреждения в 2012 году составила 13894 рубля, за I полугодие 2013 года - 15772 рубля, в том числе:
- АУП - 40312 рублей и 44841 рубль соответственно по годам;
- педагогические работники - 14664 рубля и 16132 рубля;
- прочие работники - 9886 рублей и 10817 рублей.
Справочно: Следует отметить, что среднемесячная заработная плата педагогических работников сложилась в результате педагогической нагрузки более 720 часов в год (у 42 чел. из 48 чел. нагрузка составляет от 720 час. до 1348 час.) и др. выплат, установленных законодательством. По проведенным в период проверки расчетам, в случае педагогической нагрузки 720 час. (на ставку) и всех причитающихся выплат среднемесячная заработная плата педагогических работников в I полугодии 2013 года составила 11818,3 рубля.
Проверкой учета и обоснованности расчетов с подотчетными лицами установлено нарушение п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (при направлении работников в командировку аванс на оплату расходов не выдавался).
Кроме того, в нарушение п. 6 названного Постановления учреждением при командировании своих сотрудников в служебные командировки не оформлялись служебные задания для направления в командировку и отчет о его выполнении. Согласно пп. 1.1 п. 1 Постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, служебное задание является унифицированной формой первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия можно отметить, что деятельность учреждения соответствует основным целям и задачам его создания. Техникум реализует предусмотренные законодательством РФ полномочия учредителя в сфере начального профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
В то же время при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности учреждением допущены нарушения отдельных законодательных актов, о чем изложено выше по тексту акта.

Предложения:
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление ГОБУ СПО ВО "Воронежский авиационный техникум им. В.П. Чкалова".

Начальник инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
О.В.ЭПШТЕЙН


------------------------------------------------------------------