Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.12.2013 N 2.57-2013 "О результатах проверки законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2012 году и текущем периоде 2013 года учреждениям начального профессионального образования Воронежской области"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26 декабря 2013 года № 21(115)

ОТЧЕТ № 2.57-2013
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ В 2012 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2013 ГОДА
УЧРЕЖДЕНИЯМ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.57 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2013 год, распоряжение от 04.10.2013 № 73.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональное училище № 30 г. Воронежа" - акт проверки от 29.10.2013 № 2.57/1;
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа" - акт проверки от 02.11.2013 № 2.57/2;
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональное училище № 1 г. Воронежа" - акт проверки от 17.12.2013 № 2.57/3;
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональный лицей № 39 г. Бутурлиновки" - акт проверки от 06.12.2013 № 2.57/4;
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональное училище № 43 г. Боброва имени Героя Социалистического Труда М.Ф. Тимашовой" - акт проверки от 11.12.2013 № 2.57/5.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 08 октября по 20 декабря 2013 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждений.
2. Проверка соответствия деятельности учреждений целям и функциям, определенным их учредительными документами.
3. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
4. Анализ деятельности объектов проверки, в том числе:
- обоснованности и эффективности расходов учреждений (в том числе: приобретение основных средств, медикаментов, продуктов питания, ГСМ, капитальный и текущий ремонт);
- штатной и фактической численности, оплаты труда.
5. Проверка порядка формирования и расходования средств от приносящей доход деятельности.
6. Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству.
7. Анализ выполнения учреждениями государственного задания.

Результаты контрольного мероприятия:
Подготовку специалистов с начальным профессиональным образованием в Воронежской области осуществляет двадцать одно образовательное учреждение, подведомственное департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
В соответствии с уставами основной целью создания учреждений является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
В рамках контрольного мероприятия проверено пять (24%) учреждений начального профессионального образования:
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональное училище № 30 г. Воронежа" (далее - ПУ № 30);
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональный лицей № 4 г. Воронежа" (ПЛ № 4);
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональное училище № 1 г. Воронежа" (ПУ № 1);
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональный лицей № 39 г. Бутурлиновки" (ПЛ № 39);
- ГОБУ НПО ВО "Профессиональное училище № 43 г. Боброва имени Героя Социалистического Труда М.Ф. Тимашовой" (ПУ № 43).
Проверкой исполнения государственных заданий, доведенных до учреждений учредителем, установлено, что показатели, характеризующие качество государственных услуг, 4 учреждениями выполнены. ПУ № 43 не выполнен показатель качества "Процент выпускников, получивших диплом о НПО, в общей численности выпускников образовательного учреждения НПО".
В 2012/2013 учебном году всеми проверенными учреждениями начального профессионального образования не выполнен план набора учащихся, доведенный учредителем. На 2013/2014 учебный год план набора снижен. Наполняемость групп колеблется от 8 до 29 человек.
Общая численность учащихся в 2012/2013 учебном году в проверенных учреждениях составляет 1475 чел., или 62% предельной наполняемости учреждений (2370 чел.), и на 5% меньше, чем в 2011/2012 учебном году. Стоит отметить, что численность учащихся на 01.12.2013 по сравнению с предыдущим учебным годом уменьшилась только в 2 учреждениях - ПУ № 1 и ПУ № 30, в 3 остальных численность учащихся увеличивается.
На базе 2 учреждений начального профессионального образования в 2012 году созданы: Учебный центр профессиональных квалификаций (ПЛ № 4) и Ресурсный центр (ПЛ № 39), основной целью создания которых является обеспечение качественно нового уровня начального профессионального образования путем предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий.
В соответствии с полученными лицензиями в 2013 году в Ресурсном центре при ПЛ № 39 прошли обучение 21 человек по профессии "оператор машинного доения" (общая стоимость обучения составила 165,5 тыс. рублей). Все граждане были зачислены в группу на основании заключенных договоров, за исключением 1 человека, который принят в группу в нарушение п. 4.7 положения о Ресурсном центре без договора и без оплаты услуг по обучению. Потери учреждения составили порядка 4,0 тыс. рублей.
В Учебном центре профессиональных квалификаций при ПЛ № 4 в сентябре 2013 года набраны 2 группы по профессиям "повар" (9 чел.) и "электрогазосварщик" (4 чел.). Стоимость обучения по данным профессиям составила 117,2 тыс. рублей. Столь низкое количество лиц, изъявивших желание на профессиональное обучение, подготовку или переподготовку по имеющимся у центра профессиям, может быть связано как со слабой организацией работы руководителя, так и с неисполнением до настоящего времени приказа от 07.12.2012 № 1147 департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской в части:
- получения положительного заключения на образовательные программы для реализации профессиональных квалификаций у профильного объединения работодателей;
- подготовки заказа на профессиональное обучение рабочих кадров на 2013 год, согласованного с крупными компаниями отрасли, профильными объединениями работодателей, соответствующими отраслевыми органами государственной власти Воронежской.
Необходимо отметить, документального подтверждения работы центра со службами занятости, военкоматами, выпускниками лицея с целью привлечения граждан на обучение к проверке не представлено.

