Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 24.10.2013 N 2.76-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и других источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года на реализацию долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 24 октября 2013 года № 17(111)

ОТЧЕТ № 2.76-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА И
ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА НА
РЕАЛИЗАЦИЮ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ
ВОДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2017 ГОДОВ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.76 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 31.07.2013 № 52.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников на реализацию программных мероприятий.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области. Акт № 2.76/1 от 30.09.2013.
2. Администрация Таловского городского поселения. Акт № 2.76/2-2013 от 23.08.2013.
3. Администрация Абрамовского 2-го сельского поселения Таловского муниципального района. Акт № 2.76/3-2013 от 20.08.2013.
4. Администрация Борисоглебского городского округа. Акт № 2.76/4-2013 от 13.09.2013.
5. Администрация городского поселения г. Поворино. Акт № 2.76/5-2013 от 28.08.2013.
6. Администрация Нижнедевицкого сельского поселения. Акт № 2.76/6-2013 от 05.09.2013.
7. Администрация Хохольского сельского поселения. Акт № 2.76/7-2013 от 24.09.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 5 августа 2013 года по 4 октября 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение федерального и областного законодательства, регламентирующего деятельность органов исполнительной власти области и муниципальных образований по реализации долгосрочных областных целевых программ.
2. Исполнение постановлений и распоряжений правительства Воронежской области, касающихся вопросов реализации ДОЦП "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" на территории муниципальных образований Воронежской области.
3. Проверка законности и результативности расходования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников на реализацию программных мероприятий.
4. Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при заключении муниципальных контрактов.
5. Соблюдение сроков выполнения работ, предусмотренных заключенными контрактами.
6. Соответствие видов выполненных и оплаченных работ проектной документации.
7. Анализ достижения установленных программой плановых показателей при реализации программных мероприятий.

Результаты контрольного мероприятия:
Долгосрочная областная целевая программа "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" (далее по тексту - "программа, ДОЦП") утверждена постановлением правительства Воронежской области от 07.10.2010 № 837.
Основные цели программы - обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям и в достаточном количестве, повышение степени очистки сточных вод, сокращение объема загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты.
Программа состоит из двух мероприятий:
1. Совершенствование системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в том числе по переходу на метод образования долгосрочных тарифов, создание условий для заключения концессионных соглашений и других мероприятий по реформированию отношений в указанном секторе.
2. Развитие систем водоснабжения и водоотведения.
Необходимо отметить, что в рамках программного мероприятия "Развитие систем водоснабжения и водоотведения" не предусмотрены работы по разработке проектно-сметной документации. Согласно приложению 3 к программе, определяющему порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям, одним из критериев получения субсидии является наличие проектно-сметной документации. Между тем управлением в программу ежегодно включаются объекты на разработку проектно-сметной документации. Так, в 2012 году в программу включено 4 объекта на сумму 18142,1 тыс. рублей, в 2013 году - 24 объекта на общую сумму 55469,5 тыс. рублей. Для устранения указанного несоответствия необходимо провести корректировку программы.

Выполнение мероприятия по совершенствованию системы управления сектором водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

В рамках данного мероприятия утвержден план, согласно которому в городском округе г. Воронеж проведен конкурс и с его победителем ООО "РВК-Воронеж" заключено концессионное соглашение на организацию водоснабжения и водоотведения. В рамках реализации соглашения ООО "РВК-Воронеж" утверждена инвестиционная программа "Реконструкция систем водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Воронеж на 2012 - 2016 годы". Общий объем инвестиций в соответствии с инвестиционной программой составляет 2000 млн. рублей. По информации ООО "РВК-Воронеж", в 2012 году инвестиции составили 52,0 млн. рублей.
В рамках мероприятия предусмотрено: в срок до 01.07.2012 разработать и утвердить методические указания "О разработке инвестиционных программ предприятий водопроводно-канализационного хозяйства Воронежской области и переходе на долговременное тарифное планирование с применением метода доходности инвестированного капитала и тарифного регулирования"; в срок до 01.07.2013 в соответствии с разработанными методическими указаниями разработать инвестиционные программы для муниципальных предприятий и утвердить их органами местного самоуправления. До настоящего времени методические рекомендации не разработаны. Согласно пояснениям управления, в связи с тем, что Минрегионом России ранее были выпущены рекомендации по данному направлению, разработка других рекомендаций стала неактуальна. Между тем данные методические рекомендации были выпущены еще до принятия программы (в 2007 году).

Финансовые показатели программы

Финансирование программных мероприятий утверждено паспортом программы и предусмотрено за счет бюджетов всех уровней. Объем средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий программы, ежегодно утверждается законом Воронежской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
Информация о плановых и фактических ассигнованиях представлена в таблице.

