Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.12.2013 N 2.52-2013 "По результатам проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Каменского муниципального района за 2012 год и 9 месяцев 2013 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26 декабря 2013 года № 21(115)

ОТЧЕТ № 2.52-2013
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА И ОЦЕНКИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАМЕНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2012 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ 2013 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.52 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.11.2013 № 82.

Цель проверки: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации и исполнения бюджетного процесса, эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств на образование, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Отдел по финансам и налогам администрации Каменского муниципального района - акт от 19.12.2013 № 2.52/1-2013.
2. Администрация Каменского муниципального района - акт от 25.12.2013 № 2.52/2-2013.
3. Отдел по экономике, промышленности и инвестициям администрации Каменского муниципального района - справка от 19.12.2013 № 2.52/1/1-2013.
4. Отдел образования, молодежной политики, спорта и туризма администрации Каменского муниципального района - акт от 19.12.2013 № 2.52/3-2013.
5. Администрация Каменского городского поселения - акт от 19.12.2013 № 2.52/4-2013.
6. Администрация Волчанского сельского поселения - акт от 12.12.2013 № 2.52/5-2013.
7. Сводный акт по результатам проверки исполнения бюджета и оценки социально-экономического развития Каменского муниципального района за 2012 год и 9 месяцев 2013 года - акт от 25.12.2013 № 2.52/6-2013.

Срок проведения мероприятия: с 18.11.2013 по 27.12.2013.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории.
2. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
3. Анализ исполнения доходной части районного бюджета.
4. Анализ мероприятий по снижению дотационности района и оценка эффективности их применения.
5. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета.
6. Оценка долговой политики, проводимой в районе.
7. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
8. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городского и сельских поселений).
9. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами.
10. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере образования и жилищно-коммунального хозяйства.

1. Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Территория Каменского муниципального района составляет 998,6 кв. км, численность населения (на 01.01.2013) - 19,6 тыс. чел. (0,84% населения Воронежской области). В состав района входят 11 поселений (1 городское и 10 сельских).
Промышленными предприятиями района в 2012 году отгружено товаров собственного производства на сумму 2434,9 млн. рублей (111,1% к уровню предыдущего года), из них: ОАО "Евдаковский масложировой комбинат" (производство марг. продукции и майонеза) - 2017,7 млн. рублей, ОАО "Каменкамолоко" (производство цельномолочной продукции и сыра) - 129,0 млн. рублей, ООО ЗРМ "Атлам" (производство и розлив растительных масел) - 288,2 млн. рублей. Динамика отгруженных товаров за ряд лет приведена на диаграмме 1 (не приводится).

Диаграмма 1.
Объем отгруженных товаров за 2009 - 2013 годы

Диаграмма не приводится.

По объему отгруженных товаров по видам деятельности "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в расчете на душу населения Каменский район среди муниципальных образований области по итогам 2012 года занял 9 из 34 мест <1>.
--------------------------------
<1> Расчет произведен по данным статистического бюллетеня территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (шифр 0121) "Социально-экономическое положение районов Воронежской области (январь - декабрь 2012 года)". Численность населения - по состоянию на 01.01.2012.

Сельским хозяйством в 2012 году занимались 9 сельхозпредприятий, 23 крестьянских (фермерских) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Сельхозтоваропроизводителями за 2012 год произведено валовой продукции на сумму 1462,9 млн. рублей (101,5% к уровню предыдущего года), в том числе продукции животноводства - 511,3 млн. рублей, растениеводства - 951,7 млн. рублей.
Среди муниципальных образований области район занимает 9-е место по производству молока (12,78 т на 100 га сельхозугодий), 13-е место по производству мяса (2,39 т на 100 га сельхозугодий). По производству зерна район находится на 20-м месте (1061,0 ц на 100 га пашни), подсолнечника - на 26-м (262,22 ц на 100 га пашни), сахарной свеклы - 28-м (361,05 ц на 100 га пашни) <2>.
--------------------------------
<2> Здесь и далее значение и рейтинг по региональным показателям эффективности развития муниципальных образований произведен по результатам оценки за 2012 год в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 29.16.2011 № 547 "О мониторинге и оценке эффективности развития муниципальных районов и городских округов Воронежской области".

В сельхозпредприятиях отмечено значительное увеличение поголовья крупного рогатого скота. За 2012 год оно возросло на 68,8% и составило 13,0 тыс. голов. Это связано с реализацией на территории района проектов по развитию животноводства ООО "Заречное" (мясное животноводство) и ООО "ЭкоНиваАгро" (молочное животноводство). По региональному показателю эффективности развития "Численность условного поголовья всех видов сельскохозяйственных животных и птицы на 100 га сельхозугодий..." среди муниципальных образований район находится на 12-м месте.
Средняя заработная плата в районе по сравнению с 2011 годом увеличилась на 18,6% и составила 14043,3 рубля. Среди муниципальных образований области по уровню среднемесячной заработной платы район находится на 21-м из 34 мест <3>. В 2013 году средняя заработная плата продолжает увеличиваться, за 9 месяцев 2013 года она составила 15766,8 рубля.
--------------------------------
<3> По данным статистического бюллетеня территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (шифр 0121) "Социально-экономическое положение районов Воронежской области (январь - декабрь 2012 года)".

Инвестиции в социально-экономическое развитие района по крупным и средним предприятиям в 2012 году произведены в сумме 2384,2 млн. рублей, что на 49,8% выше уровня предыдущего года.
Более 1/3 капитальных вложений (878,3 млн. рублей) произведено ОАО "Евдаковский МЖК". На предприятии идет процесс технического переоснащения, замена оборудования маргаринового цеха с установкой дополнительных линий по производству и упаковке маргариновой продукции. Техническое переоснащение положительно влияет на объемы производства предприятия, но негативно отражается на количестве работающих. Так, если в 2011 году среднесписочная численность работающих ОАО "Евдаковский МЖК" составляла 1209 человек, то в I полугодии 2013 года - 970 человек.
Помимо ОАО "Евдаковский МЖК", значительный объем инвестиций произведен следующими предприятиями:
- ООО "Заречное" (строительство открытой животноводческой площадки для содержания КРС абердин-ангусской мясной породы и закупка скота) - 788,4 млн. рублей;
- ООО "ЭкоНиваАгро" (строительство молочного комплекса в с. Волчанское и приобретение скота) - 438,9 млн. рублей;
- ООО ЗРМ "Атлам" (строительство цеха рафинации и дезодорации подсолнечного масла, приобретение оборудования) - 62,3 млн. рублей.
Значение регионального показателя эффективности развития района "Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения" по итогам 2012 года составило 116,66 тыс. рублей на душу населения. Среди муниципальных образований области по данному показателю район занял 4 из 34 мест.
Снижение инвестиций в 2013 году связано с завершающим этапом реализации крупных инвестпроектов на ОАО "Евдаковский МЖК", ООО "Заречное" и ООО "ЭкоНиваАгро".
Перспективы развития района обозначены в Стратегии социально-экономического развития до 2020 года и Программе комплексного социально-экономического развития на 2013 - 2016 годы. В соответствии с документами стратегического планирования в 2014 - 2016 годах в районе предполагается продолжение реализации уже начатых коммерческих инвестиционных проектов. В некоммерческой части намечено строительство спортивного комплекса, реконструкция районного дома культуры, капитальный ремонт детских садов, реконструкция школ, строительство объектов газоснабжения и водоснабжения, ремонт автомобильных дорог и других объектов на общую сумму 845,1 млн. рублей.
В сети Интернет на официальном инвестиционном портале Воронежской области администрацией района размещена информация о 13 привлекательных для инвесторов земельных участках, также информация о земельных участках присутствует и на официальном сайте администрации района.

