Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 05.12.2013 N 2.29-2013 "По проверке финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области "Воронежский государственный театр оперы и балета" за период: 2011 - 2012 годов и 9 месяцев 2013 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно счетной
палаты Воронежской области
от 05 декабря 2013 года № 20(114)

ОТЧЕТ № 2.29-2013
ПО ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ "ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА"
ЗА ПЕРИОД: 2011 - 2012 ГОДОВ И 9 МЕСЯЦЕВ 2013 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.29 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 14.10.2013 № 74.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: ГБУК ВО "Воронежский государственный театр оперы и балета" - акт от 19.11.2013 № 2.29-2013.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 15.10.2013 по 29.11.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
2. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
3. Проверка обоснованности и эффективности расходования средств областного бюджета, выделенных в 2011 году, и субсидии (2012 - 2013 годов) на выполнение государственного задания, в том числе: на оплату труда, на приобретение основных средств и материальных запасов, на проведение текущего ремонта, на оплату прочих работ и услуг и на другие цели.
4. Анализ выполнения учреждением государственного задания.
5. Проверка порядка формирования штатной численности учреждения.
6. Проверка порядка поступления и расходования средств от приносящей доход деятельности.
7. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области "Воронежский государственный театр оперы и балета" (далее - учреждение, театр) входит в систему учреждений, подведомственных департаменту культуры и архивного дела Воронежской области (далее - учредитель, департамент) и действует на основании устава. Театр имеет статус юридического лица, находится по адресу: г. Воронеж, пл. Ленина, 7.
Согласно уставу театр создан для сохранения, создания, исполнения и распространения произведений музыкально-театрального и хореографического искусства, приобщения зрителей к ценностям российской и мировой театральной культуры.
Для обеспечения уставной деятельности за учреждением на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области. По состоянию на 01.10.2013 стоимость основных средств составила 119054,9 тыс. рублей - два нежилых помещения, расположенные по адресу: пл. Ленина, 7 (здание театра) и ул. Плехановской, 11а (обувной, бутафорский, столярный цеха, гаражный бокс, склад хранения декораций), оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь, иное движимое имущество учреждения.
На все строения получены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, на земельные участки - свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Проверкой использования областного имущества выявлен ряд нарушений действующего законодательства:
- в нарушение ст. 298 Гражданского кодекса РФ без согласования с собственником переданы в пользование сторонней организации (ПК ТФ "Гамма") под размещение служебного буфета помещения общей площадью 53 кв. м. Договор аренды не заключен, арендная плата не взималась. По результатам анализа статистической информации о рыночной стоимости объектов установлено, что ориентировочный размер арендной платы за использование указанных помещений составит 400 - 500 рублей за 1 кв. м в месяц, или 254,4 - 318,0 тыс. рублей в год. Упущенная выгода театра за три проверяемых года при минимальном размере платы составила 763,2 тыс. рублей (254,4 тыс. рублей x 3 года);
- без согласования с органами государственного пожарного надзора осуществлена передача ПК ТФ "Гамма" в аренду помещений площадью 193 кв. м под театральный буфет (п. 2.1.7 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры РФ, введенных в действие Приказом Минкультуры от 01.11.1994 № 736). Следует отметить, что за пользование помещением арендатор вносил плату из расчета почасового графика работы буфета в размере 96,9 тыс. рублей в год, при этом использовал помещение на постоянной основе, в том числе и под хранение холодильного оборудования, столов и стульев и пр. В случае применения не почасовой, а полной ставки арендная плата составила бы в год не менее 341,8 тыс. рублей. За проверяемый период недополученный доход театра составил порядка 750 тыс. рублей (3 года x (341,8 тыс. рублей - 96,9 тыс. рублей);
- в нарушение Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета... и Инструкции по его применению" на отдельных объектах, закрепленных за осветительным, костюмерным и мебельным цехами не проставлены инвентарные номера.
