Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 24.10.2013 N 2.54-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 2"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 24 октября 2013 года № 17(111)

ОТЧЕТ № 2.54-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 2"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.54 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 05.09.2013 № 65.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования БУЗ ВО "ВОКБ № 2" средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 - 2013 годах.

Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница № 2" - акт № 2.54-2013 от 16.10.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 10 сентября по 18 октября 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение учреждением действующего законодательства в сфере здравоохранения.
2. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
3. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2012 - 2013 годы;
- анализ доступности и качества оказания медицинской помощи жителям Воронежской области, выполнения учреждением государственного задания;
- анализ обоснованности и эффективности расходов учреждения на приобретение основных средств, продуктов питания и ГСМ;
- анализ расходов на медикаменты;
- капитальный и текущий ремонт;
- оказание платных медицинских услуг;
- анализ штатной численности и оплаты труда.
4. Реализация региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2013 годы".
5. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.

Результаты контрольного мероприятия:
Деятельность бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница № 2" (далее - учреждение, больница, БУЗ ВО "ВОКБ № 2") осуществляется в соответствии с Уставом и лицензиями на медицинскую и фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Уставом целью создания учреждения является оказание качественной, доступной, своевременной квалифицированной профилактической и лечебной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.

Выполнение государственного задания и программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Воронежской области

Департаментом здравоохранения Воронежской области до больницы доведено государственное задание на 2012 и 2013 годы по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарно-замещающей и стационарной помощи за счет средств областного бюджета.
Учреждением на 100% выполнены следующие показатели: выполнение плана профилактических медицинских осмотров, доля расхождения диагнозов поликлиники и стационара, средняя длительность лечения в круглосуточном и дневном стационарах, а также процент случаев несоответствия сроков лечения стандартам длительности лечения по отношению к общему числу пролеченных больных.
Кроме того, достигнуты плановые значения (99%) по показателям: процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью медицинских услуг по каждому виду медицинской помощи.
Объемные и стоимостные показатели по видам помощи государственного задания являются составной частью программ государственных гарантий (далее - программа, ПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, утвержденных постановлениями правительства Воронежской области на соответствующий финансовый год (от 14.02.2012 № 100 и от 27.12.2012 № 1243).
Оказание медицинской помощи осуществляется за счет ассигнований областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Так, на реализацию задания по ПГГ в 2012 году направлено 160952,9 тыс. рублей, что составляет 102,0% плана, в I полугодии 2013 года - 73212,2 тыс. рублей, или 80,3% плана I полугодия.
Численность прикрепленного населения по состоянию на 01.01.2013 составляла 13025 человек, на 01.09.2013 - 13125 человек.
В 2012 году финансирование на одного прикрепленного пациента в рамках ПГГ произведено в объеме 12263,1 рубля. Соответственно финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи сложились следующим образом: на 1 посещение в амбулаторных условиях - 385,99 рубля, или 95,4% от величин, утвержденных программой госгарантий, на 1 день лечения в дневном стационаре - 874,02 рубля (106,5%), на 1 койко-день в круглосуточном стационаре - 3701,3 рубля (181,7%).
Показатель доступности амбулаторно-поликлинической помощи в учреждении сохраняется стабильно высоким. К примеру, на одного прикрепленного пациента по итогам 2012 года пришлось 21,9 посещения, I полугодия 2013 года - 22 посещения (в 2011 году - 27,7). Кроме того, в проверяемом периоде на лечебное учреждение ежемесячно выделялись квоты для получения консультаций узких специалистов и отдельных исследований в АУЗ ВО "Воронежский областной клинический консультационно-диагностический центр". Квоты использованы в полном объеме: в 2012 году - 707 квот, за 8 месяцев 2013 года - 389 квот.
Наряду с этим, в 2012 году не выполнены объемные показатели ПГГ в части предоставления стационарной помощи. Соответственно не выполнен норматив объема на одного жителя (прикрепленного) в год, он составил 1,03 койко-дня при плане 2,78 койко-дня. Невыполнение объемных показателей связано с объективными причинами, так в августе - ноябре 2012 года проводились работы по капитальному ремонту помещений стационара больницы.
Проверкой отмечено, что в соответствии с приказом по учреждению от 24.06.2013 № 113-0а "Об организации неотложной медицинской помощи в БУЗ ВО "ВОКБ № 2" оказывается неотложная медицинская помощь. Однако по статистическим данным этот вид медицинской помощи оказывался учреждением и ранее. Так, в 2012 году было выполнено 656 вызовов, в 2011 году - 1195 вызовов.
Следует отметить, что объемы оказания неотложной помощи не определены ни программой госгарантий, ни государственным заданием, так как лицензия на оказание неотложной помощи получена 21.06.2013.

