Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.12.2013 по делу N А14-11305/13 <Заявленные требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и обязании регистрирующего органа зарегистрировать указанное право собственности удовлетворены, так как заявителем для регистрации представлены все предусмотренные законом документы>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу № А14-11305/13

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2013 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа от 08.07.2013 № 01/065/2013-704 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № <...> общей площадью 978 кв. м по адресу: <...>, обязании зарегистрировать право собственности.
На основании статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Ответчик направил в материалы дела отзыв, в котором возражает против удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует.
17.05.2013 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 978 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенный по адресу: <...>.
08.07.2013 Управлением Росреестра было принято решение об отказе № 01/065/2013-704 в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Регистрирующим органом указано, что не зарегистрировано прав РФ на здания, строения, сооружения, расположенные по адресу: <...>. Документы, подтверждающие ранее возникшие права на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, не предоставлены. Права, зарегистрированные на данный земельный участок за органами государственной власти РФ, их территориальными органами, а также казенными предприятиями или некоммерческими организациями, созданными федеральными органами власти, в Едином государственном реестре прав отсутствуют. Записи о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и подведомственных таким государственным академиям наук в ЕГРП на данном земельном участке отсутствуют. Также отсутствуют записи в ЕГРП о предоставлении данного земельного участка в аренду Государственной компании "Р".
Согласно сведениям ГУП ВО "В" отсутствует информация о наличии либо отсутствии объектов недвижимости на земельном участке по адресу: <...> (площадью 978 кв. м).
В соответствии с информацией ФГБУ "Ф" по Воронежской области, в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения об объектах капитального строительства, расположенных по адресу: <...>.
На основании изложенного регистрирующий орган посчитал, что на государственную регистрацию прав не представлены документы, позволяющие по признакам, установленным законом, отнести земельный участок площадью 978 кв. м, расположенный по адресу: <...>, к федеральной собственности.
Полагая, что данные отказы противоречат действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Р" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 № 404.
К таким документам относятся: заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что заявителем на государственную регистрацию представлены: заявление о регистрации права собственности РФ, кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: <...>; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности РФ на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 07.09.2012 № 754 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически занимаемого зданием и сооружениями Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)" по адресу: г. Воронеж, Рабочий городок, 1, на кадастровом плане территории 36:34:0605040", а также акт установления почтового адреса № 0273/адр от 21.02.2011.
Из материалов дела следует, что на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, на которое зарегистрировано право собственности РФ, зарегистрировано право оперативного управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "А".
В соответствии с актом № 0273/адр от 21.02.2011 г. земельному участку с расположенным на нем объектом недвижимости по ранее существующему адресу: <...>, присвоен адрес: <...>.
Из указанных документов следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий Российской Федерации, свидетельство о праве собственности на который представлен регистрирующему органу (с учетом изменения ранее существующего почтового адреса: <...>, на новый адрес: <...>).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель представил все предусмотренные законом документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с чем, отказ Управления Росреестра по Воронежской области не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167 - 170, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Удовлетворить требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 08.07.2013 № 01/065/2013-704 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № <...> общей площадью 978 кв. м <...>, как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № <...> общей площадью 978 кв. м по адресу: <...>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.


------------------------------------------------------------------