(тыс. рублей)
Источники финансирования
2012 год
2013 год
план
факт
% вып.
план
факт на 30.09
% вып.
Федеральный бюджет
499 999,8
372 289,8
74,5
-
-
-
Областной бюджет
572 800,2
552 240,3
96,4
941 457,6
376 202,1
40,0
Бюджеты муниципальных образований
9 268,3
9 268,3
100
15 143,2
2 853,3
18,8
Итого
1 082 068,3
933 798,4
86,3
956 600,8
379 055,4
39,6

В соответствии с соглашением от 29.08.2012 № 193, заключенным между Министерством регионального развития и правительством Воронежской области, в соответствии с поданной заявкой в 2012 году из 4 федерального бюджета на строительство трех объектов выделено 499999,8 тыс. рублей, из которых освоено 372289,8 тыс. рублей (74,5%). Не освоены средства федерального бюджета по объекту "Канализационные сооружения биологической очистки в с. Новая Усмань" в сумме 127710 тыс. рублей. При разработке проектно-сметной документации очистных сооружений подрядчиком были нарушены сроки выполнения работ, что, в свою очередь, привело к тому, что контракт на строительство очистных сооружений был заключен только в декабре 2012 года. По согласованию с Министерством регионального развития данные средства были подтверждены к использованию в 2013 году.
В феврале 2013 года управлением ЖКХиЭ подана заявка в Министерство регионального развития на выделение субсидии из федерального бюджета на финансирование четырех объектов (водозабор на участке "Ростань" в г. Борисоглебск, канализационные сооружения биологической очистки в с. Новая Усмань, водозабор и реконструкция систем водоснабжения в с. Репьевка, строительство очистных сооружений и сетей хозяйственно-бытовых стоков на территории ТСЖ "Донское" Рамонского муниципального района). Общий объем заявки составил 550450,0 тыс. рублей.
Решением межведомственной конкурсной комиссии заявка отклонена, так как региональная программа не соответствует положениям федеральной программы и порядку отбора региональных программ, утвержденному Приказом Минрегиона РФ. Как показала проверка, при подаче заявки в Министерство регионального развития Управлением не представлена информация об оснащении до 01.01.2012 приборами учета воды объектов, которые организации водопроводно-канализационного комплекса обязаны оснастить приборами учета воды и обеспечить учет потребления воды в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении". Нормативное значение данного критерия определено в размере 90%, фактическое значение данного критерия управлением в ходе проверки не представлено. Также в региональной программе отсутствует индикатор, предусмотренный порядком "Зарегистрировано больных с болезнями органов пищеварения".
В апреле 2013 года в Министерство регионального развития повторно направлена заявка на предоставление дополнительных средств федерального бюджета по непрограммной части на финансирование двух объектов: "Водозабор на участке "Ростань" г. Борисоглебск" - 241404,0 тыс. рублей и "Канализационные сооружения биологической очистки бытовых сточных вод производительностью 5000 куб. м/сутки, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань" - 80198,9 тыс. рублей.
Ассигнования из федерального бюджета в объеме 321602,9 тыс. рублей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2013 № 686 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, бюджетам субъектов Российской Федерации...". Согласно постановлению предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В настоящее время соглашение не подписано, так как во исполнение указанного Постановления бюджетные ассигнования, предусмотренные Минрегиону РФ в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2013 год...", в установленном порядке должны быть переданы Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Объемы финансирования из областного бюджета на объекты капитального строительства утверждены постановлениями правительства области от 05.03.2012 № 149 и от 11.03.2013 № 167 "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности...".