2. Основные параметры и структура консолидированного бюджета муниципального района

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета района в 2012 году и за 9 месяцев 2013 года отражены в таблице.

тыс. рублей

Показатель
2012 год
9 месяцев 2013 года
сумма (тыс. рублей)
изменение к 2011 году (%)
Сумма (тыс. рублей)
изменение к 9 мес. 2012 года (%)
1
2
3
4
5
Доходы всего, в т.ч.:
385856,6
- 0,5
283725,9
- 3,2
- налоговые/неналоговые
113803,6
+ 46,4
73184,2
- 1,9
- безвозмездные перечисления
272053,1
- 12,3
210541,7
- 3,6
Расходы
385915,0
- 0,01
256842,3
- 9,7
Дефицит (-) / профицит (+)
- 58,4
-
26883,6
-

В 2012 году доходы бюджета района по сравнению с предыдущим годом сократились на 1983,4 тыс. рублей (0,5%) и поступили в сумме 385856,6 тыс. рублей. Снижение связано с сокращением безвозмездных перечислений на 38060,8 тыс. рублей (12,3%). При этом налоговые и неналоговые доходы возросли на 36077,4 тыс. рублей (46,4%).
Расходы остались практически на уровне предыдущего года и составили 385915,0 тыс. рублей (в 2011 году - 385937,4 тыс. рублей). По результатам исполнения консолидированного бюджета сложился дефицит в размере 58,4 тыс. рублей.
В расчете на душу населения налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в 2012 году составили 5675 рублей <4> (16-е из 34 мест среди муниципальных районов и городских округов Воронежской области).
--------------------------------
<4> Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района за 2012 год составили 113803,6 тыс. рублей, численность населения по состоянию на 01.01.2012 - 20053 человека.

В структуру консолидированного бюджета района входят: районный бюджет (64,3% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2012 года), бюджет Каменского городского поселения (19,8%), бюджеты остальных 10 сельских поселений (15,9%) (диаграмма 2 (не приводится)). По объему налоговых и неналоговых доходов наиболее крупными сельскими поселениями являются: Марковское (3,2%), Волчанское (2,6%), Карпенковское (2,3%).

Диаграмма 2.
Объем инвестиций в 2009 - 2013 годах

Диаграмма не приводится.


2. Исполнение районного бюджета

2.1. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе. Основные параметры районного бюджета

Организация и исполнение бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялись на основании федеральных и областных нормативных правовых актов, а также Положения о бюджетном процессе в Каменском муниципальном районе, утвержденном Советом народных депутатов района от 08.11.2007 № 165.
Бюджет на 2012 год утвержден решением Совета народных депутатов Каменского муниципального района от 12.12.2011 № 222 "О районном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов". Внесение изменений в данное решение производилось 4 раза. Информация об утверждении, уточнении и исполнении районного бюджета в 2012 году приведена в таблице.

тыс. рублей

Показатель
Утвержденный план
Уточненный план
Исполнено
Исполнение уточненного плана (%)
Изменение факта 2012 года к факту 2011 года (%)
1
2
3
4
5
6
Доходы всего, в т.ч.:
238889,7
321931,3
320745,9
99,6
89,7
- налоговые и неналоговые
67583,0
72378,1
73146,4
101,1
135,4
- безвозмездные перечисления
171306,7
249553,2
247599,6
99,2
81,6
Расходы
242283,9
328260,4
323852,8
98,7
90,9
Дефицит (-) / профицит (+)
- 3394,2
- 6329,1
- 3106,9
-
-
Отношение дефицита к доходам бюджета без учета безвозмездных перечислений (ст. 92.1 БК РФ)
5,0%
8,7%
4,2%
-
-

Уточнение бюджета производилось в основном в связи с увеличением безвозмездных перечислений из областного бюджета. Фактически за 2012 год доходы районного бюджета составили 320745,9 тыс. рублей (99,6% плана), расходы - 323852,8 тыс. рублей (98,7%). Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 3106,9 тыс. рублей, или 4,2% годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
На 2013 год районный бюджет утвержден решением Совета народных депутатов района от 25.12.2012 № 48 "О районном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". За 9 месяцев 2013 года на основании решения Совета народных депутатов района от 29.08.2012 № 86, а также путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись произведена корректировка плана. Информация об утверждении, уточнении и исполнении районного бюджета за 9 месяцев 2013 года приведена в таблице.

тыс. рублей

Показатель
Утвержденный план
Уточненный план <*>
Исполнено за 9 месяцев 2013 года
Исполнение годового уточненного плана (%)
Изменение факта 9 мес. 2013 года к факту 9 мес. 2012 года (%)
1
2
3
4
5
6
Доходы всего, в т.ч.:
252693,8
350893,6
220199,5
62,8
90,5
- налоговые и неналоговые
76003,5
76503,5
47548,0
62,2
97,6
- безвозмездные перечисления
176690,3
274390,1
172651,5
62,9
88,7
Расходы
254426,8
354407,5
208251,4
58,8
85,8
Дефицит (-) / профицит (+)
- 1733,0
- 3513,8
11948,1
-
-
Отношение дефицита к доходам бюджета без учета безвозмездных перечислений (ст. 92.1 БК РФ)
2,3%
4,6%
-
-
-

--------------------------------
<*> По состоянию на 01.10.2013.

Уточнение бюджета, как и в 2012 году, производилось в основном в связи с увеличением безвозмездных перечислений из областного бюджета. Фактическое исполнение годового плана за 9 месяцев 2013 года составило: по доходам - 62,8% (220 199,5 тыс. рублей), расходам - 58,8% (208251,4 тыс. рублей). По состоянию на 01.10.2013 сложился профицит в сумме 11948,1 тыс. рублей.

2.2. Исполнение районного бюджета по доходам

В 2012 году по сравнению 2011 годом доходы районного бюджета сократились на 10,3% (36840,9 тыс. рублей) и поступили в сумме 320745,9 тыс. рублей. При этом налоговые и неналоговые доходы возросли на 35,4% (19120,0 тыс. рублей) и составили 73146,4 тыс. рублей, безвозмездные перечисления - снизились на 18,4% (55961,0 тыс. рублей) и сложились в сумме 247599,6 тыс. рублей.
Изменилась и структура доходов. В 2011 году налоговые и неналоговые поступления составляли 15,1% общей суммы доходов, в 2012 году - 22,8%.
Структура и динамика доходной части бюджета, а также анализ исполнения плановых назначений по доходам отражены в таблице.

тыс. рублей

Вид дохода
Сумма (тыс. рублей)
Доля в общей сумме доходов (%)
Исполнение плана (%)
Изменение к 2011 году (%)
1
2
3
4
5
Налоговые и неналоговые доходы, всего, в т.ч.:
73146,4
22,8
101,1
135,4
- налог на доходы физических лиц
45874,8
14,3
101,2
196,5
- единый налог на вмененный доход
4254,3
1,3
103,3
121,1
- единый сельскохозяйственный налог
275,8
0,1
127,7
276,9
- государственная пошлина
356,1
0,1
104,1
12,5
- доходы от использования имущества, в т.ч.:
4493,9
1,4
108,0
127,8
доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки
3689,4
1,1
110,3
142,7
доходы от сдачи в аренду имущества
802,6
0,2
98,5
86,7
платежи от муниципальных унитарных предприятий
2,0
0,0
100,0
55,6
- плата за негативное воздействие на окружающую среду
782,7
0,2
92,1
99,5
- доходы от оказания платных услуг
3378,5
1,1
100,7
70,8
- доходы от продажи активов
7429,8
2,3
95,9
352,6
- штрафы, санкции
916,9
0,3
101,9
80,4
- прочие неналоговые
5383,5
1,7
100,1
272,8
Безвозмездные поступления, в т.ч.:
247599,6
77,2
99,2
81,6
- дотации
26429,0
8,2
100,0
29,5
- субсидии
86352,5
26,9
99,9
74,0
- субвенции
124724,0
38,9
99,5
158,6
- иные межбюджетные трансферты
9775,7
3,0
97,3
56,0
- прочие безвозмездные поступления
402,7
0,1
31,7
32,7
Доходы, всего
320745,9
100,0
99,6
89,7

Изменение поступлений основных видов налоговых и неналоговых доходов в 2012 году по сравнению с 2011 годом приведено на диаграмме 3 (не приводится).

