Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 24.10.2013 N 2.80-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета в 2012 году и текущем периоде 2013 года БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 24 октября 2013 года № 17(111)

ОТЧЕТ № 2.80-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
БУ ВО "ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ПЛОДОРОДИЯ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.80 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение заместителя председателя - аудитора Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 25.09.2013 № 72.

Цель контрольного мероприятия: контроль за законностью и результативностью использования средств, выделенных из областного бюджета.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной фонд плодородия" - акт № 2.80-2013 от 14.10.2013, акт № 2.80/1-2013 от 11.10.2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 26 сентября по 18 октября 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение учредительных и иных документов, характеризующих организационно-правовую форму и структуру учреждения.
2. Анализ деятельности учреждения на соответствие уставу. Оценка результатов деятельности.
3. Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных учреждению в соответствии с государственным заданием.
4. Проверка бухгалтерского учета и отчетности за 2012 год и текущий период 2013 года:
- расчетов по оплате труда, штатной и фактической численности сотрудников;
- расчетов с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами;
- банковских и кассовых операций;
- учета основных средств, материальных запасов, движения и их списания.
5. Проверка ведения договорной работы и соответствия порядка приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:

Анализ общих положений и деятельности учреждения

Бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной фонд плодородия" (далее - БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия", Учреждение, Фонд) образовано путем изменения типа существующего государственного учреждения "Воронежский областной фонд плодородия", созданного на основании постановления администрации Воронежской области от 05.03.2007 № 148 "О создании государственного учреждения "Воронежский областной фонд плодородия". Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент аграрной политики Воронежской области (далее - Учредитель, ДАП ВО). Полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО ВО). Учреждение находится в ведомственном подчинении Учредителя, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия" является юридическим лицом. Размещено в здании, находящемся в собственности Воронежской области, по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53. Нежилое помещение площадью 36,2 кв. м на 4-м этаже (поз. 16, 17а) передано Учреждению в соответствии с договором безвозмездного пользования от 13.07.2007 № 501. Однако фактически Учреждение расположено на 8-м этаже здания, поз. 13, 13а, площадью 32,0 кв. м. Документы, подтверждающие право пользования нежилыми помещениями на 8-м этаже, не представлены. Таким образом, в нарушение ст. 161 ГК РФ право пользования данными нежилыми помещениями не оформлено.
Целью создания учреждения является повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с приказами департамента аграрной политики Воронежской области от 08.04.2011 № 43, от 01.02.2013 № 12 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении департамента аграрной политики Воронежской области бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности" Учреждение осуществляет три вида деятельности. Информация о их выполнении представлена в таблице.

№ п/п
Виды деятельности
Количество форм (план), форма
Фактически выполнено, форма
% исполнения
2012 год
2013 год
2012 год
2013 год
2012 год
2013 год
1
Ведение информационного банка данных в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области и постоянного внесения в него информации
4
2
4
2
100
100
2
Осуществление контроля за выполнением мероприятий по химической мелиорации почв, строительству и реконструкции оросительных систем, противоэрозионных сооружений, созданию защитных лесных насаждений
9
11
12
6
133,3
54,5
3
Подготовка и предоставление информации, касающейся выполнения мероприятий федеральной и областной целевых программ по сохранению и восстановлению плодородия почв и мелиорации земель
32
20
33
15
103,1
75

ИТОГО
45
33
49
23
108,9
69,7

По первому виду деятельности сотрудники Учреждения собирают информацию по районам области о состоянии почв, о проведении работ по химической мелиорации почв и др. Далее информацию систематизируют, анализируют и предоставляют в департамент аграрной политики Воронежской области по каждому району.
По второму виду деятельности в ДАП ВО Учреждением предоставляются акты проверок выполненных подрядчиками работ по подготовке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) оросительных систем.
В рамках выполнения третьего вида деятельности Учреждением представляется информация о ходе реализации ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009 - 2013 годы" и ведомственной целевой программы "Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в Воронежской области на период 2012 - 2014 годов". Выполнение данного мероприятия осуществляется совместно с сотрудниками департамента аграрной политики Воронежской области.
На 2013 год по первому и третьему видам деятельности плановые показатели ниже по сравнению с 2012 годом в связи с тем, что в 2013 году ведением двух информационных банков данных в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области и подготовкой части информации, касающейся выполнения мероприятий областной и ведомственной целевых программ по сохранению и восстановлению плодородия почв и мелиорации земель, занимается отдел растениеводства департамента аграрной политики Воронежской области.
В соответствии с п. 2.4 устава, Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность. Однако согласно отчетности и представленной директором информации, в 2012 - 2013 годах Учреждение не осуществляло предпринимательскую деятельность.