Финансовые источники учреждения

В 2012 году расходы БУЗ ВО "ВОКБ № 2" произведены в объеме 209147,5 тыс. рублей, или 99,6% плана. В структуре расходов наибольшую долю составляли средства областного бюджета - 65,5% (136 901,5 тыс. рублей), средства ФФОМС на реализацию региональной программы "Модернизация здравоохранения" - 16,1% (33689,9 тыс. рублей), средства ТФОМС - 11,3% (23816,5 тыс. рублей), собственные средства учреждения - 6,9% (14 401,1 тыс. рублей), средства национального проекта "Здоровье" - 0,2% (338,4 тыс. рублей).
Плановые ассигнования на 2013 год доведены до учреждения в объеме 192894,5 тыс. рублей, или 92,2% от уровня 2012 года. Уменьшение финансирования связано с завершением реализации мероприятий по модернизации здравоохранения. Финансирование за счет средств областного бюджета утверждены в сумме 144676,9 тыс. рублей (75%), за счет средств ОМС - 34 024,2 тыс. рублей (17,6%), за счет средств от приносящей доход деятельности - 13585,0 тыс. рублей (7%), по программе "Модернизация здравоохранения Воронежской области ..." средства ФФОМС - 608,4 тыс. рублей (0,4%).
Исполнение бюджета по итогам I полугодия 2013 года составило 80884,5 тыс. рублей, или 42% годового плана.

Средства областного бюджета

В проверяемом периоде из областного бюджета учреждение финансировалось на основании соглашений с департаментом здравоохранения Воронежской области о предоставлении субсидий на выполнение государственного задания и на иные цели.
В 2012 году на выполнение государственного задания направлено 131716, 9 тыс. рублей, или 100% плана. На эти цели в I полугодии 2013 года израсходовано 63905,8 тыс. рублей, что составляет 44,6% годового плана.
Наибольшая доля средств на текущее содержание учреждения 90,2% и 91,5%, соответственно в 2012 году и I полугодии 2013 года, приходится на оплату труда с начислениями. Остальные средства израсходованы по подстатьям: 4,6% и 4,2% - на приобретение материальных запасов (медикаменты, ГСМ, расходные материалы), 3,7% и 1,8% - на оплату коммунальных услуг соответственно по годам. На такие подстатьи, как "работы и услуги по содержанию имущества", "прочие работы и услуги" - менее одного процента.
Субсидии на иные цели выделялись учреждению на следующие мероприятия:
1) в рамках ведомственной целевой программы "Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2013 годы" в 2012 году финансирование составило 526,7 тыс. рублей. Средства освоены в полном объеме. Проведены работы по капитальному ремонту трубопроводов горячего водоснабжения (99,1 тыс. рублей), по подготовке систем теплоснабжения к отопительному сезону (199,1 тыс. рублей), на мероприятия по противопожарной безопасности (228,4 тыс. рублей).
В 2013 году в рамках данной программы заключено соглашение от 01.04.2013 № 821/584 на сумму 1050,0 тыс. рублей. За 9 месяцев 2013 года расходы составили 300,0 тыс. рублей на проведение противопожарных мероприятий. На момент проверки все средства законтрактованы, работы выполнены, оплата запланирована на IV квартал 2013 года;
2) на материально-техническое и социальное развитие в 2012 году больнице выделено 4657,9 тыс. рублей, в том числе: на оплату труда и начисления, ремонт оборудования, коммунальные услуги, медикаменты, капитальный ремонт теплотрассы;
3) на финансирование подпрограммы "Сахарный диабет" областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2013 - 2015 годы" в 2013 году выделены средства в сумме 314,6 тыс. рублей. Поставка медикаментов и изделий медицинского назначения в I полугодии осуществлялась на основании гражданско-правовых договоров по итогам открытых аукционов на общую сумму 308,6 тыс. рублей. Договорные обязательства со стороны поставщиков выполнены в полном объеме. Остаток средств (5,9 тыс. рублей) планируется израсходовать в IV квартале текущего года.
Нецелевого расходования средств областного бюджета проверкой не установлено.