В 2012 году предусмотрено финансирование строительства, реконструкции и расширения систем водоснабжения населенных пунктов, строительства водозаборов, бурения скважин, строительства и реконструкции сетей канализации и канализационных коллекторов с объемом финансирования 572800,2 тыс. рублей. Фактический объем финансирования составил 552240,3 тыс. рублей. Не освоено 20559,5 тыс. рублей.
Согласно пояснениям управления ЖКХиЭ, основными причинами неосвоения средств являются:
- по объекту "Реконструкция водопроводных сетей и сооружений в рп Кантемировка, Кантемировский муниципальный район (ПИР)" работы не выполнены из-за отсутствия подтверждения прав землепользования на участок строительства и из-за отсутствия у заказчика технических условий на подключение электроэнергии. Не освоено 5913,4 тыс. рублей;
- по объекту "Реконструкция водопроводных сетей и сооружений в рп Ольховатка Ольховатского муниципального района" не выполнены условия муниципального контракта, связанные со сроками и качеством работ. Из-за низкого качества работы переделывались, процесс устранения выявленных нарушений продолжается до сегодняшнего дня. В отношении подрядной организации ведется претензионная работа. Не освоено 11229,1 тыс. рублей;
- по объекту "Реконструкция системы водоснабжения в пгт Давыдовка (улица ПМК) Лискинского муниципального района" денежные средства в сумме 1311,3 тыс. рублей не освоены в связи с поздним включением объекта в программу и образовавшейся экономии после проведения аукциона;
- по объекту "Перебуривание эксплуатационной скважины № 3 и ликвидационный тампонаж двух скважин в п. Воля, Новоусманский муниципальный район" средства в сумме 1156,1 тыс. рублей не освоены в связи с поздним заключением муниципального контракта в декабре 2012 года со сроком выполнения работ - до 01.06.2013. На период проверки работы выполнены не в полном объеме.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что управлением, как главным распорядителем бюджетных средств, не в полной мере осуществляются функции в части планирования соответствующих расходов бюджета и внесения предложений по изменению лимитов бюджетных ассигнований в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.
В 2013 году бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 941457,6 тыс. рублей на 78 объектов, что в 1,7 раза превышает назначения, предусмотренные программой (по программе - 554078,7 тыс. рублей). При этом на 16 объектах, которые не входят в программу, предусмотрены ассигнования в сумме 124071,6 тыс. рублей. Кроме того, объемы ассигнований, запланированные как в областном, так и в местных бюджетах, по большинству объектов не соответствуют финансовым параметрам программы. В соответствии с п. 6 разд. V постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 № 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ..." программа подлежит корректировке.
На момент проверки освоено 40% предусмотренных планом ассигнований. Одной из причин низкого освоения средств является увеличение объема финансирования на 214255,6 тыс. рублей (дополнительно включены 23 объекта) в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 30.08.2013 № 760. В настоящее время в отношении данных объектов размещена конкурсная документация для проведения аукционов.