Диаграмма 3.
Динамика основных видов налоговых и неналоговых доходов
районного бюджета в 2011 - 2012 годах

Диаграмма не приводится.

Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц. В 2012 году он составил почти 2/3 налоговых и неналоговых доходов и поступил в размере 45874,8 тыс. рублей, что в 1,96 раза, или на 22523,9 тыс. рублей, выше уровня предыдущего года. Основной причиной роста поступлений является увеличение норматива отчислений от налога в районный бюджет с 30 до 49%. Кроме того, на увеличение суммы налога повлиял рост среднемесячной заработной платы по сравнению с 2011 годом на 18,6% до 14043,3 рубля.
Единый налог на вмененный доход поступил в сумме 4254,3 тыс. рублей, что на 21,1%, или 741,8 тыс. рублей, превысило уровень предыдущего года. Увеличение связано в основном с ростом коэффициента-дефлятора К1 (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 № 612).
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности наоборот увеличились на 27,8% (978,7 тыс. рублей) и поступили в сумме 4493,9 тыс. рублей, в том числе: доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, - 3689,3 тыс. рублей, доходы от сдачи в аренду имущества - 802,6 тыс. рублей, платежи от муниципальных унитарных предприятий - 2,0 тыс. рублей.
Характеристика доходов от использования имущества и от продажи активов приведена в разделе 4 отчета "Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами".
Доходы от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим годом сократились на 29,2%, или на 1392,9 тыс. рублей, и составили 3378,5 тыс. рублей. Сокращение данного вида доходов объясняется передачей полномочий в сфере здравоохранения на областной уровень и прекращением зачисления в местный бюджет доходов от платных услуг, оказываемых центральной районной больницей.
Планируется, что в 2013 году объем и структура налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2012 годом значительно не изменится. План на год (по состоянию на 01.12.2013) по данному виду доходов составляет 74432,5 тыс. рублей, или 101,8% фактического поступления налоговых и неналоговых доходов 2012 года (73146,4 тыс. рублей). За январь - ноябрь 2013 года налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 62733,8 тыс. рублей (84,3% плана на год).
Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2012 год снизилась на 670,5 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2013 составила 3682,5 тыс. рублей, или 4,6% налоговых доходов консолидированного бюджета района 2012 года. Основную сумму недоимки составляла задолженность по земельному налогу (62,3%, или 2295,4 тыс. рублей). Плановое значение регионального показателя эффективности развития "Сумма недоимки по налоговым платежам в местный бюджет в расчете 100,0 тыс. рублей налоговых доходов бюджета муниципального образования" не превышено (план - 4,64 тыс. рублей на 100,0 тыс. рублей налоговых доходов, факт - 4,6 тыс. рублей). Среди муниципальных образований области район по данному показателю занимает 25-е из 34 мест.
За 9 месяцев 2013 года недоимка снизилась еще на 2750,8 тыс. рублей и составила 931,7 тыс. рублей (0,8% утвержденных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2013 года).
Для выявления резервов увеличения доходной части консолидированного бюджета района в соответствии с распоряжением администрации Каменского муниципального района от 16.01.2012 № 7 создана комиссия по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Каменского муниципального района. В 2012 году комиссией проведено 24 заседания, рассмотрено 92 плательщика, мобилизовано в бюджеты всех уровней 6890,6 тыс. рублей. За 9 месяцев 2013 года проведено 9 заседания, рассмотрено 87 налогоплательщиков, погашено задолженности 7205,6 тыс. рублей.
Безвозмездные поступления районного бюджета в 2012 году составили 247599,6 тыс. рублей, что ниже уровня предыдущего года на 55961 тыс. рублей (18,4%).
Сумма дотаций снизилась на 63098,7 тыс. рублей (70,5%) и составила 26429,0 тыс. рублей, в том числе: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 12166,0 тыс. рублей, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 14263,0 тыс. рублей. Одной из основных причин снижения суммы дотаций является изменение налогово-бюджетного законодательства и передача полномочий по финансированию расходов в сфере здравоохранения с местного на областной уровень.
Субсидии по сравнению с предыдущим годом также сократились на 30413,7 тыс. рублей (26,0%) и составили 86352,5 тыс. рублей. Основная сумма субсидий перечислена на следующие цели: реконструкцию детского сада "Колокольчик" - 55025,3 тыс. рублей; модернизацию региональных систем общего образования - 6742,8 тыс. рублей; капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования в Каменском городском поселении - 5329,0 тыс. рублей; софинансирование приоритетных социально значимых расходов - 11195,0 тыс. рублей; другие цели - 8060,4 тыс. рублей. Одной из основных причин снижения субсидий является окончание реконструкции детского сада "Колокольчик" и снижение безвозмездных перечислений на финансирование данного объекта.
Субвенции поступили в сумме 124724,0 тыс. рублей, что на 46081,8 тыс. рублей, или 58,6%, больше уровня 2011 года. Основная сумма субвенций перечислена на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования - 79040,8 тыс. рублей и на организацию оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи - 34093,0 тыс. рублей.
В соответствии с годовым планом на 2013 год (по состоянию на 01.12.2013) безвозмездные перечисления из областного бюджета по сравнению с фактическим поступлением 2012 года увеличатся на 10,2% (25312,0 тыс. рублей) и составят 272911,6 тыс. рублей. Увеличение связано с ростом субсидий, которые в 2013 году планируются в сумме 130814,6 тыс. рублей, что на 51,5%, или 44462,1 тыс. рублей, выше уровня 2012 года. Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов возрастут в 4,8 раза (на 42398,3 тыс. рублей) и составят 53593,3 тыс. рублей. Кроме того, в состав плановой суммы субсидий включены средства для софинансирования строительства спортивного комплекса в пгт Каменка (14954,9 тыс. рублей), строительства спортивной площадки МКОУ "Марковская СОШ" (4326,4 тыс. рублей), реконструкции квартальной котельной в пгт Каменка (10264,5 тыс. рублей), реконструкции водопроводных сетей и перебуривания артезианских скважин в с. Волчанское и на х. Крутец (23437,1 тыс. рублей), развития сети автомобильных дорог (5804,7 тыс. рублей) и другие расходы.

3.3. Структура и динамика муниципального долга

Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2012 составлял 11716,3 тыс. рублей, из них задолженность по централизованным кредитам и средствам на формирование продовольственных фондов - 135,3 тыс. рублей, по бюджетным кредитам, предоставленным из средств областного бюджета, - 11581,0 тыс. рублей.
В 2012 году привлечено бюджетных кредитов на погашение временного кассового разрыва в сумме 165,7 тыс. рублей, погашено 4546,7 тыс. рублей, списано в соответствии с постановления правительства Воронежской области от 03.04.2012 № 218 - 6840,0 тыс. рублей.
Остаток задолженности на 01.01.2013 составил 495,3 тыс. рублей (0,7% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
За январь - ноябрь 2013 года погашено бюджетных кредитов в сумме 180,0 тыс. рублей, остаток на 01.12.2013 - 315,3 тыс. рублей (0,4% утвержденных доходов местного бюджета на 2013 год без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

3.4. Исполнение расходной части районного бюджета

Структура и динамика расходов районного бюджета за 2012 год отражены в таблице.

