Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 10.11.2013 "Заключение контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект Закона Воронежской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"



Утверждено
коллегией Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
(протокол № 18(112)
от 10 ноября 2013 года)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О БЮДЖЕТЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И
НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ"

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект закона Воронежской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области", "О Контрольно-счетной палате Воронежской области" и иными актами законодательства Российской Федерации и Воронежской области.
По итогам экспертизы законопроекта Контрольно-счетной палатой Воронежской области сформированы следующие основные выводы <1>:
--------------------------------
<1> Обоснование выводов заключения Контрольно-счетной палаты Воронежской области приведены в пояснительной записке (приложение).

1. Проект бюджета фонда подготовлен с учетом требований действующего законодательства. Принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов в законопроекте соблюдены, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования бездефицитен. Доходы и расходы фонда прогнозируются в 2014 году с ростом к уровню утвержденных доходов текущего года в 1,2 раза в объеме 17299,3 млн. рублей. На плановый период 2015 - 2016 годов доходная и расходная части бюджета также предусмотрены с увеличением к предыдущему периоду: в 2015 году - на 15% (19887,7 млн. рублей), в 2016 году - на 5% (20782,7 млн. рублей).
3. Отличительной особенностью формирования доходной части бюджета фонда явилось то, что с 2014 года в соответствии с нормами Федерального закона № 326-ФЗ проектом не предусматривается финансирование компенсационных выплат молодым медицинским работникам, переехавшим для работы по специальности в сельскую местность (указанные выплаты с января 2014 года планируется осуществлять за счет средств областного бюджета). Кроме того, с 2015 года финансирование оказания гражданам скорой медицинской помощи будет осуществляться за счет средств ОМС.
4. При расчете стоимости территориальной программы ОМС учтены нормативы объема медицинской помощи по видам, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 № 932 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Прогнозируемая расчетная стоимость программы ОМС по Федеральным нормативам составляет 17185,5 млн. рублей, что выше уровня текущего года на 13,4%. Представленным законопроектом объем средств на эти цели предусмотрен в сумме 17299,3 млн. рублей, что полностью покрывает расчетную стоимость программы.
Таким образом, впервые за 20 лет существования системы ОМС территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2014 год планируется с профицитом в сумме 113,8 млн. рублей, что позволит реализовать на территории Воронежской области права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированные ст. 41 Конституции РФ.
Основной причиной бездефицитной территориальной программы ОМС является увеличение уровня субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС (на 15,7%), а также значительный рост (на 26%) суммы перечисляемых из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения.
5. Для поддержания устойчивого финансирования территориальной программы ОМС в составе расходов бюджета фонда на 2014 год и каждый последующий год законопроектом предлагается сформировать нормированный страховой запас (НСЗ) в размере по 1050,0 млн. рублей.
Следует отметить, что с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты Воронежской области в составе нормированного страхового запаса законопроектом предусмотрены средства в объеме процентного дохода, полученного от размещения временно свободных средств фонда в 2014 году.
Направления использования средств НСЗ определены Приказом Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 227 (дополнительное финансирование страховых медицинских организаций, а также расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования). Однако фондом запланированы расходы средств НСЗ на цели, не предусмотренные указанным Приказом, - покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета в текущем финансовом году, с последующим их восстановлением (по аналогии с Законом "О бюджете Федерального фонда ОМС").
6. Законопроектом установлен минимальный норматив отчислений на ведение дела по ОМС в размере 1 процента от суммы поступивших в страховую организацию средств фонда, против утвержденных на текущий год 1,2 процента. Такие изменения обусловлены значительным увеличением (начиная с 2013 года) объема субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов, в результате чего произошло увеличение финансирования на выполнение территориальной программы ОМС, а соответственно, и объема средств, поступающих в страховые медицинские организации.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата отмечает, что бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов отвечает основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения и сможет обеспечить необходимый уровень оказания жителям Воронежской области бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. В связи с чем Контрольно-счетная палата Воронежской области считает возможным рекомендовать предложенный законопроект к принятию.