Внебюджетные источники финансирования

Государственный заказчик и исполнители для выполнения мероприятий программы вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, включая заемные средства, при сохранении государственного контроля за их использованием. В 2012 году в рамках реализации мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения общий объем инвестиций строительных организаций городского округа город Воронеж, связанных с подключением вновь построенных зданий к водопроводно-канализационным коммуникациям, составил 3850 млн. рублей.

Выполнение мероприятия "Развитие систем водоснабжения и водоотведения"

Выполнение работ по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения осуществлялось по муниципальным контрактам, заключенным администрациями муниципальных образований по результатам проведения торгов. Часть полномочий и функций муниципального заказчика по договорам передана заказчикам-застройщикам:
государственному унитарному предприятию Воронежской области "Облкоммунсервис", казенному предприятию Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации" (далее - Дирекция) и муниципальному казенному предприятию Бобровского района "Служба капитального строительства и оказания услуг для муниципальных нужд".
В рамках мероприятия в 2012 - 2013 годах предусмотрено финансирование 109 объектов, из них: в 2012 году - 31 объект (в т.ч. 4 объекта переходящих, 27 объектов вновь начаты), в 2013 году - 78 объектов (в т.ч. 16 переходящие). В 2012 году из запланированных к вводу в эксплуатацию 26 объектов введены 15, в текущем году планируется сдача 29 объектов. На момент проверки завершено строительство 8 объектов. Акты ввода в эксплуатацию находятся в стадии оформления. Одной из причин невыполнения плана по вводу объектов в 2012 году является уменьшение объемов ассигнований из областного бюджета на 52008,9 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в ходе реализации программного мероприятия имели место факты нарушения сроков исполнения контрактов, как по выполнению проектно-изыскательских работ, так и по строительству объектов.
Например, в Терновском районе администрациями Народненского, Костино-Отдельского и Терновского сельских поселений в декабре 2011 года заключены три муниципальных контракта с ООО "Инвест-Групп" на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству систем водоснабжения на общую сумму 5370,0 тыс. рублей со сроком выполнения работ до 01.03.2012. До настоящего времени ни один контракт не исполнен.
Следует отметить, что муниципальными заказчиками не велась надлежащая претензионная работа. Так, администрацией Костино-Отдельского сельского поселения претензия об уплате неустойки в сумме 57,1 тыс. рублей направлена в адрес исполнителя только через год - 28.02.2013, повторная - 05.07.2013 на сумму 77,1 тыс. рублей.
Администрациями Терновского и Народненского сельских поселений направлены претензии от 08.07.2013 об уплате неустойки в сумме 170,1 тыс. рублей и 85,1 тыс. рублей соответственно. ООО "Инвест-Групп" претензии не оплачены.
Кроме этого, в Терновском районе администрациями Алешковского, Александровского, Братковского, Народненского сельских поселений в июне 2012 года заключены муниципальные контракты с ООО "Техэнергомонтаж" на проектирование строительства систем водоснабжения на общую сумму 5560,7 тыс. рублей со сроками исполнения в феврале 2013 года. Два контракта расторгнуты дополнительными соглашениями от 27.09.2013: на водоснабжение в с. Алешки и в с. Братки. По двум контрактам: водоснабжение в с. Липяги. и в с. Александровка проекты сданы на проведение государственной экспертизы. Частично оплачена претензия администрации Алешковского сельского поселения в сумме 63,2 тыс. рублей.
Также не исполнен контракт на проектирование реконструкции сетей водоснабжения Михайловского сельского поселения Кантемировского района стоимостью 932,9 тыс. рублей со сроком выполнения до 15.12.2012, исполнитель - ООО "Октант".
По объекту "Строительство очистных сооружений производительностью 2,3 - 2,7 тыс. куб. м в сутки в с. Чертовицы Рамонского муниципального района (ПИР)" муниципальный контракт заключен в нарушение ст. 72 Бюджетного кодекса, поскольку заказчик (администрация Айдаровского сельского поселения) принял обязательства по оплате работ сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, в соответствии с заключенным контрактом подрядчику - ОАО ВПИ "Воронежпроект" определены заведомо невыполнимые сроки его исполнения - с 19.12.2012 по 24.12.2012.
По данному объекту финансирование из областного бюджета на 2013 год предусмотрено в сумме 8696,5 тыс. рублей. Разработка ПСД завершена, отсутствует заключение государственной экспертизы, поэтому оплата не произведена. Постановлением правительства Воронежской области от 17.04.2013 № 321 предусмотрено образование государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава", на территории которого будет расположен объект. В связи с этим до передачи документов на прохождение государственной экспертизы необходимо дополнительно разработать проект освоения лесов, провести экологическую экспертизу проекта и выполнить ряд мероприятий по согласованию строительства.
В 2012 году администрацией Панинского городского поселения заключен контракт на корректировку проектно-сметной документации "Канализационные сети рп Панино" с ООО "Воронежгражданпроект", срок окончания работ - январь 2013 года. Работы, представленные исполнителем в июне 2013 года, находятся на проверке у заказчика-застройщика КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации". Затягивание сроков приемки проектной документации не позволяет достроить канализационные сети.