тыс. рублей

Раздел расходов
Исполнено
Доля (%)
Исполнение плана (%)
Изменение к 2011 году (%)
1
2
3
4
5
Общегосударственные вопросы
23273,7
7,2
99,4
104,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
22,9
0,0
18,6
3,0
Национальная экономика
7166,9
2,2
99,9
33,4
Жилищно-коммунальное хозяйство
6007,3
1,9
97,1
62,0
Образование
199534,3
61,6
99,3
96,9
Культура, кинематография
17426,2
5,4
98,8
103,0
Здравоохранение
39885,0
12,3
99,5
79,7
Социальная политика
13081,2
4,0
86,7
237,2
Физическая культура и спорт
960,4
0,3
99,5
105,1
Обслуживание муниципального долга
236,3
0,1
99,3
590,8
Межбюджетные трансферты общего характера
16257,1
5,0
99,7
71,9
Расходы, всего
323852,8
100,0
98,7
90,9

Расходы районного бюджета в 2012 году произведены в сумме 323852,8 тыс. рублей. Структура расходов приведена на диаграммах 4 и 5 (не приводятся).

Диаграмма 4.
Функциональная структура расходов районного бюджета
в 2012 году

Диаграмма не приводится.

Диаграмма 5.
Экономическая структура расходов районного бюджета
в 2012 году

Диаграмма не приводится.

План по расходам районного бюджета на 2013 год (по состоянию на 01.12.2013) установлен в сумме 350155,0 тыс. рублей, что на 8,1% выше фактического исполнения 2012 года. За январь - ноябрь расходы произведены в сумме 275498,2 тыс. рублей, или на 78,7% плана.
3.4.1. Среднесписочная численность работников органов местного самоуправления, финансируемых из районного бюджета, за 2012 год составила 70 единиц, в том числе муниципальных служащих - 39 единиц, служащих, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, - 31 единица. На оплату труда муниципальных служащих в 2012 году направлено 14270,5 тыс. рублей, или 90,7% доведенного письмом департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области норматива.
При проверке начисления и выплаты заработной платы сотрудникам администрации установлено, что распоряжениями администрации Каменского муниципального района от 02.07.2012 № 129 и от 19.03.2013 № 55 "О премировании" определено ежемесячное премирование за выполнение особо важных и сложных заданий некоторых сотрудников администрации. Это противоречит решению Совета народных депутатов Каменского муниципального района от 30.08.2007 № 160 "Об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся муниципальными должностями муниципальной службы...", где установлено, что дополнительные выплаты должны устанавливаться по фактическим результатам работы.
3.4.2. В рамках раздела "Национальная экономика" предоставлены субсидии МУП "Каменский транспортник" в сумме 125,0 тыс. рублей. Средства перечислены на основании решения о бюджете и распоряжений администрации района. В нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ порядок предоставления данных субсидий не определен ни решением представительного органа власти, ни нормативным правовым актом администрации района.
3.4.4. Расходы по разделу "ЖКХ" консолидированного бюджета района в 2012 году составили 55461 тыс. рублей, за январь - ноябрь 2013 года - 48963,9 тыс. рублей. Основная сумма расходов произведена Каменским городским поселением.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и в рамках региональных и муниципальных адресных программ в Каменском городском поселении проведен капитальный ремонт многоквартирных домов. В 2012 году отремонтировано 3 дома на сумму 13201,7 тыс. рублей, в 2013 году - 1 дом на сумму 2550,6 тыс. рублей. Работы на всех объектах выполнены в полном объеме, сроки проведения работ соблюдены.
Однако в ходе выборочного осмотра объектов по улице Мира, д. 10, обнаружены трещины на оштукатуренных поверхностях угловых частей дома с тыльной стороны; штукатурка на контрфорсах на входах в подъезды местами отскочила. Претензии подрядной организации ООО "СтройАльянс" со стороны управляющих компаний, заключивших договоры подряда, не выставлялись.
Финансирование региональной и муниципальной программ по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда, областного бюджета и бюджета поселения в 2012 году составило 14636,8 тыс. рублей, за январь - ноябрь 2013 года - 15663,5 тыс. рублей.
В 2012 году для переселения граждан в строящемся доме приобретено 15 квартир, в 2013 - 42 квартиры. Расселенные в 2012 году дома снесены, за исключением дома 16 по ул. Мира. Снос не производился в связи с проживанием в нем граждан. Согласно пояснениям главы городского поселения жильцами кв. 3 подписан договор мены, однако граждане всячески препятствуют переселению из аварийного жилья. Для разрешения ситуации администрация обратилась 06.12.2013 с исковым заявлением в районный суд. На момент проверки идет судебное разбирательство.
Также значительная часть средств направлена городским поселением на реконструкцию и строительство котельных. На реконструкцию квартальной котельной по ул. Гагарина, 20, заключен контракт от 17.12.2012 стоимостью 9966,45 тыс. рублей и сроком выполнения работ - до 01.06.2013. В соответствии с договором часть функции заказчика-застройщика объекта переданы ГУП "Облкоммунсервис".
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта источником финансирования объекта наряду с местным бюджетом являются субсидии областного бюджета в сумме 2427,5 тыс. рублей. Однако в постановлении правительства Воронежской области от 05.03.2012 № 149 "О распределении субсидий местным бюджетам... на 2012 год" (в ред. от 17.12.2012) данная котельная отсутствует. Следовательно, в нарушение п. 2 ст. 72 БК РФ заключение муниципального контракта произведено при отсутствии лимитов финансирования. Постановлением правительства Воронежской области "О распределении субсидий местным бюджетам... на 2013 год" на софинансирование строительства котельной предусмотрены субсидии из областного бюджета в сумме 10264,7 тыс. рублей.
Строительство котельной в установленные контрактом сроки не произведено. По претензии, выставленной ГУП ВО "Облкоммунсервис", подрядчиком произведена уплата неустойки в размере 53,0 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от 06.08.2013 по согласию сторон муниципальный контракт с ООО "Ремстройэнерго" расторгнут, часть выполненных подрядчиком работ оплачена в сумме 3411,7 тыс. рублей.