Кроме того, на балансе учреждения числится устаревшее и вышедшее из строя оборудование на общую сумму 94,0 тыс. рублей (компьютеры, телевизор, пылесос и пр.). Работа по списанию основных средств театром не проводилась. Имеется в наличии списанный еще в 2007 году (акт от 09.07.2007.) автомобиль РАФ 2203-1 1992 года выпуска в состоянии, не пригодном для эксплуатации, который подлежит утилизации.
В ходе проверки также проведен анализ использования имущества в рамках проводимых совместных мероприятий (коммерческих концертов) со сторонними организациями. Установлено, что согласно заключенным договорам театр предоставляет помещение зрительного зала, фойе, гримкомнаты, а также технический и обслуживающий персонал на возмездной основе (120 - 150 тыс. рублей за концерт) без согласования с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, что нарушает ст. 298 Гражданского кодекса РФ.
За проверяемый период проведено 192 мероприятия (в 2011 году - 80, в 2012 - 67, в 2013 - 45), доход составил 16494,9 тыс. рублей.
Обращает на себя внимание тот факт, что заключение договоров на проведение коммерческих концертов производилось на заведомо невыгодных для театра условиях.
Так, в договорах указано, что организаторами гастролей предоставляются театру 33 места из 1073 на приглашения в 5, 6 и 9-м рядах. Согласно проведенному анализу на примере договора, заключенного театром с ИП Карюков И.Л. на проведение 2 декабря 2013 года концерта Сергея Пенкина, установлено, что коммерческая стоимость 33 мест приглашений при их продаже составила бы 132,0 тыс. рублей при стоимости билетов 4000 рублей, или 87% суммы услуг по договору. Таким образом, в случае отказа учреждения от предоставления мест на приглашения и увеличения суммы договора на их стоимость театр мог бы получить дополнительный доход только в 2013 году порядка 4 млн. рублей (4660,0 тыс. рублей (доход от совместных мероприятий за 9 месяцев 2013 года) x 87% = 4054,2 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что пригласительные билеты передавались организаторами гастролей артистов театру без накладной, приход и расход бланков приглашений в бухгалтерском учете учреждения не отражался. Каких-либо распорядительных документов учредителя или руководства театра по организации использования приглашений на коммерческие мероприятия в ходе проверки также не представлено. Распределение таких билетов осуществлялось по личному усмотрению директора театра. Установить, конкретно кому были переданы приглашения, в ходе проверки из-за отсутствия каких-либо документов не представилось возможным.
Кроме того, в проверяемом периоде бывшим директором театра самолично (без согласования с учредителем) проведены три совместных мероприятия (два творческих вечера С. Безрукова, гала-концерт А. Лиепы) на безвозмездной основе. В результате неправомерных действий руководства театра, потери учреждения из расчета цены услуг при совместном проведении мероприятий в 150,0 тыс. рублей составили 450,0 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что оплата услуг театра по совместному проведению концертов организаторами мероприятий не всегда производилась в сроки, установленные договорами. Платежи осуществлялись с задержкой от одного месяца до двух лет, при этом штрафные санкции за несвоевременную оплату услуг театра в договорах не предусматривались и, соответственно, не взимались. По состоянию на 1 октября 2013 года просроченная дебиторская задолженность составила 880,0 тыс. рублей.
Не взимались и предусмотренные договором от 30.03.2012 штрафные санкции с ООО "Мегашоу" в размере 50% (75,0 тыс. рублей) суммы договора за отмененный по инициативе организатора концерт "Кабаре", который должен был состояться еще в мае 2012 года.
При внезапной проверке билетных касс театра инвентаризационной комиссией установлено наличие излишков денежных средств в сумме 222,9 тыс. рублей. В этот же день средства оприходованы и сданы в банк.
Помимо излишних денежных средств, в кассах театра находились билеты на коммерческие концертные мероприятия в количестве 1772 шт.
Наличие данных фактов явилось следствием незаконной реализации коммерческих билетов кассирами в свое рабочее время с использованием государственного имущества и получением личного дохода в размере от 3 до 5 процентов от объема реализации. При реализации билетов учреждением, а не кассирами (как физическим лицом) театр получал бы дополнительный доход. Так, от продажи остатка коммерческих билетов на момент проверки валовой стоимостью 8389,2 тыс. рублей, даже при минимальной премии от продажи (3%), доход составит 251,7 тыс. рублей.