Предыдущей проверкой Контрольно-счетной палаты Воронежской области, проведенной в 2011 году, отмечено, что работы по строительству канализационного коллектора не проводятся с августа 2009 года. Отсутствие канализации в поселке не позволяет принять в эксплуатацию построенные в рамках ОЦП "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2002 - 2010 годы" очистные сооружения (не проведена пусконаладка). Несмотря на значительные капитальные вложения в данные объекты в сумме 94452,1 тыс. рублей, необходимый результат не достигнут. Идет физическое и моральное старение объекта, бюджет Панинского городского поселения осуществляет неэффективные расходы на охрану, отопление и освещение объекта. С 2010 года на эти цели из бюджета израсходовано 1145,1 тыс. рублей.
Следует отметить, что по ряду объектов (в том числе 17 объектов ПИР) нарушение сроков выполнения работ, как отмечалось ранее, связано с уменьшением объемов финансирования в 2012 году. Финансирование заключенных контрактов предусмотрено в текущем году. Вместе с тем заказчиками не согласованы с исполнителями сроки окончания работ в связи с уменьшением финансирования (согласно ч. 1 ст. 767 Гражданского кодекса РФ), что в результате препятствует ведению претензионной работы и взысканию неустойки за нарушение сроков. В настоящее время не завершены работы по проектированию или не получены заключения государственной экспертизы на проектную документацию по 12 объектам.
С нарушением сроков, установленных контрактами, ведется строительство следующих объектов: "Реконструкция водопроводных сетей и сооружений в рп Ольховатка Ольховатского района", срок выполнения работ по 01.09.2012, стоимость - 19319,1 тыс. рублей, подрядчик - ООО "Воронежстройреконструкция"; "Строительство системы водоснабжения в с. Землянск Семилукского района", срок выполнения работ по 01.12.2012, стоимость - 31367,3 тыс. рублей, подрядчик - ООО "СМП-731"; "Строительство артезианской скважины и водопровода в с. Садовое Аннинского муниципального района", срок выполнения работ по 31.07.2013, стоимость - 17140,4 тыс. рублей, подрядчик - ООО "СМП-731"; "Расширение и реконструкция очистных сооружений, г. Борисоглебск", срок выполнения работ по 30.07.2013, стоимость - 470212,8 тыс. рублей, подрядчик - ООО СМФ "Универсал"; "Реконструкция и строительство водопроводной сети для комплексного развития водоснабжения южной части городского поселения г. Богучар, Богучарского района", срок выполнения работ по 15.08.2013, стоимость - 4681,4 тыс. рублей, подрядчик - ООО "Богучарремстрой". По всем вышеперечисленным объектам на момент проверки работы не выполнены.
По информации, представленной заказчиком-застройщиком ГУП ВО "Облкоммунсервис", претензии в адрес подрядных организаций направлялись, как с требованиями завершить работы, так и об уплате неустойки на общую сумму 2788,3 тыс. рублей, оплачено 58,1 тыс. рублей (ООО "СМП-731" и ООО "Энергокомплекс"). Следует отметить, что по отдельным объектам (ПИР) претензии подрядными организациями отклонены, так как сроки нарушены ввиду несвоевременного предоставления заказчиками технических заданий. Так, несвоевременно представили исходные данные администрации сельских поселений с. Русская Журавка и с. Лозовое-1 Верхнемамонского муниципального района, администрация сельского поселения с. Краснофлотское Петропавловского муниципального района.
Проверка формирования начальных (максимальных) цен контрактов для проведения торгов показала, что при определении сметной стоимости объекта "Реконструкция водопроводных сетей в с. Хохол Хохольского района Воронежской области (I и II очередь)", строительство которого ведется на территории Хохольского сельского поселения Хохольского муниципального района, установленная начальная цена контракта - 27141,3 тыс. рублей завышена на 3368,3 тыс. рублей. В сметной документации стоимость строительно-монтажных работ определена по федеральным единичным расценкам (ФБР). Согласно п. 3.30 методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), для привязки единичных расценок к местным условиям строительства применяются территориальные индексы к ФЕР-2001. Согласно Письму ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности материалов" № 3-00312 от 15.12.2011 на I квартал 2012 года для Воронежской области по виду строительства "Внешние инженерные сети водопровода из труб полиэтиленовых" индекс пересчета в текущие цены составлял 4,82. Однако при подготовке конкурсной документации заказчиком-застройщиком ГУП ВО "Облкоммунсервис" применен индекс изменения сметной стоимости работ для пересчета в текущий уровень цен по Письму Минрегиона России от 18.11.2010 № 39160-КК/08. Кроме того, примененный федеральный индекс - 5,92, утвержден для территориальных единичных расценок (ТЕР) и по виду строительства для "Прочих объектов".
По результатам проведения аукциона цена контракта снижена на 3535,3 тыс. рублей, или на 13% от установленной начальной (максимальной) цены. Строительство объекта ведется по муниципальному контракту от 04.07.2012 стоимостью 23606,0 тыс. рублей подрядной организацией ООО "Энергокомплекс", срок завершения работ до 01.12.2013. На момент проверки согласно актам приемки (КС-2) объем выполненных работ составил 46,3% от цены контракта.
Следует отметить, что несоблюдение требований МДС 81-35.2004, а также практика формирования начальной цены контрактов с применением индекса для "прочих объектов" при пересчете в текущие цены сметной стоимости инженерных водопроводных сетей ведет к удорожанию строительства и не способствует эффективному расходованию бюджетных средств.
В рамках контрольного мероприятия проведены выездные проверки в 4 муниципальных районах, в ходе которых проверено выполнение программных мероприятий по строительству 6 объектов. В результате установлен ряд нарушений, свидетельствующих о том, что муниципальные заказчики, передав часть функций заказчикам-застройщикам, не обеспечили надлежащий контроль за ходом строительства объектов. Вследствие недостаточного контроля со стороны заказчиков-застройщиков необоснованно перечислены средства подрядным организациям в сумме 938,9 тыс. рублей за невыполненные работы. В период проверки нарушения частично устранены.