Средства обязательного медицинского страхования (ОМС)

На реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования в БУЗ ВО "ВОКБ № 2" от страховых медицинских организаций и ТФОМС поступило в 2012 году 20879,9 тыс. рублей, в I полугодии 2013 года - 14198,0 тыс. рублей.
На оплату медицинской помощи с учетом остатка 2011 года (2936,6 тыс. рублей) направлено - 23816,5 тыс. рублей, или 100% поступивших средств, по итогам I полугодия 2013 года - 9155,2 тыс. рублей, что составляет 64,4%.
В проверяемом периоде в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 30.03.2011 № 236 "Об утверждении региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2013 годы" произведено финансирование за счет средств ФФОМС по следующим мероприятиям:
1. "Повышение доступности амбулаторной медицинской помощи" - 1769,9 тыс. рублей (100% плана). Кассовые расходы 2012 года составили 1628,7 тыс. рублей (с учетом остатка на начало года в сумме 110,7 тыс. рублей), или 92% поступлений. Неполное освоение обусловлено поступлением целевых средств от ООО "МСК "ИНКО-МЕД" после завершения финансового года. Сложившийся на конец года остаток в сумме 252,0 тыс. рублей освоен в январе - феврале 2013 года.
Федеральные средства израсходованы в соответствии с тарифным соглашением: 87% направлено на оплату труда и начисления (норматив - не менее 70%) и 13% - на приобретение медикаментов и расходных материалов (норматив - не более 30%).
Выборочной проверкой начислений и выплат сотрудникам больницы по данному направлению нарушений не установлено.
2. "Проведение капитального ремонта" - в 2012 году выделено 32418,3 тыс. рублей (100% плана). Работы осуществлялись в здании поликлиники № 2 по ул. К. Маркса, д. 82 и здании стационара по ул. Никитинская, д. 9, оба здания - объекты культурного наследия.
Выборочной проверкой качества и полноты выполненных работ в соответствии с представленными актами нарушений не установлено.
3. Также по мероприятию "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение. Информационное обеспечение" в 2013 году планировалось оснащение учреждения за счет средств ФФОМС программными и техническими средствами с целью ведения персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной записи на прием к врачу, электронной медицинской карты гражданина, внедрения системы электронного документооборота и ведения электронного паспорта медицинской организации на общую сумму 2958,5 тыс. рублей.
Освоение средств по данному направлению осуществляется непосредственно департаментом здравоохранения Воронежской области.
В результате централизованных поставок учреждению поставлено оборудование общей стоимостью 873,0 тыс. рублей.
Проверкой использования оборудования установлено, что часть оборудования (сервер, считыватели смарт-карт и сканеры штрих-кода, телекоммуникационный шкаф) на общую сумму 270,4 тыс. рублей на протяжении года простаивает. Другая часть - компьютеры стоимостью 210,7 тыс. рублей - используются сотрудниками (невролог, терапевт, в приемном отделении, в дневном стационаре) не в полной мере. Данная ситуация обусловлена отсутствием единой региональной медицинской информационной системы в сфере здравоохранения области, создание и внедрение которой было предусмотрено в рамках заключенного между департаментом здравоохранения и ОАО "Ростелеком" государственного контракта от 26.10.2012 № 1-56. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 2 сентября 2013 года признан недействительным размещенный заказ (открытый конкурс на право заключить контракт), а также заключенный государственный контракт № 1-56.
Следует отметить, что сам факт оснащения оборудованием при отсутствии компьютерной сети и необходимого программного обеспечения не решает ряд задач, поставленных в рамках мероприятия информатизации системы здравоохранения. На момент проверки в учреждении не ведется персонифицированный учет оказания медицинских услуг, электронная медицинская карта, не внедрена система ведения расписания приема специалистов, а также система ведения электронного документооборота.
В рамках программы модернизации в учреждении осуществлен запуск Интернет-портала для записи на прием к стоматологу, гинекологу и терапевту. С этой же целью введен в эксплуатацию информационный киоск (инфомат), размещенный в помещении регистратуры поликлиники 1 корпуса. Согласно данным статистического отчета, по предварительной записи на прием к врачам за период с 1 января по 10 октября 2013 года из 15209 записей через Интернет осуществлено 295, через регистратуру - 14914. Через инфомат запись не производилась. Необходимо отметить, что возможность записи на прием к врачу через инфомат существует только для обладателей пластиковых медицинских полисов.
В ходе контрольного мероприятия не удалось воспользоваться электронной услугой "запись к врачу через Интернет", так как после внесения личных данных система "зависала". В настоящее время в связи с расторжением вышеуказанного ГК с ОАО "Ростелеком" информационная поддержка данной услуги отсутствует.