Доходы учреждения в 2011 - 2013 годах сформированы в сумме 291846,5 тыс. рублей, в том числе: финансирование из областного бюджета (по смете в 2011 году, субсидии в 2012 - 2013 годах) - 235099,5 тыс. рублей, или 80% поступлений, от приносящей доход деятельности - 56747,0 тыс. рублей (20%).
Проверкой использования средств областного бюджета установлено, что наибольшая доля (79% в 2011 году, по 90% в 2012 году и 9 месяцев 2013 года) расходов приходилась на выплату заработной платы и начисления штатному персоналу.
Штатное расписание учреждения, действующее на момент проверки (введено с 1 октября 2012 года), утверждено директором и согласовано учредителем в количестве 523 шт. ед. Количество штатных единиц, занятых основными работниками, составляет 374,5. Фактическая численность персонала - 376 чел. Внешними совместителями (9 чел.) занято 4,5 должности.
Следует отметить, что численность артистического (274 чел.) и художественного персонала (35 чел.) не превышает норматив, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года № 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации". Должности штатного расписания театра соответствуют перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников...".
Однако установлено, что в структуре учреждения имеются отделы, фактически состоящие из одного человека (начальника отдела), либо в подчинении у начальника отдела всего один сотрудник. К примеру, в соответствии со штатным расписанием у начальника отдела делопроизводства (секретаря) в подчинении находятся фотограф, архивариус и экспедитор. На момент проверки все три должности вакантны, причем две из них не заняты более 3 лет. В подчинении начальника отдела кадров всего один сотрудник. Данные факты свидетельствуют о необходимости оптимизации штатного расписания театра.
В проверяемом периоде оплата труда работников учреждения осуществлялась на основании положения, утвержденного директором и согласованного с профсоюзным комитетом учреждения.
Оплата труда директора театра определена трудовым договором (с дополнительными соглашениями), заключенным с комитетом по культуре администрации Воронежской области (ныне департамент культуры и архивного дела Воронежской области). Сплошной проверкой начисления оплаты труда директору, 3 заместителям директора и главному бухгалтеру нарушений не установлено.
Однако при проверке оплаты труда внешних совместителей выявлены нарушения норм трудового законодательства, повлекшие за собой незаконные расходы. Так, в нарушение ст. 284 Трудового кодекса РФ четыре внешних совместителя (ведущий инженер, начальник службы эксплуатации электрооборудования, водитель и уборщица) приняты на работу на полную ставку. Соответственно и оплата труда осуществлялась за 8-часовой рабочий день. Сумма незаконных выплат с начислениями в период до июня 2013 года составила 359,9 тыс. рублей (с 1 июня 2013 года переведены на 4-часовой рабочий день). При этом по одному из совместителей (водитель) нахождение его на рабочем месте документально не подтверждено. Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" основанием для начисления заработной платы водителю является документ по учету и контролю работы транспортного средства - путевой лист. С момента принятия водителя на работу (декабрь 2011 года) к проверке представлены только 9 путевых листов, датированных 2013 годом.
Таким образом, заработная плата, выплаченная водителю в период с 03.12.2011 по 30.09.2013 и начисления на нее в сумме 218,6 тыс. рублей являются незаконными расходами субсидии и подлежат возмещению в бюджет.
Проверкой также установлено нецелевое расходование в 2011 году средств областного бюджета (ст. 38 БК РФ) в сумме 2508,3 тыс. рублей (в т.ч. 639,2 тыс. рублей - начисления) при оплате штатным сотрудникам вознаграждения по договорам за работы и услуги, в том числе предусмотренные их должностными инструкциями. К примеру, со штатным обувщиком по изготовлению сценической обуви заключено два договора на общую сумму 62,7 тыс. рублей по пошиву обуви к спектаклям, с ведущим бухгалтером заключено 12 договоров на общую сумму 226,4 тыс. рублей на составление и предоставление в Пенсионный фонд РФ отчетности.