Таловский муниципальный район

В рамках программы на территории Таловского городского поселения с 2012 по 2013 год осуществляется строительство объекта "Реконструкция главного водозабора в рп Таловая Таловского муниципального района".
Объемы ассигнований, запланированные в 2013 году в областном и в местном бюджетах, не соответствуют финансовым параметрам программы "Чистая вода...". В 2013 году запланировано 30357,0 тыс. рублей, из них 30296,3 тыс. рублей - из областного бюджета, 607 тыс. рублей - из местного бюджета. В программе средства областного бюджета - 30205,2 тыс. рублей, средства местного бюджета - 151,8 тыс. рублей.
В ходе осмотра объекта установлено:
- в акт приемки выполненных работ № 5 от 04.12.2012 дважды включены работы по установке умывальников с подводкой холодной воды, смесителей и унитазов с бачком, а также работы но промывке с дезинфекцией трубопроводов. Фактически в помещении КПП установлен один комплект указанных сантехнических приборов. Разница в стоимости оплаченных работ и фактически выполненных составила 6,0 тыс. рублей;
- на территории строительства отсутствует металлическое ограждение из колючей проволоки, установленное согласно акту приемки выполненных работ № 1 от 30.07.2012 стоимостью 441,2 тыс. рублей. На площадке находятся материалы от демонтированного ограждения (металлические трубы, колючая проволока).
Строительство объекта ведется с нарушением графика производства работ. Так например, не выполнены работы по бурению водозаборной скважины и монтажу насосной станции первого подъема, срок выполнения которых по графику июль 2013 года.
В Абрамовском 2-м сельском поселении Таловского района в рамках программы в 2013 году предусмотрено строительство объекта "Реконструкция водопроводных сетей и сооружений с. Абрамовка".
Объемы ассигнований, запланированные в 2013 году в областном и в местном бюджетах, не соответствуют финансовым параметрам программы "Чистая вода...". Бюджетные ассигнования на строительство объекта запланированы в объеме 17815,4 тыс. рублей, в том числе: 17779,8 тыс. рублей - субсидии из областного бюджета, 35,6 тыс. рублей - средства местного бюджета. В программе средства областного бюджета - 17726,4 тыс. рублей, средства местного бюджета - 89,1 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что заключено дополнительное соглашение от 19.08.2013 к муниципальному контракту от 26.11.2012 № 057 о переносе срока завершения работ до 20.12.2013. Таким образом, при исполнении муниципального контракта в нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчиком изменены условия контракта.
По результатам лабораторных испытаний качество воды в скважине не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения..." и ГН 2.1.5.1315-2003 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования". Содержание железа превышает величину норматива в 3,5 раза, содержание жесткости общей - в 1,5 раза.
С учетом обращения граждан муниципальным заказчиком принято решение провести бурение вблизи действующей скважины, в которой вода соответствует установленным нормам (протокол испытаний № 198п от 24.04.2013). Лабораторные испытания после бурения скважины показали, что пробы воды соответствуют гигиеническим требованиям (протокол испытаний № 8181п от 22.07.2013). Однако, в связи с изменением расположения водозабора необходима корректировка проектно-сметной документации, при этом стоимость строительно-монтажных работ не будет превышать цену контракта.

Поворинский муниципальный район

В проверяемом периоде на территории городского поселения г. Поворино в рамках программы осуществлялось строительство объекта "Строительство водозабора с реконструкцией водопроводных сетей г. Поворино, Воронежской области. 1-й этап. Магистральные сети".
Объемы ассигнований, запланированные в 2013 году в областном и в местном бюджетах, не соответствуют финансовым параметрам программы "Чистая вода...". В 2013 году ассигнования запланированы в объеме 91601,4 тыс. рублей, в том числе 90828,1 тыс. рублей - из областного бюджета, 773,3 тыс. рублей - из местного бюджета. В программе средства областного бюджета - 22343,0 тыс. рублей, средства местного бюджета - 248,8 тыс. рублей.
В ходе осмотра объекта установлено: на водопроводных колодцах и камерах установлены люки полимерно-композитные вместо оплаченных люков чугунных в количестве 155 штук согласно актам приемки выполненных работ. Превышение стоимости оплаченных материалов составило 257,7 тыс. рублей, которые необоснованно перечислены подрядной организации.