Финансово-хозяйственная деятельность

Финансовое обеспечение учреждений НПО осуществляется за счет средств субсидий из областного бюджета на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и средств от приносящей доход деятельности.
Общая сумма расходов пяти проверенных учреждений в 2012 году составила 172418,9 тыс. рублей, в том числе: субсидии на выполнение государственных заданий - 148959,8 тыс. рублей (86,4% общей суммы расходов этих учреждений), субсидии на иные цели - 17618,2 тыс. рублей (10,2%), средства от приносящей доход деятельности - 5840,9 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2013 года расходы учреждений НПО произведены в объеме 130765,6 тыс. рублей, в том числе: субсидии на выполнение государственных заданий - 116551,8 тыс. рублей (89% общей суммы расходов этих учреждений), субсидии на иные цели - 7738,1 тыс. рублей (5,9%), средства от приносящей доход деятельности - 6475,7 тыс. рублей.

Оплата труда

Основная доля расходов учреждений за счет субсидии на выполнение государственного задания приходится на оплату труда и начисления в 2012 году от 43% (ПУ № 43) до 69,2% (ПУ № 1), за 9 месяцев 2013 года - от 48,3% (ПУ № 30) до 69,2% (ПУ № 1).
В проверяемом периоде оплата труда работников образовательных учреждений осуществлялась на основании положений об оплате труда, утвержденных директорами проверенных учреждений. Однако проверкой установлено, что:
- ПУ № 43 формально подошло к разработке собственного положения об оплате труда;
- в нарушение Положения об оплате труда, утвержденного приказом учредителя от 26.06.2013 № 693 <1>, в ПЛ № 39 с 01.09.2013 не введено в действие новое положение. В связи с этим при начислении в сентябре - ноябре 2013 года заработной платы не применялся индивидуальный коэффициент. Поэтому месячный доход педработников за сентябрь - ноябрь был исчислен ниже более чем на 15%.
--------------------------------
<1> Приказ департамента образования, науки и молодежной политики от 26.06.2013 № 693 "Об утверждении положения о системе оплаты труда в образовательных организациях, расположенных на территории Воронежской области".

Проверкой порядка начисления и выплаты заработной платы установлено нарушение распоряжений правительства Воронежской области от 25.09.2012 № 624-р и от 02.10.2013 № 785-р "О повышении оплаты труда" (приказа учредителя от 28.09.2012 № 941 и от 16.10.2013 № 1010) ПЛ № 4, ПЛ № 39, ПУ № 1, ПУ № 43. Вышеназванные учреждения не производили повышение оплаты труда заместителям директоров и главным бухгалтерам и до настоящего времени не исполнили распоряжение правительства и приказ учредителя.
В ПУ № 30 отмечено нарушение Трудового кодекса РФ:
- в нарушение ст. 282 не заключались трудовые договоры на выполнение работ по совместительству;
- в нарушение ст. 284 учет рабочего времени по 2 сотрудникам при работе по внутреннему совместительству не осуществлялся, записи в табеле учета рабочего времени не велись.