На объем незавершенных работ администрацией поселения заключен муниципальный контракт от 15.08.2013 с ООО "Репьевский строитель", стоимость контракта - 6554,7 тыс. рублей, срок исполнения - 05.10.2013, благоустройство - до 10.10.2013. Работы выполнены в установленные сроки в полном объеме, объект введен в эксплуатацию.
На строительство котельной по ул. Советская, 40, администрацией поселения с ООО "ТЭМ" заключен муниципальный контракт от 24.09.2013 стоимостью 4557,5 тыс. рублей и сроком исполнения - до 15.12.2013. В соответствии с договором часть функции заказчика-застройщика передана ГУП "Облкоммунсервис".
На момент проверки акты, подтверждающие объемы выполненных работ, не представлены, работы, предусмотренные графиком, выполнены не в полном объеме. Фактический осмотр строящейся котельной показал, что подрядной организацией проведены подготовительные работы, выполнен монтаж блочно-модульной котельной и дымовой трубы, однако организация не приступила к выполнению работ по прокладке тепловых сетей, наружных сетей водопровода и канализации, не подведены сети газоснабжения, не выполнено благоустройство территории и другие работы.
Администрацией поселения в адрес ООО "ТЭМ" направлены уведомления (от 05.11.2013 № 1522, от 14.11.2013 № 1574) о нарушении сроков строительства. Иная претензионная работа не проводилась.
Также в ходе проверки выявлено нарушение сроков поставки и монтажа оборудования для котельных. На разработку рабочей документации, приобретение и монтаж двух тепловых счетчиков для квартальных котельных по ул. Гагарина, 20, и ул. Ленина, 24, направлено 479,4 тыс. рублей. Оборудование в установленные контрактом сроки (до 09.12.2013) не поставлено. Администрацией поселения направлено уведомление от 09.12.2013 № 175 в адрес ООО "Астур" о нарушении сроков выполнения работ.
На приобретение двух теплообменников для котельной по ул. Гагарина, 20, предусмотрены средства в сумме 117 тыс. рублей. Оборудование также в установленные сроки (до 16.12.2013) не поставлено.
В проверяемом периоде администрацией городского поселения нарушались требования п. 14 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ "О размещении заказов...":
- 01.06.2012 без проведения торгов заключено 2 муниципальных контракта N№ 121 и 122 на проведение одноименных работ по монтажу водопроводов по ул. Молодежной и ул. 30 лет Октября в пгт Каменка на общую сумму 179,7 тыс. рублей;
- 30.12.2011 без запроса котировок заключено два контракта N№ 214 и 215 по содержанию кладбищ на общую сумму 198,0 тыс. рублей.
В ходе проверки также проанализированы порядок заключения контрактов, своевременность и качество выполнения работ по благоустройству дворовых территорий, центрального парка в пгт Каменка, пляжа, братской могилы и других объектов. Нарушений не выявлено.
Помимо Каменского городского поселения значительная часть расходов в рамках раздела "ЖКХ" консолидированного бюджета района произведены Волчанским сельским поселением. На выполнение работ по реконструкции водопроводных сетей и перебуривание артезианских скважин в хуторе Крутец и селе Волчанское постановлением правительства Воронежской области "О распределении субсидий местным бюджетам... на 2013 год" предусмотрены субсидии в сумме 23437,0 тыс. рублей.
На выполнение работ по реконструкции систем водоснабжения заключены муниципальные контракты от 15.07.2013 с ООО СК "Омега", стоимость контрактов - 12090,2 тыс. рублей (х. Крутец) и 10666,4 тыс. рублей (с. Волчанское), срок исполнения - до 01.12.2013. Функции заказчика-застройщика переданы ГУП ВО "Облкоммунсервис". По состоянию на 11.10.2013 работы выполнены и оплачены по х. Крутец лишь на сумму 4308,6 тыс. рублей, с. Волчанское - 3873,6 тыс. рублей.
На момент проверки работы в полном объеме все еще не выполнены. Визуальное обследование, проведенное 11.12.2013, показало, что фактически реконструкция водопроводных сетей не завершена, в частности: не смонтированы водонапорные башни, отсутствует ограждение водозабора, не произведена планировка водопроводных трасс, в осмотренных колодцах отсутствуют лестницы, крышки и др. Претензионная работа как со стороны администрации поселения, так и со стороны заказчика-застройщика не проводилась. По состоянию на 11.12.2013 сумма штрафных санкций за несвоевременное исполнение работ рассчитана в суммах 145,1 тыс. рублей (х. Крутец) и 127,9 тыс. рублей (с. Волчанское).
3.4.5. Более 60% расходов районного бюджета ежегодно направляется на финансирование раздела "Образование". В 2012 году расходы по данному разделу составили 199534,3 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 128868,0 тыс. рублей.
Субвенция из областного бюджета на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования в 2012 году поступила в сумме 79040,8 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 69744,2 тыс. рублей.
В соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28.10.2011 № 915 и от 16.11.2012 № 1056 "Об утверждении методики расчета субвенции и порядка расчета норматива финансирования общеобразовательных учреждений..." доля субвенции, направляемая на учебные расходы должна составлять не менее 6%, фактически в 2012 году она составила 4,2% (3317,8 тыс. рублей), за 9 месяцев 2013 года - 4,7% (3249,3 тыс. рублей). В связи с этим в 2012 году на учебные расходы направлено субвенции меньше, чем необходимо на 1,8 процентного пункта (1424,6 тыс. рублей), за 9 месяцев - на 1,3 процентного пункта (935,2 тыс. рублей).
Согласно полученному объяснению снижение расходов на учебные расходы связано с перераспределением средств на оплату труда. Выполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предполагало доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Однако расчет субвенции на 2012 год производился департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области с учетом индексации заработной платы только с 01.10.2012.
Фонд оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в 2012 году составил 58192,5 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 51696,1 тыс. рублей. В ходе проверки установлено, что структура фонда не соответствует примерному положению об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Каменского муниципального района, в соответствии с которым базовая часть ФОТ должна составлять 70%, стимулирующая - 30%. Фактически фонд оплаты труда в проверяемом периоде распределился следующим образом:

ФОТ
2012 год
9 месяцев 2013 года
план, %
факт, %
план, %
факт, %
Базовая часть
70
75,6
70
81,5
Стимулирующая часть
30
24,4
30
18,5
Всего
100
100
100
100

Как следует из таблицы в 2012 году базовая часть ФОТ сложилась выше норматива на 5,6 процентного пункта, за 9 месяцев 2013 года - на 11,5 процентного пункта.
Также не соблюдено рекомендованное примерным положением соотношение ФОТ педагогических и прочих работников:

ФОТ
2012 год
9 месяцев 2013 года
план (не ниже), %
факт, %
план (не ниже), %
факт, %
Педагоги
70
66,7
70
69,8
Другие работники
30
33,3
30
30,2
Всего
100
100
100
100

По данным, приведенным в таблице, видно, что в 2012 году доля ФОТ педагогических работников была ниже установленного норматива на 3,3 процентного пункта, за 9 месяцев 2013 года - на 0,2 процентного пункта.
Несоблюдение рекомендованной структуры ФОТ обусловлено необходимостью доплаты до МРОТ прочему персоналу. Кроме того, основному персоналу производились выплаты за замещение учебных часов, не являющиеся выплатами постоянного характера.
Проверкой выполнения соотношения "прочие/учителя" установлено, что при нормативе 53%, фактическое соотношение в 2012 - 2013 учебных годах составило 88,8% (от 50% в МКОУ "Трехстенская СОШ" до 115,3% в МКОУ "Марковская СОШ"). Превышение нормы прочего персонала связано с сокращением классов-комплектов и уменьшением численности учителей. Показатель "Наполняемость классов" в 2012/2013 учебном году составил 11,76, в 2013/2014 учебном году 11,32.
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 № 736 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы" уведомлением о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета от 14.03.2012 до администрации Каменского района был доведен лимит на реконструкцию здания МКОУ "Каменская СОШ № 1" в сумме 1221,5 тыс. рублей.
На выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации для реконструкции здания МКОУ "Каменская СОШ № 1" отделом образования администрации Каменского района заключен муниципальный контракт от 20.04.2011 № 22 с ООО "КНК". Стоимость работ - 980,0 тыс. рублей, срок выполнения - в течение 25 дней с даты заключения контракта.
Фактически работы были приняты по акту приема-сдачи работ № 1 от 05.10.2011 (784,0 тыс. рублей) и по акту приема-сдачи работ № 2 от 24.07.2012 (196,0 тыс. рублей). За несвоевременное выполнение работ отделом образования в адрес ООО "КНК" направлена претензия об уплате неустойки (исх. от 25.10.2012 № 4153). Неустойка оплачена платежным поручением от 23.11.2012 № 601 в сумме 225,4 тыс. рублей.
Для получения из областного бюджета субсидии на оплату выполненных работ администрацией Каменского муниципального района 28.09.2012 (исх. № 732) был отправлен пакет документов в департамент архитектуры и строительной политики (вход. № 06-10/1230 от 11.10.2012). Однако денежные средства в район в 2012 году перечислены не были. Уведомлением о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета на 2012 год от 27.12.2012 департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области лимиты субсидий муниципальному району уменьшены на 1221,5 тыс. рублей.
Оплата выполненных работ частично проведена в сумме 80,0 тыс. рублей (платежным поручением от 01.03.2013 в сумме 30,0 тыс. рублей и платежным поручением от 23.04.2013 в сумме 50,0 тыс. рублей).
ООО "КНК" 28.08.2013 обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании задолженности за выполненные работы и суммы неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате выполненных работ. Сумма основного долга ответчика на 28.08.2013 составила 900,0 тыс. рублей, сумма неустойки - 169,2 тыс. рублей.
Задолженность по основному долгу (900,0 тыс. рублей) погашена в период с 30.09.2013 по 22.10.2013. В связи с этим ООО "КНК" 15.11.2013 отказалось от исковых требований в части основного долга и изменило предмет иска на взыскание с отдела образования процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) в сумме 147,7 тыс. рублей.
3.4.6. Расходы по разделу "Культура" за 2012 год составили 455,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 397,5 тыс. рублей Часть средств на основании распоряжений администрации района направлена на проведение праздничных культурных мероприятий. При этом порядок предоставления данных средств отсутствует, что не соответствует нормам ст. ст. 74, 217 Бюджетного кодекса РФ.
3.4.7. По разделу "Социальная политика" исполнение плана произведено на 86,7%, не освоено 2001,8 тыс. рублей. Основной причиной является неосвоение средств в сумме 1668,4 тыс. рублей, предназначенных для приобретения жилья молодым семьям в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" ФЦП "Жилище". Средства остались неиспользованными в связи с тем, что часть субсидий из областного бюджета поступила на счет районного бюджета 27 декабря 2012 года.
Всего расходы на обеспечение жильем молодых семей в рамках данной подпрограммы в 2012 году составили 4787,3 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 1323,0 тыс. рублей (средства федерального, областного и местного бюджетов). Выборочной проверкой установлено, что очередь для предоставления жилья формируется в соответствии с установленным порядком по дате подачи заявления. С начала действия данной программы за период 2007 - 2012 годов субсидии предоставлены 34 молодым семьям. На момент проверки в очереди числится 147 человек.
Также в рамках данного подраздела производилось расходы, связанные с обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села...". В 2012 году данные расходы составили 1265,1 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 1214,7 тыс. рублей. За период проверки обеспечены жильем 20 семей.
По подразделу "Другие вопросы в области социальной политики" на основании распоряжений администрации района в 2012 и 2013 годах оказывалась материальная помощь гражданам от 2,0 до 8,0 тыс. рублей, поощрение матерей, родивших двойню, тройню и четырех детей, а также выплаты почетному гражданину района. Общая сумма данных выплат в 2012 году составила 60,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 29,8 тыс. рублей.
Оказание материальной помощи за счет средств районного бюджета нарушает требования ст. 136 БК РФ - администрация района не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, оказание материальной помощи гражданам производилось в нарушение норм ст. ст. 74, 217 БК РФ - без утвержденных в решении о бюджете условий предоставления средств и порядка, установленного администрацией района.
3.4.8. Расходы по разделу "Физическая культура и спорт" за 2012 год составили 635,2 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 1534,3 тыс. рублей.
Первоначально в районе предполагалось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. На разработку ПСД для строительства заключен муниципальный контракт от 10.09.2010 № 69 с ОАО "Воронежоблремстройпроект". Стоимость работ - 900,0 тыс. рублей, срок окончания - 30 дней с даты подписания контракта (до 11.10.2010).
Фактически акты выполненных работ подписаны 01.04.2011 (на сумму 300,0 тыс. рублей), 20.06.2012 (600,0 тыс. рублей), т.е. в нарушение п. 2.1 муниципального контракта срок выполнения работ фактически превысил установленный на 584 календарных дня. Расчет штрафных санкций за несвоевременное исполнение работ в соответствии с п. 7.4 контракта оценивается в сумме около 140,0 тыс. рублей.
Оплата выполненных работ произведена за вычетом встречных требований в общей сумме 759,0 тыс. рублей (07.04.2011 - 300,0 тыс. рублей, в период с 08.08.2012 по 23.11.2012 - 436,0 тыс. рублей, 12.02.2013 - 23,0 тыс. рублей).
В 2013 году в соответствии с соглашением от 20 марта 2013 года о порядке взаимодействия при осуществлении совместных действий по организации строительства и финансирования строек и объектов, заключенным между департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и администрацией Каменского муниципального района Воронежской области (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 20 мая 2013 года) и постановлением правительства Воронежской области от 11.03.2013 № 167 "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности на 2013 год" Каменскому району предусмотрено выделение субсидий:
- на строительство спортивной площадки - 4326,4 тыс. рублей;
- на строительство спортивного комплекса в пгт Каменка - 14954,9 тыс. рублей.
Муниципальный контракт на разработку рабочей документации и строительство спортивной площадки МКОУ "Марковская СОШ" заключен 12.07.2013 с ООО "Трансстрой", сумма контракта составила 4256,7 тыс. рублей. Согласно акту приемки законченного строительством объекта и фактическому осмотру работы выполнены в срок и в полном объеме.
С целью заключение муниципального контракта на выполнение ПИР по объекту "Спортивный комплекс в пгт Каменка" администрацией района дважды подавались заявки на проведение запроса котировок. В первом случае (заявка на проведение запроса котировок 05.06.2013) ни одна котировочная заявка подана не была. Повторная заявка была подана администрацией 18.06.2013. По результатам запроса котировок заключен муниципальный контракт от 08.07.2013 № 3 с ООО "СпортКомплект", стоимость контракта - 494,9 тыс. рублей, срок выполнения работ - в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно акту сдачи-приемки работ от 12.08.2013 № 12 проектно-изыскательские работы выполнены в срок. Оплата выполненных работ на момент проверки не произведена.
Положительное заключение государственной экспертизы было получено 11.10.2013 за № 36-1-5-0298-13.
Следует отметить, что ранее изготовленная ПСД на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (муниципальный контракт от 10.09.2010 № 69) использована не будет, средства в сумме 759,0 тыс. рублей израсходованы неэффективно в нарушение ст. 34 БК РФ.
Муниципальный контракт на разработку рабочей документации и строительство спортивного комплекса заключен 25.11.2013 с ООО "Ремонтно-строительное управление-55". При этом контракт заключен на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по начальной (максимальной) цене - 77845,4 тыс. рублей. Правом по снижению цены контракта, согласованной с участником размещения заказа, администрация не воспользовалась.
Срок исполнения работ по контракту установлен до 01.09.2014. В соответствии с графиком работ, устройство фундаментов должно быть произведено до 31.12.2013. На момент осмотра 13.12.2013 на строительной площадке производится вырубка деревьев.
Таким образом, в 2013 году на финансирование объекта на момент проверки направлено только 258,4 тыс. рублей (за госэкспертизу). Кроме того, 09.12.2013 в районный бюджет поступили средства для оплаты выполненных работ по разработке ПСД (494,9 тыс. рублей) и средства для выплаты аванса за строительные работы (4254,4 тыс. рублей). Бюджетные ассигнования в сумме 9947,2 тыс. рублей, из предусмотренных на строительство спортивного комплекса в областном бюджете 14954,9 тыс. рублей в текущем году освоены не будут.
3.4.9. Расходы по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера" в 2012 году составили 16257,1 тыс. рублей (99,7%), за 9 месяцев 2013 года - 20930,7 тыс. рублей. Виды межбюджетных трансфертов общего характера отражены в таблице.