Ведение бухгалтерского учета

Приказом БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия" от 28.12.2012 № 34 утверждена учетная политика Учреждения.
В 2012 - 2013 годах Учреждению бюджетные средства выделялись на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключенного с Учредителем, утвержденного государственного задания и в соответствии с планами финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) на 2012 и 2013 годы.
В соответствии с утвержденным государственным заданием и планом ФХД на 2012 год предусмотрена субсидия в сумме 2818,0 тыс. рублей, фактическое исполнение составило 2811,3 тыс. рублей (99,8%) плана. На 2013 год - 2948,0 тыс. рублей, фактические расходы на 01.10.2013 составили 1429,5 тыс. рублей (48,5%). Наибольший удельный вес в структуре расходов составляют расходы на оплату труда и начисления - 50 - 61%, прочие расходы (налог на имущество) - 26%, транспортные услуги - 14 - 17% и др. В 2012 - 2013 годах фактические расходы Учреждения соответствуют утвержденным планам финансово-хозяйственной деятельности на 2012 и 2013 годы.
Действующее на момент проведения проверки штатное расписание утверждено приказом БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия" в количестве 3 штатных единиц, на 01.10.2013 фактическая численность работников составила 2 человека.
В ходе проверки начисления и выплаты заработной платы нарушений не установлено. Среднемесячная заработная плата по Учреждению в 2012 году составила 30,1 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 32,3 тыс. рублей.
По состоянию 01.10.2013 кредиторская задолженность составила 95,6 тыс. рублей (заработная плата, страховые взносы, НДФЛ) - является текущей, дебиторская задолженность отсутствует.
Проверкой установлено, что в нарушение Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 12 октября 2011 года № 373-П, кассовая книга за 2012 год не сброшюрована.
Проверкой авансовых отчетов установлено, что в нарушение п. 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, денежный аванс на оплату командировочных расходов при командировании директора Учреждения в районы Воронежской области не выплачивался. В 2013 году денежные средства под отчет не выдавались.
По состоянию на 01.01.2012 на балансе Фонда числились основные средства (ОС) на сумму 36519,8 тыс. рублей: вал-дамбы, высоковольтные линии, водозадерживающие валы, водосборные сооружения, насосные станции, оросительные сети, подъездная дорога, противоэрозионный пруд (переданы по приказу ДИЗО ВО от 14.04.2009 № 776), а также компьютерная и оргтехника, офисная мебель.
В 2012 году поступило ОС на сумму 0,9 тыс. рублей (флеш-диски), выбыло - на сумму 4248,3 тыс. рублей, в том числе в соответствии с приказом ДИЗО ВО от 24.10.2012 № 1968 списано на сумму 4244,4 тыс. рублей (водозадерживающие валы, вал-дамбы, водоотводящий вал, дамба с водосбросным сооружением, подъездная дорога). Таким образом, по состоянию на 01.01.2013 на балансе Учреждения числились ОС на сумму 32272,4 тыс. рублей. В 2013 году приобретения и выбытия ОС не было.
В 2012 году проводилась частичная инвентаризация основных средств (находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53, 8-й этаж, поз. 13, 13а). Фактов недостачи и излишков, а также несоответствия присвоенным инвентарным номерам не было установлено.
В рамках проведения контрольного мероприятия проведена инвентаризация основных средств по состоянию на 11.10.2013 по адресу нахождения Учреждения. В ходе проверки выявлено, что фактическое наличие основных средств не соответствует данным бухгалтерского учета. Составлены инвентаризационные описи, акт о результатах инвентаризации и ведомость расхождений по результатам инвентаризации. Выявлено отсутствие компьютера в сборе балансовой стоимостью 34,9 тыс. рублей и кондиционера MIDEA MSE 12 HR стоимостью 21,8 тыс. рублей, о чем составлен Акт № 2.80/1-2013 проверки фактического наличия основных средств, числящихся на балансе БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия" и находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53, 8-й этаж, поз. 13, 13а от 11.10.2013.
Кроме того, не на все инвентарные объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету, нанесены соответствующие инвентарные номера (мебель, МФУ, кондиционер Hitachi, электрические масляные обогреватели), что является нарушением п. 46 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Таким образом, отсутствие инвентарных номеров не позволяет идентифицировать принадлежность объектов основных средств Учреждению и определить соответствие фактического имущества данным бухгалтерского учета.
В соответствии с должностными обязанностями директор несет полную ответственность за сохранность и эффективное использование имущества Учреждения.
По пояснению директора, кондиционер MIDEA MSE 12 HR при переходе Учреждения с 4-го этажа на 8-й (в том же здании по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53) остался на 4-м этаже. Согласно договору безвозмездного пользования от 13.07.2007 № 501 Учреждению передано помещение площадью 36,2 кв. м на 4-м этаже (поз. 16, 17а). Документы, подтверждающие право пользования нежилыми помещениями на 8-м этаже, не представлены.
Компьютер в сборе, по пояснению директора, передан в отдел развития растениеводства департамента аграрной политики Воронежской области. Документы, подтверждающие факт передачи компьютера, также не представлены (приказы о передаче имущества, акты приема-передачи и др.).
Инвентаризация основных средств стоимостью 32135,5 тыс. рублей, числящихся на балансе Учреждения и находящихся в районах Воронежской области, ни в 2012 году, ни в 2013 году не проводилась, что является нарушением п. 3.1 раздела 3 "Порядок проведения инвентаризации" учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету Учреждения, утвержденной приказом БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия" от 28.12.2012 № 34.