Приносящая доход деятельность

Доходы учреждений НПО от приносящей доход деятельности формируются за счет:
- оказания платных образовательных услуг (во всех учреждениях НПО);
- платы за проживание в общежитии (ПУ № 30, ПЛ № 39, ПУ № 1);
- возмещения коммунальных услуг (ПУ № 1, ПЛ № 39);
- от аренды помещений (ПЛ № 4, ПЛ № 39, ПУ № 30);
- от производственной деятельности (ПЛ № 39, ПУ № 43);
- спонсорская помощь (ПУ № 30);
- от сдачи металлолома (ПЛ № 39).
Проверкой установлено:
1. В ПУ № 1 утверждено Положение о внебюджетной деятельности (утвержденное директором учреждения и согласованное с профсоюзным комитетом), однако данная формулировка противоречит бюджетному законодательству, так как слово "внебюджетная" относится лишь к внебюджетным фондам. Поэтому учреждению необходимо внести в указанное положение соответствующие изменения.
По состоянию на 13.12.2013 в училище имеется просроченная дебиторская задолженность в сумме 1246,2 тыс. рублей, которая образовалась в результате:
- систематической неуплаты средств отдельными гражданами за проживание в общежитии - 553,1 тыс. рублей и возмещение стоимости предоставленных коммунальных услуг - 361,5 тыс. рублей. При этом претензионно-исковая работа с должниками не велась. За некоторыми гражданами задолженность в сумме 513,4 тыс. рублей числится более 3 лет;
- невозмещения стоимости коммунальных услуг ГБУК "Государственный Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова" за 1-й этаж общежития площадью 543,1 кв. м, который изъят из оперативного управления училища (приказ ДИЗО ВО от 01.08.2011 № 1303) и закреплен за ГБУК "Государственный Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова". Договор на возмещение коммунальных услуг заключен только 01.01.2013. Однако театром не возмещается стоимость коммунальных услуг и по настоящее время. Расходы в сумме 331,6 тыс. рублей учреждением произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.
2. Учреждениями (ПУ № 1 и ПЛ № 39) осуществлялась приносящая доход деятельность, не предусмотренная уставными документами. Так, в ПУ № 1 доходы формировались от платы за проживание в общежитии, а в ПЛ № 39 - от платы за проживание в общежитии, от сдачи в аренду имущества, от реализации с/х продукции, от производственной деятельности.
3. ПЛ № 39 в нарушение приказа ДФБП Воронежской области от 07.02.2012 № 14 "о/н" <2> в 2012 году средства в сумме 893,1 тыс. рублей, полученные в кассу учреждения от продажи зерна, подсолнечника и растительного масла, не поступали на счет учреждения. Данный факт свидетельствует о недостоверной и неполной информации по исполнению учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, так как не обеспечивает полноты отражения доходов и расходов учреждения, искажает предоставляемую отчетность. Полученные средства из кассы учреждения расходовались на выплату заработной платы и выдавались по расходно-кассовым ордерам под отчет на хозяйственные нужды.
--------------------------------
<2> Приказ ДФБП Воронежской области от 07.02.2012 № 14 "о/н" (ред. от 28.05.2012) "Об утверждении Порядка осуществления казенными, бюджетными и автономными учреждениями Воронежской области операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности".

Кроме того, установлено нецелевое использование средств от приносящей доход деятельности. Так, работы и услуги, оказанные штатными сотрудниками и сторонними физическими лицами по договорам в сумме 1313,3 тыс. рублей (в том числе начисления 304,6 тыс. рублей), оплачены с подстатьи 211 "Заработная плата". Оплата работ и услуг с данной подстатьи осуществлялась в нарушение разделов V (группа 200 расходы) Приказов Министерства финансов РФ от 21 декабря 2011 года № 180н <3> и от 21.12.2012 № 171н <4>.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства Финансов РФ от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
<4> Приказ Министерства Финансов РФ от 21.12.2012 № 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Также в проверяемом периоде имели место незаконные выплаты с подстатьи 222 "Транспортные услуги" в сумме 4,1 тыс. рублей в результате оплаты отдельным сотрудникам проезда в г. Воронеж без оправдательных документов. Начисления на эти выплаты составили - 1,2 тыс. рублей.
Наряду с этим у лицея на 01.01.2013 имелась просроченная кредиторская задолженность в сумме 646,2 тыс. рублей (208,7 тыс. рублей - оплата труда с начислениями, 163,1 тыс. рублей - изготовление сметной документации, 160,0 тыс. рублей - займы и др.). По состоянию на 01.12.2013 - 931,0 тыс. рублей (по оплате труда с начислениями (просроченная) - 533,9 тыс. рублей, за ГСМ - 213,4 тыс. рублей и др.). Имеется и дебиторская задолженность в сумме 718,7 тыс. рублей (за реализованную продукцию).
4. ПУ № 43 оказывались услуги по организации горячего питания ООО "АПК Русич". В рамках заключенных договоров учреждением за счет средств субсидии на выполнение государственного задания израсходовано 136,5 тыс. рублей на оказание услуг заказчику, что является нецелевым расходованием средств. Кроме того, в 2013 году учреждением неоднократно в акты выполненных работ и счета-фактуры не включались суммы за фактически оказанные услуги. В результате потери средств от приносящей доход деятельности составили 42,5 тыс. рублей. Необходимо отметить, что за ООО "АПК Русич" на момент проверки числится дебиторская задолженность в сумме 639,0 тыс. рублей в связи с несвоевременной оплатой услуг по договорам. Меры по привлечению к ответственности заказчика за несвоевременную оплату предоставляемых услуг учреждением не принимались.
5. ПУ № 30 в 2012 году по подстатье 222 "транспортные услуги" произведены расходы в сумме 28,0 тыс. рублей (за оказание транспортных услуг по перевозке груза). Расходы по данной подстатье в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждению не утверждены. В нарушение п. 19 Приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81н <5> изменения в план финансово-хозяйственной деятельности училищем внесены не были.
--------------------------------
<5> Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н (ред. от 02.10.2012) "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