тыс. рублей

Вид межбюджетных трансфертов общего характера
2012 год (факт)
2013 год
план на год
факт (9 месяцев)
1
2
3
4
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (за счет средств областного бюджета)
2510,0
2462,0
2052,0
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (за счет средств местного бюджета)
7500,0
7500,0
6027,1
Иные дотации (дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов)
5951,1
16133,8
9142,7
Прочие межбюджетные трансферты общего характера
296,0
846,4
805,4
Итого межбюджетных трансфертов общего характера
16257,1
26942,2
18027,2

Нарушений при распределении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности за счет средств областного бюджета не выявлено. При распределении дотации на выравнивание за счет средств местного бюджета допущены ошибки: неверно определен коэффициент масштаба поселений, в расчетах использован налоговый потенциал и численность не по всем поселениям, первая часть дотации (Дп1) равна потребности в средствах и другие ошибки. В проекте бюджета на 2014 год данные ошибки устранены.
Межбюджетные трансферты предоставлялись поселениям и по другим разделам, в том числе в рамках раздела "Образование" перечислены трансферты на выполнение полномочий по частичному содержанию учреждений образования. Общая сумма данных межбюджетных трансфертов (2012 год - 5333,4 тыс. рублей, 2013 год (план) - 6129,0 тыс. рублей) и их распределение между поселениями утверждается ежегодно решением о районном бюджете. В нарушение ст. 142.4 БК РФ муниципальными правовыми актами представительного органа местного самоуправления не определен порядок предоставления данных трансфертов. Конкретные виды передаваемых полномочий и порядок расчета суммы межбюджетных трансфертов, передаваемых для их исполнения, определены в соглашениях, заключенных между администрацией района и администрациями поселений.
В проекте бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предлагается к утверждению методика определения объема межбюджетных трансфертов на финансирование расходов, связанных с передачей полномочий органов местного самоуправления. Нарушение Бюджетного кодекса РФ устранено.
3.4.10. Как в 2012, так и в 2013 году в нарушение ст. 6 и ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в состав главных распорядителей средств районного бюджета включены Каменское районное отделение Всероссийского общества инвалидов, МУ "Детский оздоровительный лагерь "Чайка" и МУ "Информационно-консультационный центр". При составлении проекта бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов данное нарушение устранено, вышеперечисленные организации исключены из главных распорядителей средств районного бюджета.
3.4.11. Кредиторская задолженность по районному бюджету за 2012 год сократилась на 34,9% и на 01.01.2013 составила 9038,2 тыс. рублей. За 9 месяцев 2013 года задолженность снизилась еще на 1596,0 тыс. рублей и на 01.10.2013 сложилась в сумме 7442,2 тыс. рублей. Основная сумма задолженности приходится на отдел образования, молодежной политики, спорта и туризма администрации района - 4505,8 тыс. рублей.

4. Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами

4.1. Порядок управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами

Полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности Каменского муниципального района, осуществляют Совет народных депутатов и администрация Каменского муниципального района. Администратором доходов от использования муниципального имущества является администрация района.
Полномочия по исполнению решений, постановлений и распоряжений органов местного самоуправления в сфере управления имуществом возложены на отдел аграрной политики и муниципального имущества. В соответствии со штатным расписанием в отделе предусмотрены 4 должности: начальник отдела, главный специалист (вакансия) и 2 ведущих специалиста.
В должностные обязанности начальника отдела включены вопросы, касающиеся управления и использования земельных ресурсов. Вопросы управления муниципальным имуществом в компетенцию начальника отдела и его сотрудников не входят. Два ведущих специалиста отдела занимаются вопросами аграрной политики. Таким образом, распределение обязанностей внутри отдела не позволяет в полной мере выполнять возложенные на него обязанности.
Наряду с сотрудниками отдела администрации района обязанности по земельным вопросам исполняют три специалиста МКУ "Информационно-консультационный центр" (далее - МКУ ИКЦ). Должностные регламенты специалистов МКУ ИКЦ однотипные, без распределения конкретных вопросов: на двух сотрудников возложены обязанности, связанные со строительством, на одного - по вопросам сельского хозяйства, на четверых - по земельным вопросам. Помимо вопросов управления земельными ресурсами, отраженными в должностных регламентах, фактически сотрудники МКУ ИКЦ выполняют и обязанности в сфере управления муниципальным имуществом: расчет арендной платы и взаимодействие с арендаторами по вопросам уплаты, ведение реестров заключенных договоров, ведение реестров начисленных и уплаченных арендных платежей.

4.2. Законность и эффективность управления земельными ресурсами Каменского муниципального района

Общая площадь земель Каменского муниципального района составляет 99857 га. На государственный кадастровый учет поставлены 73643 га сельхозугодий (82,8% общей площади сельхозугодий), зарегистрированы в ГУ ФРС 69802 га.
На территории района нет земельных участков, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В проверяемом периоде отделом аграрной политики и муниципального имущества администрации Каменского муниципального земельный контроль не осуществлялся. На 2014 год план контрольных мероприятий составлен и согласован с прокуратурой Каменского муниципального района.
Продажа земельных участков производилась в соответствии с действующим законодательством. В 2012 году доходы от продажи земли составили 10173,2 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 2940,7 тыс. рублей. Задолженности по оплате договоров купли-продажи нет.
В 2012 году заключено 103 договора аренды, в 2013 году - 70. В бюджет Каменского района от аренды земли поступило в 2012 году - 3770,0 тыс. рублей, на 01.10.2013 - 2267,4 тыс. рублей.
Реестр договоров аренды, начисление и учет уплаты арендных платежей ведется без использования программного обеспечения.
Выборочной проверкой нарушений в расчете арендной платы не выявлено. Работа с арендаторами по осуществлению государственной регистрации права аренды на земельные участки проводится своевременно.
На момент проверки (09.12.2013) задолженность по арендным платежам за землю составила 852,5 тыс. рублей. В ходе ведения претензионной работы достигнута договоренность о погашении до конца года задолженности ЗАО "Авангард" - 348,3 тыс. рублей, ООО "Ольховлогское" - 185,0 тыс. рублей.
Договорами предусмотрено взыскание пени за несвоевременную уплату арендных платежей. Фактически взыскание пени не производится.
В ходе проверки установлены случаи несвоевременной пролонгации договоров аренды земельных участков, заключенных с сотовыми операторами для размещения антенных опор. Так, например, ОАО "Вымпел-коммуникации" арендовал земельный участок в селе Верхние Марки по договору № 52 от 16.08.2012 на срок до 15.07.2013 и по договору № 28 от 19.09.2013 на срок с 19.09.2013 по 18.08.2014. Т.е. между сроками действия договоров (с 15.07.2013 по 19.09.2013) существует промежуток, когда арендная плата не выплачивалась.
Тот же арендатор по договору № 53 от 16.08.2012 арендовал земельный участок в с. Коденцево с 16.08.2012 по 15.07.2013 и по договору № 26 от 19.09.2013 по 18.08.2014.
Фактическое использование земли без оформления договоров аренды в период с 16.07.2013 по 18.09.2013 привело к недополучению доходов в бюджет района в сумме 83,2 тыс. рублей.
В реестре муниципальной собственности района значится полигон ТБО, балансовая стоимость объекта составляет 6921,5 тыс. рублей. Объект располагается на двух земельных участках площадью 2 га и 1,68 га, в настоящее время оформленных в собственность Каменского района. До декабря 2010 года участок площадью 2 га принадлежал на праве собственности Каменскому городскому поселению. В этот период городское поселение предоставило данный участок в аренду ООО "Вектор" для размещения полигона ТБО (договор от 12.03.2010, срок действия 10 лет, сумма годовой арендной платы - 72 тыс. рублей). Сумма арендной платы определялась на основании отчета об оценке, проведенной в 2007 году, и за время действия договора не пересматривалась. Уплата арендных платежей за 3 квартал 2013 года в сумме 18,0 тыс. рублей просрочена.
Следует отметить, что до настоящего времени эксплуатационная организация полигона ТБО не определена, бюджет района не получает доходы от использования данного объекта муниципальной собственности.
Визуальный осмотр полигона показал, что на объекте отсутствуют светильники электроосвещения, металлическая сетка по железобетонным столбам (ограждения хоззоны), срезан шлагбаум. Вагончик контора установлен не на фундаменте, за ограждением полигона ТБО. Внешний вид вагончика свидетельствует о его эксплуатации более длительное время, чем дата установки (июнь 2010 года).
С целью упорядочения использования полигона администрацией района 25.11.2013 проведен конкурс на право заключения договора аренды полигона ТБО с земельным участком площадью 1,68 га. Начальная цена лота определена на основании рыночной оценки и составляет 183,0 тыс. рублей. Торги признаны несостоявшимися, т.к. была подана одна заявка от ООО "Ресурс ТБО".
Кроме того, в требованиях, предъявляемых к участникам конкурса, установлено наличие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов. В представлении и.о. прокурора района от 20.11.2013 указано на недопустимость включения данного условия в конкурсную документацию.