Приносящая доход деятельность

Собственные доходы БУЗ ВО "ВОКБ № 2" в 2012 году составили 14205,4 тыс. рублей, в I полугодии 2013 года - 7105,8 тыс. рублей. В структуре доходов наибольший удельный вес (99,8%) занимают средства от оказания платных медицинских услуг.
Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг юридическим и физическим лицам закреплены Положением об отделении по оказанию платных медицинских услуг (далее - Положение).
Штатное расписание отделения на 2012 - 2013 годы утверждено в количестве 39,75 штатных единиц. Штатные должности заняты в полном объеме. В отделении по состоянию на 01.07.2013 работают 13 штатных сотрудников, остальные сотрудники являются внутренними совместителями.
В калькуляции стоимости платных услуг рентабельность составляет 20%, что соответствует требованиям п. 4 приказа департамента здравоохранения от 22.01.2013 № 77 <1> (не более 20%).
--------------------------------
<1> Приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 22.01.2013 № 77 "Об утверждении Порядка определения цен на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области".

Проверкой расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности, установлены неэффективные расходы в сумме 28,7 тыс. рублей в результате уплаты пени и штрафных санкций во внебюджетные фонды, налоговую инспекцию и т.д.

Медикаменты

В 2012 году на закупку медикаментов, изделий медицинского назначения за счет всех источников направлено 16295,6 тыс. рублей (114,5% плана). В I полугодии 2013 года кассовые расходы на приобретение медикаментов составили 6676,3 тыс. рублей, или 95,7% плана полугодия.
Общая сумма поставок за 6 месяцев 2013 года составила 7014,1 тыс. рублей. Проверкой исполнения договорных отношений со стороны поставщиков нарушений не установлено.
Предметно-количественный учет медикаментов, изделий медицинского назначения по всей номенклатуре ведется в аптеке и отделениях учреждения. Согласно бухгалтерским данным, по состоянию на 09.10.2013 на учете числились медикаменты и предметы медицинского назначения общей стоимостью 1313,9 тыс. рублей. В ходе проверки в аптеке проведена выборочная инвентаризация. Наличие медикаментов соответствовало учетным данным, излишков и недостач не выявлено.

Питание

В 2012 году расходы на приобретение продуктов питания составили 1480,4 тыс. рублей, в I полугодии 2013 года - 1021,0 тыс. рублей.
Норматив стоимости 1 к/дня по питанию больных, рассчитанный исходя из утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 № 330 норм питания и средних рыночных цен на продукты питания, выполнен в 2012 году и I полугодии 2013 года на 109% и составляет 94,19 рубля и 110,9 рубля соответственно.
Проверкой установлено, что нормы питания больных в проверяемом периоде выдержаны по всем продуктам.
В ходе выборочной инвентаризации продуктов питания излишков и недостач не установлено.