6. ПУ № 30 и ПЛ № 39 допущены неэффективные расходы в результате уплаты штрафов и пени в общей сумме за проверяемый период 70,2 тыс. рублей (ПУ № 30 - 51,9 тыс. рублей, ПЛ № 39 - 18,3 тыс. рублей).

Использование имущества

Для обеспечения уставной деятельности за учреждениями на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области.
Свидетельства о государственной регистрации права на оперативное управление на все объекты недвижимости оформлены только в ПУ № 43.
В остальных учреждениях в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления оформлены не на все объекты. Так, не оформлены правоустанавливающие документы:
- в ПЛ № 4 на жилое помещение в общежитии по адресу: г. Воронеж, ул. Хользунова, д. 66, кв. 3, к. 5 (площадью 16,4 кв. м), переданное в оперативное управление учреждению на основании приказа ДИЗО ВО 16.12.2011 № 2247, и на 8 объектов сооружений из 16 объектов недвижимости, числящихся в бухгалтерском учете;
- в ПУ № 30 на 11 объектов недвижимости (2 гаража, 4 склада, водопровод, канализация, спортивная площадка, теплосеть и низковольтные электросети);
- в ПУ № 1 на 3 объекта недвижимости (водопровод, канализация и кирпичная уборная);
- в ПЛ № 39 на 5 объектов (кузница, котельная, ПРУ подстанция, уборная и спортивная площадка) из 17.
На все земельные участки образовательными учреждениями зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством. Исключением является ПЛ № 39, которому постановлением администрации Бутурлиновского района Воронежской области от 25.11.2004 № 315 в постоянное пользование для учебных целей переданы 4 участка пахотных земель общей площадью 3148000 кв. м. Право постоянного (бессрочного) пользования данными участками не зарегистрировано:
В учреждениях имеются здания и сооружения, не числящиеся в бухгалтерском учете.
- на земельном участке ПЛ № 39 по ул. Петровской, 42 расположен самовольно построенный капитальный гараж на 3 бокса без разрешающих документов на его размещение. На земельных участках по ул. Дорожной, 33 и по ул. Блинова, 56 по периметрам земельных участков имеются железобетонные заборы;
- на земельном участке ПУ № 1 по ул. Маршала Одинцова, 17 находятся 5 гаражей (170 кв. м), собственники которых учреждением до настоящего момента не установлены, имеется забор из металлопрофиля, а по ул. Рационализаторов, 6 - металлический гараж;
- на земельном участке ПУ № 30 по ул. Сеченова, 18 расположен кирпичный гараж и недостроенные кирпичные сооружения (общей площадью 190,2 кв. м) без разрешающих документов на их размещение и имеются металлический и кирпичный заборы;
- на земельном участке ПЛ № 4 по ул. Ростовская, 55 незаконно расположен металлический гараж (площадью около 35 кв. м) без разрешающих документов на его размещение и имеется металлический забор;
- часть территории ПУ № 43 огорожена металлическим забором.
Помимо этого, в ходе проверки отмечены факты нарушения ст. 298 Гражданского кодекса РФ, т.е. без согласования с собственником имущества сторонним лицам предоставлялись помещения:
- ПУ № 30 заключен договор о совместной деятельности с Воронежским казачьим обществом войскового казачьего общества "Центральное казачье войско", согласно которому училище предоставляет помещение (спортивный зал), а казачье общество предоставляет спортивный инвентарь для занятий спортом и проведению спортивных мероприятий с учащимися. Проверить контингент занимающихся в данном зале не представилось возможным, так как во время, предусмотренное расписанием занятий, никто в зале не занимался.
- ПЛ № 39 без заключения договора в нарушение ст. 161 Гражданского кодекса РФ отделению ФГУП "Почта России" передано помещение площадью 78,6 кв. м в здании общежития. Также без заключения договора сдавалось в аренду помещение столовой сторонним физическим лицам для проведения различных мероприятий (свадеб, банкетов и т.д.). Необходимо отметить, что данный вид предоставления услуг осуществлялся в нарушение п. 1.5 СанПиН 2.4.5.2409-09 <6>, в соответствии с которым столовые образовательных учреждений могут использоваться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приготовления блюд, их хранения и реализации только учащимся лицея. Использование их в иных целях не допускается. Кроме того, учреждение сдавало в аренду ЗАО "СМУР" земельный участок, расположенный по адресу: Бутурлиновский муниципальный район, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, площадью 12400 кв. м (договор аренды земельного участка от 28.03.2012 № 4).
--------------------------------
<6> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с СанПиН 2.4.5.2409-08. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