4.3. Законность и эффективность управления муниципальным имуществом

После вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органам местного самоуправления района и города надлежало перераспределить имущество в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Решением Совета народных депутатов района от 13.05.2008 утвержден перечень имущества, подлежащего отнесению к собственности Каменского городского поселения. В мае 2013 года данный перечень был уточнен. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на подлежащее к передаче имущество городское поселение данное имущество на момент проверки не приняло.
Решением Совета народных депутатов района от 29.11.2012 утвержден реестр имущества, находящегося в собственности района, по состоянию на 01.10.2012. После 01.10.2012 изменения в данный реестр не вносились.
Кроме того, в нарушение п. 7 положения о ведении реестра муниципального имущества, утвержденного решением Совета народных депутатов от 25.05.2006 № 101, реестр сформирован на бумажных носителях, тогда как обязательным условием является ведение реестра в электронном виде. В нарушение п. 8 вышеназванного положения органы власти и управления муниципальным образованием, муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, являющиеся балансодержателями муниципального имущества, не представляют в администрацию Каменского муниципального района копии отчетов об изменении данных об объектах учета, на основании которых должны вноситься изменения в реестр.
Отсутствие порядка в учете имущества негативно влияет на качество управления муниципальной собственностью.
Доходы от сдачи в аренду имущества в 2012 году поступили в сумме 802,6 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 602,2 тыс. рублей. Задолженность на 01.11.2013 составила 29,0 тыс. рублей. Основная сумма задолженности приходится на ООО "Афродита" - 10,8 тыс. рублей, ООО "Евдаковский коммунальник" - 8,9 тыс. рублей.
Договорами аренды нежилого помещения предусмотрена уплата пени от просроченной суммы за каждый день просрочки. Фактически начисление пени не производится, арендаторам-должникам направляются уведомления с требованием погасить задолженность.
Муниципальное имущество предоставлено в безвозмездное пользование Управлению ЗАГС администрации Воронежской области (152 кв. м), ГКУ ВО Центр занятости населения Каменского района (46,2 кв. м), АУ ВО "Центр охраны и медицины труда" (9,6 кв. м), Каменскому благотворительному фонду "Милосердие" (6 кв. м).
В реестре муниципального имущества учтены жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального района. С нанимателями заключены договоры социального найма. В нарушении ст. 671 Гражданского кодекса в данных договорах не предусмотрена плата.
В проверяемом периоде в районе функционировало 2 муниципальных предприятия: МУП "Каменский транспортник", МУП "Химчистка". В нарушение п. 12 ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" показатели экономической эффективности деятельности данных предприятий администрацией района не утверждались.
Доходы от реализации муниципального имущества в 2012 году составили 2479,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 год - 404,4 тыс. рублей.
В соответствии с утвержденным планом приватизации в 2012 году продано здание детских яслей "Малыш" за 1301,5 тыс. рублей. Кроме того, в 2012 году произведена реализация строительных материалов, оставшихся после демонтажа нежилого здания, на сумму 737,3 тыс. рублей. Оплата произведена в полном объеме.
Также в 2012 году поступила часть оплаты (485,0 тыс. рублей) за проданные в 2010 году два нежилых помещения. Следует отметить, что сроки оплаты по договорам купли-продажи, заключенным в 2010 году, в разных документах определены по-разному: в информационном сообщении о проведении открытого аукциона - в течение 10 банковских дней после подписания договора; в протоколе о проведении открытого аукциона - в течение пяти лет, в договоре купли-продажи - срок оплаты отсутствует.
По договору от 15.11.2010 № 7 цена продажи помещения составила 246,2 тыс. рублей. Оплата части платежа в сумме 155,7 тыс. рублей произведена только 10.01.2012.
По договору от 11.11.2010 № 18 цена продажи составила 667,6 тыс. рублей. Частичная оплата по договору произведена 15.06.2012 (270,0 тыс. рублей), 23.01.2013 (170,0 тыс. рублей), 06.02.2013 (100,3 тыс. рублей).
Штрафные санкции за нарушение сроков оплаты по договорам купли-продажи не применялись и пени за нарушение срока оплаты не взимались. Помещения по договорам купли-продажи передавались покупателям по актам приема-передачи в день подписания договора без оплаты.

Выводы:
По результатам проверки отмечено увеличение инвестиций в экономику Каменского района. На территории муниципального образования реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере промышленного производства (техническое переоснащение ОАО "Евдаковский МЖК") и сельского хозяйства (развитие мясного скотоводства ООО "Заречное" и развитие молочного животноводства ООО "ЭкоНиваАгро").
Бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства, допущенные при составлении проекта и исполнении бюджета нарушения и недостатки исправлены в ходе проверки.
Вместе с тем по отдельным вопросам работу органов местного самоуправления нельзя признать эффективной.
В районе отсутствует должный учет наличия и движения муниципального имущества, что оказывает негативное влияние на качество управления муниципальной собственностью.
Кроме того, отмечен недостаточный контроль за строительством, ремонтом и реконструкцией объектов муниципальной собственности. Неэффективно осваиваются средства вышестоящих бюджетов.
Так, реконструкция водопроводных сетей х. Крутец и с. Волчанское Волчанского сельского поселения не завершена (срок - до 01.12.2013). Фактически на момент проверки выполнены и оплачены работы только на 35%. Претензионная работа как со стороны администрации поселения и района, так и со стороны заказчика-застройщика не проводилась.
В 2013 году не будут освоены средства областного бюджета в сумме 9947,2 тыс. рублей, выделенные на строительство спортивного комплекса в пгт Каменка.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Каменского муниципального района, главе Каменского городского поселения, главе Волчанского сельского поселения, руководителю отдела образования, молодежной политики, спорта и туризма администрации Каменского муниципального района.
Кроме того, главе администрации муниципального района направить письмо с приложением копий представлений, направленных в структурные подразделения администрации района, с целью контроля за устранением выявленных нарушений и соблюдением сроков направления в Контрольно-счетную палату информации об их устранении.

Начальник инспекции по контролю
доходов областного бюджета и
расходов на межбюджетные трансферты
С.И.МАКУШИН


------------------------------------------------------------------