Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.10.2013 по делу N А14-9003/2013 <Заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , удовлетворены, так как обществом не производились ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу № А14-9003/2013

(извлечение)

Управление Роскомнадзора по Воронежской области (далее - Управление, заявитель, административный орган) обратилось Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении ЗАО "И" (далее - Общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением суда от 19.08.2013 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Заявление Управления, документы, приложенные к заявлению, определение суда от 19.08.2013 о принятии заявления к производству, а также поступившие в Арбитражный суд документы по данному делу размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено по имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления Роскомнадзора по Воронежской области на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области (п. 7.1.2.6), утвержденного Приказом Роскомнадзора от 26.12.2012 № 1420, проведен мониторинг за соблюдением ЗАО "И" обязательных требований и норм в области связи.
В ходе проведенного мониторинга было установлено, что Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии <...> (далее - лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14.09.2010, с нарушением требований п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", п. п. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, п. 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, и п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, а именно: ЗАО "И" не осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Факт осуществления ЗАО "И" деятельности по оказанию телематических услуг связи с нарушением лицензионных требований и условий зафиксирован в протоколе мониторинга от 05.08.2013 (л.д. 21).
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, должностное лицо Управления Роскомнадзора по Воронежской области 12 августа 2013 г. в отсутствие законного представителя проверяемого лица, уведомленного о месте и времени составления протокола надлежащим образом (телеграмма № 08982 от 06.08.2013, направленная по адресу регистрации юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, с телеграфным уведомлением от 08.08.2013 об отсутствии адресата - л.д. 16, 17), на основании ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ в отношении ЗАО "И" составило протокол № 107 об административном правонарушении в сфере связи (л.д. 12 - 14).
Материалы об административном правонарушении в отношении ЗАО "И" в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, Арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (ст. 202 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении юридическим лицом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".
Как следует из материалов дела, ЗАО "И" имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) № <...> на оказание телематических услуг связи на территории Воронежской области, сроком действия с 14.09.2010 по 14.09.2015 (л.д. 18 - 20).
В соответствии с п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № <...> и п. 4 раздела XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 лицензиат обязан обеспечивать предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
На основании ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - ЕАИС).
Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее Правила ведения ЕАИС).
Согласно п. 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
На основании п. 16.2 Временного порядка взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного Роскомнадзором 25.10.2012, получение доступа к выгрузке информации из ЕАИС реестр в автоматическом режиме осуществлялось посредством обращения к web-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" zapret-info.gov.ru.
Авторизация для использования указанного web-сервиса осуществляется с применением квалифицированной электронной подписи, выданной любым удостоверяющим центром, из числа аккредитованных Минкомсвязи России.
По результатам мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора было установлено, что ЗАО "И" не авторизован для использования указанного web-сервиса и, следовательно, не осуществляет выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, оператор связи ЗАО "И" не осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", чем нарушает п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".
В соответствии с п. п. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
На основании п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № <...>, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что ЗАО "И" имело возможность для соблюдения вышеуказанных требований в области связи, и обязано было выполнить лицензионные условия п. 5 лицензии № <...>, а именно, осуществлять оказание телематических услуг связи в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, Арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признает наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, вменяемого Закрытому акционерному обществу "И", и вину Общества в его совершении установленными и доказанными материалами дела, а именно: протоколом мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора, протоколом об административном правонарушении от 12.08.2013 № 107, скриншотом открытого окна компьютера (л.д. 22 - 27).
Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении общества к административной ответственности заявителем не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Санкция части 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает такие виды административного наказания как предупреждение, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание обстоятельства дела, привлечение ЗАО "И" к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и негативных последствий совершенного правонарушения, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку угроза охраняемым общественным интересам существует.
Руководствуясь статьями 2.1, частью 3 статьи 14.1, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206, 227, 229 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать Закрытое акционерное общество "И" (ОГРН <...>, ИНН <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.10.1999 Администрацией города Воронежа, юридический адрес: <...>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------