Среднемесячная заработная плата в целом по учреждению в 2011 году составила 16432,8 рубля, в 2012 году - 19522,4 рубля, за 9 месяцев 2013 года - 21324,4 рубля, административно-управленческого персонала - 41643 рубля, 50702 рубля и 48895 рублей соответственно. Среднемесячный доход артистов балета и хора сложился в размере 10513 рублей, 12233 рубля и 15125 рублей.
Помимо перечисленного, при выборочной проверке порядка списания бензина в 2011 году на автомобиль ГАЗ-3102 установлено завышение общего количества пройденных километров на 4416 км, излишне списано бензина на сумму 18,3 тыс. рублей. Кроме того, в нарушение методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р, при эксплуатации автотранспорта вне зоны границ города применялись нормы расходов топлива, установленные для городов. В результате чего в 2011 - 2012 годах излишне списано бензина 198 литров на сумму 6,1 тыс. рублей, что является неэффективным использованием собственных средств учреждения.
Проверкой использования средств, направленных на ремонт здания, нарушений не установлено. В проверяемом периоде за счет всех источников на эти цели израсходовано 10874,2 тыс. рублей. В соответствии с заключенными контрактами и договорами, а также актами выполненных работ средства направлены на ремонт фасада здания, балетного репетиционного зала, служебных туалетов, душевых комнат, коридоров, произведен ремонт крыши театра.
Учреждением в соответствии с государственным заданием и репертуарным планом в проверяемом периоде поставлено 12 новых спектаклей (по 4 ежегодно): 5 опер ("Орландо", "Волшебная флейта", "Паяцы", "Человеческий голос", "Умница"), 4 балета ("Ромео и Джульетта", "Балетные шедевры", "Снежная королева", "Вечер современной хореографии") и 3 оперетты ("Ради женщин", "Бабий бунт", "Мужчина моей мечты"). На их организацию (выплата гонораров, приобретение и изготовление декораций, оборудования, костюмов и реквизита) за счет всех источников финансирования направлено 17523,8 тыс. рублей. Выборочной проверкой нарушений в расходовании средств не установлено.
От приносящей доход деятельности учреждением в проверяемом периоде получено 56747,0 тыс. рублей.
Основная часть доходов (65%, 67%, 72% соответственно по годам) сформирована за счет продажи билетов на собственные театральные мероприятия - 11641,8 тыс. рублей, 13037,7 тыс. рублей и 13860,1 тыс. рублей. Доходы от проведения совместных мероприятий (коммерческих концертов сторонних артистов) в 2011 году составили 33% (5939,9 тыс. рублей), в 2012 году - 30% (5895,0 тыс. рублей), за 9 месяцев 2013 года - 24% (4660,0 тыс. рублей). Кроме того, театром получены доходы от реализации программок на собственные спектакли и от сдачи имущества в аренду.
Проверкой установлено, что билеты на спектакли распространяются через кассу театра и внештатных сотрудников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на распространение театральных билетов с выплатой вознаграждения в размере 17 - 20% от суммы реализации, установленного приказами по учреждению. В соответствии с уставом цены на билеты учреждение устанавливает самостоятельно, имеется согласование учредителя. В бухгалтерском учете учреждения бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете. Нарушений не отмечено.
Наибольшая часть расходов собственных средств в проверяемом периоде приходилась на оплату прочих работ и услуг: 51%, 41% и 59% соответственно по годам. Кроме того, средства направлены на оплату труда с начислениями, оплату услуг связи, работ и услуг по содержанию имущества, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов.
На оплату прочих работ и услуг в проверяемом периоде израсходовано 22288,9 тыс. рублей, в том числе 19978,5 тыс. рублей по договорам гражданско-правового характера.