Борисоглебский городской округ

В 2012 - 2013 годах в рамках программы на территории городского округа осуществлялось строительство двух объектов: "Водозабор на участке "Ростань" г. Борисоглебска" и "Расширение и реконструкция городских очистных сооружений в г. Борисоглебске Воронежской области".
Строительство объекта "Расширение и реконструкция городских очистных сооружений в г. Борисоглебске" начато в 2004 году, государственным заказчиком являлся ГУП ВО "Воронежские природные ресурсы". Заказчиком заключен государственный контракт от 12.05.2004 № 28/4 с ООО строительно-монтажная фирма "Универсал", срок окончания работ - 01.09.2006. Согласно условиям контракта, установленная цена - 115895,9 тыс. рублей не является фиксированной и подлежит уточнению в процессе выполнения работ. Кроме этого, предусмотрена возможность изменения сроков выполнения работ.
В ходе реализации контракта дополнительными соглашениями неоднократно изменялись срок окончания строительства и цена контракта (с учетом текущего уровня цен). Дополнительным соглашением от 01.03.2012 № 1/12 к контракту установлена "твердая" цена - 470212,8 тыс. рублей, которая не подлежит изменению. Срок окончания работ определен до 30.06.2013 дополнительным соглашением от 20.11.2012 № 3/12.
Следует отметить, что в результате изменения срока окончания строительства стоимость объекта возросла в 4 раза.
В 2013 году согласно постановлению правительства области от 11.03.2013 № 167 "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2013 году" финансирование объекта запланировано в рамках ДОЦП "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов". Между тем в указанную программу объект не включен.
Бюджетные расходы за весь период строительства объекта составили 459972,8 тыс. рублей, в том числе: на строительно-монтажные работы - 448796,4 тыс. рублей (97,8% стоимости контракта), на услуги заказчика-застройщика - 8249,9 тыс. рублей, на корректировку ПСД - 2772,5 тыс. рублей, на авторский надзор - 154,0 тыс. рублей.
На момент проверки очистные сооружения не введены в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы. Таким образом, контракт в установленные сроки не исполнен.
Муниципальным заказчиком в адрес подрядной организации направлена претензия от 19.07.2013 № 5642 об уплате неустойки в сумме 2047,4 тыс. рублей за нарушение сроков выполнения работ. В период проверки неустойка не оплачена.
В ходе проведенного осмотра объекта установлено:
- около насосной станции питьевой воды не выполнены работы по устройству поребрика из красного кирпича в количестве 14,6 п. м, которые приняты по акту выполненных работ от 15.05.2013 № 30 на сумму 6,4 тыс. рублей;
- по акту приемки работ от 15.05.2013 № 27 оплачены работы по устройству отмостки площадью 136,7 кв. м вокруг здания доочистки, фактическая площадь отмостки - 41,0 кв. м. Разница в стоимости работ составила 159,7 тыс. рублей;
- на водопроводных колодцах отсутствуют 15 люков общей стоимостью 38,4 тыс. рублей;
- в здании доочистки отсутствуют душевые смесители, которые оплачены в количестве 2 единиц по акту от 15.10.2012 № 88 на общую сумму 1,6 тыс. рублей.
В итоге стоимость оплаченных работ на 206,1 тыс. рублей превышает фактически выполненные работы.
Согласно информации, представленной администрацией Борисоглебского городского округа, в период проверки выявленные нарушения устранены - подрядной организацией выполнены работы в соответствии с актами приемки работ.
Строительство объекта "Водозабор на участке "Ростань" г. Борисоглебска" начато в 2008 году. Муниципальным заказчиком является администрация Борисоглебского городского округа. Заказчиком-застройщиком до 2011 года являлся ГУП ВО "Облкоммунсервис". С августа 2011 года функции заказчика-застройщика исполняет КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
Объемы ассигнований, запланированные в 2013 году в бюджетах всех уровней, не соответствуют финансовым параметрам программы "Чистая вода Воронежской области...": в 2013 году бюджетные инвестиции запланированы в объеме 362106,0 тыс. рублей, в том числе 241404,0 тыс. рублей - из федерального бюджета, 118288,0 тыс. рублей - из областного бюджета, 2414,0 тыс. рублей - из местного бюджета, в программе средства федерального бюджета - 281638,0 тыс. рублей, областного бюджета - 118408,7 тыс. рублей, местного бюджета - 2293,34 тыс. рублей.
В ходе осмотра объекта выявлено: на водопроводных колодцах и камерах установлены люки полимерно-композитные, тогда как согласно актам приемки работ оплачены люки чугунные легкие в количестве 18 шт.
Превышение стоимости оплаченных материалов составило 17,1 тыс. рублей.
Согласно информации, представленной администрацией, по результатам проверки акт приемки выполненных работ по установке люков скорректирован с учетом фактически примененных материалов. Оплата подрядной организации за последующие выполненные работы будет уменьшена на сумму 17,1 тыс. рублей.
На момент проведения проверки пробурены две скважины.
По результатам лабораторных испытаний качество воды в одной из скважин не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения..." и ГН 2.1.5.1315-2003 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
Содержание железа превышает величину норматива в 2,24 раза, завышение по мутности в 3,03 раза. Во второй скважине проба воды соответствует гигиеническим требованиям.
В адрес управления администрацией Борисоглебского городского округа направлено обращение (от 17.09.2013 № 7092) о рассмотрении вопроса о возможности строительства на объекте станции) водоподготовки для очистки воды.