Председатель Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ





Приложение
к заключению
Контрольно-счетной палаты Воронежской области
на проект закона Воронежской области
"О бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Воронежской области на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О БЮДЖЕТЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ"

Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ТФОМС, Фонд) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов согласно ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлен в форме проекта закона Воронежской области, предварительно рассмотренного и одобренного правительством Воронежской области 30.10.2013.
Законопроект внесен правительством Воронежской области на рассмотрение Воронежской областной Думы в срок, установленный Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области".
В представленной структуре законопроекта соблюдены нормы статьи 184.1 БК РФ в части установления главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета Фонда, а также распределения бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и группам видов расходов.
Во исполнение требований части 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) проект бюджета Фонда составлен сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Предлагаемый к утверждению бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам и предусмотрен в объемах:
в 2014 году - 17299,3 млн. рублей;
в 2015 году - 19887,7 млн. рублей;
в 2016 году - 20782,7 млн. рублей.
Доходы и расходы Фонда прогнозируются в 2014 году с ростом к уровню утвержденных доходов текущего года в 1,2 раза. На плановый период 2015 - 2016 годов доходная и расходная части бюджета также предусмотрены с увеличением к предыдущему периоду, что и отражено далее на диаграмме:



Доходная часть бюджета Фонда на трехлетний период сформирована за счет планируемых поступлений по трем группам доходов: "Межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета Федерального фонда ОМС и из областного бюджета", "Прочие неналоговые доходы" и "Страховые взносы на ОМС неработающего населения (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)", что соответствует видам доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, установленных статьей 146 БК РФ и Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (ст. 26, ст. 27).
Динамика и структура доходов Фонда по годам приведена на диаграмме (млн. рублей):

 

субвенции из ФФОМС
субвенции из областного бюджета на скорую медпомощь
межтерриториальные расчеты
страховые взносы на ОМС неработающего населения (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)
единовременные компенсационные выплаты

 

Анализ структуры доходной части бюджета Фонда показывает, что расходные обязательства области в сфере ОМС, как и прежде, планируется финансировать в основном (более 90% поступлений) за счет субвенции из Федерального фонда ОМС (далее - ФФОМС). Прогнозируемые доходы за счет межбюджетных трансфертов ФФОМС на 2014 год составят 16228,2 млн. рублей, что на 15,7% выше законодательно утвержденной суммы 2013 года (14 031,0 млн. рублей).
В представленном законопроекте объем субвенций определялся расчетным путем в соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), исходя из численности застрахованного по ОМС населения по состоянию на 1 апреля 2013 года (2330796 чел.) и норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС (6962,5 рублей).
Необходимо обратить внимание на то, что субвенции Фонду предоставляются при условии утверждения законом о бюджете субъекта РФ межбюджетных трансфертов в ФФОМС (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения) и своевременного их перечисления в бюджет ФФОМС. Законопроектом о бюджете Воронежской области на 2014 год сумма платежа Федеральному фонду предусмотрена в размере 7194,6 млн. рублей. Прогнозный объем страховых взносов рассчитан в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 326-ФЗ в сумме не ниже фактического размера страховых взносов на неработающее население в 2010 году (факт 2010 года - 2633,6 млн. рублей) и 75 процентов разницы между размером данного платежа и уровнем 2010 года (75% разницы - 3420,8 млн. рублей).
В 2014 году отмечается значительный рост (на 26%) страховых взносов на неработающее население. Положительная динамика по страховым взносам на ОМС неработающего населения представлена на графике (млн. рублей):



За счет предоставляемых из ФФОМС средств субвенции планируется продолжить финансирование ранее действующих обязательств по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, федеральные средства будут направлены на стимулирующие выплаты медицинским работникам за оказание дополнительной медицинской помощи, выплаты персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
Следует отметить, что в 2014 году и последующем периоде на основании пункта 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ бюджетом Фонда не предусматривается финансирование компенсационных выплат молодым медицинским работникам, переехавшим для работы по специальности в сельскую местность, по 1 млн. рублей каждому (в 2013 году предусмотрено 60,5 млн. рублей). Финансовое обеспечение указанных выплат с 2014 года планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, для чего законопроектом о бюджете Воронежской области на 2014 год на эти цели предусмотрено 55,0 млн. рублей.
Начиная с 2013 года, в бюджет Фонда из областного бюджета направляются межбюджетные трансферты на оплату скорой медицинской помощи, объем которых на 2014 год доведен департаментом здравоохранения области в сумме 957,3 млн. рублей с ростом к текущему году на 45,6 млн. рублей (в 1,1 раза). Следует отметить, что с 1 января 2015 года финансовое обеспечение оказания гражданам скорой медицинской помощи будет осуществляться за счет средств ОМС (ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ). В связи с чем межбюджетные трансферты из областного бюджета на плановый период 2015 и 2016 годов проектом не предусмотрены.
Помимо перечисленного, в доходах Фонда прогнозируются межтерриториальные расчеты за медицинские услуги, оказанные в медучреждениях Воронежской области гражданам, застрахованным по ОМС на территории других субъектов Российской Федерации. Доходы рассчитаны Фондом исходя из планируемых поступлений в 2013 году, с учетом индексов потребительских цен на 2014 - 2016 годы, доведенных письмом департамента экономического развития Воронежской области от 14.10.2013 № 51-01-11/1994н в размере 105,3%, 104,9%, 104,8% соответственно. Поступления на 2014 год спрогнозированы в сумме 111,6 млн. рублей. На 2015 год предусмотрены поступления в сумме 117,0 млн. рублей, на 2016 год - 122,7 млн. рублей.
Законопроектом также предусмотрены поступления задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов в период до 1 января 2012 года, которые в 2014 году составят 2,2 млн. рублей, в 2015 - 2,0 млн. рублей, в 2016 - 1,7 млн. рублей. Плательщиками указанных средств являются администрации Бобровского, Таловского, Терновского районов Воронежской области и г. Нововоронежа.
Объем расходов бюджета Фонда соответствует прогнозируемому объему доходов и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда, чем соблюдены принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов, установленные статьями 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2014 году расходы бюджета Фонда возрастут на 13,6% к ожидаемому уровню расходов бюджета текущего года. Структура изменения плана расходов бюджета Фонда по годам такова (млн. рублей):