Также проверкой установлены факты неэффективного использования государственного имущества. К примеру, в ПУ № 1 не используется по назначению здание овощехранилища площадью 382,8 кв. м (в нем находится личное имущество неустановленных лиц). В ПУ № 30 не используются 4 складских помещения площадью 259,8 кв. м (полуразрушенные здания, непригодные к использованию), помещение швейной мастерской (55,2 кв. м) и помещение (161,2 кв. м) в здании учебно-производственных мастерских (занято вышедшей из строя и непригодной к эксплуатации мебелью). В ПЛ № 4 не используется помещение овощехранилища площадью 423 кв. м, а в гараже площадью 48,6 кв. м находится неисправный автомобиль со 100% износом. В ПУ № 43 не используются помещения, которые находятся в аварийном состоянии, - ангар, теплица, омшаник, столярная мастерская, овощехранилище, часть помещения мастерской и клуб (общей площадью порядка 1564,0 кв. м).
Кроме того, выявлены факты неэффективного использования оборудования и транспортных средств, которые продолжительное время не используются учреждениями. Например, ПУ № 1 не используется компьютерное оборудование, книги, мебель и транспортные средства на общую сумму 1745,2 тыс. рублей. В ПЛ № 4 не используется оборудование стоимостью 2903,6 тыс. рублей (компьютерное и учебное оборудование, мебель, транспортное средство), в ПУ № 30 стоимостью 1569,1 тыс. рублей (компьютерное и учебное оборудование (станки), мебель, книги, транспортные средства), в ПЛ № 39 стоимостью 7521 тыс. рублей (сельскохозяйственная техника и навесное оборудование к ней, транспортные средства), в ПУ № 43 стоимостью 1132,6 тыс. рублей (зернопогрузчик, сеялка и 3 разбрасывателя).
Стоит отметить, что для обеспечения деятельности Учебного центра профессиональных квалификаций (ПЛ № 4) и Ресурсного центра (ПЛ № 39) учреждениями было закуплено оборудование, которое не используется более 10 месяцев: в ПЛ № 4 - 3 компьютеризированных малогабаритных дуговых тренажера сварщика и 1 стационарный тренажер сварщика Soldamatic на сумму 1832,5 тыс. рублей; в ПЛ № 39 - 4 доильных аппарата, 2 доильных автомата, пульсаторы в сборе, молокоприемный узел, 4 молочных крана, автоматическая промывка молокопроводов на сумму 767,6 тыс. рублей.
В ходе проверки в 2 учреждениях выявлено оборудование, не числящееся в бухгалтерском учете: в ПУ № 30 в тренажерном зале находятся 2 тренажера, 3 боксерские груши и спортивный ковер, а в ПУ № 1 - 7 тренажеров.