Ликвидация учреждения

В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 09.08.2013 № 707 "О ликвидации бюджетного учреждения Воронежской области "Воронежский областной фонд плодородия" Учреждение ликвидируется. Приказом департамента аграрной политики Воронежской области от 14.08.2013 № 118 утверждена ликвидационная комиссия. В нарушение п. 8.2 устава Учреждения в состав ликвидационной комиссии не включен представитель собственника имущества, т.е. департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области. Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационной комиссией не установлены порядок и сроки ликвидации Учреждения.
Уведомления о ликвидации Учреждения направлены 19.08.2013 в Пенсионный фонд РФ, ИМНС по Ленинскому району г. Воронежа, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, ГУ ВРО ФСС. Однако в органах печати официальное уведомление о ликвидации БУ ВО "Воронежский областной фонд плодородия" на 14.10.2013 ликвидационной комиссией в журнале "Вестник государственной регистрации" не размещено, что является нарушением п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. Только по окончании срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и проводит другие мероприятия по ликвидации Учреждения. Таким образом, по состоянию на 14.10.2013 отсутствие публикации о ликвидации в органах печати уже привело к увеличению срока ликвидации Учреждения как минимум на 2 месяца, а следовательно, к неэффективному расходованию средств областного бюджета в размере двухмесячной заработной платы с начислениями директора и главного бухгалтера Учреждения в сумме 173,8 тыс. рублей.

Выводы:
Деятельность бюджетного учреждения Воронежской области "Воронежский областной фонд плодородия" соответствует целям его создания. Учреждение в 2012 - 2013 годах выполняло возложенные на него задачи, направленные на повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. В проверяемом периоде нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В то же время в ходе проверки выявлены отдельные нарушения и недостатки действующего законодательства, допускаемые Учреждением при осуществлении основных видов деятельности: по соблюдению гражданского законодательства, по учету и проведению инвентаризации основных средств, при расчетах с сотрудниками при направлении их в служебные командировки, по оформлению кассовых документов.
Департаментом аграрной политики Воронежской области, как учредителем, в состав ликвидационной комиссии не включен представитель собственника имущества, т.е. департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области. Кроме того, ликвидационной комиссией не размещена публикация о ликвидации Учреждения, не установлены порядок и сроки ликвидации.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представление руководителю бюджетного учреждения Воронежской области "Воронежский областной фонд плодородия".
2. Направить представление заместителю председателя правительства - руководителю департамента аграрной политики Воронежской области.
3. Направить письмо заместителю председателя правительства - руководителю департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю
расходов на общегосударственные вопросы,
сельское и лесное хозяйство
И.Н.ДАНИЛОВ

Старший инспектор инспекции
Т.Н.ПОДВИГИНА


------------------------------------------------------------------