Проверкой обоснованности и рациональности заключения гражданско-правовых договоров установлены неэффективные расходы в сумме 693,2 тыс. рублей (14,0 тыс. рублей - средства субсидии, 518,4 тыс. рублей - средства, полученные от приносящей доход деятельности). Так, несмотря на то, что в штате учреждения имеются осветители, в должностные обязанности которых входит обеспечение светового оформления спектакля, между театром и штатным сотрудником - начальником отдела делопроизводства (секретарем) в 2012 - 2013 годах заключались договоры на оплату услуг по сценическому освещению компьютерной и видеопроекционной аппаратурой спектаклей. Оплата по договорам на основании актов выполненных работ составила 247,7 тыс. рублей. Обращает на себя внимание тот факт, что начальник отдела делопроизводства не имеет специального образования для оказания подобных услуг.
Помимо перечисленного, значительная доля собственных средств использовалась на оплату за пользование арендованными театром квартирами. Данные затраты в 2011 году составили 1199,1 тыс. рублей, в 2012 году - 1522,7 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 1366,4 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в 2011 году между театром и физическими лицами (собственниками квартир) заключено 14 договоров найма жилого помещения, в 2012 году - 13 договоров, за 9 месяцев 2013 года - 12 договоров. Акты приема-передачи квартир собственником в аренду театру в ходе проверки не представлены. Учет квартир в учреждении ведется на забалансовых счетах 01, 26 по условной единице учета - 1 рубль, поскольку отсутствует стоимостная оценка помещений, наличие которой предусмотрено в актах приема-передачи (п. 333 Инструкции от 01.12.2010 № 157н).
Договоры аренды заключались для обеспечения жильем сотрудников театра. Проверкой правомерности представления артистам жилых помещений установлено, что отсутствуют какие-либо документы (договоры субаренды, акты приема-передачи, приказы) на передачу штатным сотрудникам жилья в 2011 - 2012 годах. В 2013 году заключены договоры безвозмездного пользования жилым помещением.
В квартирах проживают как иногородние артисты, так и артисты, имеющие регистрацию места жительства в г. Воронеже. Однако обоснование необходимости в предоставлении квартир артистам с воронежской регистрацией в ходе проверки не представлено, что нарушает нормы ст. 51 Жилищного кодекса РФ и п. 51 Отраслевых правил внутреннего трудового распорядка для работников театров. В связи с чем принятие решения руководством театра о предоставлении арендованного жилья указанным сотрудникам эффективным признать сложно. Сумма арендной платы за три года составила 453,0 тыс. рублей.
Кроме того, отмечено, что на протяжении трех лет не использовались (пустовали) две арендованные театром квартиры, расположенные по адресу: ул. Куколкина, д. 1, кв. 9 и ул. 20-летия Октября, д. 105, кв. 13а (не использовалась с 1 июля 2013 года). Тем не менее театр оплачивал аренду квартиры в полном объеме. Таким образом, собственные средства театра в сумме 364,1 тыс. рублей, израсходованные на эти цели, квалифицируются как неэффективные расходы.

Выводы:
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что деятельность государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области "Воронежский государственный театр оперы и балета" соответствует целям его создания. Качественные и количественные показатели, доведенные учреждению в рамках государственного задания, в проверяемом периоде выполнены. Ежегодно театром создаются по 4 новые постановки, количество зрителей, посетивших учреждение, увеличивается из года в год (в 2011 году - 132 тыс. чел., в 2012 - 149 тыс. чел.), что свидетельствует о росте популярности театра.
Однако из-за неправомерных и незаконных действий бывшего руководителя театра оперы и балета деятельность учреждения нельзя признать полностью эффективной. Общая сумма нарушений, установленных в ходе проверки, составила 11849,9 тыс. рублей. Выявлены нарушения Гражданского, Бюджетного и Трудового кодексов Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета и др.
По итогам проверки для устранения выявленных нарушений и недостатков направлено представление в ГБУК ВО "Воронежский государственный театр оперы и балета" и информационное письмо в департамент культуры и архивного дела Воронежской области.
Материалы проверки направлены в Главное управление МВД России по Воронежской области (письмо от 22.11.2013 № 05-793).

Начальник инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
Е.М.ТАРАКАНОВА


------------------------------------------------------------------