Имущество учреждения

Для осуществления уставной деятельности на основании приказа департамента имущественных и земельных отношений (далее - ДИЗО) от 29.07.2010 № 1172 за БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 2" на праве оперативного управления закреплено недвижимое и особо ценное движимое имущество стоимостью 146506,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.09.2013 на балансе учреждения числятся 5 объектов недвижимости: три здания по адресам ул. Никитинская, д. 9 и ул. Карла Маркса д. 35 и 82; гараж и пристройка к нему по адресу ул. Карла Маркса, д. 35. Объекты расположены на трех земельных участках площадью 11406 кв. м, переданных больнице на праве постоянного (бессрочного) пользования. На земельные участки и объекты недвижимости правоустанавливающие документы оформлены в соответствии с действующим законодательством.
В составе основных средств числятся 22 автомобиля, один из которых (легковой автомобиль ГАЗ 3102) не используется более одного года по причине неисправности.
В ходе проверки установлено наличие на территории БУЗ ВО "ВОКБ № 2" транспортных средств сторонних учреждений. Так, территория больницы используется АУЗ ВО "Воронежский областной клинический консультационно-диагностический центр" под стоянку двух автомобилей. Договор безвозмездного пользования нежилым помещением и автомобильной стоянкой между двумя учреждениями заключен 26 декабря 2012 года. Однако в нарушение п. 4.3 Устава учреждения и ст. 296 ГК РФ с собственником имущества (ДИЗО ВО) договор не согласован.
По итогам выборочной инвентаризации основных средств на складах и в местах их использования составлены инвентаризационные описи. Излишков и недостач не установлено.
Списание основных средств производилось на основании приказов ДИЗО ВО. Согласно бухгалтерским данным, в 2012 году списано основных средств на общую сумму 2175,0 тыс. рублей, в том числе: машин и оборудования - на 1122,5 тыс. рублей, пять автомобилей стоимостью 667,4 тыс. рублей, хозяйственного инвентаря на сумму 385,1 тыс. рублей. В 2013 году - на сумму 629,8 тыс. рублей (хозяйственный инвентарь и оргтехника).

Следует отметить, что Отраслевыми особенностями бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденными Минздравсоцразвития РФ 9 июня 2007 года, предусмотрено: "ликвидационная комиссия осуществляет контроль за изъятием из списанных основных средств пригодных узлов ..., вторичного сырья, определяет их количество и вес". Однако при списании автомобилей в 2012 году ликвидационной комиссией учреждения вес лома черного металла не определялся. В результате по данным акта сверки взаиморасчетов с ООО "Техкомплект" по одному приемо-сдаточному акту лома черного металла сдано только 0,4 т на сумму 2,8 тыс. рублей. Тогда как проверкой установлено, что расчетный вес лома черного металла от списания в апреле 2012 года пяти автомобилей составил 4 тонны, т.е. фактически на остатке - 3,6 тонны лома черного металла.
Учреждением в ходе проверки оставшийся вес (3,6 тонны) лома сдан на сумму 17,0 тыс. рублей. По объяснению главного врача учреждения, остатки черного лома находились в боксах гаража и не были сданы по причине отсутствия работников для разборки автомобилей.
Кроме того, списанные в 2013 году 28 единиц электронно-вычислительной техники балансовой стоимостью 324,6 тыс. рублей в настоящее время хранятся на складе. Учреждением проводится работа по оформлению договора на ее утилизацию.

Ведение бухгалтерского учета

В нарушение п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Положение об особенностях направления работников в служебные командировки" аванс на командировочные расходы в больнице не выдавался. Более того, в нарушение Правил организации и ведения бюджетного учета в БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 2", утвержденных руководителем учреждения, авансы выдавались лицам, не указанным в перечне лиц, имеющих права получения наличных денежных средств под отчет.
Списание бензина производилось согласно методическим рекомендациям "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенным в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. Проверкой путевых листов нарушений не установлено.
В соответствии с приказом департамента здравоохранения от 02.11.2012 № 1578 учреждением выделялся заправленный топливом автомобиль по определенному графику для выездов специалистов департамента в подведомственные учреждения здравоохранения. Что привело к неэффективным расходам на закупку бензина сумме 8,4 тыс. рублей, а также к искажению расходов как департамента здравоохранения, так и самой больницы.