Использование общежитий

Во всех образовательных учреждениях имеются общежития для учащихся. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" все нуждающиеся в жилой площади учащиеся обеспечены местами в общежитии.
В трех общежитиях (ПУ № 1, ПУ № 30 и ПЛ № 39) в нарушение ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса проживают посторонние лица, не состоящие в трудовых отношениях с образовательными учреждениями. Данным лицам предоставлено для проживания в общежитиях ПУ № 1 - 36% всех жилых комнат общежития, ПУ № 30 - 28%, ПЛ № 39 - 34%. Необходимо отметить, что 47% проживающих в общежитии ПУ № 1 имеют свидетельства о государственной регистрации права на закрепленные за ними помещения.
Нарушение ч. 1 ст. 105 Жилищного кодекса РФ отмечено в общежитиях ПЛ № 39 и одном из общежитий ПУ № 30, где на 1 учащегося приходится от 4 до 5 кв. м (норматив - 6 кв. м).
Необходимо отметить, что во всех общежитиях имеются жилые комнаты, которые не используются. Так, в ПЛ № 4 свободны 192 комнаты, ПУ № 1 - 44 ком., ПУ № 43 - 35 ком., в ПУ № 30 - 42 ком., ПЛ № 39 - 14 ком.
Также во всех проверенных учреждениях проверкой отмечены нарушения СП 2.1.2.2844-11 <7> в части укомплектованности мебелью комнат в общежитии (ПУ № 1, ПЛ № 4), отсутствия в душевых комнатах отверстий вентиляционных каналов (ПЛ № 4, ПУ № 30, ПУ № 43), отсутствия дверей в туалетных кабинах (ПУ № 30, ПУ № 43). Помимо этого, в ПУ № 30 в нарушение п. 3.4 сторонние лица, не являющиеся работниками учреждения, и сотрудники учреждения проживают совместно с учащимися без разделения на секции и оборудования отдельных входов. В ПЛ № 39 в нарушение п. 3.1 отсутствует душевая кабина на этаже у девочек, комнаты для самостоятельных занятий, комнаты отдыха и досуга, комната воспитателя, кабинет врача и изолятор, тогда как в общежитии имеются свободные комнаты.
--------------------------------
<7> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 № 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений" (вместе с "СП 2.1.2.2844-11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...").

Иные нарушения

В ПЛ № 39 бухгалтерский учет не автоматизирован, тогда как Инструкция № 157н <8> предусматривает автоматизацию бюджетного учета, при которой операции формируются в базах данных программного комплекса. Работа по переходу на такой учет учреждением не осуществляется. Авансовые отчеты заполнялись в нарушение форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и Методических указаний по их применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н (отсутствуют записи по выдаче, остатку и перерасходу подотчетного лица).
--------------------------------
<8> Приказ Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" от 01 декабря 2010 года № 157н.

В нарушение п. 2 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н в ПУ № 43 квартальные отчеты не формируются.
В ПУ № 1 списание медикаментов осуществлялось согласно ведомости на отпуск лекарственных средств, а журнал их выдачи в медицинском кабинете не велся, поэтому фактическое использование медикаментов подтвердить документально не представляется возможным. Дебиторская задолженность в сумме 1246,2 тыс. рублей в части возмещения коммунальных услуг от физических и юридических лиц не числилась по бухгалтерскому учету и в отчетности учреждения не отражалась. Данный факт свидетельствует об увеличении нормативных затрат училища на оплату коммунальных услуг и, следовательно, увеличении объема субсидии на выполнение государственного задания.
При заполнении отдельных путевых листов допускались исправления без подкрепления подписи участника хозяйственной операции и без указания даты внесения исправлений (ПЛ № 4, ПУ № 30, ПУ № 43).
В ПУ № 30 при списании горюче-смазочных материалов до октября 2013 года применялись несоответствующие объему двигателя нормативы расхода топлива, что привело к необоснованному расходу средств областного бюджета в сумме порядка 600 рублей.
При проведении сверки фактического пробега автомобилей (показаний спидометров) с данными путевых листов установлены расхождения показаний, что привело к неправомерному списанию топлива на общую сумму порядка 14,0 тыс. рублей (ПЛ № 4, ПУ № 43).
Кроме того, стоит отметить тот факт, что в учреждениях начального профессионального образования (ПУ № 1, ПЛ № 4, ПУ № 30, ПУ № 43) в проверяемом периоде предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств в нарушение ст. 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не проводились.
В ПЛ № 39 выявлено нарушение Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и Письма Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257 (описание маршрута движения записывается не по всем пунктам следования автомобилей).
Проверкой выплаты пособий по социальной помощи и стипендий учащимся нарушений не установлено.

Выводы:
Деятельность проверенных учреждений начального профессионального образования соответствует целям их создания. В то же время проверкой выявлены отдельные нарушения Гражданского кодекса, Жилищного кодекса, Федерального закона "О бухгалтерском учете", неэффективное использование имущества, неэффективное и нецелевое использование как средств субсидий, выделенных на выполнение государственных заданий, так и средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также другие недостатки, которые отмечены в актах проверок.

Предложения:
1. В целях устранения выявленных недостатков и нарушений направить представления в учреждения, подведомственные департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
2. Направить информационное письмо в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Руководитель проверки
О.В.ЭПШТЕЙН


------------------------------------------------------------------