Нижнедевицкий муниципальный район

В рамках программы в 2012 году в Нижнедевицком сельском поселении осуществлялось строительство объекта "Строительство водопровода по ул. Антаевская, Новоселовская, Западная и резервной скважины по ул. Шматова в с. Нижнедевицк Нижнедевицкого района Воронежской области".
По инициативе муниципального заказчика администрации Нижнедевицкого сельского поселения проведена корректировка проектно-сметной документации по следующим причинам: отсутствие необходимого количества воды в пробуренной скважине; водопровод по ул. Антаевская, ул. Новоселовская был построен за счет жителей до заключения муниципального контракта.
После внесения изменений в проектную документацию водопровод построен по ул. Кольцевая, ул. Дорожная, ул. Полевая, ул. Цветочная, ул. Западная вместо ул. Антаевская и Новоселовская. Дополнительно пробурена скважина глубиной 94 м. Лабораторные испытания после бурения скважины показали, что пробы воды соответствуют гигиеническим требованиям (акт испытаний № 07/2817П от 21.12.2012). Согласно акту приемки объекта капитального строительства работы завершены в срок, предусмотренный контрактом.
В ходе осмотра объекта установлено: не выполнены работы по устройству вентиляции в насосной станции, по установке металлического ограждения из колючей проволоки - 234,5 м, по вскрытию и восстановлению асфальтобетонного покрытия - 400 кв. м, на водопроводных колодцах установлены люки полимерные вместо люков чугунных тяжелых, принятых по акту в количестве 27 шт. Превышение стоимости оплаченных работ и фактически выполненных составило 452,0 тыс. рублей.
Согласно информации, представленной главой поселения, при прокладке водопроводных сетей были произведены работы по проколу дорожного покрытия на сумму 247,6 тыс. рублей вместо работ по вскрытию и восстановлению асфальто-бетонного покрытия на сумму 298,7 тыс. рублей.
Разница в стоимости указанных работ - 51,1 тыс. рублей, разница стоимости люков чугунных, принятых по акту, и установленных люков полимерных - 66,3 тыс. рублей. Подрядной организацией ООО НУ ПМК-11 "Плюс" представлено гарантийное обязательство в адрес муниципального заказчика (письмо от 16.09.2013) - выполнить работы по устройству асфальтового покрытия на существующем водозаборе на сумму 117,4 тыс. рублей (157 кв. м) до 15.10.2013. Работы по устройству вентиляции в насосной станции и установке металлического ограждения из колючей проволочки выполнены в соответствии с актами приемки КС-2 в период проверки.

Выполнение целевых показателей и индикаторов программы

Согласно отчету департамента экономического развития все целевые индикаторы и показатели по результатам работы 2012 года исполнены в пределах плановых показателей программы:
1. Удельный вес проб, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 30,44% при плане 30,44%.
2. Удельный вес проб, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическому составу, - 1,99% при плане 1,99%.
3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, - 47,36% при плане 47,36%.
4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, - 45,6% при плане 45,6%.
5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 435 на 1000 км сетей в год при плане 435.
6. Объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод - 94,54%, при плане 94,54%.
7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, - 13,05% при плане 13,05%.
8. Зарегистрировано больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями - 6,04 тыс. человек/год при плане 6,04 тыс. чел. в год.
9. Зарегистрировано больных вирусными гепатитами - 0,076 тыс. человек/год при плановом показателе 0,076 тыс. чел.
10. Зарегистрировано больных злокачественными образованиями - 2,32 тыс. человек/год при плановом показателе 2,32 тыс. человек/год.
Источник информации по достигнутым целевым индикаторам управлением ЖКХиЭ не представлен. Согласно пояснениям управления, отчетные данные по целевым показателям и индикаторам были представлены на основании мониторинговых данных, полученных от органов местного самоуправления. В ходе проверки Контрольно-счетной палатой Воронежской области получена информация от департамента здравоохранения Воронежской области о количестве указанных больных, зарегистрированных в 2012 году.
В результате установлено, что количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями составило в 2012 году 7,394 тыс. чел, что в 1,2 раза больше, чем представлено в отчетных данных. Также занижены показатели и по другим заболеваниям: по вирусным гепатитам в 2,6 раза, по злокачественным образованиями в 3,7 раза. Данные факты свидетельствуют об искажении отчетных данных целевых показателей и индикаторов.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде проектирование строительства объектов осуществляется по сведениям геологических изысканий, которые проводились более 30 - 40 лет назад без бурения разведочных скважин и проведения анализов воды. В результате на ряде построенных объектов качество воды не соответствует установленным нормативам.
Следует отметить, что управлением ЖКХиЭ проводится определенная работа, направленная на изменение ситуации, связанной с качеством воды в регионе. В текущем году для включения в программу объекта проектная документация должна содержать весь комплекс работ по геологическим изысканиям с бурением разведочной скважины и получением анализов воды.
В рамках программы в 2013 году в Аннинском и Семилукском районах дополнительно предусмотрено установить 4 станции доподготовки для систем водоснабжения.

Выводы:
Проведенный в ходе проверки анализ показал, что комплекс проводимых мероприятий направлен на решение основных целей и задач программы. Построено 155 км водопроводных сетей, увеличена подача воды на 4,6 тыс. куб. м/сут., пробурено 12 скважин. Вместе с тем проверка показала, что управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, как государственный заказчик программы, и муниципальные заказчики не обеспечили надлежащий контроль за ходом ее реализации, что привело к многочисленным нарушениям и недостаткам.
Представления для устранения выявленных нарушений направлены в адрес администрации Таловского городского поселения, администрации Нижнедевицкого сельского поселения и администрации городского поселения г. Поворино.

Предложения:
Для устранения выявленных нарушений и недостатков направить представление управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области и письмо в департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА

Руководитель проверки
О.А.КОНОВАЛОВ


------------------------------------------------------------------