Штатное расписание и оплата труда

Штатное расписание на 2012 год и на 2013 год утверждено главным врачом учреждения и согласовано с учредителем в количестве 684 штатных единиц. Укомплектованность физическими лицами по состоянию на 01.07.2013 составляет 72,7%, в том числе: врачами - 83,5%, средним медперсоналом - 77,7%, младшим медперсоналом - 59,8%, прочим персоналом - 65,6%. На условии внешнего совместительства работают 20 человек, в том числе 17 врачей.
Помимо штатных работников в рамках оказания медицинских консультационных услуг узкими специалистами привлекались физические лица по договорам гражданско-правового характера в количестве 8 ед.
Выборочной проверкой порядка заключения трудовых договоров, порядка заполнения табелей учета рабочего времени нарушений не установлено.
Проверкой установлено, что в соответствии с письмом департамента здравоохранения Воронежской области от 26.09.2011 № 1/10-7256 в 2011 году в учреждении проведена оптимизация штатного расписания. В результате численность заместителей руководителя учреждения уменьшена с 7 до 5 шт. ед. Причем с 1 декабря 2011 года ставка заместителя главного врача по хозяйственным вопросам была заменена на вновь введенную ставку директора, и новое штатное расписание согласовано с учредителем. Однако, согласно Приказу Минздрава РФ от 11.11.1993 № 264 "Об утверждении положения о директоре государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения" должность директора приравнена к заместителю руководителя учреждения здравоохранения. Таким образом, замена одной должности на другую фактически к оптимизации не привела.
Обращает на себя внимание тот факт, что порядок и условия оплаты труда директора приказами департамента от 16.10.2009 № 503 и от 06.05.2013 № 758 "Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений системы здравоохранения Воронежской области", а также коллективным договором, действующим в 2012 году, не предусмотрены. Следует отметить, что в мае 2013 года внесены изменения в коллективный договор, в том числе в части определения условий оплаты труда директора.
Расходы на оплату труда и начисления за счет всех источников финансирования в 2012 году составили - 141379,8 тыс. рублей, или 63,5% всех расходов, за 6 месяцев 2013 года - 81 164,1 тыс. рублей (77,1%).
В 2013 году в целом по учреждению среднемесячная заработная плата увеличилась по сравнению с 2012 годом на 11%.
Проверкой порядка начисления оплаты труда персоналу учреждения установлено, что не было исполнено распоряжение правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 624-р "О повышении оплаты труда" в части увеличения с 1 октября 2012 года оплаты труда главного врача, его заместителей, главного бухгалтера, директора и главной медицинской сестры.
Выборочной проверкой оказания материальной помощи сотрудникам учреждения установлено, что в июне 2013 года работникам больницы по приказу главного врача от 10.06.2013 № 485-ЛС выплачена материальная помощь в связи с празднованием Дня медицинского работника в сумме 2926,4 тыс. рублей. Данный факт противоречит коллективному договору и положению о премировании по результатам работы и оказании материальной помощи (п. 3) сотрудникам учреждения, согласно которому материальная помощь оказывается в исключительных случаях по заявлению работника на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и постоянно действующей комиссии в связи с приобретением дорогостоящих медикаментов на лечение, со смертью близких родственников, с тяжелым материальным положением, при рождении ребенка.
В ходе проверки во изменение указанного выше приказа № 485-ЛС издан приказ от 08.10.2013 № 886-ЛС о выплате премии ко Дню медицинского работника (вместо материальной помощи) и о перечислении подоходного налога, а также взносов во внебюджетные фонды.

Выводы:
По результатам проведения контрольного мероприятия установлено, что деятельность БУЗ ВО "ВОКБ № 2" соответствует основным целям его создания. В то же время, в ходе проверки установлены отдельные факты нарушения действующего законодательства по использованию областного имущества, а также неэффективное использование государственных средств.

Предложения:
В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница № 2".

Начальник инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА


------------------------------------------------------------------