Анализ структуры расходной части бюджета Фонда показывает, что основную долю (99%) запланированных к поступлению доходов бюджета Фонда предусмотрено направить на финансирование реализации территориальной программы ОМС.
При расчете стоимости территориальной программы ОМС учтены нормативы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 № 932 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Прогнозируемая расчетная стоимость программы ОМС по федеральным нормативам составляет 17185,5 млн. рублей, что выше уровня текущего года на 13,4% (15156,6 млн. рублей). Представленным законопроектом объем средств на эти цели предусмотрен в сумме 17299,3 млн. рублей, что полностью покрывает расчетную стоимость программы.
Таким образом, впервые за 20 лет существования системы ОМС территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2014 год планируется с профицитом в сумме 113,8 млн. рублей, что позволит реализовать на территории Воронежской области права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированные ст. 41 Конституции РФ.
Изменение объемов финансирования территориальной программы ОМС в период 2012 - 2014 годов приведено на диаграмме.

 

Для поддержания устойчивого финансирования территориальной программы ОМС в составе расходов бюджета Фонда на 2014 год и каждый последующий год законопроектом предлагается сформировать нормированный страховой запас (НСЗ) в размере по 1050,0 млн. рублей. Объем НСЗ определен в соответствии с п. 6 ст. 26 Федерального закона № 326-ФЗ и не превышает размер среднемесячных поступлений средств ТФОМС на очередной год.
Следует отметить, что с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты Воронежской области в составе нормированного страхового запаса законопроектом предусмотрены средства в объеме процентного дохода, полученного от размещения временно свободных средств Фонда в 2014 году.
Направления использования средств НСЗ определены проектом закона в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций, а также на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования. Кроме того, Фондом предусмотрены расходы (приказ Фонда от 17.05.2013 № 1003) средств НСЗ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета в текущем финансовом году, с последующим их восстановлением. Однако данный вид расходов не включен в перечень, утвержденный Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 227, при этом аналогичное направление расходования средств НСЗ Федерального фонда ОМС предусмотрено Федеральным законом от 03.12.2012 № 217-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год...".
К расходным обязательствам Фонда в соответствии со статьей 38 Федерального закона № 326-ФЗ относится предоставление страховым медицинским организациям, работающим в системе ОМС, средств, предназначенных на ведение дела. Законопроектом на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предлагается установить минимальный норматив отчислений на ведение дела по ОМС (предусмотренный Федеральным законом № 326-ФЗ) в размере 1 процента от суммы поступивших в страховую организацию средств Фонда, против утвержденных на текущий год 1,2 процента. Такие изменения обусловлены значительным увеличением (начиная с 2013 года) объема субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов, в результате чего произошло увеличение финансирования на выполнение территориальной программы ОМС, а соответственно, и объема средств, поступающих в страховые медицинские организации.
Расходы на управленческие функции ТФОМС определены в соответствии со сметой расходов и включают расходы на оплату труда, текущее содержание фонда, служебные командировки сотрудников и другие виды расходов. Доля расходов на содержание аппарата управления в общей сумме расходов 2014 года составляет 0,95%, или 165,4 млн. рублей, что не превышает величины, доведенной письмом ФФОМС от 22.10.2013 № 5706/21-2. Указанные расходы сокращаются в 2014 году по сравнению с текущим годом в 1,4 раза, поскольку в смету 2014 года не заложены расходы 2013 года на строительство (приобретение) нового здания для размещения аппарата Фонда.
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата отмечает, что бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов отвечает основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения и сможет обеспечить необходимый уровень оказания жителям Воронежской области бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Председатель Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ


------------------------------------------------------------------